1.1. Что такое Модель ООН. Э то ролевая игра, в ходе которой её участники, как правило, студенты вузов или школьники старших классов средней школы, выступают в роли представителей различных стран в органах ООН (комитетах, как их ещё называют), работа которых имитируется в данной Модели.
В настоящее время модели ООН проводятся в учебных заведениях десятков стран во всех регионах мира. Многие из них являются международными. В качестве рабочего языка в большинстве таких моделей чаще всего используется английский. Однако бывают модели ООН, работающие на двух языках с синхронным переводом (английском и французском, английском и арабском, английском и испанском) или без перевода: одни органы работают на английском, другие — на национальном языке страны, в которой Модель проводится, например, арабском, китайском, японском, русском и др.
К числу наиболее популярных международных моделей ООН относят и ежегодную Московскую международную модель ООН имени В. Чуркина, свидетельство тому постоянно возрастающее число заявок на участие в ней. Её проведение на базе Московского государственного института международных отношений МИД России позволило придать ей по-настоящему профессиональный характер. Имея открытый международный характер и собирая более 700 делегатов ежегодно, она стала одновременно для студентов МГИМО факультативным курсом по практическим основам многосторонней дипломатии, официально скромно именуемым «Моделирование органов ООН».
В ходе Московской международной модели ООН в МГИМО, которая проводится ежегодно в течение 6 дней в середине апреля, более 700 студентов и школьников старших классов имитируют работу 12 комитетов: четырёх главных органов ООН: Генеральной Ассамблеи, Совета Безопасности, Экономического и социального совета, Международного суда, а также ряда функциональных органов — ЭКОСОС, главных комитетов Генеральной Ассамблеи, других вспомогательных органов или специализированных учреждений ООН. На Модели ООН в 2017 году участники имитировали работу 12 комитетов ООН: 3 из них, в том числе Генеральная Ассамблея (193 страны), работали на русском языке, 5 — на английском и по одному — на французском, испанском, арабском и китайском языке.
|
Характерной особенностью любой Модели ООН является организация всей работы на основе принципов и материалов, используемых в самой Организации Объединённых Наций. Это означает, что имитируется работа органов ООН, которые рассматривают вопросы, стоящие на повестке дня самой ООН, с соблюдением принципов и правил процедуры, действующих в ООН. Отход от этих принципов недопустим. Случается, например, что излишне «инициативные» руководители включают в повестку дня своей Модели ООН вопросы из повестки дня ООН, но со своей «улучшенной» формулировкой, которые, с их точки зрения, звучат «правильней», чем в ООН.
Это приводит к тому, что участники такой Модели не имеют необходимых ориентиров для работы, то есть докладов и резолюций ООН и позиций стран по обсуждаемому вопросу. В итоге получается не Модель ООН, а некий обмен мнениями по международной тематике с использованием терминологии ООН.
Другая важная особенность моделей ООН состоит в том, что они являются, главным образом, студенческими конференциями, подготовка и проведение которых обеспечивается, в основном, силами самих студентов. Консультации и тренинги со стороны преподавателей важны, но не они определяют судьбу и качество моделей ООН. Важно также подчеркнуть, что модели ООН являются не только открытыми для участия студентов других учебных заведений, но и открытыми для сотрудничества, взаимной поддержки, обмена председателями и т.п.
|
1.2. Для кого и для чего проводятся модели ООН. Модель ООН является формой обучения практическим основам многосторонней дипломатии, прежде всего для учебных заведений, ориентированных на подготовку профессиональных международников.
Как правило, Модель ООН проводится, прежде всего, для студентов или школьников собственного учебного заведения и является открытой для других учащихся. Широкая популярность моделей продемонстрировала позитивное влияние на всех, кто в них участвует. «Моделисты», как себя часто называют активные участники моделей ООН, отличаются от своих сверстников большим объёмом знаний, умением более свободно, аргументированно и убедительно выступать перед большой аудиторией, лучшим пониманием проблем современного мира и важности развития взаимопонимания и сотрудничества для их успешного решения, навыками работы в команде и т.п. Преимущества использования в любом учебном заведении такого дополнительного ресурса в качестве средства обучения и воспитания личности очевидны.
Другим фактором развития в учебных заведениях своих моделей ООН является их престижность. Несмотря на большой поток критики в адрес Организации Объединённых Наций, порой справедливой и полезной, но чаще очень тенденциозной, достаточно широко распространено понимание того, что ООН является главной универсальной организацией, занимающейся решением практически всех глобальных проблем. Этим и определяется интерес к ООН и понимание важности заниматься её изучением и оказывать ей поддержку.
|
Последнее является главной причиной того, что Модель ООН была включена в число основных программ советской Ассоциации содействия ООН, деятельность которой без перерыва была продолжена Российской ассоциацией содействия ООН. Всемирная федерация ассоциаций содействия ООН (ВФАСООН) в 2003 году включила проведение моделей ООН в программу своей деятельности и успешно провела по одной региональной Модели ООН в Африке и Латинской Америке и три Модели ООН — в Азиатско-Тихоокеанском регионе: в 2004 г. — в Китае, в 2006 г. — в Индии и в 2008 г. — в Южной Корее. Этот процесс был прерван, поскольку ООН стала проводить свою Глобальную модель ООН, к подготовке и проведению которой привлекалась и ВФАСООН.
1.3. Кто участвует в Модели ООН. Большинство нынешних моделей ООН являются открытыми, хотя они могут иметь и определённые ограничения: предназначаться только для студентов или только для школьников, иметь возрастные или региональные ограничения и т.п.
Наиболее авторитетные модели ООН стараются набирать участников на конкурсной основе. Это, естественно, лишает часть малоопытных претендентов возможности свободно попасть на Модель ООН. Каждый претендент должен доказать свою заинтересованность, определённую компетентность и готовность работать, выполняя требования организаторов Модели. Все модели ООН стремятся развиваться и совершенствоваться. Соответственно организаторы стремятся отбирать в состав участников тех кандидатов, кто, по их определению, может этому способствовать.
Что касается учебных заведений — организаторов моделей ООН, то обучающиеся в них студенты и школьники могут не подвергаться конкурсному отбору. Для них это прекрасная возможность пройти первую школу и, как говорится, «на ощупь» определить, насколько такого рода «деятельность» их увлекает.
Некоторые студенты проходят через Модель ООН один раз, сдают успешно зачёт, если таковой в их вузе предусмотрен, и больше к Модели не возвращаются. Но не они «делают погоду» в функционировании и развитии моделей ООН. Многие участники, попробовав раз Модель ООН «на вкус», часто ещё в школе или на первом курсе в вузе «заболевают» ею, стараются участвовать в разных моделях ООН в качестве делегатов или членов Секретариата и, накопив достаточный опыт, стремятся стать экспертами, получить пост Генерального секретаря или председателя того или иного комитета своей Модели ООН, а затем и других дружественных моделей ООН. Полноценное выполнение всех обязанностей на этих постах — «высший пилотаж» в модельном движении.
Эта категория студентов, как правило, легко справляется с учёбой и у них остаётся достаточно времени, чтобы полноценно участвовать ежегодно в разных моделях ООН. Не следует забывать, что подавляющее большинство серьёзных моделей ООН проходит в учебное время и продолжается чаще всего от трёх до пяти дней. В МГИМО она работает в течение шести дней.
Студенты, прошедшие успешно через несколько моделей ООН в разных ролях (делегатов, экспертов, председателей), оказываются подготовленными к активному и квалифицированному участию практически в любых международных конференциях и в самых разнообразных качествах.
В моделях ООН, как правило, принимают участие наиболее любознательные и инициативные молодые люди, зачастую обладающие ярко выраженными лидерскими качествами. Для них Модель ООН становится важной школой жизни, и сами они становятся полноценными активными гражданами своей страны и мирового сообщества.
1.4. Для чего нужна Модель ООН её участникам. «Вклад в своё будущее» — таков один из девизов Секретариата Московской международной модели ООН, который используется при проведении презентаций с целью привлечения студентов и учащихся старших классов средних учебных заведений к участию в предстоящей Модели ООН.
На основе вышеизложенного представляется очевидным, что полноценное участие в Модели ООН, особенно многократное и в разных ролях, включая роли эксперта, Генерального секретаря и председателя, является весьма редким доступным студентам в ходе учёбы источником приобретения дополнительных знаний по актуальным проблемам человечества и способам их решения, а также многих важных компетенций, которые необходимы практически в любой области деятельности, особенно в сфере международного сотрудничества.
Создавая программу распространения Модели ООН в нашей стране, Ассоциация содействия ООН исходила также из того, что приобретённые в ходе участия в Модели знания, умения и навыки способствуют тому, что молодой человек становится в студенческие годы не только специалистом в той или иной области, но и полноценным активным гражданином, понимающим связь между проблемами и процессами на локальном, национальном и международном уровнях и стремящимся участвовать в их решении.
Раздел 2
Подготовка к участию в Модели ООН
2.1. Основные требования к участникам Модели ООН. Организацией практически любой Модели ООН занимается её Секретариат, возглавляемый, как и в самой Организации Объединённых Наций, Генеральным секретарём. Помимо решения организационных вопросов, связанных с созданием благоприятных условий для работы участников Модели и, в частности, с подготовкой необходимых материалов, одной из главных забот Секретариата является обеспечение «качественного» состава участников.
Успешное участие в Модели ООН требует серьёзной и разносторонней подготовки. Поэтому её организаторы стараются, прежде всего, побудить потенциального участника в принципе убедиться, что предлагаемая содержательная программа Модели ООН вызывает у него серьёзный интерес, и он готов затратить на подготовку и участие в Модели немало времени и усилий.
2.2. Тезисы и/или мотивационное письмо. Организаторы практически всех авторитетных моделей ООН требуют от потенциального участника представить вместе с заявкой на участие мотивационное письмо с обоснованием своего интереса к выбранной теме или тезисы с изложением своего личного понимания проблемы, вынесенной на обсуждение в выбранном органе и путей её решения. Этот документ в объёме 1-2 страниц должен быть подготовлен и представлен вместе с заявкой о регистрации на языке работы данного органа. Он, как правило, проверяется программой «Антиплагиат».
В Секретариате каждой Модели ООН должны быть лица, которые занимаются рассмотрением заявок на участие и мотивационных писем
или тезисов по теме повестки дня того или иного органа.
В Московской международной модели ООН, например, в каждом органе есть член Секретариата, который утверждён на роль эксперта по теме повестки дня. Его роль в подготовке и проведении Модели является одной из ключевых. Как правило, это студент, который имеет хороший опыт работы делегатом. Он готовит доклад по теме повестки дня своего органа, который после его утверждения размещается на сайте Модели в разделе данного органа, по возможности, ещё до начала приёма заявок на участие в Модели. Он также готовит рекомендации к написанию тезисов, которые размещаются на сайте и служат ориентиром для потенциальных участников при подготовке ими тезисов. Подобная подготовительная работа эксперта, если она выполнена на высоком уровне, даёт все основания для уверенности, с одной стороны, в его компетентности, с другой стороны, в его способности объективно оценивать тезисы по данной теме, присылаемые потенциальными участниками вместе с заявкой на участие.
Эксперт является первым членом Секретариата, который рассматривает заявку и тезисы, оценивает их, при необходимости предлагает их доработать, после их принятия проводит с кандидатом собеседование по связи системы «Skype» или по телефону. Такая процедура позволяет эксперту получить достаточно ясное представление об общей подготовленности кандидата к работе в данном комитете по принятой теме, об уровне его владения рабочим языком комитета, потенциальных возможностях кандидата и, если оценка эксперта позитивна, решить вопрос о выборе для него страны, которую он будет представлять. Одна из важнейших задач эксперта — распределить между будущими участниками страны таким образом, чтобы наиболее подготовленные из них представляли страны, проводящие наиболее активную политику в данной области, и тем самым создать благоприятные условия для интересной дискуссии и продуктивной работы в ходе подготовки и обсуждения проекта резолюции.
В случае если эксперт не удовлетворён уровнем подготовки кандидата, эксперт уполномочен отказать в приёме, предложить прислать новый вариант тезисов и т.д. Он наделён такими полномочиями, поскольку является одной из центральных фигур в руководстве органа, отвечающей за его конечный содержательный результат, т.е. за качество итоговой резолюции.
В ходе самой Модели эксперт отвечает за соответствие готовящихся проектов резолюции в своём органе требованиям, предъявляемым к таким документам в ООН. По этой причине он самым непосредственным образом должен быть заинтересован в отборе по-настоящему хорошо подготовленных кандидатов в делегаты.
В других моделях ООН мотивационные письма или тезисы могут рассматриваться специально назначенным заместителем председателя соответствующего органа, который в ходе Модели будет отвечать за содержание итогового документа, или другим членом Секретариата, на которого возложены такие функции. В любом случае должна быть уверенность в том, что отбор кандидатов на участие в Модели ООН ведется ответственно и скрупулёзно.
Одно из правил Модели ООН предусматривает, что никто не может представлять страну, гражданином которой он является. Это ставит всех делегатов в равные условия: каждый из них должен изучить позицию другой страны, которую ему доверено представлять, и затем реально, убедительно и эффективно отстаивать её интересы в ходе работы всей Модели. В этой практике кроется глубокий смысл, поскольку такая работа позволяет рассмотреть проблему изнутри, более широко и разносторонне и способствует лучшему пониманию позиций других стран, что в свою очередь способствует более успешному достижению компромисса.
Как правило, подавляющее большинство кандидатов на участие в Модели стремится получить право представлять сравнительно узкий круг государств, являющихся наиболее активными и влиятельными участниками международных отношений. Очевидно, что трудно получить право представлять страну в соответствии со своими пожеланиями. Однако участники, зарегистрировавшиеся первыми и представившие хорошие тезисы, имеют на это больше шансов. Но число распределяемых в органе стран быстро уменьшается, и в случае с наиболее популярными органами (Совет Безопасности, Совет по правам человека) при поздней регистрации есть риск остаться «за бортом» выбранного органа вообще.
В Организации Объединённых Наций, как и в моделях ООН, разные страны имеют неодинаковую степень заинтересованности в решении той или иной проблемы и, соответственно, различную степень вовлечённости в процесс её обсуждения и в выработку решений по ней.
С учётом этого интереса потенциального участника, а также уровня его владения рабочим языком, на котором будет вестись работа в данном органе, организаторы распределяют страны. Человек, показавший в мотивационном письме или в тезисах хорошее понимание проблемы и владение языком, имеет все шансы представлять страну, которая занимает активные позиции по данной проблеме, что позволит её представителю в данном органе играть активную роль в процессе работы Модели и соответственно вносить существенный вклад в обеспечение хорошей работы органа.
На этапе представления мотивационного письма или тезисов необходимо доказать реальное знакомство с вынесенной на обсуждение конкретной проблемой, её местом в проблематике, которой занимается Организация Объединённых Наций, продемонстрировать реальный интерес к ней. Кандидат на участие в Модели должен в процессе подготовки хорошо изучить указанную проблему, чтобы в ходе работы в органе быть в состоянии учитывать её связь с другими актуальными проблемами, стоящими на повестке дня ООН, вовлечённость различных органов ООН и роль других организаций в её решении и т.п. для того, чтобы все аспекты обсуждаемого вопроса и возможные пути его решения получили достаточно полное отражение в итоговой резолюции или другом документе (некоторые органы принимают доклад по итогам своей работы), который будет органом принят.
2.3. Позиция страны. Следующее требование к зарегистрированному участнику Модели ООН, получившему статус делегата и, одновременно, право представлять конкретную страну и отстаивать её интересы в данном органе, — хорошо изучить позицию своей» страны, чтобы на первом этапе работы в ходе представления позиций стран сделать это достойно и убедительно. Как правило, регламент Модели ООН отводит на такие выступления в том или ином органе каждому делегату 2-3 минуты. В Генеральной Ассамблее, в работе которой могут участвовать более 190 делегатов, а продолжительность заседаний не превышает времени работы менее многочисленных органов, на такие выступления даётся чаще всего 1 минута. Опытным «моделистам» иногда удаётся использовать различные уловки для получения дополнительного времени для выступления.
В Модели ООН в МГИМО уже на подготовительном этапе требования к зарегистрированным для участия в Модели делегатам более жёсткие, чем на многих других популярных моделях ООН. В частности, от делегата, получившего право представлять ту или иную страну, требуется в течение трёх недель подготовить и прислать руководству органа развёрнутую позицию данной страны. Хорошее знание этой позиции является важнейшей предпосылкой для её активной защиты в ходе работы органа и способности проявлять достаточную гибкость при её обосновании. Это важно для того, чтобы при обсуждении и подготовке итогового документа обеспечить сочетание интересов своей страны с позициями других стран, с тем чтобы добиться его принятия в идеальном случае при общем одобрении, т.е. без голосования, под аплодисменты. В реальной деятельности ООН принятие резолюции на основе консенсуса также является очень хорошим итогом работы, хотя её одобрение подавляющим большинством голосов также считается нормальным результатом. Степень отражения интересов страны в итоговом документе и есть конечный результат, на основе которого можно определить успешность работы делегата.
Представленная делегатом в письменном виде позиция страны размещается на сайте, что позволяет другим делегатам уже на подготовительном этапе знакомиться с позициями различных стран и на основе этого знания определить потенциальных партнёров и союзников по переговорам и, соответственно, противников. С ними предстоит особенно тщательно поработать, чтобы добиться общих подходов, не отступая при этом от позиций собственной страны.
В начале заседания органа каждый делегат выступает с кратким устным представлением позиции своей страны по обсуждаемому вопросу. Это выступление не должно быть повторением присланной ранее развёрнутой, более подробной позиции страны, публикуемой на сайте Модели с целью знакомства с ней других делегатов данного комитета. Установленный регламент при этом должен строго соблюдаться. Устное выступление делегата должно быть информативным, убедительным и, главное, достоверным, т.е. реально соответствующим позиции страны, которую он представляет.
Знание истории, культуры, традиций и других национальных особенностей, демонстрация этого в ходе заседания является несомненным плюсом в работе делегата, что может стать одним из важных факторов при выборах всеми представителями в данном органе лучшего делегата. Быть выбранным лучшим делегатом — честь, к достижению которой стремятся все опытные «моделисты». Однако случается, что этой чести порой удостаиваются и новички.
К слову, организаторы Глобальной модели ООН в своих информационных обращениях к известным моделям ООН подчёркивали рекомендацию включать в состав делегаций главным образом лучших делегатов своей последней Модели ООН.
2.4. Правила процедуры. Каждый орган Модели ООН работает в соответствии с действующими в нём Правилами процедуры, являющимися сводом правил, на основе которых организуется его работа. Правила процедуры призваны обеспечивать максимально благоприятные условия для успешной работы каждого органа, гарантировать равные права и ответственность всех участников и каждого участника в отдельности, включая наблюдателей, т.е. представителей международных организаций). Организаторы Модели ООН должны заранее подготовить эти правила для каждого органа на основе реальных Правил процедуры, действующих в данном органе ООН (или в организации, если в структуре Модели предусмотрена имитация работы таких организаций, как ЮНЕСКО, МАГАТЭ и других).
В этих правилах отражается возможность инициативной постановки тех или иных вопросов, приоритетность и порядок рассмотрения различных предложений, возможность опротестования решений председателя или действий других делегатов, если они противоречат принятым правилам процедуры, и т.п.
Хорошее знание правил процедуры и умение ими правильно пользоваться, а также использовать их для содействия конструктивной работе органа и одновременно для максимальной реализации позиции своей страны является важным инструментом эффективной работы делегата. Такое корректное (без злоупотребления) и умелое применение Правил процедуры и их использование в национальных интересах представляемой страны приобретается в ходе практической работы на разных моделях ООН.
При возникновении разногласий по вопросам толкования отдельных правил процедуры в том или ином органе в большинстве известных моделей ООН принятие окончательного решения остаётся за его председателем. Однако этому принципу следуют не на всех моделях ООН. Например, на Венской международной модели ООН арбитром в разногласиях при толковании Правил процедуры является Генеральный секретарь.
Раздел 3
Работа на Модели
3.1. Как складывается работа в ходе Модели (примерный сценарий работы комитета).
Работой каждого комитета (органа) руководит его председатель, который обязан строго следовать положениям Правил процедуры. Одно из основополагающих правил работы Модели ООН предусматривает, что никто не может выступать в органе без разрешения председателя.
Роль председателя в организации работы комитета и обеспечении нормального рабочего процесса, ведущего к предусмотренному результату, трудно переоценить. Он должен не только обеспечить соблюдение всех норм Правил процедуры, но и объяснять каждую инициативу, напоминать порядок её рассмотрения и к чему соответствующее решение ведёт. Не все делегаты, особенно новички, свободно ориентируются в Правилах процедуры. Поэтому председатель должен своими комментариями помочь каждому делегату осознанно решать, какую занять позицию.
При возникновении разночтений в понимании отдельных положений Правил процедуры на большинстве профессиональных моделей ООН именно председателю предоставлено право окончательного толкования статей.
Председателю помогает небольшая команда в составе эксперта и двух секретарей. В Генеральной Ассамблее могут быть два эксперта и три-четыре секретаря.
3.2. Начало работы комитета и первый этап общих прений. Прежде чем открыть заседание и начать работу, председатель должен убедиться, что на заседании присутствует достаточное количество делегатов (более половины состава органа), позволяющее принимать решения, т.е. что имеется кворум. С этой целью Председатель проводит перекличку. Он называет страны в алфавитном порядке. Делегаты поднимают табличку с названием представляемой страны, сопровождая это словом: «присутствует».
В ходе переклички председатель не называет международные организации, зарегистрированные для участия в работе комитета в качестве наблюдателей, поскольку их присутствие или отсутствие не оказывает влияния на наличие кворума. Наблюдатели имеют право с разрешения председателя выступать в ходе заседаний и участвовать во всех обсуждениях, но не в голосовании.
По завершении переклички председатель объявляет, какое количество делегаций присутствует в зале, имеется ли кворум и можно ли начинать заседание. При наличии кворума председатель объявляет заседание открытым. При отсутствии кворума Председатель обязан объявить, какого количества делегаций не хватает для наличия кворума, и предложить подождать до прибытия необходимого количества делегаций. При этом он вправе запросить мнение делегатов относительно возможности начала свободных неофициальных консультаций.
В Генеральной Ассамблее после объявления первого заседания очередной сессии открытым в соответствии с установившейся традицией председатель просит делегатов соблюсти минуту молчания для молитвы или размышления. Все встают, в зале соблюдается тишина. По истечении минуты председатель приглашает всех сесть. Эта традиция действует только в Генеральной Ассамблее.
Председатель может сразу после открытия заседания без соблюдения минуты молчания произнести вступительное слово, в ходе которого он приветствует делегатов, обращает внимание делегатов и наблюдателей от международных организаций на важное значение проблемы, над дальнейшим решением которой предстоит поработать, напоминает основные положения Правил процедуры, информирует о том, как он намерен построить работу комитета, распределить время, чтобы успешно и в намеченные сроки завершить работу органа. Если у делегатов возникают вопросы по организации предстоящей работы комитета, председатель даёт необходимые дополнительные пояснения.
В ходе последующей работы комитета председатель должен стремиться давать необходимые пояснения и комментарии при каждом переходе от одной формы работы к другой, стараясь, чтобы у всех представителей в органе была полная ясность в отношении всего, что происходит.
После этого председатель объявляет о начале общих прений. Первый этап общих прений предусматривает выступления делегатов с изложением позиций своих стран по обсуждаемой в органе проблеме. Он приглашает делегатов, желающих выступить, поднять таблички с названиями стран и составляет список выступающих, а один из его помощников (секретарь или эксперт) составляет под диктовку председателя список выступающих. Председатель старается при этом по возможности соблюдать последовательность, в которой таблички были подняты.
Когда все делегаты, пожелавшие выступить, включены в список выступающих, председатель ставит вопрос о регламенте, т.е. времени для выступлений каждого оратора и количестве вопросов, которые могут быть ему заданы. Комитет принимает решение о регламенте. Как правило, на выступление делегатам отводится 2-3 минуты (кроме Генеральной Ассамблеи), что включает одну минуту для ответа на вопросы. Они могут задаваться лишь в случае, если выступающий представитель не использовал всё предусмотренное для выступления время и заявил, что его делегация открыта для вопросов. В ходе выступления делегат не может использовать местоимение «я»: в качестве подлежащего он использует название своей страны или слова «наша делегация» или «мы».
Список выступающих остаётся открытым для записи на выступление до принятия решения о его закрытии либо до того момента, когда всем записавшимся будет предоставлено слово. Каждая делегация может при желании записаться для повторного выступления, но лишь после того, как она завершила своё первое выступление и при условии, что список выступающих ещё не закрыт.
Перед началом выступлений председатель должен напомнить делегатам о том, что в выступлениях они обязаны придерживаться повестки дня и говорить исключительно по теме и позиции страны. В случае, если делегат нарушает это правило, председатель должен призвать его к порядку и потребовать возвращения повестки дня. Если председатель этого не сделает, то любой делегат имеет право попросить слово «по порядку ведения заседания» и обратить внимание председателя на нарушения правил процедуры. Председатель обязан прислушаться и потребовать от выступающего делегата не нарушать Правила процедуры. Если это случается во второй раз, председатель может предупредить выступающего, что если он будет и дальше отклоняться от повестки дня, он может быть лишен права выступать до конца представления позиций стран.
Затем начинается официальное представление позиций стран. Если выступление делегата и/или его ответы на вопросы представляют особый интерес, то по предложению одной из делегаций время выступающего на ответы на вопросы может быть комитетом продлено.
Случается, что некоторые делегаты приходят на Модель ООН с хорошо подготовленным текстом для изложения позиции своей страны и считают себя полностью готовыми к работе на Модели. Однако эта важная публичная часть работы в комитете является далеко не главной в практической реализации позиции своей страны. Более подробно речь об этом пойдёт ниже.
Такова общая схема работы комитета в первой части общей дискуссии.
3.3. Второй этап общих прений — согласование подходов делегаций к проекту резолюции. После завершения выступлений с изложением позиций стран Комитет переходит к следующему этапу общих прений — обсуждению структуры и компонентов проекта резолюции.
Этот этап работы может проходить в трёх режимах:
● заседания под официальным руководством председателя с соблюдением всех Правил процедуры;
● консультации под председательством (moderated caucus) с упрощённым применением Правил процедуры;
● консультации без председателя (unmoderated caucus), при которых участники работают все вместе или отдельными группами в свободном сочетании; консультации без председателя не могут длиться более двадцати минут, и в этот период представители не могут покидать зал заседаний.
На этом этапе у делегатов возникают дополнительные возможности для продвижения позиций своей страны и включения их основных положений в рабочие документы, которые могут стать основой будущего проекта резолюции. В этот период количество и продолжительность выступлений жёстко не регламентируется. Форма обсуждения также не жёсткая, поскольку она проходит в разных режимах. Делегат, хорошо владеющий проблемой во всех её аспектах, умеющий аргументированно выступать и умело вести переговоры, имеет большие шансы уже на этом этапе обсуждения реально влиять на выработку структуры будущей резолюции, её содержательную концепцию и формулировки, которые будут отражать позицию его страны. При этом важно не бороться за жёсткие формулировки, представленные в позиции своей страны, а стремиться находить формы её адаптации к предложениям других делегаций, имеющих близкие позиции. На этом этапе не следует также сосредоточиваться на нюансах позиции страны, поскольку речь идёт пока об общих подходах к проекту заключительной резолюции.
После завершения общих прений председатель объявляет о сроке подачи проектов рабочих документов, которые могут быть предложены в качестве основы для будущего проекта резолюции. Этот срок может быть ограничен председателем.
3.4. Подготовка проекта резолюции. Делегаты могут начать готовить свои варианты рабочих документов уже в процессе консультаций до начала работы Модели. Именно для облегчения этой работы некоторые профессиональные модели ООН и предусматривают заблаговременную публикацию развёрнутой позиции каждой страны на сайте Модели в разделе соответствующего комитета. Здесь уже важно формировать группы авторов на основе принадлежности представляемой страны к принятому в ООН делению на политические блоки.
Как правило, такие документы готовятся и вносятся группой делегаций, придерживающихся близких позиций по обсуждаемой проблеме и зачастую уже согласовавших между собой общие подходы. После завершения обсуждения комитетом договорённостей о концепции резолюции, которую предстоит принять комитетом, авторам таких проектов остаётся их скорректировать в соответствии с достигнутыми договорённостями. У них уже образуется несомненное преимущество перед другими делегациями, придерживающимися иных позиций и не имеющими каких-либо
«домашних» заготовок для представления своего варианта проекта рабочего документа.
Такие делегации, заинтересованные в представлении своего альтернативного проекта, принципиально отличного от подготовленного соперниками, могут объединиться в группы на основе близких позиций и подготовить такой проект, если окажется, что у них достаточно для этого времени. При этом надо понимать, что они уже отстали от конкурентов, поскольку те уже начали лоббировать свой проект среди делегаций, не имеющих таких жёстких позиций.
Как правило, вариантов представляемых документов для выбора в качестве проекта резолюции чаще всего бывает два или три.
Каждый такой документ должен быть представлен на согласование эксперту. Эксперт оценивает документ с точки зрения его соответствия уже принятой ООН линии по данной проблеме, принятой форме резолюции, отсутствия в проекте предложений, требующих предварительного согласования с бюджетным комитетом и т.п. Если у эксперта есть замечания к документу, он объясняет авторам, что и почему в представленном проекте должно быть изменено. Председатель примет документ для его рассмотрения комитетом лишь после его одобрения экспертом. Впоследствии все предлагаемые поправки к представленному проекту резолюции, чтобы быть принятыми председателем к рассмотрению комитетом, должны тоже быть предварительно одобрены экспертом.
После того, как председатель примет одобренные экспертом проекты, и они будут зарегистрированы в этом качестве, они будут представлены комитету на рассмотрение с целью выбора одного из них в качестве рабочего проекта резолюции. Эти документы рассматриваются в том порядке, как они зарегистрированы председателем. Комитет обсуждает их достоинства и недостатки и путём голосования выбирает один из них в качестве рабочего. Если после выбора одного из представленных документов в качестве рабочего проекта остаются ещё не рассмотренные проекты, они уже не рассматриваются.
В случае, если ни один рабочий документ, представленный для принятия в качестве проекта резолюции, не получает поддержки большинства делегатов в комитете, как правило, создаётся рабочая