История изучения
Начало изучения проблемы гиперактивности положил немецкий врач-психоневролог Генрих Хоффман, впервые описав чрезвычайно подвижного ребенка, который ни секунды не мог спокойно усидеть на стуле, дав ему прозвище - Непоседа Фил. Это было около 150 лет тому назад.
Французские авторы Ж.Филипп и П.Бонкур в книге «Психологические аномалии среди учащихся» (в переводе на русский язык эта книга вышла в 1911 году) наряду с эпилептиками, астениками, истериками, выделяли и так называемых неустойчивых учеников.
В 1947 г. врачи попытались дать четкое клиническое описание синдрома гиперактивности детей с трудностями в учебе – «легкая дисфункция мозга».
В 1987 г. при пересмотре «Диагностического и статистического руководства по психическим заболеваниям» американскими специалистами, было введено название болезни «синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ)» и уточнены ее симптомы (критерии).
4. Виды гиперкинетических расстройств:
· невропатический синдром резидуально-органического происхождения
· задержке речевого развития, возбудимость и неустойчивость вегетативных реакций (склонность к диспептическим расстройствам, аллергическим реакциям), неустойчивый сон, пониженный аппетит, повышенная чувствительность, эмоциональная возбудимость, впечатлительность, боязливость, неустойчивость настроения.
· дефект эмоционально-волевых свойств личности, эмоционально-волевая неустойчивость, расторможение влечений
· Апатический (атонический вариант)
· Эйфорический вариант
· Цереброастенические состояния
·
5. Главные особенности:
· отсутствие настойчивости в познавательной деятельности;
· тенденция переходить от одного задания к другому, не завершая ни одного из них;
|
· чрезмерная, но непродуктивная активность;
· безрассудство, импульсивность;
· взаимоотношения со сверстниками и взрослыми нарушены, без чувства дистанции.
Вторичные осложения:
· дисоциальное поведение;
· сниженное чувство собственного достоинства;
· трудности в освоении школьных навыков (вторичная дислексия, диспраксия, дискалькулия и др.)
Этиология и патогенез
· может встречаться как при прогрессирующей органической мозговой патологии, ДЦП, эпилепвсии, умственной отсталости, психогенных заболеваниях, так и качестве самостоятельного нарушения, и в сочетании с задержкой развития или поведенческими расстройствами.
· Единой причины гиперкинетического синдрома нет
· может быть вызвано различными внутренними и внешними факторами (травматическими, обменными, токсическими, инфекционными, патологией беременности и родов и др.)
· психосоциальные факторы в виде эмоциональной депривации, стрессы
· генетические и конституциональные факторы
7. Клинические основные признаки:
· Нарушения внимания. Неспособность сохранять внимание, снижение избирательного внимания, неспособность надолго сосредоточиться на предмете, частые забывания того, что нужно сделать; повышенная отвлекаемость, возбудимость.
· Импульсивность. В виде неряшливого выполнения школьных заданий, несмотря на усилия делать их правильно; частых выкриков с места, шумных выходок во время занятий; «влезания» в разговор или работу других; нетерпеливости в очереди; неумения проигрывать.
|
· Гиперактивность. Двигательная активность качественно и количественно отличается от возрастной нормы.
8. Клинические дополнительные признаки:
· Нарушения координации в виде невозможности тонких движений (завязываний шнурков, пользования ножницами, раскрашивания, письма); нарушений равновесия; зрительно-пространственной координации (неспособность к спортивным играм, катанию на велосипеде, играм с мячом)
· расторможенность в социальном взаимодействии, безрассудство в опасных ситуациях, бездумное нарушение социальных правил.
· Эмоциональные нарушения в виде неуравновешенности, вспыльчивости, нетерпимости к неудачам. Отмечается запаздывание эмоционально развития.
· Парциальные задержки развития.
Помощь родителей при гиперкинетическом расстройстве
Как уже отмечалось, гиперкинетическое расстройство поведения могут показывать очень сложное поведение дома, в школе или за ее пределами. Это обуславливает необходимость оказания помощи в организации деятельности пациента, прежде всего во избежание причинения вреда. Наличие признаков расстройства не означает, что ребенок должен безусловно подчиняться родителям и с точность выполнять все просьбы и пожелания. Именно такого результата ждут многие родители, в чем сильно ошибаются. На этом фоне часты внутрисемейные срывы и неадекватное поведение со стороны взрослых, например, ругань или физические расправы. Здоровый образ жизни, сбалансированная диета, направленная деятельность и теплая обстановка внутри семьи, только такие условия способны помочь.
|
Дети могут стать легко разочарованными, поскольку их обедненная концентрация внимания и высокий энергетический уровень часто не согласуются. Первого, как обычно, не хватает, а второе не находит возможности для выброса. Некоторые из следующих советов могут помочь управлять этими трудностями:
Давайте своим детям только простые инструкции. Небольшие пособия в качестве подсказок и последовательных алгоритмов выполнения рядом с ними, могут значительно помочь в этом вопросе. Доносите свои просьбы размеренно и спокойно, не нужно кричать через всю комнату.
Хвалите ребенка, когда он сделал то, что требуется, однако не восхищайтесь его успехами слишком сильно.
При необходимости, напишите полный список дел на день и оставьте на видной месте, например, на двери его комнаты.
Перерыв в выполнении любых задач, например, в выполнении домашнего задания не должен выходить за рамки 15-20 минут.
Дайте детям время и возможности на деятельность, чтобы максимально растратить свою энергию. Хорошо для этих целей подходят активные игры и спорт.
Измените рацион и избегайте добавок. Существует ряд доказательств о влиянии диеты на некоторых детей. Они могут быть чувствительны к определенным пищевым добавкам и красителям. Если родители замечают, что некоторые продукты повышают гиперактивность, их прием должен быть прекращен. Лучше всего этот момент обсудить с врачом или диетологом.
Многие родители считают, что полезно посещать родительские программы, независимо от того, проходит лечение или нет. Некоторые клубы предлагают программы воспитания и группы поддержки, специально для родителей детей, страдающих гиперкинетической активностью.