Утренние и вечерние песни




"...Возвещать утром милость Твою и истину Твою в ночи..."

(Псалом 91:3)

Раввины считают, что этот псалом пел Адам в раю. Нет ни одного доказательства, что это так, но, напротив, есть несколько свидетельств тому, что это не так. Ибо Адам не мог петь о несмысленных людях, о невеждах и о нечестивых, растущих, как трава, потому что он был единственным человеком на земле, к тому же безгрешным. И все же первые строки этого псалма подходят не только для Адама, подходят они и для нас. "Благо есть славить Господа и петь имени Твоему, Всевышний, возвещать утром милость Твою и истину Твою в ночи, на десятиструнном и псалтири, с песнью на гуслях. Ибо Ты возвеселил меня, Господи, творением Твоим: я восхищаюсь делами рук Твоих". Иудеи долгое время пели этот псалом по субботам в синагоге, и действительно он хорошо для этого подходит. На первый кажется, что псалом не имеет отношения к субботе, потому что о ней в нем ничего не говорится, но поскольку в субботний день, как ни в какой другой, наши мысли и сердца должны быть вознесены к Богу, этот псалом не зря назван "песнь на день субботний". Псалом настраивает разум на поклонение, а значит, для встречи с Богом. Он дает нам прекрасную тему для размышлений: Господь и только Господь во всем. Псалом возносит наши мысли над делами Его рук к Нему Самому и Его милости к нам. О, если бы всегда на воскресных богослужениях мы могли собираться в духе преклонения перед Богом, ощущая, что великое благо - петь Всевышнему. И да даст нам Бог, чтобы каждый раз, собираясь вместе, мы могли сказать: "Ибо Ты возвеселил меня, Господи, творением Твоим, я восхищаюсь делами рук Твоих".

Нет сомнений в том, что в третьем стихе идет речь об утреннем и вечернем жертвоприношении агнцев, ибо, помимо великого праздника Пасхи и других праздников иудеев, которых наставлял Дух Божий, каждое утро и каждый вечер приносились в жертву агнцы, словно для напоминания о том, что людям требуется ежедневное очищение от греха. Ибо в то время всегда было памятование греха, потому что великая истинная жертва, раз и навсегда очищающая от греха, еще не была принесена. И хотя в наши дни нам не надо приносить утренние и вечерние жертвы, и сама идея повторения жертвы Христа для нас ненавистна и неприемлема, мы все же постоянно помним об этом великой жертве и никогда не начинаем день, не посмотрев на Агнца Божьего, взявшего на Себя грех мира, и не отходим ко сну, еще раз не взглянув на Того, Кто истекал за нас кровью на проклятом древе. В выбранном нами стихе говорится о хвале. Хвала не должна переставать сходить с уст верующих, ибо она - блаженное занятие небожителей, которое должно постоянно приносить нам радость на земле. Слова псалмопевца учат нас, что, с одной стороны, хвала должна быть обращена только к Богу, сущему на небесах, и мы должны постоянно прославлять нашего Триединого Бога, с другой стороны, они указывают на то, что хвала должна быть разнообразной. Мы славим Господа, и только Его. Мы не поем песен никому другому. Но поем мы по-разному. В древности существовали не только различные музыкальные инструменты - десятиструнное орудие, псалтирь, арфа, но также и различные темы для пения - утренние и вечерние. О милости Бога пели в одно время, а о Его верности - в другое. Хотелось бы, чтобы люди больше внимания уделяли той хвале, которую, как им кажется, они возносят Богу. Иногда я замечаю, что даже наши с вами песни, которые очень просты, мы поем бездумно. Это видно, например, из того, что темп песни при ее исполнении изменяется, изменяется потому, что мы не думаем, о чем поем. Пение вдруг почему-то становится медленным, словно оно утомило нас и наскучило нам. И нередко, как мне кажется, песни поются механически: мелодия овладевает вами, а не вы - мелодией, и поэтому настроение, с которым мы поем, не соответствует словам. Если бы мы пели от всего сердца, вдумываясь в произносимые слова, мы бы стремились соответствующим образом передать свои чувства и мысли в звуках. Порой даже осанка некоторых людей показывает, что они тянут песню, но песня не притягивает их к себе, им не важно, слышит ее Бог или нет. Для меня не имеет значения, в какой позе стоит человек, но когда эта поза указывает на отсутствие искренности, тогда она начинает иметь для меня значение и должна иметь для вас. Я также с сожалением замечаю, что когда в конце песни надо петь "Аллилуйя!" или "Слава Богу!", некоторые люди забывают об этом, задумавшись о своем, и садятся на свои места, а потом смущенно вскакивают, видя, что другие продолжают петь. Они спят во время пения. Музыка нашего служения прекрасна для Него только в той мере, в какой наше сердце наполнено любовью к Нему. Можно замечательно играть на органе, можно еще лучше петь, но такая музыка - не для Бога, если в нее не вложено сердце, посвященное Богу. И пока весь человек не будет охвачен желанием славить Бога, музыка будет бессердечной и бездушной.

