Кондак Триоди Постной в неделю мясопустную о Страшном Суде




Беседы о духовной жизни православного христианина (практика Православия)

ЦИКЛ БЕСЕД «ВЕЛИКИЙ ПОСТ»

ТЕМА 4.1 «Великий Пост как время духовного путешествия. Канон Андрея Критского»

 

ВОПРОСЫ: 1. Неделя о Страшном Суде (Мф. 25:31-46) - чтение перед Великим Постом 2. Великий Пост как духовный путь 3. Некоторые особенности великопостных богослужений 4. Канон Андрея Критского (изучение избранного отрывка)

1. НЕДЕЛЯ О СТРАШНОМ СУДЕ. Здесь Христос говорит уже не притчами, а прямо указывая на последствия беззаконной жизни, устрашает и побуждает нас к покаянию, делам милосердия и любви. Высшие добродетели неодинаково доступны для каждого, а дела милосердия возможны для всех. Вопрос: в чем духовный смысл дел милосердия для человека?

Суд – по закону Любви к конкретному человеку (а не только к абстрактному понятию человечества вообще). Это Неделя также о плодах духовных, которые принесет человек. «Что посеет человек, то и пожнет» (Гал. 6:7). «Что я пожну, когда так страшно сею?»

«Церковь – не социальное агентство… Хpистианская любовь – это «невозможная возможность» yвидеть Хpиста в дpyгом человеке, кто бы он ни был; человеке, котоpого Бог по Своемy вечномy и тайномy пpомыслy pешил ввести в мою жизнь, хотя бы на несколько мгновений, не только как повод для «добpого дела» или филантpопического yпpажнения, но как начало вечного общения с Самим Богом. Любовь не может быть безличной... Миссия Цеpкви – напоминать об этой личной любви.... Пpитча о Стpашном Сyде говоpит о хpистианской любви. Hе каждый из нас пpизван pаботать для (всего) человечества, но каждый полyчил даp и благодать любви Хpистовой» (прот. Александр Шмеман)

Кондак Триоди Постной в неделю мясопустную о Страшном Суде

Егда приидеши Боже на землю со славою, / и трепещут всяческая: / река же огненная пред судищем влечет, / книги разгибаются, и тайная являются: / тогда избави мя от огня неугасимаго, / и сподоби мя одесную Тебе стати Судие Праведнейший
Перевод. Когда придешь Ты, Боже, на землю со славою / весь мир затрепещет; / река огненная течет пред Престолом (местом) Суда, / книги (совести) открываются и тайны объявляются (обнаружатся) / Тогда избавь меня от огня неугасимого / и удостой меня стать справа от Тебя, / Судия Праведнейший

2. ВЕЛИКИЙ ПОСТ КАК ДУХОВНЫЙ ПУТЬ. В чем особенности Великого Поста? Почему Великий Пост называется «светлой печалью», «духовной весной»?

Каждый раз приступаю к Великому Посту, как к чему-то новому. Воспринимаю его как призывную трубу, зовущую в бой. Чувствуется и страх, и радость одновременно. Мы должны иметь мысль, что мы еще ни разу не постились, и начинать Пост каждый раз впервые и вновь. В светских событиях сначала радость, потом обычно тоска и печаль. В духовном смысле – наоборот, – печаль предшествует великой радости. Пост печален изначально, но призван к обретению радости, только это другая печаль и другая радость… Все – ради Него и к Нему должно нас приближать, в противном случае ни чтение, ни пост, никакие духовные подвиги не имеют смысла, если они не приближают нас ко Христу (прот. Андрей Ткачев)

Пост – это дyховное путешествие, странствие, а цель его – Пасха, Воскpесение Хpистово. Христос сделал нас соучастниками Своего Воскpесения. Мы пpосто забываем все это, мы так заняты, так погpyжены в ежедневные заботы, что ослабеваем. Мы живем так, как бyдто Хpистос никогда не пpиходил. И это единственный настоящий гpех, глyбочайшая тpагедия и гpyсть нашего номинального хpистианства… Цель Поста – перенести нас из одного духовного состояния в другое (прот. Александр Шмеман). Пост – не столько самоограничение в пище, а время особого усилия, чтобы избавиться от суеты, осуждения, гнилого слова, исправить сердце и творить добро.

В Пост мы уподобляемся Христу в пустыне (40 дней). В это время нам нужно проверить себя – что изменилось с прошлого Поста, какие духовные болезни в себе нужно лечить?

Грехопадение Прародителей Адама и Евы (путь греха) Христос в пустыне показывает пример Поста (прошел путем, обратным пути Адама и Евы) 1-е Послание Иоанна (2:16)
Ева увидела: Дерево, плоды: 1) хороши для пищи 2) приятны для глаз 3) вожделенны, т.к. дают знание («делает богами») Искушения в пустыне: 1) желанием плоти (взалкал) (не хлебом единым жив человек) 2) верой (одному Богу покланяйся) 3) гордыней (не искушай Господа) Ибо все, что в мире: 1) похоть плоти 2) похоть очей 3) гордость житейская - не есть от Отца, но от мира сего

3. ВЕЛИКИЙ КАНОН АНДРЕЯ КРИТСКОГО

Святой Андрей Критский (VII-VIII вв.) - богослов, автор духовных гимнов, архиепископ на Крите. Ввел в литургическую службу форму канона. Автор 70 канонов, в т.ч. Великого Покаянного канона, который включает ок. 250 тропарей и читается за богослужением частями в понедельник, вторник, среду и четверг первой седмицы, целиком - в четверг пятой седмицы Великого Поста.

Почему Канон назван Великим? - За обширность содержания и духовную глубину.

1) Раскрывается история Ветхого и Нового Заветов: от жизни Адама и Евы через эпоху патриархов (Ноя и др.), царей и пророков (Давида и др.) до жизни Христа и Его учеников. Весь текст Библии обращен к каждому (нужно разглядеть: где здесь я?) – мы видим всю библейскую историю как свою личную историю: события моей жизни, касающиеся меня и моего спасения, трагедия греха и измены. Наша жизнь показана нам как часть борьбы между Богом и силами тьмы. Каждая человеческая душа – единственная и неповторимая – проходит тем же путем испытаний, стоит перед тем же выбором, что и все человечество в Библии с начала истории.

Канон показывает нам грех не определениями и перечислениями, а глубоким созерцанием библейской истории, которая есть история греха, покаяния и прощения.

Для того, чтобы по-настоящему «услышать» Великий Канон, требуется знание Библии и способность усваивать значение библейских образов. «Исследуйте Писания» (Ин. 5:39)

2) Затрагиваются важнейшие вопросы духовной жизни: показывается опасность греха и красота добродетели. «Отврати очи твои, чтобы не видеть суеты (Пс.118:37)

3) Задается «тон» Великого Поста: воспроизводится плач покаянной души о грехах, а также надежда и упование на Бога. Тема глубокого личного покаяния сочетается с темой взаимоотношений Бога и человека.

Канон располагает грешника к сердечной молитве, непритворному, искреннему покаянию, твердой, непоколебимой надежде на Бога, чтобы пробудить (или усилить) стремление к восхождению от состояния душевного мрака к состоянию святости; от пренебрежения Божьей благодатью к доверию, любви и полному послушанию Отцу и Сыну и Святому Духу.

Почти в каждой песне Канона можно выделить две части: 1 - беседа со своей душой о своих грехах и пути их исправления; 2 - молитвенный вопль к Богу о помиловании.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: