КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО Ибрагимова З.Н. В данной статье рассматриваются социальные права человека и гражданина в системе конституционных прав и свобод. Анализируются виды социальных прав граждан в РФ. Выявлены их особенности. Дана характеристика социальных гарантий прав граждан в РФ и рассматриваются проблемы их реализации. |
Вопрос о характеристике и значении социальных прав человека и гражданина является, безусловно, актуальным на современном этапе развития правового государства и его изучение является одной из задач нашего исследования. Становление и развитие социальных прав является результатом долгого исторического процесса. Как бы это не звучало противоречиво, но возникновению прав человека и социальных прав, в частности, способствовало наличие или возможное появление в обществе угрозы жизнедеятельности для жителей государства. Историю развития человеческого общества можно рассматривать как историю развития прав и свобод человека и гражданина. Иными словами, развитие прав и свобод человека в различные исторические эпохи происходит не в сфере фундаментальных принципов, а в сфере именно позитивного права, что стимулирует поиск соответствующих правовых средств и методов.
Конституционные права и свободы - это зафиксированные в Основном законе государства и им же гарантированная допустимость, дающая возможность любому человеку и гражданину без проблем, свободно и исключительно самостоятельно выбирать степень и меру поведения в обществе, использовать социальные блага как в личной сфере, так и на благо общества в целом.
Все конституционные права обладают рядом особенностей, свойственных только им:
- Они являются основополагающими;
- Являются скелетом для всех остальных прав и свобод;
- Имеют высшую юридическую силу;
- Особым образом охраняются государством;
- Оказывают влияние на всех граждан РФ без исключения;
- Возникают особым образом.
Социальные права и свободы человека и гражданина, закрепленные в Конституции РФ представляют собой наиболее важные права и свободы современного мира, обращают на себя всеобщее внимание. Они касаются стабилизации и законодательного закрепления социальных условий жизни личности, определяют статус человека в сфере занятости, труда и быта, социальной защищённости с целью формирования предпосылок, при которых граждане могут быть защищены от страхов и нужды. Их мера и объем обеспеченности зачастую зависят от уровня экономики и ресурсов, и поэтому их гарантированность по сравнению с другими правами менее развита.
Действующая в государстве Конституция создала законную основу российской государственности, действующую на демократических началах, определила направленность новой системы взаимоотношений между государством и индивидом, определила основные ценностные ориентации государства и закрепила способы и порядок их гарантий и защиты. Безусловно, проводимые реформы в этой области несут положительный посыл, но необходимо отметить, что сегодня Российское государство не способно в полной мере справиться с осуществлением своей основной конституционной обязанности - обеспечением прав и свобод человека и гражданина, в том числе и социальных. В обществе очевидно социальное разграничение, углубляется разрыв в социальном плане различных слоев. Меры, которые принимаются, не всегда эффективны, поскольку положение в стране усугубляется безработицей, неприспособленностью большинства граждан к рыночной экономике, а также к скачковому расслоению общества на «богатых и бедных».
В классификации прав человека социальные права рассматриваются наряду с личными, политическими, экономическими и культурными правами. Социальные права человека часто связывают с экономическими, именно поэтому их обобщают в единую систему социально-экономических прав.
Ряд авторов, таких как М. В. Баглай не выносит социальные права в отдельную группу прав и понимает их совместно с экономическими и культурными, считая их группой родственных прав. К. В. Арановский говорит о том, что, только пользуясь совместно социальными, культурными и экономическими правами личность может смело определять свой правовой статус и пользоваться им в полной мере.
Права и свободы человека и гражданина, записанные в Конституции РФ отличны от рядовых прав и свобод тем, что началом их становления считаются, не сами деяния людей и их правоотношения, а политико-правовой и иной статус лица как человека и гражданина, которой указывает на его принадлежность к определенному государству. Конституционные права и свободы, являются скелетом системы других прав и свобод граждан, не могут существовать обособленно, оказывают влияние друг на друга и взаимодополняют друг друга.
В результате своей взаимосвязи и взаимовлияния друг на друга права человека образуют определенное целостное составляющее, индивидуальную подсистему в общей системе прав и свобод граждан России, которая функционирует на основе ряда закрепленных в Конституции РФ и конституционно гарантируемых принципов.
Большинство из конституционно-гарантируемых принципов действуют на всю систему прав и свобод граждан, соответственно, они оказывают влияние на все права и свободы, которые имеют место быть в пределах других отраслей права.
Вопросы конституционного регламентирования социальных прав, в том числе: трудности в вопросах защиты социальных прав, содержание и степень регулирования Конституцией социальных отношений в целом и социальной защиты граждан в частности, а также необходимости непосредственного использования конституционных норм о социальной защите граждан России и юридическая сила соответствующих им материально-денежной ответственности государства перед своими гражданами в социальной сфере, являются открытыми.
По сути, развитая система социальных прав и свобод граждан является мерой правомерности социальной деятельности государства, именно она систематизирует и нацеливает всю систему социальных прав на определенных граждан, в ней отразились основные государственные гарантии в сфере социальных прав. Рассматривая роль Конституции РФ как фундамента для появления и укрепления всего существующего федерального законодательства, необходимо заметить, что положения основного закона по социальным вопросам были зафиксированы с учетом всех международно-правовых актов в этой области. При этом, вопросы их претворения в жизнь и охраны пока не достигли уровня, при котором государство может смело именоваться социальным.
В действительности, исследование баланса между тем, что нужно обществу в социальной сфере и вычленением специальных денежных средств на эти цели очень часто зависит от той позиции, которой придерживается федеральный законодатель. Если говорить о социальном государстве, то предполагается, что в нем реализуется результативность обеспечения социальных прав гражданина, и это говорит о том, что государство наделено определенной ответственностью, такой как охрана труда и здоровья людей; установление государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты, установление минимального гарантированного размера оплаты труда; обеспечение государственной поддержки семьям, материнству, отцовству и детству, инвалидам и пожилым гражданам; развитие системы социальных служб.
Таким образом, необходимо определить, что же такое социальные права и дать понятие данному феномену. В юриспруденции, и в смежных отраслях в частности, в теоретической и практической частях и в отрасли конституционного права в целом, отсутствует однозначное понятие и употребление термина с категорией «социальные права». Понятие и содержание социальных прав является элементом споров в современной юриспруденции. Большинство ученых-юристов не рассматривают социальные права как группу самостоятельную. В широком смысле понятие социальных прав охватывает любые общественные связи, которые призваны обеспечить разнообразные запросы людей. Такая интерпретация данного термина обусловлена тем, что, если мы говорим «социальные» - это означает, связанные с обществом или с тем, что в его рамках происходит. Именно поэтому изучение социальных прав происходит вкупе с экономическими и культурными правами. В узком смысле социальные права - это то, что реализовывается в сфере социальной жизни. Социальный момент обусловлен той ролью, которую играет человек в обществе - матери, отца, пенсионера, жены.
Таким образом, под социальными правами человека в РФ понимается - охраняемая и обеспечиваемая государством альтернатива удовлетворения жизненно важного интереса в достойной жизни и должном свободном развитии. Рассматривая нормы Конституции РФ, которые закрепляют РФ как демократическое социальное государство, очевидно место социальных прав в системе конституционных прав человека и гражданина. Во-первых, они являются частью личных прав и свобод, во-вторых, они выглядят как гарант этих прав. Если гражданин в полной мере сможет использовать свои возможности в социальной сфере, это, в конечном итоге приведет к полной реализации и использованию политических и личных прав человека и гражданина. Если рассматривать тенденцию конституционного упрочения наиболее важных социальных прав в РФ, а также изучить правоприменительную практику, то можно выделить определенные ступени развития социальных прав:
- В советский период происходит элемент вмешательства государства в сферы общества. Именно в это время появилась юридическая конструкция «социально-экономические права граждан». Зачастую этот элемент конституционных ныне прав замещал собой ряд экономических прав.
- Следующий период переходный. В это время происходит либерализация общественной жизни, но при этом сохраняется советское социальное законодательство.
- Современный этап характеризуется утверждением свободы индивидов в правовом социальном государстве. Социальные права человека закрепляются в Конституции РФ. Государство всячески поддерживает и охраняет права и свободы человека и гражданина.
Вообще понятие «социальные права» и «социальное государство» тесно взаимосвязаны. Для социального государства характерно наличие некоторого расслоения общества. Целью государства, провозгласившего себя социальным, является создание таких условий, при которых каждый гражданин будет чувствовать себя защищенным. Государство должно создать тот минимум, при котором человек будет являться полноценной личностью. При этом личная ответственность граждан не умаляется и не упраздняется.
Таким образом, социальное государство - это государство, в котором взаимоотношения между социальными группами и индивидами строятся на взаимоуважении и солидарности. Важно понимать, что социальные права не связаны с производством благ, они связаны с их справедливым распределением.
Таким образом, социальные права как конституционные - представляют собой права на возможности, которые способствуют достижению социальной гармонии: право на труд, на справедливое вознаграждение, право на пособие по безработице и болезни, право на пенсию, на бесплатное образование, на охрану здоровья, на чистую окружающую среду.
Очевидно, что предмет достаточно расплывчат, но такая формулировка не исключает того, что при движении к социальной гармонии необходима «перезагрузка» современного общества (со всеми его достоинствами и негативными сторонами) в общество целеустремленных и защищённых государством граждан.
Необходимым условием достижения такого общества - есть состояние, при котором система нормативно установленных социальных прав определяет требование общества к государственным органам по созданию таких законодательно закрепленных актов и требований, которые могли бы обеспечить безопасность всего общества и закрепили бы общественное благосостояние.
В современной России в настоящее время наблюдается достаточно противоречивая ситуация. Экономическое состояние государства после долгого системного кризиса перешла в стадию подъема. Увеличиваются объемы производства, размер ВВП растет, преодолен финансовый дефицит, стабилизируется национальный доход - как основной источник благосостояния граждан. Но при этом, наблюдается достаточно противоречивое положение в социальной сфере общества. Если говорить об уровне жизни на сегодняшний момент в России, то он все еще оставляет желать лучшего. Наблюдается и усиливается неравенство людей в имущественном плане, очевидна разница в доходах различных слоев населения, очевидно расслоение общества на богатых и бедных.
В большинстве современных государств, с развитой экономикой, такие явления практически отсутствуют на основе имеющихся в них системы социальных гарантий. Такая система имеет место и в Российской Федерации. В Конституции - Основном законе страны - закреплены основные права граждан: право на труд и защиту от безработицы, право на бесплатное образование и бесплатную медицинскую помощь, право на социальное обеспечение по возрасту и т.д. Но, при этом, закрепленные в законе гарантии на практике соблюдаются не всегда или не в полном объеме. Наблюдается процесс упрощения и обхождения социальных гарантий, в силу чего они (социальные гарантии) теряют свое основное значение для граждан России.
Поэтому на современном этапе основная проблема заключается в законодательном, финансовом, экономическом обеспечении реализации социальных гарантий, их воплощения в жизнь, необходимого повышения эффективности их работы и на этой основе - достижения повышенного уровня социальной защищенности граждан России.
Потребность в социальных гарантиях и, как следствие, социальной защите населения, вызвана прогрессом общества, действием свойственной ему сложного объединения факторов объективного и субъективного смысла, которые отвечают за социальную составляющую данного общества. Необходимым условием исследования проблемы социальных гарантий, причин их возникновения, и действия, является социально-трудовая система населения. В обществе, вне зависимости от определенного исторического периода большинство населения по социально-трудовому статусу делятся на следующие группы.
Первая из них - это граждане, способные трудиться. Следующая - нетрудоспособные (дети несовершеннолетнего возраста). Третья - уже нетрудоспособные (в возрасте). Вторая и третья группы, вместе взятые, являются экономически не активными. Их наличие в составе современного общества, в качестве потребляющих групп, обусловливает наличие государственных социальных гарантий, главным призванием которых является - обеспечение должных условий жизни этих групп.
Таким образом, наличие гарантированных государством социальных гарантий в этой сфере является объективной потребностью общества, а ее реализация предполагает внедрение необходимой экономической и социальной политики государства, которая направлена на реализацию социальных гарантий. Поскольку еще нетрудоспособные граждане являются потенциалом рабочей силы, которая постоянно поступает на рынок труда. Получается некий круговорот.
Второй момент менее позитивный. Речь идет о гражданах, достигших определенного возраста. И в силу достижения этого возраста они выбывают из отряда трудоспособных граждан и переходят в стадию нетрудоспособных. Такому перемещению способствует ряд причин - это достижение определенного возраста, утраты возможности заниматься определенным видом деятельности и т.д. Надо сказать, что достижение определенного возраста в принципе, вменяется государством. И в силу этого старость по своим возрастным параметрам едина для всех без исключения членов общества.
Необходимо отметить, что объективной причиной, которая препятствует полноценной реализации системы социальных гарантий в Российской Федерации, является их скудное финансовое обеспечение. Ведущим направлением финансирования данной системы является прямое бюджетное финансирование.
В настоящий момент, бюджетное финансирование основывается на становлении и постоянном использовании определенных социальных минимальных нормативов на федеральном, и на региональном и местном уровнях. Для того, чтобы повысить обоснованность данного финансирования различных отраслей социальной сферы необходимо разработать и постоянно совершенствовать минимальные социальные стандарты, которые бы оказывали влияние на минимальные нормы бюджетного финансирования.
Фиксируя нужный минимум социальных стандартов, государственная машина обязывает органы исполнительной власти их обеспечивать. Обеспечением гарантий занимаются также работодатели и предприниматели различных видов собственности. Государственный минимум социальных стандартов сводится к обеспечению социальной защиты и доступных, бесплатных услуг за счет средств бюджетов всех уровней и государственных социальных внебюджетных фондов.
К существующим вариантам государственных минимальных социальных стандартов обычно относят: минимальный набор продуктов, нужный гражданину для нормальной жизнедеятельности; минимальный размер пенсии и оплаты труда; минимальные размеры массовых социальных пособий и выплат; перечни и наборы бесплатных и частично платных общедоступных услуг, оказываемых населению за счет финансирования из бюджетной системы РФ и государственных внебюджетных фондов; перечни групп населения, которые имеют право на оказание социальной помощи и т.д. Вышеперечисленные стандарты являются фундаментом для материального обеспечения социальных гарантий. Создание системы таких стандартов - достаточно трудоемкий и долгий процесс. Как правило, стандарты устанавливаются государством в соответствии с законодательством и реальными возможностями их обеспечения, при этом, гарантии полной реализации системы социальных гарантий никто не дает.
С развитием общества и государства, с изменениями в сфере прогресса и культуры, распадом семейно-родственных и общинных связей государство стало реализовывать функцию гаранта социальной защищенности человека.
Система социальных гарантий сопоставима с системой рынка и является его неотъемлемой частью. Через данную систему осуществляется социальная поддержка тех, кто самостоятельно не может обеспечить себе достаточный уровень жизни, - это и есть плата за возможность предпринимательской деятельности и получение дохода в стабильном обществе.
Таким образом, объективно говоря, государство как институт само заинтересовано в реализации социальных гарантий и в поддержании уязвимого в социальном плане населения.
№2!!!!
24 Классификация основных прав и свобод граждан рф
По содержанию прав и свобод человека (тех сфер жизнедеятельности, которых они касаются ) конституционные права и свободы человека и гражданина делятся на:
1. Личные (гражданские) - составляют основу правового статуса и закреплены в наибольшем количестве статей конституций:
Согласно главе 2 Конституции РФ, к этой группе прав относятся: право на жизнь, право на свободу и личную неприкосновенность, неприкосновенность жилища, охрана частной жизни, тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, защита частной жизни лица, право определения национальности, право на пользование родным языком, свобода передвижения и места жительства, свобода совести.
Особенности личных прав и свобод человека и гражданина:
- являются по своей сущности неотчуждаемыми, естественными правами каждого человека, не связаны напрямую с принадлежностью к гражданству государства;
- включают право на охрану достоинства личности, что возлагает соответствующие обязанности на государство и других граждан.
2. Политические - связаны с обладанием гражданством государства и принадлежат только «гражданам». Их реализация позволяет гражданам участвовать в политической жизни общества, в управлении государством. Граждане, ассоциированные как народ, осуществляют власть, а гражданин, как индивид, участвует в осуществлении государственной политической власти. Применительно к политическим правам правосубъектность в полном объеме наступает с 18 лет.
3. Социально-экономические - являются основой всех иных прав. В их число входят культурные права, права собственности, трудовые отношения, здоровье, право на отдых, на образование. Они служат обеспечению материальных, духовных, физических и других социально значимых потребностей и интересов личности. Их реальность делает государство социальным, обеспечивающим достойный и достаточный уровень жизни человека, его свободное развитие.
В действующей Конституции сначала приведены личные, потом политические, потом социально-экономические права и свободы. Именно такова последовательность во Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 году.
25 Содержание личных прав и свобод граждан рф
К группе личных (гражданских) прав Конституция РФ относит (статьи 22, 25, 27, 28, 35, 36, 37, 39, 40, 42, 43, 47, 48):
1.право на частную собственность, включая землю;
2.право на владение, пользование и распоряжение имуществом, как единолично, так и совместно с другими лицами;
3.право на благоприятную окружающую среду;
4.право на свободный труд;
5.право на охрану здоровья, мед. помощь, отдых, жилище;
6.право на образование;
7.право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность;
8.право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени;
9.право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения;
10.право на неприкосновенность жилища;
11.право на свободное передвижение, выбор места пребывания и жительства;
12.право на пользование родным языком;
13.право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти;
14.право на получение квалифицированной юридической помощи, пользование помощью адвоката;
15.свобода совести, свобода вероисповедания; свобода мысли.
Основным личным правом человека является право на жизнь (Статья 20 Конституции РФ). Оно впервые было закреплено в российской Конституции после принятия Декларации прав и свобод человека и гражданина от 22.11.1991.
Право на жизнь - естественное право человека - комплекс действия по созданию и поддержанию безопасных социальной и природной среды обитания, условий жизни - сюда относится политика государства, обеспечивающая отказ от войны, военных способов разрешения социальных и национальных конфликтов, целенаправленная борьба с преступлениями против личности, незаконным хранением и распространением оружия и проч.
Важное значение также имеют мероприятия медицинского характера - надлежащее медицинское обслуживание, служба скорой помощи, борьба с наркоманией и т.д.
Обеспечение права на жизнь напрямую связано с сохранением и восстановлением природной среды обитания человека.
Подход к человеческой жизни как высшей социальной ценности, пронизывает все законодательство, содержащее нормы: об ответственности за преступления против жизни; о необходимой обороне; о правилах использования оружия; о запрещении эвтаназии и другие.
Статья 20 Конституции РФ - смертная казнь вплоть до ее отмены может применяться в качестве исключительной меры наказания.
7.2. Классификация прав и свобод человека и гражданина
Конституция РФ нормативно не разделяет права и свободы человека и гражданина на какие-либо группы, однако на основе теоретического анализа широкого спектра конституционных и международных норм основополагающий конституционно-правовой институт прав и свобод может быть подвергнут классификации (схема 6).
Схема 6. Классификация прав и свобод человека.
1. Самое общее деление прав и свобод – деление их на права человека и права гражданина – связано с дуализмом гражданского и политического общества. Как член гражданского общества человек имеет равные права со всеми другими, но как член политически организованного общества он имеет равные права только лишь с теми, кто, как и он, принадлежит к данному государству; у него больше прав и обязанностей в своей стране, чем у тех, кто к данному государству не принадлежит.
2. Понятия право и свобода – в значительной степени равнозначны (зачастую их отождествляют, а в некоторых отраслях права о свободах не говорится вообще). Но между ними есть и различие. «Свобода» – понятие более общее, чем «право», нередко под «свободой» понимается группа прав (в частности, политических).
3. Иногда права и свободы подразделяют на индивидуальные и коллективные (солидаристские). Большинство индивидуальных прав и свобод человека и гражданина могут осуществляться и коллективно, тогда как коллективные права и свободы индивидуально осуществлены быть не могут. К коллективным, в частности, относятся право на объединение (ст. 30 Конституции РФ), свобода собраний, митингов, демонстраций, шествий (ст. 31), право на забастовку (ч. 4 ст. 37), права коренных малочисленных народов и национальных меньшинств (ст. 69 Конституции, Федеральный закон от 30.04.99 № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации»), право петиции, право на гражданское неповиновение и др.
4. Права и свободы можно разделить на основные и дополнительные (посредством которых реализуются основные). Так, право граждан РФ на участие в управлении делами государства (ч. 1 ст. 32 Конституции РФ) реализуется в том числе и через право граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, участвовать в отправлении правосудия, поступать на государственную службу (ч. 2, 4, 5 ст. 32); право на неприкосновенность частной жизни (ч. 1 ст. 23) конкретизируется в праве каждого на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (ч. 2 ст. 23); свобода передвижения, выбора места пребывания и жительства (ч. 1 ст. 27) подкрепляется правом каждого свободно выезжать за пределы Российской Федерации и правом граждан РФ беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию (ч. 2 ст. 27).
5. Права и свободы можно разделять на общие (принадлежащие достаточно широкому кругу лиц) и особенные (частные), принадлежащие значительно меньшему кругу лиц. Например, если права пенсионеров рассматриваются как общие, то права пенсионеров-инвалидов, военных пенсионеров – как особенные; права государственных служащих – как общие, а права помощников депутатов, работников прокуратуры – как особенные. Права, принадлежащие одной и той же группе лиц, в одних случаях могут рассматриваться как общие, а в других – как особенные. В частности, в паре «права граждан РФ – права наемных работников» права наемных работников являются особенными, а в звене «права наемных работников – права работающих женщин» те же права являются общими.
6. Выделяют абсолютные права и свободы (т. е. те, которые ни при каких условиях не могут быть ограничены) и права и свободы, подлежащие законодательному ограничению. К первым относятся право на жизнь, достоинство личности, право на жилище, на судебную защиту, свобода совести, свобода предпринимательской деятельности, неприкосновенность частной жизни и др. (ч. 3 ст. 56 Конституции РФ). Ко вторым – свобода печати, свобода передвижения, право собственности, тайна переписки и др.
7. Наиболее разработанной и традиционной является классификация прав и свобод человека и гражданина по сферам проявления этих прав и свобод. Именно эта классификация нормативно оформлена в многочисленных международных правовых актах, таких как Устав ООН 1945 г., Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г., Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., Устав Совета Европы (Россия вступила в Совет Европы в 1996 г.), Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г. (ратифицированная Российской Федерацией в 1998 г.) и др. По указанному критерию права и свободы человека и гражданина объединяют в три группы:
• личные (гражданские) права и свободы – это те права и свободы, которые составляют первооснову конституционно-правового статуса личности, обеспечивают конституционную защиту всех сфер частной жизни человека (круг интересов и потребностей, мысли, суждения, записи, дневники, социальные связи, интимные стороны жизни и т. п.) от непомерного и неправомерного вмешательства государства и других лиц. Большинство из этих прав и свобод носит естественный и абсолютный характер и предоставляется всем членам российского общества независимо от наличия или отсутствия гражданства РФ;
• политические права и свободы – это права и свободы, обеспечивающие участие личности (как индивидуально, так и совместно с другими лицами) в жизни общества и государства, в том числе в формировании и осуществлении публичной власти. В отличие от личных прав многие политические права и свободы принадлежат только гражданам Российской Федерации (но не все: например, свобода массовой информации, право на объединение гарантируются каждому человеку независимо от гражданства РФ);
• экономические, социальные и культурные права и свободы – это права и свободы, обеспечивающие реализацию и защиту жизненных потребностей человека в экономической, социальной и культурной сферах. Права и свободы этой группы, как и личные права и свободы, не зависят от гражданства и принадлежат каждому человеку. Многие права данной группы детализируются в отраслевом законодательстве: трудовом, пенсионном, семейном, жилищном и др.
Перечислим основные права и свободы человека и гражданина каждой группы с указанием конституционных положений и некоторых законов и иных правовых актов, посредством которых осуществляются конкретизация и детализация в регулировании соответствующих прав и свобод (что призвано облегчить самостоятельную работу по уяснению содержания конкретных прав и свобод).
К личным правам и свободам человека и гражданина Конституция РФ относит:
– право на жизнь (ст. 20 Конституции РФ, Закон РФ от 22.12.1992 № 4180-1 «О трансплантации органов и (или) тканей человека», ст. 59 Уголовного кодекса РФ и др.);
– достоинство личности (ст. 21 Конституции РФ, Уголовно-процессуальный кодекс РФ, Уголовно-исполнительный кодекс РФ, Закон РФ от 02.07.1992 № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» и др.);
– право на свободу и личную неприкосновенность (ст. 2 Конституции РФ, ст. 37, гл. 17 УК РФ, УПК РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях, Федеральные законы от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии» и др.);
– право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (ст. 23, 24 Конституции РФ, Семейный кодекс РФ, ст. 137, 138 УК РФ, УПК РФ, Федеральные законы от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», от 03.04.1995 № 40-ФЗ «О федеральной службе безопасности», Закон РФ от 18.04.1991 № 1026-1 «О милиции», ст. 150–152, 1123 Гражданского кодекса РФ; ст. 16 Основ законодательства РФ о нотариате от 11.02.1993 № 4462-1, Федеральный закон от 25.07.1998 № 128-ФЗ «О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации» и др.);
– неприкосновенность жилища (ст. 25 Конституции РФ, ст. 139 УК РФ, ст. 8 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» и др.);
– право на определение и указание национальной принадлежности, использование родного языка (право на национальную и культурную самоидентификацию) – ст. 26 Конституции РФ, Закон РСФСР от 25.10.1991 № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации», Федеральный закон от 30.04.1999 № 82-ЗФ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов РФ», ст. 6 Закона РФ «Об образовании» и др.;
– свобода передвижения и выбора места жительства (ст. 27 Конституции РФ, Закон РФ от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», Федеральный закон от 15.08.1996 № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» и др.);
– свобода совести и вероисповедания, право гражданина на замену военной службы альтернативной гражданской службой (ст. 28, ч. 3 ст. 59 Конституции РФ, Федеральный закон от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», ст. 148 УК РФ, Федеральный закон от 25.07.2002 «Об альтернативной гражданской службе»;
– свобода мысли и слова (ст. 29 Конституции РФ, Закон РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» и др.);
– право на судебную защиту, квалифицированную юридическую помощь, процессуальные гарантии (ст. 46-54 Конституции РФ, Закон РФ от 27.04.1993 № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», Федеральный закон от 31.05.2002 № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», процессуальное законодательство РФ).
К политическим правам и свободам относятся:
– право на объединение (ст. 30 Конституции РФ, гл. 4 Гражданского кодекса РФ, Федеральные законы от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», от 11.07.2001 № 95-ФЗ «О политических партиях», от 12.01.1996 № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» и др.);
– свобода собраний, митингов, шествий и демонстраций (ст. 31 Конституции РФ, Федеральный закон от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», ст. 149 УК РФ, Закон г. Москвы от 04.06.1997 «О собраниях и конференциях граждан по месту их проживания в городе Москве» и др.);
– право на участие в управлении делами государства (включая избирательные права, право участвовать в отправлении правосудия), доступа к государственной службе (ст. 32 Конституции РФ, Федеральный конституционный закон от 28.06.2004 № 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации», Федеральные законы от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», от 31.07.1995 № 119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации», процессуальное законодательство и др.);
– право обращений («право петиции») – ст. 33 Конституции РФ, Закон г. Москвы от 18.07.1996 «Об обращениях граждан» и др.;
– свобода информации и средств массовой информации (ч. 4, 5 ст. 29 Конституции РФ, Закон РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации», Федеральный закон от 20.02.1995 № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации», Закон РФ от 21.07.1993 № 5485-1 «О государственной тайне» Федеральный закон от 27.05.2003 «О системе государственной службы Российской Федерации»).
Группу экономических, социальных и культурных прав и свобод составляют:
– свобода предпринимательства (ст. 34 Конституции РФ, Гражданский кодекс РФ, Закон РСФСР от 22.03.1991 № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», ст. 169, 171, 173 УК РФ и др.);
– право частной собственности (ст. 35, 36 Конституции РФ, Гражданский кодекс РФ, Земельный кодекс РФ, гл. 21 УК РФ и др.);
– трудовые права – на труд и его оплату (свобода труда), на отдых, на забастовку (ст. 37 Конституции РФ, Трудовой кодекс РФ, Закон РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», Федеральный закон от 23.11.1995 № 175-ФЗ «О порядке разрешения коллективных трудовых споров» и др.);
– право на охрану семьи, материнства, отцовства и детства (ст. 38 Конституции РФ, Семейный кодекс РФ и др.);