Славя Бога в одиночестве, а не на собрании, мы также должны больше думать о том, что мы делаем, и прилагать все свои силы, чтобы сосредоточиться на святом занятии. Разве не следует перед молитвой спросить себя: "О чем я собираюсь молиться? Я склоняю свои колени перед сном, но не должен ли я сначала обдумать, о чем я буду просить? Что мне нужно? Что мне обещает Господь? На основании чего я могу ожидать, что Господь удовлетворит мои просьбы?" Я думаю, мы бы лучше молились, если бы больше размышляли перед молитвой. То же самое касается и хвалы: мы не должны прославлять Бога на бегу, надо готовить свои сердца к этому. Когда музыканты собираются исполнять какое-нибудь произведение, то тщательно настраивают инструменты. Они готовятся, проводят репетиции и только после этого дают концерты, выступая перед большой аудиторией. Так и наша душа должна вникать в суть того, за что она собирается благодарить Бога. Мы должны приходить к Господу и на богослужении, и когда мы одни за то, о чем мы усердно размышляли, а не предлагать Ему то, что ничего нам не стоило. Мы должны всем сердцем поклоняться пред престолом Его величия, выбирая темы для восхваления, подходящие к случаю. Именно к этому призывает нас, как мне кажется, псалмопевец: "...возвещать утром милость Твою и истину Твою в ночи..." Он говорит не просто о хвале, а о видах хвалы, о разных темах для восхваления Бога, для каждой из которых есть свое время.

Мы построим нашу беседу следующим образом. Вначале будем говорить о темах для утреннего поклонения, затем о темах для вечернего поклонения и в заключение постараемся восхвалить Господа.

I.

Итак, прошу вас обратить внимание на слова утреннего поклонения: "...возвещать утром милость Твою..."

Сложно себе представить более подходящее время для прославления Бога, чем утро. Все располагает к этому. Даже в наших кирпичных джунглях лучи восходящего солнца летним утром подобны песне, песне без слов, или, скорее, музыке без звуков. Когда за городом каждая травника блестит каплей росы, когда деревья, окрашиваясь светом восходящего солнца, сияют словно сапфиры, когда тысячи птиц пробуждаются для прославления своего Творца и исполняют грандиозный концерт, вкладывая в святой щебет всю энергию своего маленького тельца, тогда, кажется, что только хвалой можно начать утро и только с благодарностью можно, открыв глаза, смотреть на Божий мир. Мы с вами не так давно проснулись и если находимся в правильном состоянии ума, должны быть благодарны Господу за ночной отдых.

Каждое утро похоже на воскресение. Ложась ночью спать, мы оставляем одежду рядом, так и наша душа остается без тела, как мы без одежды, после нашей смерти. Утром мы просыпаемся, и если утро воскресное, то одеваемся не в рабочую, а в выходную одежду. А когда воскреснем наподобие нашего Господа, то мы точно так же не станем возвращаться в старое тело, а облечемся в новое, в котором мы будем также прекрасны, как Сам Господь Иисус. Каждое утро мы словно воскресаем, встав из постели, которая могла бы оказаться одром смерти, и поэтому должны начинать каждый день с благодарности за то, что тень смерти осталась только тенью. Великое утро воскресения начнется со звука трубы. Пусть же каждое наше утро, так похожее не воскресение, будет начинаться с гимнов радости.

"...возвещать утром милость Твою..." В эту пору вы исполнены сил, которые к вечеру, как правило, растрачиваются. Давайте же позаботимся о том, чтобы лучшие часы дня посвятить Богу. Как сказал наш поэт:

Нераспустившийся цветок –

Великий дар:

Он не раскрыл свой лепесток,

А жизнь отдал.

Чтобы бы вы ни говорили о вечере, который действительно имеет некоторые преимущества перед утром в отношении молитвы, все же утро все остается лучшим временем дня. Разве это не царственное время? Посмотрите, оно украшено бриллиантами, более изящными, чем те, что сверкают в венцах восточных властелинов. Старая пословица гласит, кто рано встает, тому Бог дает. В полдень от росы не остается и следа, так и человеку сложно сохранить утреннюю свежесть в течение дня, когда ему надо трудиться и противостоять неприятностям. Утром же роса выпадает на шерсть, разложенную перед Господом, в такой обильной мере, что она полностью наполняется водой, и очень хорошо было бы выжать ее пред Ним и подарить Ему силу, свежесть и вдохновение нашего утра.

Я думаю даже без моих объяснений, вы понимаете, чем утро хорошо для прославления Бога. Но я хочу, чтобы мы задумались не только о начале каждого нового дня, но также и об утренней поре нашей жизни. Наша молодость, первые часы дня всей жизни должны быть проведены в возвещении милости Бога. Молодые люди, можете не сомневаться в том, что самое большое благословение для человека - быть обращенным в молодости. Я безмерно благодарен Богу за то, что познал Его, когда мне было всего пятнадцать лет. Однако я присоединяюсь к словам одного ирландца, который сказал, что обратился в двадцать лет, но хотел бы, чтобы это произошло на двадцать один год раньше. Меня тоже часто посещает такое желание. О, если бы действительно можно было первый же вздох в этом мире посвятить Богу! Если бы можно было своей первой же мыслью обратиться к Богу в молитве и раньше всех других знаний приобрести знание Божественной истины! О, если бы первый порыв нашей любви был обращен к Искупителю, возлюбившему нас и предавшему Себя за нас! С какой бы радостью мы вспоминали об этом! Первые дни христианской жизни обладают уникальными преимуществами. В каком-то смысле

Моложе - лучше,

Позже стынет кровь.

Я знаю, что поздние годы приносят с собой зрелость. Осенние плоды обладают особой сладостью, но корзина первых плодов особенно приятна для Бога. Блаженны возвещающие милость Божью утром!

Слова псалма можно объяснить по-другому: они могут означать дни нашей жизни, прекрасные, как утро. Жизнь состоит из взлетов и падений, приливов и отливов, восходов и закатов. На нас лежит обязанность, нам оказана великая честь - возвещать милость Божью в лучшее время нашей жизни. Возможно, чья-то жизнь настолько тяжела, что пасмурных дней в ней больше, чем солнечных. Но многие едва ли могут согласиться с такой оценкой своей жизни. Да будет благословен Господь наших солнечных дней! Дней радости и веселья было очень много в нашей жизни, намного больше, чем мы могли ожидать, живя в стране скорби. И когда наступают дни радости, мы должны посвящать их Богу, возвещая Его милость! Не поступайте так, как поступают некоторые люди, упорно не желающие замечать тех дней, когда к ним приходит успех. Если они, например, смогли заработать деньги, то говорят: "Неплохо". Они говорят: "Неплохо"! Было время, когда они прыгали бы от радости, если бы смогли заработать хотя бы половину этой суммы. Как часто фермеры, которые вырастили самый большой урожай, который могло дать их поле, говорят: "Нынче урожайный год!" И это все, что они могут сказать? Они обворовывают Бога! Люди постоянно приуменьшают Божьи благословения во всех областях жизни, и это нехорошо. Когда в нашей жизни наступает затяжной период радости и покоя, то вместо того, чтобы признать это, мы говорим, что в целом Бог к нам очень милостив, но ничего конкретного Он не сделал. Однажды я увидел надпись на надгробном памятнике, которая меня приятно поразила. Я не припомню случая, чтобы я читал нечто подобное. Если мне не изменяет память, умершей женщине было восемьдесят лет, и о ней было написано, что она "после счастливой и радостной жизни умерла". Именно так мы должны говорить о себе. Но мы обычно стремимся вызвать жалость к себе, словно мы жаба в колее, которую вот-вот раздавит повозка, или улитка, брошенная в бочонок с солью. Мы хнычем, словно наша жизнь - сплошное мучение, и каждый вздох - боль. Но ведь это не так! Это клевета на благого Господа. Да будет благословен Господь за то, что Он сотворил нас! Наша жизнь полна бесчисленных милостей, и несмотря на все скорби и трудности, радости и Божьих благодеяний в ней намного больше. Поэтому помните, что утро бывает и у каждого дня, и у каждой жизни. Утро - это начало и это время радости и благополучия.

Как же мне начать описывать милость Божью? Она бесконечна. Милость Божья начинается... Нет, я должен, исправить себя: "Любовью вечною Я возлюбил тебя и потому простер к тебе благоволение". Мы должны начать с воспевания вечной любви Божьей. Вечная любовь бесконечно давно была явлена нам, ибо еще до того, как мы были сотворены, Господь заключил завет ради нас и решил отдать Своего единородного Сына, чтобы в Нем мы могли спастись от гнева. Милость Бога Отца явилась в Иисусе Христе. О, братья, мы постоянно должны говорить об этом! Я удивляюсь, почему мы, встречаясь друг с другом, не начинаем разговор со слов: "Брат, что ты думал о милости Бога в Иисусе Христе?" Ибо, поистине, это настолько удивительная тема для человека, что мы не можем исчерпать ее за одну неделю. Она наполняет нас изумлением каждый день в году. Если происходит что-то необычное, мы только и делаем, что говорим об этом, а наши соседи, подобно афинянам, с жадностью ловят каждое наше слово. Так пусть же наши уста будут наполнены словами о чудной милости Бога и, боясь не успеть рассказать и половины, давайте с самого утра будем начинать свой рассказ о даре Божьем - Иисусе Христе. Если мы довольно часто говорим об этом и хотим какого-то разнообразия, давайте будем рассказывать о милости Бога, проявившейся в нашем обращении ко Христу. Жизнь каждого человека - целая история. Я уверен, что реальная жизнь намного интересней любого романа. Однажды я видел очаровательно красивый закат и сказал: "Если бы какой-нибудь художник нарисовал такое небо, я бы никогда не поверил, что оно может быть таким в реальности". И если бы чья-то жизнь была подробно описана, то многие бы сказали: "Этого не может быть". Очень многие люди говорили, что книга Хантингтона "Копилка веры" должна была бы называться "Копилка басен", но я верю, что в ней описаны реальные факты, ибо от них веет духом истинности. Я верю, что этот человек действительно пережил все то, что он описал, хотя, возможно, он иногда излагал факты не самым лучшим образом. То же самое касается жизни других людей: если бы они были подробно описаны, то вызвали бы немалое удивление. Поэтому рассказывайте о милости Бога лично к себе. Повторяйте, пусть не другому человеку, а себе и Богу, чудную историю о том,

Когда вдали от Бога я блуждал,

Иисус уже тогда меня искал.

Рассказывайте о том, как Его благодать привела вас к Его ногам и подарила вечную жизнь. А затем, братья, расскажите о милости Божьей, явленной вам со дня вашего рождения свыше. Вспомните все благословения Божьи. Не надо хоронить их в сырой земле неблагодарности. Пусть на них упадет свет вашей признательности, чтобы они засверкали всеми цветами радуги. Я уверен, что это принесет благословение не только вашему утру, но и всему дню. Псалмопевец рекомендует начинать восхвалять милость Бога с самого утра, потому что на это занятие уходит целый день. Для прославления Бога нужен и целый день, и целая вечность, и я почти согласен с Аддисоном, хотя его слова несколько туманны:

Нам целой вечности не хватит, чтобы Бога

Прославить в своем сердце хоть немного.

Какая благословенная тема - милость Божья! Не мы, не мы - о нас сложно сказать что-либо хорошее. Когда я слышу, как какой-нибудь брат хвалится своими достижениями и добродетелями, я вспоминаю слова одного мудреца: "Пусть хвалит тебя другой, а ты молчи". Больше всего у меня вызывает негодование заявления об успехах в достижении святости, ибо люди явно показывают непонимание слова "святость". Я надеюсь, что глаза наших друзей откроются и они поймут дьявольские уловки, на которые поддались. Да не будет духовный самообман почитаться среди нас за добродетель, но пусть мы будем бояться его как огня!

Братья мои, давайте говорить не только о своих бедах. Если бы у вас дома был скелет, то неужели вы показывали бы его всем гостям подряд? Нет, рассказывайте о том, что Бог совершил для вас, о Его милости. Я слышал историю об одном пасторе - я уже рассказывал вам об этом, но, думаю, она достойна повторения. Пастор часто посещал несчастную женщину, прикованную к постели, которая, конечно, каждый раз рассказывала ему о своих болезнях. Он знал о ее ревматизме все, он слышал один и тот же рассказ не меньше пятидесяти раз и, наконец, сказал: "Моя дорогая сестра, мне очень жаль, что вы попали в такую беду, я не устаю слушать о ваших трудностях, но не могли бы вы иногда рассказывать мне о том, что делает для вас Господь: дает ли Он вам радость, помогает ли, когда вам больно и т.д.?" Замечание было сделано очень корректно. С тех пор женщина стала больше говорить о Божьих благословениях и меньше о своих болезнях. Давайте же примем твердое решение отныне "возвещать утром милость" Божью.

Итак, мы с вами говорили о времени, когда надо прославлять Бога, о том, каким может быть содержание прославления.

Каждый христианин должен возвещать милость Бога в первую очередь наедине с собой. Он должен выразить благодарность за благословения, излитые на него ночью, и за благословение его жизни в целом. Затем пусть он, если это возможно, возвестит ее в своей семье. Пусть он соберет своих домочадцев, поклонится с ними Богу и благословит Его за милость. И после этого, когда христианин покидает дом, уходя в мир, пусть он продолжает возвещать милость Господа. Я не призываю говорить о ней с каждым встречным и бросать жемчуг перед свиньями. Но пусть о милости Божьей свидетельствуют слова христианина, его жесты и его взгляд. Христиане должны быть самыми жизнерадостными людьми. Пусть окружающие зададутся вопросом: "Почему они так счастливы? Ведь они не богаты, не всегда здоровы, у них есть свои проблемы, но они так прекрасно со всем справляются и буквально летят по дороге жизни". Своим жизнеутверждающим поведением мы должны утром возвещать милость Бога. "Но что делать, - скажете вы, - когда на душе тяжело?" Не показывайте этого, если можете. Поступайте по заповеди своего Господа: не являйтесь перед людьми постящимися. Не думайте, что печальное выражение лица свидетельствует о святости, скорее, оно говорит о лицемерии. Скрыть свое горе ради ободрения ближнего есть признак самоотверженности и умения сострадать людям, а это одно из высочайших достижений христианской веры. Давайте приносить жертву хвалы в любом окружении, но, когда мы оказываемся среди людей Божьих, тогда наступает время приношения целого агнца в жертву всесожжения. Среди своих мы можем без страха открыть шкатулку с пряностями. Когда рядом с нами брат, который ценит милость Божью, давайте со священным восторгом возвестим ему о ней. Свои богатства мы не можем открыть нечестивому взору, ибо они не будут оценены по достоинству. Но когда мы встречаемся с человеком, которому Сам Бог дал зрение, то открывайте свою шкатулку и говорите: "Брат, возрадуйся о том, что Господь совершил для меня. Посмотри на Его милость ко мне, Его слуге. Он не переставал благословлять меня с тех пор, как я появился на свет".

Таким образом, возлюбленные друзья, я раскрыл перед вами суть блаженного утреннего занятия. И я думаю, если Дух Божий будет с нами, то, выходя из своей комнаты, мы будем благоухать хвалой Богу. Мы будем браться за мирские дела с меньшим беспокойством, не тая зла в своем сердце. Мы спокойно будем делать свое дело и в любой ситуации не будем терять самообладания и радости. Радость пред Господом - подкрепление для нас. Есть два очень хороших правила: не встречаться утром ни с одним человеком, пока мы не встретились с Богом, и не браться за земные дела, пока мы не взялись за дела небесные. О, как прекрасно окунуться утром в любовь Божию! Окунуться и выйти из чертогов слоновой кости после общения с Богом, придавшего вам сил и бодрости, и источать аромат святости. Важно ли это для нас? Я боюсь, что мы или слишком спешим, или слишком поздно встаем. Не можем ли мы вставать раньше? Если мы можем похитить хоть несколько минут у сна, то эти минуты окажут влияние на весь день. Нельзя отправляться в путь, не проверив упряжь и подковы, иначе в дороге сэкономленные минуты обернутся часами простоя. Относитесь к утру серьезно, если для вас важно время всего дня. Чтобы хорошо кончить, надо хорошо начать. Смотрите, чтобы кормило вашего судна с самого начала было верно направлено, как можно точнее определите галс, и тогда вы будете двигаться в нужном направлении. Как вы начнете день, таким он и будет.

II.

Перейдем ко второй части нашей беседы. Псалмопевец говорит: "...возвещать... истину Твою в ночи..."

Вечер, возлюбленные, особенно благоприятен для восхваления Божьей верности. "О, я так устаю к концу дня", - скажет кто-то. Конечно, это так, и очень жаль, если мы устаем до такой степени, что не способны прославить Бога. Один верующий, когда его спрашивали: "Вы можете помолиться?", всегда отвечал: "Слава Богу, я никогда не устаю настолько, чтобы не быть способным молиться". Служение Христу может придать нам сил, как ничто другое. В нас должен просыпаться энтузиазм лишь при одной мысли о молитве. Вы прекрасно знаете, что если длинный переход обессилил войска, так что люди падают на ходу, то делу поможет бодрая песня: под звуки походного марша солдаты проходят последние мили, которые, казалось, преодолеть невозможно. Пусть же мысль о молитве мобилизует остатки наших сил, чтобы на закате дня нам не обворовать Бога в Его славе. Конец дня тих и спокоен, поэтому является хорошим временем для молитвы. Бог ходил в Эдемском саду до грехопадения в прохладе дня, и Адам выходил навстречу ему. Исаак вышел вечером в поле для размышлений и там получил благословение. Вечер - это воскресенье дня, поэтому он должен быть посвящен Господу.

Теперь обратите внимание на тему для вечернего прославления: - это верность. Почему? Да потому, что мы лучше за день узнали своего Бога. Это придает нам силы воспевать Его верность. Мы смотрим на день и видим, что Бог исполнил Свои обещания. Я прошу вас, мои дорогие братья и сестры во Христе, подумайте о прожитом дне. Разве вы не замечаете, что Бог исполнили свои обещания? Возвестите же Его верность. Он дал вам хлеб насущный. Он обещал дать и дал. Он защитил вас, вы даже не подозреваете, скольких опасностей избежали. Он вел вас, и вы не уклонились с пути, хотя надо было принимать сложные решения. Вам были даны ответы на важные для вас вопросы, вам было послано утешение в часы уныния, вам была дарована сила перед лицом искушения. Бог многим благословил вас сегодня. Даже если Он что-то отнял, все равно благословляйте Его имя. Он имел на это право, потому что взял то, что Сам дал. Вспомните прожитый день, и вы увидите, что Бог поступал по отношению к вам именно так, как обещал. У вас были неприятности в течение дня, но разве Господь не сказал: "В мире будете иметь скорбь"? Не предупреждал ли Он о том, что временное наказание будет знаком истинности заключенного между вами завета? Каждый день внимательно наблюдайте за исполнившимися обещаниями. Хорошая традиция - заканчивать день, стараясь вспомнить полученные благословения. Я не верю, что возможно вести дневник и подробно описывать в нем события каждого дня, ибо из-за отсутствия необычных происшествий человек склонен придумывать то, чего на самом деле не было. Я считаю, что, как правило, нет ничего более неестественного и недостоверного, чем религиозный дневник, который легко приводит человека к самообману. Тем не менее очень часто в нашей жизни, чуть ли не каждый день, провидение проявляет себя уникальным образом. Джон Флавел любил повторять: "Тот, кто замечает провидение, сам будет им замечен". Мне кажется, мы позволяем дням проходить мимо нас, не обращая внимания на маленькие чудеса, и тем самым в известной мере лишаем себя радости. Так неотесанный человек может не понять красоту полевых цветов. Возможно, и мы, не утруждая себя размышлениями, оставляем незамеченными великие благословения Божьи: мы знаем о них, но они кажутся нам незначительными. Давайте изменимся и будем больше думать о том, что делает Бог, и тогда каждый вечер мы сможем петь о Его верности.

Мы должны возвещать милость Бога каждое утро, а Его верность каждый вечер. Сегодня нас ждет холодная ночь. Но разве Бог не обещал зиму? И наступившая зима еще раз подтверждает Его верность. Ночь темна, но и об этом было сказано в Его завете: дни должны сменяться ночами. Допустим, что не было бы ни зимы, ни ночи, чтобы бы мы тогда сказали о завете, который Бог заключил с землей? Но перемена поры года и наступление вечернего сумрака говорят о верности Бога. Если сейчас вы исполнены радости, вы можете рассказать о верности Бога, который даровал вам Свою любовь и милость, а если, напротив, вам сейчас трудно, возвестите верность Божию, ибо пришло время испытать ее, доказать ее неизменность. Бог не оставит и не покинет вас. Он сказал: "Будешь ли переходить через воды, Я с тобою, - через реки ли, они не потопят тебя". Надейтесь на то, что верный Своему слову Бог исполнит это обещание.

Друзья, чем старше вы становитесь, тем ближе вечер жизни. И вы, как никто другой, способны возвестить верность Господа. Молодые люди могут рассказать о Его милости, а пожилые больше о Его верности. Ведь вы можете рассказать о том, как Бог давал вам благодать в течение сорока или пятидесяти лет, и подтвердить, что ни разу Он не подвел вас. Он не нарушил ни одного сказанного Им слова. Поэтому я призываю вас не молчать о том, что вы знаете. Если мы, молодые, будем молчать, то будем виновны, но, возможно, позже исправим свою ошибку. Но для пожилых христиан молчание поистине есть грех, ибо в будущем у вас не будет возможности засвидетельствовать в этом мире о верности Бога. Свидетельствуйте сейчас, пока смерть не закрыла ваши глаза! Верность Бога каждой ночью - прекрасная тема прославления для седовласых служителей Божьих.

И наша великая задача - возвещать. О возлюбленные, давайте повсюду провозглашать верность Бога. У меня вызывает удивление непринятие в миру учения о стойкости святых до конца жизни. И я думаю, что причина заключается в том, что всем известны случаи отпадения людей, называвших себя христианами. Когда человек, много говоривший о своей вере, вдруг обращает в ничто все свои заявления отречением от Христа, тогда все внимание приковывается к нему. О нем говорят в Газе и рассказывают в Аскалоне. Но с другой стороны тысячи истинных верующих, неотступно следующих за Господом, немного говорят о себе, да и не могут. Эти люди правильно поступают, что не тратят много слов на себя, но как бы хотелось, чтобы они больше говорили о неизменной благости и истинности Бога и тем самым сводили на нет то отрицательное впечатление, которое производят номинальные христиане, и убедительно показали миру, что Господь не отвергает людей, которых Он предузнал, но что Он дает им силы в самых сложных ситуациях и помогает сохранить ревность до самого конца. Есть одна тема, о которой мы, христиане, должны говорить постоянно, уверенно, радостно, открыто и с благодарностью, верность Бога по отношению к нам. Именно верность Бога сатана пытается больше всего очернить в умах тех, кого постигает искушение, и поэтому мы должны укрепить их своим свидетельством, чтобы христиане, проходящие через испытания, знали, что Бог никогда не оставляет своих детей.

III.

И в заключение я хочу в этот вечер во имя народа Божьего, собравшегося здесь, возвестить Божью верность.

Братья мои, давайте расскажем о том, как Бог был верен нам! История нашей церкви удивительна. Когда нас было мало и мы были слабы, Бог явился нам. Тогда церковь начала процветать, а мы усилили наши молитвы. И что это были за молитвы! И чем больше мы молились, тем больше Господь благословлял нас. Прошло уже почти двадцать лет непрекращающихся благословений. Мы не делали шаг вперед и два шага назад, пробуждение не прерывалось периодами упадка, мы уверенно двигались вперед. Нам сопутствовал постоянный успех, мы росли подобно ливанскому кедру. До сегодняшнего дня Бог не перестал слышать наши молитвы и отвечать на них. Само это здание - ответ на молитву. Нет ни одного служения в нашей церкви, на знаменах которого мы не должны были бы написать: "Нас благословил Бог, слышащий молитвы". У нас вошло в привычку молиться, а у Бога - отвечать на молитвы. Давайте же не будем унывать! Не будем унывать! Если мы ослабеем, то только в самих себе, но не в Боге. Бог не оставит нас, пока мы прибегаем к Нему так, как Он заповедал. Если мы продолжим также серьезно молиться, как до сих пор, мы как церковь сможем увидеть, если угодно будет Богу, еще двадцать лет такого же или даже большего успеха. На земле есть место, где особенно надо славить верность Бога, и это то самое место, где я сейчас стою, и я славлю верность Божию. Мы не использовали плотские способы привлечения людей на место поклонения Богу, мы не ублажали их изысканной музыкой, пышными церемониями, красивыми витражами и тому подобным. Мы использовали Евангелие Иисуса Христа без всяких ораторских изысков, мы говорили просто, как друг разговаривает с другом. И Бог благословил и продолжает благословлять нас.

Дорогие друзья, каждый из вас может сказать, что Бог был верен вам и вашей церкви. Расскажите об этом своим детям. Скажите им о том, что Бог спасает грешника, пришедшего к Нему, ибо Он спас вас. Расскажите об этом своим соседям, скажите им, что Бог верен и праведен и простит нам наши грехи, если мы исповедуем их Ему, ибо он простил вас. Каждому человеку, кто боится встречи с Богом, расскажите о том, что Иисус не изгонит никого, кто придет к Нему. Скажите ищущим, что они найдут, если будут искать, стучащим - что им будет отворена дверь милости. Скажите тем, кто унывает и отчаивается, что Иисус Христос пришел в мир спасти грешников, даже самых больших. Возвещайте Его верность каждый вечер. А когда наступит ваш последний вечер и вы ляжете на постель свою, как Иаков, пусть ваше последнее свидетельство будет о верности Господа, подобно славному старому Иисусу Навину, закончите жизнь словами: "Не осталось тщетным ни одно слово из всех добрых слов, которые говорил о вас Господь Бог ваш; все сбылось для вас". Да благословит вас Господь, дорогие друзья, и да даст вам всем познать Его милость и верность. Аминь и аминь.

Вечер, 26 октября, 1873 г.

 

Искусство прославления

"Будут провозглашать память великой благости Твоей и воспевать правду Твою."

(Псалом 144:7)

Этот псалом назван "Хвала Давида", и действительно весь псалом выражает желание Давида возвеличить Господа. Он старается подбирать слова, которые лучше соответствуют тому, что чувствует его сердце. Обратите внимание на такие выражения в псалме: "Буду превозносить Тебя", "благословлять имя Твое", "всякий день буду благословлять Тебя", "восхвалять имя Твое во веки и веки", "велик Господь и достохвален", "род роду будет восхвалять дела Твои", "буду размышлять о высокой славе величия Твоего", "будут говорить о могуществе страшных дел Твоих" и многие другие, подобные этим. В последнем стихе псалмопевец говорит: "Уста мои изрекут хвалу Господню, и да благословляет всякая плоть святое имя Его во веки и веки". Давиду мало заявить о том, что Господь достоин прославления и что Его надо хвалить от всего сердца, но он хочет, чтобы Господь был возвеличен в пении всенародно, открыто и радостно. Псалмопевец, вдохновленный Святым Духом, призывает всякую плоть и все творение Божье возносить хвалу Всевышнему. Не откликнемся ли мы с готовностью на его призыв?

Давая волю своему желанию прославить Бога, Давид говорит в пятом стихе о величии Господа, славного Царя. Он поражен видом славы святого престола и восклицает: "А я буду размышлять о высокой славе величия Твоего..." Он задумывается о силе, исходящей от престола величия, о могуществе, благодаря которому воплощаются в жизнь все замыслы Бога, и говорит в шестом стихе: "Будут говорить о могуществе страшных дел Твоих, и я буду возвещать о величии Твоем". Сказав о величии и силе грозного Бога, он обращает свои мысли к Божьей благости и показывает, как важна для него благость Бога. "Будут провозглашать память великой благости Твоей...", - говорит он. И сегодня мы также желаем искренно прославить и возвеличить имя бесконечного Господа, но особенно наши сердца и уста будут посвящены Его несравненной благости. О, если бы для всего нашего собрания стали истинными слова Давида: "Будут провозглашать память великой благости Твоей..." И да поможет нам Бог воспеть Его праведность! Думаю, вам понятна наша цель, и я надеюсь, вы будете стремиться к ней так же, как и я. Давайте вместе прославим Господа. Может быть, вам покажется, что я слишком многих приглашаю. Посмотрите, что сказано в девятом и десятом стихах: "Благ Господь ко всем, и щедроты Его на всех делах Его. Да славят Тебя, Господи, все дела Твои..." Я не хочу ограничивать приглашение Самого Господа. Коль скоро все вы пьете из реки Его благословений, воздайте Ему за Его дары хвалой. К святым обращен особый призыв. Благословите Его имя духовной, внутренней, живой хвалой. "Дом Израилев! благословите Господа... Боящиеся Господа! благословите Господа". В глубине сердца своего превознесите и возвеличьте Бога, ибо написано: "...да благословляют Тебя святые Твои". Воистину, эти слова написаны не напрасно, ибо наши души благословят Господа в этот день, когда Святой Дух будет воздействовать на нас.

Наша беседа будет состоять из двух частей. Сначала мы поразмышляем над тем, как научиться восхвалять благость Бога, а затем рассмотрим мотивы прославления Бога.

I.

Итак, как научиться восхвалять благость Бога. Седьмой стих 144 псалма рекомендует нам способ прославления и показывает, какие шаги надо предпринять, чтобы научиться славить Бога. Он показывает, в чем состоит искусство прославления. Во-первых, в прославлении нам поможет пристальное внимание к прошлому. Обратите внимание на слова псалмопевца: "Будут провозглашать память великой благости Твоей..." Для того, чтобы вспомнить, сначала надо увидеть. Как можно вспомнить то, чего никогда не знал, не видел? Поэтому в псалме подразумевается пристальное внимание к прошлому. Чем большее впечатление какое-нибудь событие или какая-нибудь истина оказали на нас, тем лучше они отпечатываются в памяти. Услышав проповедь, вы запомните то, что больше всего поразило вас в словах проповедника. Вы как бы говорите себе: "Я постараюсь не забыть эту мысль, она кажется мне очень важной". И независимо от того, записываете вы эту мысль в блокнот или нет, ваша память в любом случае подчиняется вашему желанию и делает соответствующую запись на своих скрижалях. То же самое можно сказать и о делах Божьих в нашей жизни. Если мы хотим помнить о Его благости, нам следует сделать так, чтобы она поразила, удивила нас. Мы должны замечать ее, размышлять над ней, взвешивать, оценивать ее и чувствовать, какое влияние она оказывает на наше сердце. Тогда благость Божья всегда будет в нашей памяти. Яркое и глубокое впечатление стирается нескоро, сквозь годы мы будем помнить о том, что удивило нас. Таким образом, в первую очередь, для того чтобы научиться славить Бога, нам надо внимательно отнестись к проявлениям Его благости.

Я хочу еще раз подчеркнуть, ч



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: