Средства обучения, их основные виды.




Современные средства обучения. Рациональная организация учебной деятельности учащихся

Вопросы:

Средства обучения, их основные виды.

Компьютеризированное обучение.

Самоорганизация учебной деятельности учащихся. Рациональная организация учебной деятельности учащихся.

Средства обучения, их основные виды.

Средство обучения — это объект, который использован учителем и учащимися для усвоения новых знаний. Сам по себе этот объект существует независимо от учебного процесса, да и в учебном процессе он может участвовать как предмет усвоения, средство обучения либо в какой-то другой функции.

Средствами обучения (Хуторской) называют орудия деятельности учителя и учеников, применяемые ими как по отдельности, так и совместно. Например, демонстрационное оборудование предназначено в основном для учителя, а лабораторное – для ученика; а вот традиционные мел и доска могут использоваться ими совместно.

Средства обучения представляют собой материальные или духовные ценности, необходимые для достижения учебно-воспитательных целей. Обычно они используются с соответствующими (адекватными) методами обучения. Но если методы отвечают на вопрос «как учить?», то средства — «с помощью чего учить?»

К традиционно используемым средствам обучения относятся: учебники, рисунки, таблицы, речь, оборудование учебных мастерских, кабинетов, лабораторий, информационные (компьютерные) средства и средства организации и управления учебным процессом. Орудия познавательной деятельности увеличивают её эффективность, поскольку служат средством достижения целей образовательной деятельности.

Эффективность использования средств достигается при их определенном сочетании с содержанием и методами обучения. Связь средств и методов неоднозначная: одно какое-либо средство обучения чаще всего может использоваться в сочетании с различными методами обучения, и наоборот, для использования одного метода можно подобрать несколько адекватных средств. Это обусловлено многоцелевыми возможностями использования средств и методов, в частности развитием технических средств (ТСО) обучения, разработкой унифицированных (единообразных) стендов для демонстрационного эксперимента и практикумов.

Понятие о средстве обучения используется в дидактике для обозначения одного из компонентов деятельности учителя и учащихся наряду с другими компонентами (образ конечного продукта, предмет преобразования, средства и технология деятельности). Средство обучения «расположено» между учащимся и учебной информацией. Его функции аналогичны средствам труда (молоток, станок, комбайн и т.д.). Существует определенная связь между структурами обучения (духовного производства личности) и производительным трудом (производством ценностей культуры).

Систематическое использование разнообразных и целесообразных средств обучения позволяет повысить успеваемость и качество знаний учащихся, содействует их умственному развитию и становлению способностей. Дидактическая эффективность средств обучения достигается при их определенном сочетании с учебной информацией, задачами, методами обучения. Чем разнообразнее задачи, методы и средства обучения, тем более развитым становится человек.

Классификация средств обучения. Объекты, используемые в качестве средств обучения, имеют определенные характеристики (свойства), такие как возможность их зрительного и (или) слухового восприятия, технология применения, системность, назначение и др. Каждая характеристика может служить основанием для их классификации. Средства обучения можно классифицировать по различным основаниям: по субъекту деятельности, по составу объектов, их функции в учебном процессе, отношению к учебной информации и т.д.

По субъекту деятельности средства обучения разделяются на средства преподавания и средства обучения. В принципе, иногда это одни и те же средства, но используемые каждым субъектом (учителем и учащимся) в своих целях и по своей технологии. Преподаватель использует средства обучения для объяснения и беседы (коммуникации), управления учебным процессом, а учащиеся с их помощью усваивают знания.

По составу объектов различают материальные и идеальные средства обучения. К материальным средствам относятся: учебники и пособия, таблицы, наглядные пособия, модели, макеты, учебно-технические средства, лабораторное оборудование, помещения, мебель; микроклимат, в котором работают ученики, расписание занятий и др.

Идеальные средства обучения — это те ранее усвоенные знания и умения, которые использует учитель и учащиеся для усвоения новых знаний. Гениальный русский педагог и психолог Л.С. Выготский (1896—1934) выделяет следующие средства (орудия) обучения: речь, письмо, схемы, условные обозначения, чертежи, диаграммы, произведения искусства, художественную литературу и др. В общем случае идеальное средство — это орудие освоения культурного наследия, новых духовных ценностей.

По отношению к учебной информации средства обучения распределяются на средства изучения нового материала, средства запоминания, повторения и закрепления, средства контроля качества знаний (в том числе тесты), средства организации и управления учебным процессом и информационные средства обучения.

По отношению к источникам появления - искусственные (приборы, картины, учебники) и естественные (натуральные объекты, препараты, гербарии).

По сложности – простые (образцы, модели, карты) и сложные (видеомагнитофоны, компьютерные сети).

По особенностям строения – плоские (карты), объёмные (макеты), смешанные (модель Земли), виртуальные (мультемидийные программы).

По способу использования - динамичные (видео) и статичные (кодопозитивы).

По характеру воздействия – визуальные (диаграммы, демонстрационные приборы), аудиальные (магнитофоны, радио) и аудиовизуальные (телевидение, видеофильмы).

По носителю информации – бумажные (учебники, картотеки), магнитооптические (фильмы), электронные (компьютерные программы), лазерные (СД-РОМ, ДВД).

По уровням содержания образования – средства обучения на уровне урока (текстовый материал и др.), на уровне предмета (учебники), на уровне всего процесса обучения (учебные кабинеты).

По отношению к технологическому процессу – традиционные (наглядные пособия, музеи, библиотеки), современные (средства массовой информации, мультимедийные средства обучения, компьютеры), перспективные (веб-сайты, локальные и глобальные компьютерные сети).

По функциям в учебном процессе средства обучения классифицируются на средства коммуникации (общения) и средства учебной работы. Учебная работа есть процесс решения задач, проблем, вопросов, выполнения различных упражнений. Обучение — коммуникативно-деятельностный процесс, в котором коммуникация (общение) сочетается с учебной деятельностью (работой) преподавателя и учащихся. Коммуникация — это процесс кодирования (в терминах речи учителя), передачи (написания, произнесения) и приема информации (понимания и начального запоминания) учащимися. Она может осуществляться в различных формах: цветное изображение, с помощью запахов, определенных поз, посредством жестов, но в обучении наряду с ними ведущую роль играет устная и письменная речь, духовное общение преподавателя и учащихся. Основой содержания общения является идея, мысль, а средством ее выражения служит речь.

Наглядные средства обучения. Являются важнейшими в составе материальных средств обучения. Их обычно классифицируют в три группы.

1. Объемные пособия (модели, коллекции, приборы, аппараты и др.).

2. Печатные пособия (картины, плакаты, портреты, графики, таблицы).

3. Проекционный материал, различаемый по виду носителя информации: кинофильмы, видеофильмы, слайды, диски, дискеты и др.

Для использования проекционного материала применяют технические средства обучения (ТСО). Существуют следующие виды ТСО: информационные, программированного обучения, контроля знаний, тренажеры, комбинированные. К ним относятся: кинопроекторы, диапроекторы, эпипроекторы, графопроекторы, видеомагнитофоны, телевизионные комплексы, персональные компьютеры (ПК), компьютерные системы. Они постоянно совершенствуются. Промышленность выпускает также специализированные ТСО: лингафонные кабинеты для изучения иностранных языков, комплексы для изучения физики, математики и других предметов. Эффективность использования ТСО в обучении зависит от частоты их применения в течение года и от длительности работы с ними на уроке. В РБ введён Государственный стандарт на средства обучения материально-технические в сфере образования и определён Типовой перечень средств обучения и учебно-производственного оборудования для общеобразовательных и специальных школ, дошкольных учреждений, ПТУ.

Методика использования видеоматериалов. Работа с любым аудиовизуальным сред­ством обучения (экранным пособием) предполагает определенную методику его ис­пользования. Основные этапы этой работы:

1. Определение учителем роли и места пособия в структуре занятия.

2. Подготовка учеников к просмотру материала, формулирование заданий.

3. Просмотр материала.

4. Обсуждение увиденного, выполнение заданий.

На первом этапе, еще до занятия, учитель продумывает цели и структуру занятия, отбирает для показа те видеофрагменты, которые наилучшим образом позволяют до­стигать поставленные цели. Иногда, например, во время проведения открытых уроков, некоторые учителя специально «нагружают» урок техническими средствами. Делать этого не следует. Любое средство должно органично сочетаться с формой и содержани­ем занятия, соответствовать его целям и общей дидактической системе педагога.

На втором этапе (во время самого занятия) создается эмоциональный и деловой настрой учеников для просмотра видеофрагмента. Если ранее с детьми данные техни­ческие средства не использовались, возможна краткая беседа по объяснению их прин­ципов работы и назначению. Далее дается установка на восприятие отдельных элемен­тов и всего видеофрагмента в целом. Учитель кратко поясняет видеофрагмент, фор­мулирует задание, организующее восприятие материала учениками

Третий этап формирует зрительскую культуру детей, учит их реагированию на уви­денное, позволяет соотнести целевые установки с восприятием информации и собствен­ной мыслительной работой. В это время возможно использование следующих приемов: а) стоп-кадр, во время которого даются комментарии учителя, формулируется и обсуждается вместе с учениками вопрос; б) повторное воспроизведение фрагмента с воз­вращением к поставленному вопросу; в) синхронный комментарий учителем или уче­ником демонстрируемого средства (например, одному из учеников при выключенном звуке предлагается «озвучить» видеоряд).

Четвертый, завершающий этап проходит как обсуждение, дискуссия, ответы на поставленные вопросы. Возможно индивидуальное или групповое выполнение зада­ний с последующим представлением и обсуждением результатов.

В качестве учебных фильмов учитель может использовать свои собственные под­борки видеоматериалов, а также специально издаваемые учебные видеофильмы. На­пример, имеются следующие видеофильмы по биологии: «Биосферные заповедники», «Глобальная экология», «Жизнь растений», «Многообразие животных».

Дополнительные методические возможности по сравнению с видеомагнитофоном и телевизором предоставляют видеофильмы, выполненные на мультимедийной осно­ве в форме CD-Rom или DVD и исполняемые с помощью компьютера и соответствую­щего проекционного аппарата. В этом случае учитель может быстро возвращаться к любой части фильма; останавливать кадр для более детального рассмотрения и ком­ментариев; использовать одновременно другие средства обучения, в том числе и не­электронные; копировать видеоряд или звуковое сопровождение фильма для распе­чатки, размещения в электронных базах данных; использовать видеоматериалы для подготовки и защиты учениками творческих работ по изучаемой теме.

Материальные средства, необходимые для усвоения всей учебной дисциплины, составляют систему, производную от системы учебного предмета. Система средств обучения строится согласно следующим принципам:

1. Оборудование должно полностью удовлетворять педагогическим требованиям, предъявляемым к другим элементам учебного процесса: наглядно воспроизводить существенное в явлении, быть легко воспринимаемым и обозримым, иметь эстетический вид и т.д.;

2. Все приборы, имеющие общее назначение (силовые трансформаторы, выпрямители, кабели, электропроводка и т.д.) должны соответствовать друг другу и демонстрационным установкам.

3. Количество и типы средств обучения должны полностью обеспечивать материальные потребности учебной программы в системе.

4. Средства обучения должны соответствовать реальным условиям работы и потребностям местного населения.

5. Методически грамотное применение средств обучения повышает эффективность учебного процесса.

Как показали исследования, правильное использование технических средств обучения позволяет улучшить понимание рассматриваемой проблемы на 25%, повысить уровень запоминания учебного материала на 35%, сократить время на изучение проблемы на 20-25%. Применение ТСО будет эффективным при условии, что педагог свободно владеет техникой, хорошо подготовлен организационно, умеет заранее чётко определить место ТСО в системе занятий и учебно-воспитательном процессе в целом. Результативность работы зависит и от того, насколько полно он может извлекать из экранно-звуковых средств заложенную в них информацию, развёртывать беседу по содержанию, связывать преподносимые сведения с жизнью. Важно также, как преподаватель строит переход от своего слова к просмотру, как активизирует слушателей, используя их опыт.

Наиболее рациональной формой организации системы средств обучения является кабинетная система, в которой все средства обучения по одному предмету (или используемые одним учителем) располагаются в одном помещении – кабинете, к которому при необходимости добавляются лаборантская, мастерская и т.п.

В кабинете должны быть обеспечены все условия для демонстрации наглядных пособий: источники постоянного и переменного тока, заземление и затемнение, проекционная аппаратура, экран и т.д. Наглядные пособия желательно иметь для каждой новой темы урока.

Наглядные пособия выполняют следующие функции:

1) ознакомление с явлениями и процессами, которые не могут быть воспроизведены в кабинете;

2) ознакомление с внешним видом объекта в его современном виде и в историческом развитии;

3) наглядное представление об устройстве объекта, принципе его действия, управлении им, технике безопасности;

4) наглядное представление об измерении, характеристиках и параметрах явления;

5) знаковое изображение этапов эксплуатации, изготовления или проектирования изделия;

6) информация об истории науки и перспективах развития.

Важную роль в обучении играют коллекции и модели. Учебные коллекции — это наборы предметов или веществ, подобранных по определенным признакам или характеристикам и служащих как для изучения нового материала, так и для повторения пройденного и самостоятельной работы. Широко известны коллекции по ботанике, зоологии, физике, химии, рисованию, для труда в мастерских. Например, коллекции портретов, книг, красок, молотков, напильников, гвоздей, пластмасс и т.д. Многие коллекции выполняются учащимися вместе с преподавателями.

При объяснении нового материала часто используют демонстрационные коллекции, изготовленные на большом листе картона или фанеры. Коллекции для самостоятельной работы делаются небольшими, они хранятся в коробках и используются на уроках в качестве раздаточного материала. Модели бывают трех типов:

а) на которых можно показать принцип действия объекта;

б) на которых изображены устройство и схема работы;

в) воспроизводящие внешний вид изделия.

Наиболее эффективна модель первого типа: ее демонстрация производит сильное впечатление, вызывает повышенный интерес. Действующие схемы со светящимися индикаторами используются, когда необходимо показать процесс или действие различных факторов, причинно-следственные связи. Модели третьего типа обычно изготавливаются силами учащихся в кружке для демонстрации внешнего вида крупногабаритных изделий в уменьшенном виде либо, наоборот, очень малых объектов (молекулы, гены, клетки) в увеличенном виде. При этом пропорции между элементами реального предмета выдерживаются редко: наиболее важные детали выносятся на передний план. Они более крупные по размеру и выделены ярким цветом. Величина и цвет значимых деталей определяются закономерностями зрительного восприятия, а не фактическими размерами.

Печатные пособия (таблицы, плакаты, диаграммы и т.д.) изготовляются в типографиях либо учащимися вместе с преподавателями, лаборантами. Они проще и дешевле, чем модели. Их необходимо хранить в подвешенном состоянии или закрепленными в стойке, в защищенными от света, пыли и прямых солнечных лучей месте, что бы не выгорала краска и не портилась бумага.

Мысль как средство обучения. Использование мысли, идеи как средства деятельности в решении возникающих проблем — обычное явление в жизни образованного человека. Например, человек, которому необходимо вытащить застрявшую в болоте машину, сначала задумывается над вопросами о том, как это можно сделать. Так же и преподаватель, готовясь к уроку, продумывает формулировки основных положений темы, подбирает примеры, ищет слова и выражения, которые могут вызвать познавательный интерес учащихся, выбирает средства и методы логического обоснования и рассуждения. Так же и учащиеся, получив задание, вначале определяют средства и методы его выполнения; актуализируют (вспоминают) усвоенные ранее знания. Усвоенная информация, ставшая знанием, является также и «первоначальным арсеналом» (выражение Л.С. Выготского) методов и средств обучения. Из нее учащийся «черпает» способы рассуждения, доказательства, расчеты, восприятия.

В процессе систематического обучения усвоенное знание становится средством усвоения новых знаний, развития эмоциональной, волевой и интеллектуальной сфер личности. Некоторые из них оказывают существенное влияние на преимущественно интеллектуальное развитие. Эти интеллектуальные (умственные) средства обучения (доказательства, рассуждения) играют ведущую роль в умственном развитии. Они могут быть даны учащимся в готовом виде в процессе объяснения нового материала (правила поведения, решения задач, написания букв, анализа явлений), но могут быть смоделированы учащимися самостоятельно или в совместной деятельности с преподавателем. Развивающий эффект зависит от способа усвоения нового средства обучения.

Идеальные методы и средства — это «мысли о мыслях». Чтобы преподаватель мог их изложить, необходимо их представить в соответствующей форме. Одна из них — речевое изложение средств рассуждения и анализа — вербализация. Другая форма — представление этих средств в виде абстрактных символов, графиков, таблиц, схем, кодов, чертежей, диаграмм — материализация. К ним же относятся опорные конспекты, изобретенные талантливым русским педагогом, ученым, учителем-новатором В.Ф. Шаталовым. Творчески работающие учителя также разрабатывают свои средства материализации (наглядные пособия), которые оказывают положительное влияние на мотивацию, умственное развитие и успеваемость учащихся.

Материальные и идеальные средства обучения взаимодополняют друг друга. Материальные средства связаны с возбуждением интереса и внимания, осуществлением практических действий, запоминанием и усвоением новых знаний; идеальные — с пониманием, логикой рассуждения, культурой речи, запоминанием, развитием теоретического мышления. Между сферами влияния материальных и идеальных средств нет четких границ: часто они вместе влияют на становление определенных качеств личности учащегося.

Идеальные средства используются первоначально в речи учителя и учащихся как краткое, символическое обозначение предметов. Учитель воздействует материализованными средствами на сознание учащихся, добиваясь понимания материала. Затем учащиеся используют материализованные средства в совместной деятельности, общении, объяснении и взаимопомощи в решении задач. Этот процесс получил название интериоризации: преобразование внешнего во внутреннее в процессе решения новых задач. В нем материализованные средства становятся также вербализованными. В процессе решения задач речь постепенно превращается в мысль. Внешние, материализованные средства в результате интериоризации становятся средствами мышления учащихся.

Дидактическая роль и функции каждого средства обучения закладываются в них на этапе проектирования и изготовления. Основные дидактические функции средств обучения:

· компенсаторность – то есть облегчение процесса обучения, уменьшение затрат времени и сил, здоровья учителя и учеников;

· информативность – передача необходимой для обучения информации;

· интегративность – рассмотрение изучаемого объекта или явления по частям и в целом;

· инструментальность – безопасное и рациональное обеспечение определённых видов деятельности учащихся и педагога.

В современной школе существует система средств обучения – совокупность предметов учебного оборудования, обладающая целостностью, автономностью и предназначенная для решения образовательных задач.

По каждому учебному курсу имеется и постоянно обновляется перечень рекомендуемых средств обучения, имеющих предметную специфику. Например, системы средств обучения по гуманитарным предметам во многом состоят из пособий на печатной основе: учебных книг, дидактических материалов, таблиц, картин. Естественнонаучные курсы предполагают значительный объём натуральных объектов, моделей, приборов для наблюдения и экспериментов. Курсы технологии предусматривают наличие станков, инструментов и соответствующих приспособлений.

Независимо от вида средства обучения существуют общие дидактические требования для учителя по подготовке урока с их использованием:

· проанализировать цели урока, его содержание и логику изучения материала;

· выделить главные элементы, которые должны быть усвоены учащимися (факты, гипотезы, законы), выделить те из них, которые нуждаются в демонстрации предмета, явления или их изображения;

· установить, на каком этапе и для какой цели необходимо использование средств обучения;

· отобрать оптимальные средства обучения, установить их соответствие целям урока;

· определить методы и приёмы, с помощью которых будет обеспечена познавательная деятельность учащихся, сформулировать задания.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-08-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: