Эпиграф урока «Людей неинтересных в мире нет.
Их судьбы – как история планет» (Е.А. Евтушенко)
Цель урока: познакомить учащихся с этнографическим положением России, разнообразием народов, языков и религий.
Продолжить развитие умения правильной и выразительной речи, формирование умений работы с текстом, картой, статистическим материалом.
- Добрый день, ребята!
Ребята, мы начинаем с вами изучение темы «Народы, языки и религии России».
(3 урока)
(учащиеся записывают в тетради.)
Нам нужно:
-выявить особенности этнографического положения России;
-ориентироваться в многообразии культурных миров;
-познакомиться с терминами: народ, нация, межэтнический конфликт, язык, языковая семья, языковая группа, религия
На уроке нам понадобятся: учебник- п. 51-13, атлас- стр.24-25
Доп. источники информации
- https://interneturok.ru/lesson/geografy/8-klass/naselenie-rossii/etnicheskiy-i-yazykovoy-sostav-naseleniya-rossii
Изучение нового материала
Население мира можно разделить по разным критериям: по возрасту, расам, религиям, языкам, месту проживания... Таким образом, один и тот же человек входит в различные общности людей
1. Один из видов деления народов – по национальному составу.
В древнегреческом языке слово «этнос» - означало «народ», следовательно, «этнография» - наука о народах.
Как возникают этносы (народы)?
История России – история самых различных движений этносов, их взаимодействий, исчезновение одних народов и возникновение других. При этом изменяется и карта народов. Этносы могут объединяться и распадаться. В случае объединения, слияния происходит сглаживание культурных и языковых различий. История России богата такими примерами.
Ядро этнической территории русских – междуречье Волги и Оки – в 9 – 10 веке нашей эры было заселено финно-угорскими племенами. Летописи сохранили их названия: мурома, мещёра.
Мещера – местность, расположенная в среднем течении реки Оки. Мещера занимает особое место в этнической истории России. Здесь происходили контакты между тюрко-язычными, угро-финскими, славянскими племенами. Мурома, меря, кривичи, мордва, булгары, буртасы, кинчаки, ногайцы, татары, русские - далеко не полный перечень народов, обитавших здесь в течение многих веков. Можно сказать, что в Мещере зародилась в миниатюре модель будущей многонациональной России.
Но в наше время таких народов уже нет. Куда же они делись?
Всё дело в том, что с 9 века на эту территорию началось переселение восточнославянских племён: с северо-запада – новгородских словен, с запада – смоленских кривичей, с юго-запада- вятичей. Эти племена смешивались в Волго-Окском междуречье и включили в свой состав немногочисленное местное население. Такой процесс ещё называют «ассимиляцией» - растворением одного народа в другом. Единственное, что осталось в наследство название рек, озёр, селений, местностей, а также элементы традиционных верований – языческие культы.
Современный татарский этнос произошёл от смешения местных племён с тюркоязычными болгарами, которые переселились из причерноморских степей в 9-10 веке в район современного Татарстана и создали средневековое государство – Волжско-Камскую Болгарию, существовавшее с 10 по 13 век до монгольского завоевания.
После вхождения Поволжья в состав Российского государства татары начали участвовать вместе с русскими в колонизации новых земель, поэтому они расселились по всей территории России и СССР.
Возникновение калмыцкого народа – пример разъединения этносов. В конце 16 начале 17 века несколько монгольских племён, теснимые варягами, решили откочевать на новые земли, на запад. В 1608 году царь Василий Шуйский принял их посольство и выделил им места для кочевий. За прошедшие четыре века калмыки превратились в особый этнос, их язык уже сильно отличается от монгольского.
Представители различных народов отличаются друг от друга рядом признаков, особенностей – языком, культурой, нормами поведения, хозяйственной деятельностью, бытом, но самое главное – самосознанием6 кем себя ощущает человек (русским, татарином, удмуртом)
Особенность этнографического положения России заключается в следующем:
- Россия на стыке Европы и Азии.
- Кавказ место стыка христианского и мусульманского мира /при численном преобладании последнего/.
- Центральная Азия – место встречи столь разных культур как порфянская и тюркская.
- Крайний Север – край народов, образ жизни связан в основном с присваивающим хозяйством.
-Соседи России с Запада – Европейские страны Литва, Эстония, Белоруссия, Украина –с традициями христианства.
-На юге Россия граничит с Казахстаном. Этнический и культурный мир Казахстана также очень сложен. Здесь проживают русские, украинцы, немцы, узбеки, уйгуры.
Итак, не только Россия многонациональна, но и ее соседи имеют также сложный этнический и религиозный состав. Поэтому России необходимо проводить «мягкую» национальную политику, чтобы предотвратить межэтнические конфликты.
Вывод:
1. Каждый из нас – не только россиянин, но и представитель своего народа: русский, татарин, украинец, чуваш, мордвин…Как бы мы обеднели, если бы все народы смешались и различия между ними стерлись? У каждого народа свои особенности, у каждого есть чему поучиться.
2. Главная черта этнической географии России - чрезвычайная перемешанность народов при преобладании русских в большинстве регионов.
3. Для русского народа никогда не было характерно пренебрежительное, высокомерное отношение к другим народам.
4. Добрососедское отношение между народами – необходимое условие нормального существования и успешного развития России
Запись в тетради: тема «Народы, языки и религии России».
Понятия: Этнос-
Этнография-
Коренной народ (титульный) –
В России ____ народов, крупнейшие из них: __(перечислить)_____
Самые многонациональные районы страны: __(перечислить)___
Удмуртия входит в __(какой из перечисленных)___
Россия – многонациональная страна. Здесь проживает около 180 больших и малых народов. Каждый из народов отличается по языку, культуре, религии, обычаям, исторически сложившимся традициям, укладу жизни, трудовым навыкам.
Когда проводится перепись населения, наряду с другими вопросами задаются вопросы о национальности и родном языке. Представители различных народов отличаются друг от друга рядом признаков, особенностей – языком, культурой, нормами поведения, хозяйственной деятельностью, бытом, но самое главное – самосознанием6 кем себя ощущает человек (русским, татарином, удмуртом)
2. Каждый народ имеет свой язык, который является визитной карточкой
народа. По родству языка народы объединяются в языковые семьи
Много языков на свете разных-
Выучить их все не смог бы я,
Все они по-своему прекрасны,
В каждом есть изюминка своя.
Говорят в Париже по-французски,
По-немецки говорит Берлин;
Мне же дорог мой, привычный, русский,
Для меня родной лишь он один.
Мелодичный, гибкий и певучий,
С детства он меня очаровал,
И не зря великим и могучим
Наш язык Тургенев называл. (М. Крюков)
Используя информацию п.52 (учебник) и стр. 24-25 (атлас) изучите и заполните таблицу:
Языковая семья (в т.ч. %) | Группы: народы (2-3 примера) | Территория проживания |
1. | ||
2. | ||
3. | ||
4. | ||
5. | ||
6. |
Перечислите малочисленные народы, говорящие на изолированных языках.
3. Религия - важнейшая часть человеческой культуры.
Изучите материал п.53, стр. 25 атласа, доп. материал к уроку и заполните таблицу
-https://www.youtube.com/watch?time_continue=2&v=tSdYyM1o_a8&feature=emb_logo
- https://interneturok.ru/lesson/geografy/8-klass/naselenie-rossii/kulturno-istoricheskie-osobennosti-narodov-rossii-geografiya-osnovnyh-religiy
Христианство | Ислам | Буддизм | |
1.Народы | |||
2.Основатель | |||
3.Время проникновения религии на территорию России. | |||
4.Территории распространения (субъекты РФ, районы). | |||
5.Культовые сооружения. | |||
6.Религиозные традиции. | |||
7. Священные книги |
Ребята, заранее благодарю за работу.
Эмоционально позитивных и продуктивных майских праздников!!!!
Результаты работы предоставить 12-13.05.
За работу выставлю 2 оценки: 1+2 пункты; 3 пункт
(Работы выполняем в тетради яркой пастой разборчивым почерком с соблюдением межстрочных интервалов, фото делаем при достаточном освещении без бликов и затемнений, в кадр вставляем только страницу тетради)