Правила организации рабочего места




Каждый предмет, необходимый для работы, должен иметь своё постоянное, легко доступное место.

Книги, карандаши, ручки надо разместить «под рукой» перед началом работы, т.к. их поиск во время работы приводит к потере времени.

Убирайте на место предметы, которые вам больше не нужны. Часто используемые предметы должны иметь дубликаты на случай поломки или потери.

Вы быстрее выполните умственную работу при хорошем доступе воздуха. Лучше работать в тишине, чем в шуме. Не приучайте себя работать при включённом телевизоре, магнитофоне.

Привычнее работать на стуле. Но периодические изменения положения тела (лёжа, стоя) хорошо влияют на скорость и качество умственной работы.

При правильном освещении (источник света расположен немного сзади, с левой стороны, лампочка мощностью около 40 ватт) вы будете работать быстрее.

Правила ведения тетради

В тетради фиксируются:

· Тема урока (выделяется цветом или подчёркивается).

· Определения, правила, формулировки, которые диктует учитель.

· Доказательства теорем, вывод формул, решения задач, которые появляются на доске.

· Закончив работу, её следует проверить. Если упражнение или решение неверное, то его надо аккуратно зачеркнуть и выполнить правильно. Не следует вырывать листы из тетради.

· Помогает усвоению материала применение цветных карандашей.

· Полезно вести словарь терминов и символов (на последних страницах тетради).

Потенциальные возможности человека могут в полной мере проявиться и реализоваться лишь при рациональной самоорганизации учебной деятельности. При этом следует иметь в виду, что способность к самостоятельной учебной работе не имеет непосредственной связи с уровнем развития отдельных познавательных процессов. Под эффективной самостоятельностью понимается умение без систематического контроля, помощи и стимуляции со стороны учителя самостоятельно работать на уроке, дома, в библиотеке, умение организовать отдельные формы работы и всю учебную деятельность в целом.

В учебно-воспитательном процессе учитель организует учебную деятельность школьника. Одна из задач его деятельности: научить учащихся решать задачу, вооружить их необходимыми способами сначала вместе с учителем, затем в коллективной работе, постепенно переводя в план самостоятельных индивидуальных действий.

При разработке таких программ учитель должен представлять, какие знания, с какой целью и в какой степени он предполагает сформировать у учащихся в результате изучения ими данного материала. Для этого ему необходимо учитывать особенности отдельных видов учебных занятий и определить совокупность различных видов деятельности учащихся, которая обеспечит достижение поставленных целей в деле формирования умственных и психических качеств обучающихся. При этом важнейшую роль играет установление последовательности действий обучающихся, структура операционного состава действия (определение исполнительских, оценочных и ориентировочных действий), нахождение способов поднятия мотивации обучающихся к участию в процессе познавательной деятельности. Такова первая задача преподавания в - структуре обучения.

Вторая задача сводится к реализации принципа активности и самоуправления в познавательной деятельности учащихся. Она заключается в такой организации учебных заданий, при которой преподаватель с помощью программ обеспечения и организации учебно-познавательной деятельности направлял бы и интенсифицировал процесс активной, самостоятельной и результативной работы каждого ученика по овладению основами теории и методами ее применения при решении учебно-познавательных задач. При этом стимулирующими действиями учителя в структуре преподавания выступают также действия и приемы регулирования и корригирования процесса обучения на основе непрерывного контроля за результатами обучения учащихся в форме простого наблюдения, устных и письменных опросов, проверки самостоятельных работ и других приемов и методов педагогической деятельности. Если процесс обучения построен верно и направляемая целеустремленная работа учащихся приносит запланированный и ожидаемый ими результат, если усваиваемые знания преобразуются обучающимся в лично для него значимую систему, то у него появляется стойкий интерес к тому, что он делает, стимул к самостоятельной учебной деятельности. А это способствует еще большему подъему эффективности процесса обучения

Для развёртывания полноценной учебной деятельности, имеющей адекватную учебным задачам структуру, ученику нужно иметь учебно-познавательный мотив, ориентировку в задании, определённую операциональную базу. Все необходимые компоненты в той или иной форме даёт учитель, помогая ребёнку их «присвоить». Однако без активности самого ребёнка формирование учебной деятельности не происходит. Усваивая учебный материал, овладевая новыми действиями, ученик трансформирует их так, что в отдельных случаях переработанные понятия приобретают иное содержание по сравнению с заданным учителем, а способ решения задачи становится нерациональным, т.е. происходит подмена одного действия другим. Чтобы узнать, как в действительности школьник выполняет учебное задание, учителю часто оказывается необходимым вникать в сам этот процесс, не ограничиваясь контролем за конечным результатом.

В целом самостоятельная работа учащихся основывается на правильной организации учебной деятельности в классе. Это относится прежде всего к переходу от внешнего контроля учителя к самоконтролю ученика и от внешней оценки к формированию его собственной самооценки. Соответственно, уровень развития способности к самостоятельной работе зависит от совместных действий учителя и ребёнка, осознания учеником особенностей этой работы как специфической формы деятельности, предъявляющей к её субъекту особые требования.

Для реализации возможностей учебной деятельности важен характер социального взаимодействия учащихся с педагогами и между собой, что, в свою очередь, зависит от форм сотрудничества учителя с учениками. В процессе учения возникает совместная учебная деятельность. В своём становлении она проходит несколько этапов, которые по ходу усвоения материала приводят к формированию единого смыслового поля у всех участников обучения, что и обеспечивает дальнейшую саморегуляцию их индивидуальной деятельности. Совместная продуктивная деятельность, возникающая при совместном решении разнообразных творческих задач, рассматривается В.Я. Ляудис как единица анализа становления личности в процессе обучения.

Система совместной деятельности может быть признана оптимальной, если взаимосвязаны между собой все её компоненты: отношения учащихся между собой и с педагогами, условия, в которых протекает учебная деятельность.

Личностно-деятельностный подход, предполагая организацию самого процесса обучения как организацию (и управление) учебной деятельности обучающихся, означает переориентацию общего процесса на постановку и решение ими самими конкретных учебных задач (познавательных, исследовательских, преобразующих, проективных и т.д.). Естественно, что при личностно-деятельностном подходе педагогу предстоит определить характер учебных задач и действий, их иерархию, форму предъявления и организовать выполнение этих действий учащимися при условии овладения ими ориентировочной основой и алгоритмом их выполнения.

Для учителя, реализующего личностно-деятельностный подход, основным вопросом является формирование не только коммуникативной и учебно-познавательной потребности учеников, но и их собственной потребности в выработке обобщённых способов и приёмов учебной деятельности, в усвоении новых ЗУНов, совершенствовании усвоенных ранее.

Что могут предпринять руководители и учителя школы для повышения эффективности учебных занятий? Одним из условий рационализации учебного процесса является расписание занятий. Оно должно быть дифференцированным для каждого класса и каждой смены в отдельности. Для учащихся первой смены наиболее продуктивное время – 2-ой и 3-й урок. Значит, на это время в расписание целесообразно поставить наиболее трудные предметы. Для второй смены трудные уроки желательно ставить первыми. Чередование должно предусматривать более лёгкий переход от одного предмета к другому. Педагоги-новаторы считают целесообразным спаривать уроки по предметам для «погружения», то есть сосредоточения и более глубокого изучения двух-трёх, а не пяти-шести предметов в день. Расписание составляется для удобства учащихся, а не в угоду учителю. Но и учительские интересы не следует игнорировать.

Второй фактор, обеспечивающий рациональную организацию занятий, - материальное их обеспечение, оборудование кабинетов. У учителя и учащихся всё должно быть под руками: технические средства, наглядные пособия, раздаточный материал, карточки для индивидуальных занятий и др.

Рациональный учебный труд учащихся во многом зависит от учителя, его педагогического мастерства и творчества, правильной организации занятий в школе. Ведь многие учащиеся слабо и плохо учатся потому, что не умеют учиться. Многие хорошо успевающие ученики дольше других просиживают за выполнением домашнего задания, у них самый длинный учебный день. Это тоже результат неумелой организации учебного времени.

Поэтому учителю необходимо самому уметь и учить школьников не просто фиксировать очередные параграфы учебника, а усваивать информацию без особого перенапряжения сил и больших затрат времени. Приёмы учителей предметников обучать школьников учиться, как писать сочинения, изложения, эссе, конспектировать текст, составлять тезисы, вести предметные словарики, оформлять деловые бумаги, решать задачи прямым и обратным способом, соблюдать технику безопасности и т.д.

Самостоятельная работа учащихся на уроке

Самостоятельная работа — это работа, «совершаемая собственными сила­ми, без посторонних влияний, без чужой помощи» (С. Ожегов). Самостоятельная работа учащихся — это особый вид любой учебной деятельности, которая осуществ­ляется под руководством, но без непосредственного участия учителя.

Структура самостоятельной работы включает три этапа: подготовительный, ис­полнительный и проверочный. В них входят анализ задания, поиск способов его осуществления, планирование, выполнение, проверка и оценка результатов. Эти эта­пы самостоятельной работы учащиеся должны знать и уметь применять на практике.

Самостоятельная работа может успешно применягься на различных этапах урока:

а) при подготовке к восприятию нового материала (предварительное чтение книги, просмотр иллюстраций, подготовка ответов на заданные учителем вопросы и пр.);

б) при изучении новых знаний (до объяснения дается задание: составить план, сделать конспект, графически изобразить и т. п.; самостоятельная работа с учебни­ком; работа с использованием дополнительных источников, например, статей, схем, таблиц, репродукций и другого, изучение всей темы по учебнику, проведение наблю­дений, опытов);

в) на этапе применения знаний (выполнение упражнений, написание сочинений, выступление с докладами и т. п.);

г) на этапе обобщения и систематизации знаний (составление сводных тематиче­ских таблиц, схем, диаграмм, подготовка текстов, обобщенных характеристик, опре­деление выводов);

д) при проверке знаний, умений и навыков (выполнение письменных, графиче­ских, практических работ, тестов; ответы на вопросы учителя и вопросы учащихся друг другу и т. п.).

Например, система самостоятельной работы с учебником включает: ориентирова­ние в тексте, усвоение, углубление и расширение знаний, их применение на практике:

Эффективность и успешность самостоятельной работы учащихся на уроке зависит от соблюдения педагогом следующих условий.

· Планирование разных вариантов самостоятельной работы в системе уроков по теме.

· Наличие у учащихся сформированных умений и навыков самостоятельной ра­боты (от элементарных до более сложных).

· Посильность заданий (постепенное нарастание самостоятельности), их вариа­тивность и разнообразие.

 

· Соотнесение объема и сложности работы с темпом ее выполнения.

· Осознание учеником цели и появление желания к ее достижению.

· Использование различных форм деятельности учащихся для достижения по­ставленной цели:

а) фронтальная работа (все ученики выполняют одно и то же задание);

б) коллективная деятельность (работа в парах сменного состава);

в) групповая работа (группы учащихся выполняют разные или одинаковые задания);

г) индивидуальная работа (каждый ученик выполняет особое задание).

· Осознание учащимися результатов своих достижений.

Показателем целенаправленной работы учителя по организации самостоятельной работы учащихся является увеличение времени, отводимого на уроках на самостоя­тельную работу, до 70 %. Это приводит к уменьшению времени, затрачиваемого на домашнюю работу учащимися.

Чтобы перевари­вать знания, надо по­глощать их с аппети­том. А. Франс

Таким образом, руководство самостоятельной работой учащихся — одна из важ­нейших функций учителя.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-08-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: