Развитие логического мышления через блоки Дьенеша и палочки Кюизенера.




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Прогимназия «Сообщество»

Консультация для воспитателей

Тема:

«Развитие логического мышления через блоки Дьенеша и палочки Кюизенера»

Составила: Соболева В.И.

Воспитатель дошкольных групп

Г. Нефтеюганск, 2014год

Развитие логического мышления через блоки Дьенеша и палочки Кюизенера.

Одна из важнейших задач воспитания ре­бенка — развитие его умственных способностей, формирование таких мысли­тельных умений, которые позволяют легко осваивать новое. На решение этой задачи должны быть направлены содержание и методы подготовки развития мышления дошкольников к школьному обучению.

 

Я познакомлю с уникальными по своим возможностям дидактическими материалами — логическими блоками Дьенеша и палочками Кюизенера, а также с системой по развитию у дошкольников логико-математических пред­ставлений и умений, основанной на использовании игр и упражнений с этими материалами.

Педагогам логические блоки Дьенеша и палочки Кюизенера знакомы, но в практической работе с детьми ис­пользуются еще недостаточно. Причины этого — в недо­оценке развивающих возможностей этих дидактических ма­териалов, а также в отсутствии соответствующей методиче­ской литературы.

В педагогической практике современного детского сада логические блоки Дьенеша и палочки Кюизенера с их ориентацией на индивидуальный подход и идеи автоди­дактизма занимают все большее место.

Определены задачи использования логических блоков и палочек в работе с детьми:

1) Развивать логическое мышление. Развивать представление о множе­стве, операций над множествами (сравнение, разбиение, классификация, абстрагирование). Формировать представления о математических понятиях (алгоритм, кодирование и декодирование информации, кодирование со зна­ком отрицания).

2) Развивать умения выявлять свойства в объектах, называть их, адек­ватно обозначать их отсутствие, обобщать объекты по их свойствам (по одно­му, двум, трем), объяснять сходства и различия объектов, обосновывать свои рассуждения.

3) Ознакомить с формой, цветом, размером, толщиной объектов.

4) Развивать пространственные представления.

5) Развивать знания, умения, навыки, необходимые для самостоятель­ного решения учебных и практических задач.

6) Развивать творческие способности, воображение, фантазию, спо­собности к моделированию и конструированию.

Решение данных задач позволяет в дальнейшем детям успешно овла­деть

основами математики и информатики.

 

ЛОГИЧЕСКИЕ БЛОКИ ДЬЕНЕША

 

Блоки Дьенеша - разработаны венгерским психологом и математиком Дьенешем. Имеют место два вида логического дидактического материала: объемный и плоскостной. Объемный логический материал именуется логи­ческими блоками, плоскостной — логическими фигурами.

Дошкольников в большей мере привлекают логические блоки, так как они обеспечивают выполнение более разно­образных предметных действий.

Дидактический набор «Логические блоки» состоит из 48 объемных геометрических фигур, различающихся свойствами:

§ по форме,

§ цвету,

§ размеру

§ толщине.

В наборе нет даже двух фигур, одинаковых по всем свойствам.

В процессе разнообразных действий с логическими блоками (разбиение, выкладывание по определенным правилам, перестроение и др.) дети овладевают различ­ными мыслительными умениями, важными как в плане предматематической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития.

К их числу относятся

§ умения анализа,

§ абстрагирования,

§ сравнения,

§ классифи­кации,

§ обобщения,

§ кодирования-декодирования,

§ логические операции «не», «и», «или».

В специально разработанных играх и упражнениях с блоками у дошкольников развиваются элементарные навыки алгоритмической культуры мышления, способность производить действия в уме. С помощью логических блоков дети тренируют внимание, память, восприятие.

Логические блоки представляют собой эталоны форм — геометрические фигуры (круг, квадрат, равносторонний треугольник, прямоугольник) и являются прекрасным сред­ством ознакомления дошкольников с формами предметов и геометрическими фигурами.

Комплект логических блоков дает возможность вести детей в их развитии от оперирования одним свойством пред­метов к оперированию двумя, тремя и четырьмя свойствами. В процессе различных действий с блоками дети сначала

— ос­ваивают умения выявлять и абстрагировать в предметах одно свойство (цвет, форму, размер, толщину), сравнивать, классифицировать и обобщать предметы по каждому из этих свойств.

— затем они овладевают умениями анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы сразу по двум свойствам (цвету и форме, форме и размеру, размеру и толщине и т. д.),

— несколько позже — по трем (цвету, форме и размеру; форме, размеру и толщине; цвету, размеру и толщине) и по четырем свойствам (цвету, форме, размеру и тол щине).

При этом в одном и том же упражнении легко можно менять степень сложности задания с учетом возможностей детей. Например, несколько детей строят дорожки от из­бушки медведя, чтобы помочь Машеньке убежать к дедушке и бабушке. Но один ребенок строит дорожку так, чтобы в ней не было рядом блоков одинаковой формы (оперирова­ние одним свойством), другой — чтобы не было рядом бло­ков, одинаковых по форме и цвету (оперирование сразу двумя свойствами), третий — чтобы рядом не было одинако­вых по форме, цвету и размеру блоков (оперирование одно­временно тремя свойствами).

Наряду с логическими блоками в работе применяются карточки, на которых условно обозначены свой­ства блоков (цвет, форма, размер, толщина).

 

 

      красный       синий     жёлтый    
      толстый   тонкий     большой     маленький
        прямоугольник       квадрат     круг     треугольник
    не красный не синий не жёлтый    
      не толстый     не тонкий     не большой     не маленький
        не прямоугольник       не квадрат     Не круг   не треугольник

 

Использование карточек позволяет развивать у детей способность:

§ к замещению и моделированию свойств,

§ уме­ние кодировать и декодировать информацию о них.

Эти способности и умения развиваются в процессе выполнения разнообразных предметно-игровых действий. Так, подбирая карточки, которые «рассказывают» о цвете, форме, величине или толщине блоков, дети упражняются в заме­щении и кодировании свойств. В процессе поиска блоков со свойствами, указанными на карточках, дети овладевают умением декодировать информацию о них. Выкладывая карточки, которые «рассказывают» о всех свойствах блока, дети создают его своеобразную модель.

Для проведения некоторых игр и упражнений следует дополнительно приготовить вспомогательный материал — игрушки-персонажи (можно игрушки от киндера), обручи, веревочки и пр.

В зависимости от возраста детей можно использовать не весь комплект, а какую-то его часть: сначала блоки, разные по форме и цвету, но одинаковые по размеру и толщине (12 штук), затем разные по форме, цвету и размеру, но одинаковые по толщине (24 штуки), и в конце — полный комплект фигур (48 штук). Это очень важно. Ведь чем разнообразнее материал, тем сложнее абстрагировать одни свойства от других, а значит, и сравнивать, и классифици­ровать, и обобщать.

Поскольку логические блоки представляют собой эта­лоны форм — геометрических фигур (круг, квадрат, равносторонний треугольник, прямоугольник), они могут широко использоваться при ознакомлении детей, начиная с раннего возраста, с формами предметов и геометри­ческими фигурами при решении многих других разви­вающих задач.

ФОРМЫОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ

С ЛОГИЧЕСКИМИ БЛОКАМИ

1. Занятия (комплексные, интегрированные), обеспечивающие нагляд­ность, системность и доступность, смену деятельности.

2. Совместная и самостоятельная игровая деятельность (дидактические игры, настольно-печатные, подвижные, сюжетно-ролевые игры).

3. Вне занятий, в развивающей среде группы (ИЗО-деятельность, апп­ликация, режимные моменты, предметные ориентиры).

Особенности структуры игр и упражнений позволяют по-разному варь­ировать возможность их использования на различных этапах обучения.

В данную папку собраны дидактические игры - занятия с логи­ческими блоками. Дидактические игры возможно использовать в любой возраст­ной группе (усложняя или упрощая задания), тем самым предоставляется огромное поле деятельности для творчества педагога.

Логические блоки можно использовать:

а) в подвижных играх (предметные ориентиры, обозначение домиков,

дорожек, лабиринтов);

б) как настольно-печатные (изготовить карты к играм «Рассели жиль­-

цов», «Какой фигуры не хватает», «Найди место фигуре», «Голово­

ломки»);

в) в сюжетно-ролевых играх: Магазин - деньги обозначаются блоками,

цены на товар обозначаются кодовыми карточками.

Почта - адрес на посылке, письме, открытке обозначается блоками,

адрес на до­мике обозначается кодовыми карточками. Аналогично,

Поезд - би­леты, места.

Использование логических блоков в аппликации, рисовании, конструи­ровании и моделировании предметов из геометрических фигур разнообразит за­нятия детей, сделает их интересней, поможет детям легче ориентироваться в про­странстве и закономерностях («Дом», «Ёлочка», «Бабочка», «Животные» и т.д.).

С чего начать?

Прежде чем приступить к играм и упражнениям, предоставьте детям возможность самостоятельно познако­миться с логическими блоками. Пусть они используют их по своему усмотрению в разных видах деятельности. В процессе разнообразных манипуляций с блоками дети установят, что они имеют различную форму, цвет, размер, толщину. Заострять внимание детей на термине «блок» не имеет смысла. Ведь в восприятии ребенка блок прежде всего носитель формы, т. е. геометрическая фигура. Поэ­тому в общении с детьми целесообразнее пользоваться словом «фигура».

В целях более эффективного ознакомления детей со свойствами логических блоков можно предложить им сле­дующие задания:

Найди такие же фигуры, как эта, по цвету (по форме, по размеру, по толщине);

найди не такие фигуры, как эта, по форме (по размеру, по толщине, по цвету);

найди синие фигуры (треугольные, красные, квадрат­ные, большие, желтые, тонкие, толстые, маленькие, круг­лые, прямоугольные);

назови, какая эта фигура по цвету (по форме, по размеру, по толщине).

 

После такого самостоятельного знакомства с блоками можно перейти к играм и упражнениям.

Игры и упражнения с логическими блоками вы можете предлагать детям на занятиях и в свободные часы, как в детском саду, так и дома. Если вы дополните их другими развивающими играми и игровыми заданиями, «насытите» новыми игровыми задачами, действиями, сюжетами, ро­лями и пр., то этим только поможете детям преодолевать интеллектуальные трудности.

Для того чтобы поддержать интерес детей к занятиям, к обучению, необходимо разнообразить их игровыми задачами, сюжетами, сказочными персонажами.

 

Сборник игр и упражнений №1

 

Я хочу представить вашему вниманию сборник игр и упражнений №1. В нём представлены 4 группы постепенно услож­няющихся игр и упражнений с логическими блоками:

Ø для развития умений выявлять и абстрагировать свойства

Ø для развития умений сравнивать предметы по их свойствам;

Ø для развития действий классификации и обобщения;

Ø для развития способности к логическим действиям и операциям.

Некоторые игры и упражнения направлены на развитие внимания и памяти. Они не имеют строго определенного места в системе работы с детьми. Их всегда можно предложить ребенку, чтобы потренировать его память, внимание, восприятие.

Все игры и упражнения, можно применять к разным возрастным группам и интеллектуальному развитию.

Игры и упражнения

перво­го варианта (I) развивают у малышей умения оперировать одним свойством (выявлять и абстрагировать одно свойство от других, сравнивать, классифицировать и обобщать пред­меты на его основе).

второй вариант (II) развиваются умения оперировать сразу двумя свойствами (выявлять и абстрагировать два свойства; срав­нивать, классифицировать и обобщать предметы сразу по двум свойствам).

третий вариант (III) формирует умения оперировать сразу тремя свойствами.

Важно помнить, развивая мыслительные умения, что они, как и всякие другие умения, вырабатываются в процессе многократных упражнений. При этом количе­ство этих упражнений для разных детей различно. Для того чтобы ребенок не потерял интерес к мыслительным заданиям, каждая игра и упражнение должны содержать несколько игровых и практических задач, которые можно пред­ложить ребенку.

Игровые обучающие пособия (представить дидактические игры)

· «найди пару»

· «художники»

· «Магазин игрушек»

· «Мозаика цифр»

· «Логические кубики»

· «Разложи пропущенные фигуры

· «Волшебное дерево»

· «Украсим ёлку бусами»

· «Архитекторы»

· «Логический поезд»

ПАЛОЧКИ X. КЮИЗЕНЕРА

Дидактический материал, разработан бельгийским математиком X. Кюизеиером. Он предназначен для обучения математике и используется в работе с детьми, начиная с младших групп детского сада. Па­лочки Кюизенера называют еще цветными палочками, цвет­ными числами, цветными линеечками, счетными палочками.

Эффективное применение палочек X. Кюизенера воз­можно в сочетании с другими пособиями, дидактическими материалами (например, с логическими блоками), а также и самостоятельно. Они нужны для развития желания овладеть числом, счетом, измерением, простейшими вычислениями, решения образовательных, воспитательных, развивающих задач.

Использование «чисел в цвете» позволяет развивать у до­школьников представление о числе на основе счета и измерения, к чему дети приходят на базе практической деятельности.

Ø С помощью цветных палочек детей также легко подвести к осознанию -соотношений «больше—меньше», «больше—меньше на...»,

Ø научить делить целое на части,

Ø измерять объекты, показать им некоторые простейшие виды зависимости,

Ø поуп­ражнять их в запоминании числа из единиц и двух меньших чисел,

Ø помочь овладеть арифметическими дей­ствиями сложения, вычитания, умножения и деления,

Ø организовать работу по усвоению таких понятий, как «левее», «правее», «длиннее», «короче», «между», «каж­дый», «какой-нибудь», «быть одного и того же цвета», «быть не голубого цвета», «иметь одинаковую длину» и др.

Набор содержит 116 палочек. В наборе содержатся палочки десяти цветов. Палочки различных цветов имеют разную длину — от 1 до 10 см. Каждая палочка — это число, выраженное цветом и ве­личиной, то есть длиной в сантиметрах. Близкие друг другу по цвету палочки объединяются в одно «семейство», или класс.

В наборе действует правило: палочки одинаковой длины окрашены в один и тот же цвет, а значит обозначают одно и то же число; чем больше длина палочки, тем больше значение того числа, которое оно выражает. Цвета, в которые окрашены палочки, зависят от числовых отношений, определяемых простыми числами первого десятка натурального ряда чисел.

 

УПРАЖНЕНИЯ С ПАЛОЧКАМИ

Палочки можно предлагать детям с трех лет для выполне­ния наиболее простых упражнений. Они могут использо­ваться во второй младшей, средней, старшей и подготови­тельной группах детского сада. Упражняться с палочками дети могут индивидуально или по нескольку человек, не­большими подгруппами. Заня­тия с палочками рекомендуется проводить систематически, индивидуальные упражнения чередовать с коллективными.

В играх с палочками, которые могут носить соревно­вательный характер, ребенку следует предоставлять воз­можность проявления самостоятельности в поиске решения или ответа на поставленный вопрос, учить выдвигать предположения и их проверять, осуществлять практические и мысленные пробы. Помощь ребенку лучше оказывать в косвенной форме, предлагая подумать еще раз, но по-дру­гому, попробовать выполнить задание, одобряя правильные действия и суждения детей.

Подбор упражнений нужно осуществлять с учетом возмож­ностей детей, уровня их развития, интереса к решению интеллектуальных и практических задач. При отборе уп­ражнений учитывается взаимосвязь и сочетаемость их с общей системой упражнений, проводимых с помощью других дидактических средств.

Игровые элементы в упражнения вводятся в форме игровой мотивации:

1. палочки Кюизенера используются как игровой материал. Детей привлекают качественные характеристики материала - цвет, размер, форма. Можно предложить следующие игры: "Заборчик " - закрепить два отношения эквивалентности: нужно " быть одинакового цвета" и "быть одной и той же длины". " Зоопарк" - соответствие по размеру.

"Жмурки", "Построим мост" - отношение эквивалентности: длины и цвета.

2. Работа с палочками, где дети знакомятся с пространственно-количественными характеристиками материала. Дети учатся переводить (декодировать) игру красок в числовые отношения, постигать законы загадочного мира чисел. На этом этапе можно предложить тему для серии игр: «Разноцветные вагончики»

Цель: соответствие между цветом, длиной и числом.

Первый вариант. Дать понятие детям что цвет-это число. Дети строят поезд из розовой, голубой, красной и желтой палочки. Нужно вывезти детей в лес на прогулку. Но нужно знать, сколько мест в поезде. Белая палочка это одно место. Дети определяют, сколько мест в каждом вагоне. Сколько билетов продано в вагон того или иного цвета? Сколько пассажиров поедет в каждом вагоне? В ходе игры дети определяют, что в розовых вагончиках всегда только два места, в голубых - три, в красном - четыре и т.д. У каждого цвета есть своё число.

Второй вариант - число это цвет. Детям предлагается построить вагончик из двух белых палочек. Дети отгадывают, какой одной палочкой можно заменить две белые. При необходимости можно использовать и практический приём приложения. Затем дети строят одноместные, двухместные и т.д. вагончики. В игре дети убеждаются, что каждое число имеет цвет.

Третий вариант - цвет и число (значение чисел и их цветовых обозначений).

Строятся разноцветные вагончики. Воспитатель меняет палочки, а дети называют соответствующие им числа. Затем воспитатель называет число, а дети называют цвет палочки и называют её

Четвёртый вариант - цифра и цвет. "Цифры ходили гулять, а когда вернулись, забыли, где чей домик. Помоги цифрам найти домик". Дети пристраивают цифровые карточки к соответствующим цветным палочкам (до 5).

Пятый вариант - длина и число. Число можно обозначить не только цветом, но и длиной. Чем длиннее палочка, тем больше чисел. Чтобы убедиться в этом дети строят 5-8 вагончиков в порядке возрастания чисел. При этом внимание детей привлекает возрастание длин вагончиков, чем больше число, тем длиннее палочка, и наоборот. Большой интерес у детей вызывает прочитывание» вагончиков цветом, длинной и числом.

Сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация и сериация выступают не только как познавательные процессы, операции, умственные действия, но и как ме­тодические приемы, определяющие путь, по которому движется мысль ребенка при выполнении упражнений.

Достаточно эффективным оказывается использование па­лочек в индивидуально-коррекционной работе с детьми, испытывающими трудности в усвоении учебного материала. А также палочки могут использоваться для вы­полнения диагностических заданий. Этим и определяется универсальность дидактического материала.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-07-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: