Тема: «Гигиеническая оценка расписания уроков в школе методом ранжирования»




Цель работы: с использованием таблицы И.Г.Сивкова научиться ранжировать сложность предметов и учитывая это рационально составлять учебное расписание.

 

Для выполнения данной работы необходимо обладать знаниями, которые излагаются в работе №10. В данной работе предлагается при составлении расписания уроков пользоваться таблицей И.Г.Сивкова, в которой трудность каждого предмета ранжируется в баллах.

Ход работы:

1. С использованием таблицы провести ранжирование предметов по степени сложности:

Предмет Количество баллов
Математика, русский язык  
Иностранный язык  
Физика, химия  
История  
Родной язык, литература  
Естествознание, география  
Физкультура  
Труд  
Черчение  
Рисование  
Пение  

2. Провести анализ полученных результатов, при этом следует учитывать:

а) для 9-11 классов наибольшее количество баллов за день по сумме всех предметов должно приходиться на вторник и среду;

б) для 5-8 классов наибольшая нагрузка (по сумме баллов за день) должна приходиться на вторник и четверг, в то время как в среду расписание следует облегчить.

3. Составьте развернутое гигиеническое заключение с выдачей конкретных предложений по улучшению учебно-воспитательного процесса в школе.

 

 

Контрольные вопросы:

1. Что такое усталость?

2. Что такое утомление?

3. Что такое переутомление? Как оно проявляется?

4. Какова динамика работоспособности учащихся в течение учебного дня?

5. Какова динамика работоспособности учащихся в течение учебной недели?

6. Каково значение активного отдыха в учебно-воспитательном процессе?

Работа № 12

Тема: «Определение умственной работоспособности учащихся»

Цель работы: освоить методику определения умственной работоспособности учащихся с использованием корректурной пробы.

Оборудование: таблицы В.Я.Анфимова (см. Приложение 2).

 

При длительной учебной работе у учащихся на фоне развивающегося утомления отмечается снижение работоспособности по линии количественных и качественных изменений, которые могут быть выявлены по изменению темпа и качества работы- на этом основаны методики изучения умственной работоспособности.

Корректурная проба выполняется с помощью специальных таблиц, представляющих собой набор различных букв или сочетаний, лишенных смыслового значения. Задание сводится к вычеркиванию или подчеркиванию различных букв или их сочетаний. Результаты работы подвергаются анализу, выявляющему качество и количество проделанной работы.

Ход работы:

1. По команде «начинайте» в течение 2 мин испытуемый начинает вычеркивать буквы- «Х» и «И».

2. По команде «заканчивайте» испытуемый уголком отмечает то место, где был закончен просмотр.

3. В течение последующих 2 мин, по команде «начинайте» испытуемый продолжает вычеркивать буквы «Х» и «И», а сочетания «ВХ» и «ВИ» подчеркивать.

4. По команде «заканчивайте» испытуемый должны закончить работу.

5. Проведите анализ полученным результатам по следующей схеме:

а) Подсчитайте количество просмотренных знаков и допущенных ошибок во всей работе (d) и отдельно в 1 и 2 (d¹) частях работы.

Ошибкой следует считать пропущенные, не зачеркнутые заданные буквы и любые зачеркнутые не заданные буквы, а также не подчеркнутые заданные буквосочетания или подчеркнутые не заданные буквосочетания.

 

б) Рассчитайте величину, характеризующую степень подвижности нервных процессов- чем выше величина К (ближе к 2), тем больше подвижность нервных процессов:

К= У

У-У¹,

где У- это количество всех знаков, обработанных данным испытуемым,

У¹- количество обработанных знаков при выполнении усложненной (2) части пробы.

 

в) Рассчитайте коэффициент продуктивности по формуле:

 

Q= С ²

С+d,

где С- количество просмотренных строк, d- количество ошибок всех видов.

г) Результаты проведенной пробы оформите в виде таблицы:

 

Время выполнения Общее задание (за 4мин) Задание с дифференци- ровкой (2 часть работы) К Q C С²
  У d У¹        
В начале занятия                
В конце занятия                

 

д) Сделайте выводы о состоянии умственной работоспособности. В каком направлении отмечаются изменения- в темпе или качестве Вашей работы?

 

Контрольные вопросы:

1. Что такое утомление?

2. Каковы причины утомления?

3. Перечислите основные признаки утомления?

4. Перечислите пути борьбы с утомлением?

 

Работа № 13



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: