Максимальное количество баллов за все выполненные задания – 66.




Прочитайте фрагмент статьи «Дети поправляют взрослых» (Л. Введенская, Н. Колесников).

В 1970 г. в Минске проходила Всесоюзная научная конференция.

Известные учёные обсуждали актуальные проблемы лексикологии. Когда же объявили перерыв, то внимание участников конференции привлекла стенная газета «Лексиколог». Желающих прочитать её было так много, что приходилось ждать, когда можно будет подойти поближе. Что же так заинтересовало учёных? Сенсационное открытие в лингвистике? Сообщение о том, что нашли древнейшую рукопись? Расшифровали непонятный доселе текст? Нет! Что-то другое. Ведь те, кому удалось прочитать, отходили с улыбкой, вслух повторяли какие-то слова, стараясь их запомнить, чтобы потом рассказать другим и вместе посмеяться. Так что же было напечатано в стенгазете «Лексиколог»? Оказывается, в ней поместили первый выпуск

«Энтимологического словаря».

Вскоре после конференции Б.Ю. Норман, принимавший непосредственное участие в составлении словаря, в сборнике «Вопросы языка и литературы» (г. Новосибирск) опубликовал материал под названием «Всерьёз о шутке». Он состоял из «Энтимологического словаря», включавшего 204 слова, и комментария к нему. Об «игре в энтимологию» узнали после публикации многие лингвисты в стране. Игра понравилась. Вот некоторые примеры из

«Энтимологического словаря»: временщик – «часовой мастер», гравитация (дворниц.) – «посыпание дорожек гравием», жрец (неодобр.) – «чревоугодник», застрахованный – «запуганный», интервент (журн.) – «лицо, у которого берут интервью», колики – «шприцы», прелюдия – «первая человекообразная обезьяна». В таком внешнем, порою остроумном сближении разных этимонов, их частей содержатся элементы комического. Вызвать улыбку, рассмешить – вот цель, которой руководствуются создатели «энтимологических» словарей.

Подберите для «Энтимологического словаря» 2 слова. Запишите шутливое значение этих слов, указав, из каких частей слова следует данное вами значение. Например: беспечный – человек, у которого дома нет печки, т. к. бес- (без-) – приставка, обозначающая отсутствие или недостаток признака; -печ- – печь (печка); -н- – суффикс имени прилагательного со значением признака или свойства по отношению к тому, что названо исходным словом.


Критерии оценки

За подобранное слово и пояснение его значения – 1 балл (слово без значения не учитывается).

За указание на составные части слова – 1 балл.

Если участник укажет не все составные части, то – 0,5 балла. За указание на значение элементов слова – не более 2-х баллов. Итого 8 баллов.

Например, из этого же словаря:

БАРХАН (вост.) — хозяин бара, состоит из двух корней: бар – небольшой ресторан, хан - монарх, владетельный князь у тюркских и монгольских народов.

 

Задание 2 (6 баллов)

Определите слова в схеме, учитывая приведённую для каждого слова информацию и отмеченный стрелками порядок словообразования.

 
 

 

Модель ответа

1) колоть

2) сколоть

3) осколок

4) осколочек

5) осколочный

6) скол

Критерии оценки

За каждое правильно указанное слово – по 1 баллу.

Итого 6 баллов.

Задание 3 (7 баллов)

Прочитайте приведённый ниже фрагмент:

За таковые доказательства благоприязни мы старались изъявить благодарность, не взирая, что искреннее гостеприимство иногда отрывало нас от занятия по службе. (Ф.Ф. Беллинсгаузен. «Двукратные изыскания в Южном Ледовитом океане…»)

Заполните пропуски во фрагменте ниже. Одной цифре соответствует одно слово или одна морфема.

В приведённом контексте слово благоприязнь – антоним однокоренному слову (1), то есть лексическое значение слова благоприязнь можно определить как (2). Интересно также посмотреть на морфемный состав существительного благо приязнь. Исторический корень «второй части» этого слова – (3). Данный корень можно встретить в устаревшем глаголе (4), означающем относиться доброжелательно, и в существительном мужского рода (5), которое может использоваться в качестве фамильярного обращения к незнакомцу (разг.).

Интересный факт: у существительного (1) есть древнее значение (6), которое можно установить, например, по контексту да не обидими боудемъ ѿ неприязни, где последняя словоформа трактуется книжниками как ѿ сотоны, синонимом которого и является слово (6).

 

Модель ответа и критерии оценки

Пропуск Слово или морфема
(1) неприязнь
(2) Доброжелательство (дружба, дружество)
(3) -прия-
(4) приять
(5) приятель
(6) дьявол

По 1 баллу за восстановление пропусков (1)–(5), 2 балла за восстановление пропуска (6).

Итого 7 баллов.


Задание 4 (10 баллов).

В языках бывает так, что сочетание гласного звука со смычно-проходным носовым согласным М или Н может в позиции перед другим согласным преобразоваться в носовой гласный. Так, например, общеславянское слово

* minti в старославянском дало мѧти с носовым [e]. В свою очередь, носовой гласный может преобразоваться в чистый гласный. Так, в русском языке носовой ѧ превратился в [a], и мѧти стало мять.

Представьте, что в русском языке подобным преобразованиям подверглись ударные слоги АМ, АН / ЯМ, ЯН; ОМ, ОН / ЁМ, ЁН; УМ, УН / ЮМ, ЮН; ЫМ,

ЫН / ИМ, ИН и ЭМ / ЭН, ЕМ / ЕН в позиции перед заднеязычными согласными Г и К: сначала они стали носовыми гласными, а затем превратились в чистые гласные. При этом гласные меняли качество следующим образом: а→о→у→ы→а;

я→ё→ю→и→я; э→а;

е→я.

Задание. Расшифруйте фразы, которые могли получиться в результате приведённых преобразований.

Не бейся фалогой о штогу.

Не будет шеряги – не будет и сюги. Болука не ест солёку из краки.

Напитки в туких склёках и луких риках всегда с пякой. На соках – сыка с бухокой, сыку не кукай.

В даке не видна ёка, и лошадюка не тянет лёку.

Модель ответа и критерии оценки

Не бейся фалангой о штангу (1 балл).

Не будет шеренги – не будет и сёмги (1 балл). Болонка не ест солянку из крынки (1,5 балла).

Напитки в тонких склянках и ломких рюмках всегда с пенкой (2,5 балла). На санках – сумка с буханкой, сумку не комкай (2 балла).

В дымке не видна ямка, и лошадёнка не тянет лямку (2 балла).

Итого 10 баллов.


Задание 5 (8 баллов)

Даны следующие предложения на македонском языке и их переводы.

Го носам оревот. Я несу грецкий орех (этот).

Ја читаш книгата. Ты читаешь книгу (эту). Носиш ореви. Ты несёшь грецкие орехи (любые). Гледаат орел. Они смотрят на орла (любого).

Ги гледам орлите. Я смотрю на орлов (этих).

Читам книги. Я читаю книги (любые).

Молзам крава. Дою корову (любую).

Примечание. Буква ј читается как [й].

Задание. Переведите на македонский язык. Они смотрят на орла (этого).

Ты читаешь книги (эти).

Я несу грецкие орехи (эти). Я смотрю на книгу (любую).

 

Модель ответа и критерии оценки

Го гледаат орелот. Ги читаш книгите. Ги носам оревите. Гледам книга.

За каждое предложение – 2 балла, если всё верно; если одна ошибка, 1 балл, более одной ошибки – 0 баллов.

Итого 8 баллов.

Задание 6 (6 баллов)

Прочитайте фрагмент известного стихотворения:

«Собака кусается»... Что ж, не беда. Загадочно то, что собака,

Хотя и кусается, но никогда

Себя не кусает, однако... (Б. Заходер. «Загадочный шум»)

 

Вопросы и задания

1. Объясните, на какую особенность постфикса - ся указывает автор.

2. Рассмотрите также глаголы умываться, строиться, бояться, целоваться, задираться. К какому из этих глаголов ближе всего кусаться по значению - ся? Почему не к другим? Объясните.


Модель ответа и критерии оценки

1. Автор показывает, что в случае собака кусается постфикс - ся не обозначает возвратность глагола, хотя по формальному признаку его всё равно называют возвратным(1 балл), так как «собака <…> себя не кусает» (1 балл за приведение доказательства из текста): -ся в кусаться имеет значение «свойство, признак», «обладать свойством, признаком» (1 балл), а не «возвратность».

2. К задираться (0,5 балла), так как здесь у постфикса -ся такое же значение

«обладать свойством, признаком» (0,5 балла). Не к умываться (здесь

«возвратность»), не к строиться (здесь «пассивность действия», допускается

«возвратность», страдательный залог), не к бояться (отсутствует семантика постфикса - ся; глагол не употребляется без -ся), не к целоваться (здесь

«взаимное действие») (по 0,5 балла за объяснение к каждому примеру, всего

2 балла).

Итого 6 баллов.

Задание 7 (6 баллов)

Как известно, в древнерусском языке существовали редуцированные («сверхкраткие») гласные Ъ («ер») и Ь («ерь»), которые в процессе развития языка подвергались различным изменениям. В слабых позициях (на конце слова и перед слогами с «полными», не редуцированными гласными) они выпадали, ср.: домъ → дом; дьнь (день), но дьня → дня. Напротив, в сильных позициях (перед слогом с редуцированным гласным в слабой позиции и в сочетаниях «ър», «ьр», «ъл», «ьл») эти гласные прояснялись, а именно [ъ] переходил в [о], а [ь] – в [э], ср.: с ъ нъ → с о н; в ь сь → в е сь.

Для наглядности приведена таблица.

Сильные позиции Слабые позиции
Перед слогом со «слабым» редуцированным: сънъ → сон В абсолютном конце неодносложного слова: домъ, гость
В сочетаниях «ър», «ьр», «ъл», «ьл»: търгъ, вьрхъ, пълкъ, жьлтый (жёлтый), льнъ (лён) Перед слогом с «полным» гласным: дъва, съпати

В памятниках письменности XIII–XVII вв. встречается слово «тща». Предположите, чему оно может соответствовать в современном языке, и обоснуйте свою гипотезу.

Назовите характерное для русского языка фонетическое изменение ударного гласного в корне.


 

Модель ответа и критерии оценки

Это слово «тёща» (2 балла). Форма «тща» является свидетельством падения редуцированных. В исходной форме «тьща» редуцированный ь, находясь перед слогом с гласным полного образования в безударной позиции, утрачивался (1 балл). В результате его утраты образовывалось труднопроизносимое сочетание согласных, ср.: тща. В данном случае для его устранения необходимо прояснение слабого редуцированного: Ь [ь]→Е [э] (1 балл).

В данном слове также присутствует переход Е [э] в Ё [’о] в ударной позиции после мягкого согласного. Так, [т’]еща изменилось в [т’о]ща (2 балла) (ср.: тесть).

Итого 6 баллов.

Задание 8 (5 баллов)

В русском языке имеются следующие глаголы: разбежаться, заиграться, засидеться, въесться, разлететься, вработаться.

В чём заключается их особенность с точки зрения морфемики и слово- образования? Свой ответ обоснуйте.

Модель ответа и критерии оценки

Все эти глаголы образованы от однокоренных глаголов с помощью приставки и постфикса -ся- (1 балл): бежать → раз-бежать-ся, сидеть → за-сидеть-ся и т. д. (1 балл, если есть хотя бы один пример). Особенность заключается в том, что приставка и постфикс присоединяются одновременно (1 балл), а не последо- вательно, как это чаще всего происходит в русском языке (1 балл). За упоминание термина «циркумфикс» (или «конфикс») – 1 балл.

Итого 5 баллов.

Задание 9 (5 баллов)

Иностранцы, изучающие русский язык, нередко допускают ошибки. Перед вами два предложения.

Я видел смешной зверь в зоопарке. Я купил новый тетрадь в клеточку.

Определите, представлена ли в этих предложениях одна и та же ошибка? Поясните своё решение.

Модель ответа и критерии оценки

Нет, не одна и та же (1 балл). В первом предложении ошибка заключается в употреблении слова зверь как неодушевлённого (2 балла), а во втором – в нарушении согласования по роду (2 балла).

Итого 5 баллов.


Задание 10 (5 баллов)

В южнорусских говорах можно встретить такие предложения. У сестре была я. Сегодня идём к сестре. О сестре говорили. Радовался весне он. О весне только и мечтала. Зима у весне забрала всё.

В чём состоит особенность склонения выделенных слов? Свой ответ обоснуйте.

Модель ответа и критерии оценки

Наблюдаем совпадение форм (с окончанием ) родительного (1 балл), дательного (1 балл) и предложного (1 балл) падежей единственного числа (1 балл) существительных на (1 балл).

Итого 5 баллов.

 
 

Максимальное количество баллов за все выполненные задания – 66.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: