Как возникают этносы (народы)?




Эпиграф урока «Людей неинтересных в мире нет.

Их судьбы – как история планет» (Е.А. Евтушенко)

Цель урока: познакомить учащихся с этнографическим положением России, разнообразием народов, языков и религий.

 

Продолжить развитие умения правильной и выразительной речи, формирование умений работы с текстом, картой, статистическим материалом.

- Добрый день, ребята!

 

Ребята, мы начинаем с вами изучение темы «Народы, языки и религии России».

(3 урока)

(учащиеся записывают в тетради.)

 

Нам нужно:

-выявить особенности этнографического положения России;

-ориентироваться в многообразии культурных миров;

-познакомиться с терминами: народ, нация, межэтнический конфликт, язык, языковая семья, языковая группа, религия

 

На уроке нам понадобятся: учебник- п. 51-13, атлас- стр.24-25

Доп. источники информации

- https://interneturok.ru/lesson/geografy/8-klass/naselenie-rossii/etnicheskiy-i-yazykovoy-sostav-naseleniya-rossii

 

Изучение нового материала

Население мира можно разделить по разным критериям: по возрасту, расам, религиям, языкам, месту проживания... Таким образом, один и тот же человек входит в различные общности людей

 
 

 


1. Один из видов деления народов – по национальному составу.

В древнегреческом языке слово «этнос» - означало «народ», следовательно, «этнография» - наука о народах.

Как возникают этносы (народы)?

История России – история самых различных движений этносов, их взаимодействий, исчезновение одних народов и возникновение других. При этом изменяется и карта народов. Этносы могут объединяться и распадаться. В случае объединения, слияния происходит сглаживание культурных и языковых различий. История России богата такими примерами.

Ядро этнической территории русских – междуречье Волги и Оки – в 9 – 10 веке нашей эры было заселено финно-угорскими племенами. Летописи сохранили их названия: мурома, мещёра.

Мещера – местность, расположенная в среднем течении реки Оки. Мещера занимает особое место в этнической истории России. Здесь происходили контакты между тюрко-язычными, угро-финскими, славянскими племенами. Мурома, меря, кривичи, мордва, булгары, буртасы, кинчаки, ногайцы, татары, русские - далеко не полный перечень народов, обитавших здесь в течение многих веков. Можно сказать, что в Мещере зародилась в миниатюре модель будущей многонациональной России.

Но в наше время таких народов уже нет. Куда же они делись?

Всё дело в том, что с 9 века на эту территорию началось переселение восточнославянских племён: с северо-запада – новгородских словен, с запада – смоленских кривичей, с юго-запада- вятичей. Эти племена смешивались в Волго-Окском междуречье и включили в свой состав немногочисленное местное население. Такой процесс ещё называют «ассимиляцией» - растворением одного народа в другом. Единственное, что осталось в наследство название рек, озёр, селений, местностей, а также элементы традиционных верований – языческие культы.

Современный татарский этнос произошёл от смешения местных племён с тюркоязычными болгарами, которые переселились из причерноморских степей в 9-10 веке в район современного Татарстана и создали средневековое государство – Волжско-Камскую Болгарию, существовавшее с 10 по 13 век до монгольского завоевания.

После вхождения Поволжья в состав Российского государства татары начали участвовать вместе с русскими в колонизации новых земель, поэтому они расселились по всей территории России и СССР.

Возникновение калмыцкого народа – пример разъединения этносов. В конце 16 начале 17 века несколько монгольских племён, теснимые варягами, решили откочевать на новые земли, на запад. В 1608 году царь Василий Шуйский принял их посольство и выделил им места для кочевий. За прошедшие четыре века калмыки превратились в особый этнос, их язык уже сильно отличается от монгольского.

Представители различных народов отличаются друг от друга рядом признаков, особенностей – языком, культурой, нормами поведения, хозяйственной деятельностью, бытом, но самое главное – самосознанием6 кем себя ощущает человек (русским, татарином, удмуртом)

 

Особенность этнографического положения России заключается в следующем:

- Россия на стыке Европы и Азии.

- Кавказ место стыка христианского и мусульманского мира /при численном преобладании последнего/.

- Центральная Азия – место встречи столь разных культур как порфянская и тюркская.

- Крайний Север – край народов, образ жизни связан в основном с присваивающим хозяйством.

-Соседи России с Запада – Европейские страны Литва, Эстония, Белоруссия, Украина –с традициями христианства.

-На юге Россия граничит с Казахстаном. Этнический и культурный мир Казахстана также очень сложен. Здесь проживают русские, украинцы, немцы, узбеки, уйгуры.

Итак, не только Россия многонациональна, но и ее соседи имеют также сложный этнический и религиозный состав. Поэтому России необходимо проводить «мягкую» национальную политику, чтобы предотвратить межэтнические конфликты.

 


Вывод:

1. Каждый из нас – не только россиянин, но и представитель своего народа: русский, татарин, украинец, чуваш, мордвин…Как бы мы обеднели, если бы все народы смешались и различия между ними стерлись? У каждого народа свои особенности, у каждого есть чему поучиться.

2. Главная черта этнической географии России - чрезвычайная перемешанность народов при преобладании русских в большинстве регионов.

3. Для русского народа никогда не было характерно пренебрежительное, высокомерное отношение к другим народам.

4. Добрососедское отношение между народами – необходимое условие нормального существования и успешного развития России

 

Запись в тетради: тема «Народы, языки и религии России».

Понятия: Этнос-

Этнография-

Коренной народ (титульный) –

В России ____ народов, крупнейшие из них: __(перечислить)_____

Самые многонациональные районы страны: __(перечислить)___

Удмуртия входит в __(какой из перечисленных)___

Россия – многонациональная страна. Здесь проживает около 180 больших и малых народов. Каждый из народов отличается по языку, культуре, религии, обычаям, исторически сложившимся традициям, укладу жизни, трудовым навыкам.

Когда проводится перепись населения, наряду с другими вопросами задаются вопросы о национальности и родном языке. Представители различных народов отличаются друг от друга рядом признаков, особенностей – языком, культурой, нормами поведения, хозяйственной деятельностью, бытом, но самое главное – самосознанием6 кем себя ощущает человек (русским, татарином, удмуртом)

 

2. Каждый народ имеет свой язык, который является визитной карточкой

народа. По родству языка народы объединяются в языковые семьи

 

Много языков на свете разных-
Выучить их все не смог бы я,
Все они по-своему прекрасны,
В каждом есть изюминка своя.

Говорят в Париже по-французски,
По-немецки говорит Берлин;
Мне же дорог мой, привычный, русский,
Для меня родной лишь он один.

Мелодичный, гибкий и певучий,
С детства он меня очаровал,
И не зря великим и могучим
Наш язык Тургенев называл. (М. Крюков)

 

Используя информацию п.52 (учебник) и стр. 24-25 (атлас) изучите и заполните таблицу:

 

Языковая семья (в т.ч. %) Группы: народы (2-3 примера) Территория проживания
1.    
2.    
3.    
4.    
5.    
6.    

 

Перечислите малочисленные народы, говорящие на изолированных языках.

 

 

3. Религия - важнейшая часть человеческой культуры.

 

Изучите материал п.53, стр. 25 атласа, доп. материал к уроку и заполните таблицу

 

-https://www.youtube.com/watch?time_continue=2&v=tSdYyM1o_a8&feature=emb_logo

 

- https://interneturok.ru/lesson/geografy/8-klass/naselenie-rossii/kulturno-istoricheskie-osobennosti-narodov-rossii-geografiya-osnovnyh-religiy

 

  Христианство Ислам Буддизм
1.Народы        
2.Основатель        
3.Время проникновения религии на территорию России.        
4.Территории распространения (субъекты РФ, районы).        
5.Культовые сооружения.        
6.Религиозные традиции.        
7. Священные книги        

 

Ребята, заранее благодарю за работу.

 

Эмоционально позитивных и продуктивных майских праздников!!!!

 

Результаты работы предоставить 12-13.05.

За работу выставлю 2 оценки: 1+2 пункты; 3 пункт

(Работы выполняем в тетради яркой пастой разборчивым почерком с соблюдением межстрочных интервалов, фото делаем при достаточном освещении без бликов и затемнений, в кадр вставляем только страницу тетради)

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: