Цель работы: с использованием таблицы И.Г.Сивкова научиться ранжировать сложность предметов и учитывая это рационально составлять учебное расписание.
Для выполнения данной работы необходимо обладать знаниями, которые излагаются в работе №10. В данной работе предлагается при составлении расписания уроков пользоваться таблицей И.Г.Сивкова, в которой трудность каждого предмета ранжируется в баллах.
Ход работы:
1. С использованием таблицы провести ранжирование предметов по степени сложности:
Предмет | Количество баллов |
Математика, русский язык | |
Иностранный язык | |
Физика, химия | |
История | |
Родной язык, литература | |
Естествознание, география | |
Физкультура | |
Труд | |
Черчение | |
Рисование | |
Пение |
2. Провести анализ полученных результатов, при этом следует учитывать:
а) для 9-11 классов наибольшее количество баллов за день по сумме всех предметов должно приходиться на вторник и среду;
б) для 5-8 классов наибольшая нагрузка (по сумме баллов за день) должна приходиться на вторник и четверг, в то время как в среду расписание следует облегчить.
3. Составьте развернутое гигиеническое заключение с выдачей конкретных предложений по улучшению учебно-воспитательного процесса в школе.
Контрольные вопросы:
1. Что такое усталость?
2. Что такое утомление?
3. Что такое переутомление? Как оно проявляется?
4. Какова динамика работоспособности учащихся в течение учебного дня?
5. Какова динамика работоспособности учащихся в течение учебной недели?
6. Каково значение активного отдыха в учебно-воспитательном процессе?
Работа № 12
Тема: «Определение умственной работоспособности учащихся»
|
Цель работы: освоить методику определения умственной работоспособности учащихся с использованием корректурной пробы.
Оборудование: таблицы В.Я.Анфимова (см. Приложение 2).
При длительной учебной работе у учащихся на фоне развивающегося утомления отмечается снижение работоспособности по линии количественных и качественных изменений, которые могут быть выявлены по изменению темпа и качества работы- на этом основаны методики изучения умственной работоспособности.
Корректурная проба выполняется с помощью специальных таблиц, представляющих собой набор различных букв или сочетаний, лишенных смыслового значения. Задание сводится к вычеркиванию или подчеркиванию различных букв или их сочетаний. Результаты работы подвергаются анализу, выявляющему качество и количество проделанной работы.
Ход работы:
1. По команде «начинайте» в течение 2 мин испытуемый начинает вычеркивать буквы- «Х» и «И».
2. По команде «заканчивайте» испытуемый уголком отмечает то место, где был закончен просмотр.
3. В течение последующих 2 мин, по команде «начинайте» испытуемый продолжает вычеркивать буквы «Х» и «И», а сочетания «ВХ» и «ВИ» подчеркивать.
4. По команде «заканчивайте» испытуемый должны закончить работу.
5. Проведите анализ полученным результатам по следующей схеме:
а) Подсчитайте количество просмотренных знаков и допущенных ошибок во всей работе (d) и отдельно в 1 и 2 (d¹) частях работы.
Ошибкой следует считать пропущенные, не зачеркнутые заданные буквы и любые зачеркнутые не заданные буквы, а также не подчеркнутые заданные буквосочетания или подчеркнутые не заданные буквосочетания.
|
б) Рассчитайте величину, характеризующую степень подвижности нервных процессов- чем выше величина К (ближе к 2), тем больше подвижность нервных процессов:
К= У
У-У¹,
где У- это количество всех знаков, обработанных данным испытуемым,
У¹- количество обработанных знаков при выполнении усложненной (2) части пробы.
в) Рассчитайте коэффициент продуктивности по формуле:
Q= С ²
С+d,
где С- количество просмотренных строк, d- количество ошибок всех видов.
г) Результаты проведенной пробы оформите в виде таблицы:
Время выполнения | Общее задание (за 4мин) | Задание с дифференци- ровкой (2 часть работы) | К | Q | C | С² | ||
У | d | У¹ | d¹ | |||||
В начале занятия | ||||||||
В конце занятия |
д) Сделайте выводы о состоянии умственной работоспособности. В каком направлении отмечаются изменения- в темпе или качестве Вашей работы?
Контрольные вопросы:
1. Что такое утомление?
2. Каковы причины утомления?
3. Перечислите основные признаки утомления?
4. Перечислите пути борьбы с утомлением?
Работа № 13