Понятие и развитие социальных прав человека в России как конституционных




 

    КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО Ибрагимова З.Н. В данной статье рассматриваются социальные права человека и гражданина в системе конституционных прав и свобод. Анализируются виды социальных прав граждан в РФ. Выявлены их особенности. Дана характеристика социальных гарантий прав граждан в РФ и рассматриваются проблемы их реализации.

 

Вопрос о характеристике и значении социальных прав человека и гражданина является, безусловно, актуальным на современном этапе развития правового государства и его из­учение является одной из задач нашего исследования. Ста­новление и развитие социальных прав является результатом долгого исторического процесса. Как бы это не звучало про­тиворечиво, но возникновению прав человека и социальных прав, в частности, способствовало наличие или возможное появление в обществе угрозы жизнедеятельности для жите­лей государства. Историю развития человеческого общества можно рассматривать как историю развития прав и свобод человека и гражданина. Иными словами, развитие прав и сво­бод человека в различные исторические эпохи происходит не в сфере фундаментальных принципов, а в сфере именно по­зитивного права, что стимулирует поиск соответствующих правовых средств и методов.

 

Конституционные права и свободы - это зафиксирован­ные в Основном законе государства и им же гарантированная допустимость, дающая возможность любому человеку и граж­данину без проблем, свободно и исключительно самостоятель­но выбирать степень и меру поведения в обществе, исполь­зовать социальные блага как в личной сфере, так и на благо общества в целом.

Все конституционные права обладают рядом особенно­стей, свойственных только им:

- Они являются основополагающими;

- Являются скелетом для всех остальных прав и свобод;

- Имеют высшую юридическую силу;

- Особым образом охраняются государством;

- Оказывают влияние на всех граждан РФ без исключе­ния;

- Возникают особым образом.

 

Социальные права и свободы человека и гражданина, закрепленные в Конституции РФ представляют собой наи­более важные права и свободы современного мира, обраща­ют на себя всеобщее внимание. Они касаются стабилизации и законодательного закрепления социальных условий жизни личности, определяют статус человека в сфере занятости, тру­да и быта, социальной защищённости с целью формирования предпосылок, при которых граждане могут быть защищены от страхов и нужды. Их мера и объем обеспеченности зачастую зависят от уровня экономики и ресурсов, и поэтому их гаран­тированность по сравнению с другими правами менее развита.

Действующая в государстве Конституция создала закон­ную основу российской государственности, действующую на демократических началах, определила направленность новой системы взаимоотношений между государством и индиви­дом, определила основные ценностные ориентации государ­ства и закрепила способы и порядок их гарантий и защиты. Безусловно, проводимые реформы в этой области несут поло­жительный посыл, но необходимо отметить, что сегодня Рос­сийское государство не способно в полной мере справиться с осуществлением своей основной конституционной обязан­ности - обеспечением прав и свобод человека и гражданина, в том числе и социальных. В обществе очевидно социальное разграничение, углубляется разрыв в социальном плане раз­личных слоев. Меры, которые принимаются, не всегда эф­фективны, поскольку положение в стране усугубляется без­работицей, неприспособленностью большинства граждан к рыночной экономике, а также к скачковому расслоению обще­ства на «богатых и бедных».

 

В классификации прав человека социальные права рас­сматриваются наряду с личными, политическими, экономиче­скими и культурными правами. Социальные права человека часто связывают с экономическими, именно поэтому их обоб­щают в единую систему социально-экономических прав.

Ряд авторов, таких как М. В. Баглай не выносит социаль­ные права в отдельную группу прав и понимает их совместно с экономическими и культурными, считая их группой родствен­ных прав. К. В. Арановский говорит о том, что, только пользу­ясь совместно социальными, культурными и экономическими правами личность может смело определять свой правовой статус и пользоваться им в полной мере.

Права и свободы человека и гражданина, записанные в Конституции РФ отличны от рядовых прав и свобод тем, что началом их становления считаются, не сами деяния людей и их правоотношения, а политико-правовой и иной статус лица как человека и гражданина, которой указывает на его принад­лежность к определенному государству. Конституционные права и свободы, являются скелетом системы других прав и свобод граждан, не могут существовать обособленно, оказыва­ют влияние друг на друга и взаимодополняют друг друга.

В результате своей взаимосвязи и взаимовлияния друг на друга права человека образуют определенное целостное со­ставляющее, индивидуальную подсистему в общей системе прав и свобод граждан России, которая функционирует на ос­нове ряда закрепленных в Конституции РФ и конституционно гарантируемых принципов.

 

Большинство из конституционно-гарантируемых прин­ципов действуют на всю систему прав и свобод граждан, со­ответственно, они оказывают влияние на все права и свободы, которые имеют место быть в пределах других отраслей права.

Вопросы конституционного регламентирования социаль­ных прав, в том числе: трудности в вопросах защиты социаль­ных прав, содержание и степень регулирования Конституцией социальных отношений в целом и социальной защиты граж­дан в частности, а также необходимости непосредственного использования конституционных норм о социальной защите граждан России и юридическая сила соответствующих им ма­териально-денежной ответственности государства перед сво­ими гражданами в социальной сфере, являются открытыми.

По сути, развитая система социальных прав и свобод граждан является мерой правомерности социальной деятель­ности государства, именно она систематизирует и нацелива­ет всю систему социальных прав на определенных граждан, в ней отразились основные государственные гарантии в сфе­ре социальных прав. Рассматривая роль Конституции РФ как фундамента для появления и укрепления всего существующе­го федерального законодательства, необходимо заметить, что положения основного закона по социальным вопросам были зафиксированы с учетом всех международно-правовых актов в этой области. При этом, вопросы их претворения в жизнь и охраны пока не достигли уровня, при котором государство может смело именоваться социальным.

 

В действительности, исследование баланса между тем, что нужно обществу в социальной сфере и вычленением спе­циальных денежных средств на эти цели очень часто зави­сит от той позиции, которой придерживается федеральный законодатель. Если говорить о социальном государстве, то предполагается, что в нем реализуется результативность обе­спечения социальных прав гражданина, и это говорит о том, что государство наделено определенной ответственностью, такой как охрана труда и здоровья людей; установление госу­дарственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты, установление минимального гарантированного раз­мера оплаты труда; обеспечение государственной поддержки семьям, материнству, отцовству и детству, инвалидам и пожи­лым гражданам; развитие системы социальных служб.

Таким образом, необходимо определить, что же такое социальные права и дать понятие данному феномену. В юри­спруденции, и в смежных отраслях в частности, в теоретиче­ской и практической частях и в отрасли конституционного права в целом, отсутствует однозначное понятие и употре­бление термина с категорией «социальные права». Понятие и содержание социальных прав является элементом споров в современной юриспруденции. Большинство ученых-юристов не рассматривают социальные права как группу самостоятель­ную. В широком смысле понятие социальных прав охватыва­ет любые общественные связи, которые призваны обеспечить разнообразные запросы людей. Такая интерпретация данно­го термина обусловлена тем, что, если мы говорим «социаль­ные» - это означает, связанные с обществом или с тем, что в его рамках происходит. Именно поэтому изучение социаль­ных прав происходит вкупе с экономическими и культурны­ми правами. В узком смысле социальные права - это то, что реализовывается в сфере социальной жизни. Социальный мо­мент обусловлен той ролью, которую играет человек в обще­стве - матери, отца, пенсионера, жены.

 

Таким образом, под социальными правами человека в РФ понимается - охраняемая и обеспечиваемая государством альтернатива удовлетворения жизненно важного интереса в достойной жизни и должном свободном развитии. Рассма­тривая нормы Конституции РФ, которые закрепляют РФ как демократическое социальное государство, очевидно место социальных прав в системе конституционных прав человека и гражданина. Во-первых, они являются частью личных прав и свобод, во-вторых, они выглядят как гарант этих прав. Если гражданин в полной мере сможет использовать свои возмож­ности в социальной сфере, это, в конечном итоге приведет к полной реализации и использованию политических и личных прав человека и гражданина. Если рассматривать тенденцию конституционного упрочения наиболее важных социальных прав в РФ, а также изучить правоприменительную практику, то можно выделить определенные ступени развития социаль­ных прав:

- В советский период происходит элемент вмешатель­ства государства в сферы общества. Именно в это время появи­лась юридическая конструкция «социально-экономические права граждан». Зачастую этот элемент конституционных ныне прав замещал собой ряд экономических прав.

- Следующий период переходный. В это время проис­ходит либерализация общественной жизни, но при этом со­храняется советское социальное законодательство.

- Современный этап характеризуется утверждением свободы индивидов в правовом социальном государстве. Со­циальные права человека закрепляются в Конституции РФ. Го­сударство всячески поддерживает и охраняет права и свободы человека и гражданина.

 

Вообще понятие «социальные права» и «социальное го­сударство» тесно взаимосвязаны. Для социального государства характерно наличие некоторого расслоения общества. Целью государства, провозгласившего себя социальным, является соз­дание таких условий, при которых каждый гражданин будет чувствовать себя защищенным. Государство должно создать тот минимум, при котором человек будет являться полноцен­ной личностью. При этом личная ответственность граждан не умаляется и не упраздняется.

Таким образом, социальное государство - это государ­ство, в котором взаимоотношения между социальными груп­пами и индивидами строятся на взаимоуважении и солидар­ности. Важно понимать, что социальные права не связаны с производством благ, они связаны с их справедливым распре­делением.

Таким образом, социальные права как конституционные - представляют собой права на возможности, которые способ­ствуют достижению социальной гармонии: право на труд, на справедливое вознаграждение, право на пособие по безрабо­тице и болезни, право на пенсию, на бесплатное образование, на охрану здоровья, на чистую окружающую среду.

Очевидно, что предмет достаточно расплывчат, но такая формулировка не исключает того, что при движении к соци­альной гармонии необходима «перезагрузка» современного общества (со всеми его достоинствами и негативными сторо­нами) в общество целеустремленных и защищённых государ­ством граждан.

 

Необходимым условием достижения такого общества - есть состояние, при котором система нормативно установ­ленных социальных прав определяет требование общества к государственным органам по созданию таких законодательно закрепленных актов и требований, которые могли бы обеспе­чить безопасность всего общества и закрепили бы обществен­ное благосостояние.

В современной России в настоящее время наблюдается достаточно противоречивая ситуация. Экономическое состо­яние государства после долгого системного кризиса перешла в стадию подъема. Увеличиваются объемы производства, раз­мер ВВП растет, преодолен финансовый дефицит, стабили­зируется национальный доход - как основной источник бла­госостояния граждан. Но при этом, наблюдается достаточно противоречивое положение в социальной сфере общества. Если говорить об уровне жизни на сегодняшний момент в Рос­сии, то он все еще оставляет желать лучшего. Наблюдается и усиливается неравенство людей в имущественном плане, оче­видна разница в доходах различных слоев населения, очевидно расслоение общества на богатых и бедных.

В большинстве современных государств, с развитой эконо­микой, такие явления практически отсутствуют на основе име­ющихся в них системы социальных гарантий. Такая система имеет место и в Российской Федерации. В Конституции - Ос­новном законе страны - закреплены основные права граждан: право на труд и защиту от безработицы, право на бесплатное образование и бесплатную медицинскую помощь, право на со­циальное обеспечение по возрасту и т.д. Но, при этом, закре­пленные в законе гарантии на практике соблюдаются не всегда или не в полном объеме. Наблюдается процесс упрощения и обхождения социальных гарантий, в силу чего они (социальные гарантии) теряют свое основное значение для граждан России.

 

Поэтому на современном этапе основная проблема за­ключается в законодательном, финансовом, экономическом обеспечении реализации социальных гарантий, их воплоще­ния в жизнь, необходимого повышения эффективности их работы и на этой основе - достижения повышенного уровня социальной защищенности граждан России.

Потребность в социальных гарантиях и, как следствие, со­циальной защите населения, вызвана прогрессом общества, действием свойственной ему сложного объединения факторов объективного и субъективного смысла, которые отвечают за социальную составляющую данного общества. Необходимым условием исследования проблемы социальных гарантий, при­чин их возникновения, и действия, является социально-трудо­вая система населения. В обществе, вне зависимости от опре­деленного исторического периода большинство населения по социально-трудовому статусу делятся на следующие группы.

Первая из них - это граждане, способные трудиться. Сле­дующая - нетрудоспособные (дети несовершеннолетнего воз­раста). Третья - уже нетрудоспособные (в возрасте). Вторая и третья группы, вместе взятые, являются экономически не ак­тивными. Их наличие в составе современного общества, в ка­честве потребляющих групп, обусловливает наличие государ­ственных социальных гарантий, главным призванием которых является - обеспечение должных условий жизни этих групп.

Таким образом, наличие гарантированных государством социальных гарантий в этой сфере является объективной по­требностью общества, а ее реализация предполагает внедре­ние необходимой экономической и социальной политики государства, которая направлена на реализацию социальных гарантий. Поскольку еще нетрудоспособные граждане явля­ются потенциалом рабочей силы, которая постоянно поступа­ет на рынок труда. Получается некий круговорот.

Второй момент менее позитивный. Речь идет о гражда­нах, достигших определенного возраста. И в силу достижения этого возраста они выбывают из отряда трудоспособных граж­дан и переходят в стадию нетрудоспособных. Такому переме­щению способствует ряд причин - это достижение определен­ного возраста, утраты возможности заниматься определенным видом деятельности и т.д. Надо сказать, что достижение опре­деленного возраста в принципе, вменяется государством. И в силу этого старость по своим возрастным параметрам едина для всех без исключения членов общества.

 

Необходимо отметить, что объективной причиной, кото­рая препятствует полноценной реализации системы социаль­ных гарантий в Российской Федерации, является их скудное финансовое обеспечение. Ведущим направлением финанси­рования данной системы является прямое бюджетное финан­сирование.

В настоящий момент, бюджетное финансирование осно­вывается на становлении и постоянном использовании опре­деленных социальных минимальных нормативов на федераль­ном, и на региональном и местном уровнях. Для того, чтобы повысить обоснованность данного финансирования различ­ных отраслей социальной сферы необходимо разработать и постоянно совершенствовать минимальные социальные стан­дарты, которые бы оказывали влияние на минимальные нор­мы бюджетного финансирования.

Фиксируя нужный минимум социальных стандартов, государственная машина обязывает органы исполнительной власти их обеспечивать. Обеспечением гарантий занимаются также работодатели и предприниматели различных видов собственности. Государственный минимум социальных стан­дартов сводится к обеспечению социальной защиты и доступ­ных, бесплатных услуг за счет средств бюджетов всех уровней и государственных социальных внебюджетных фондов.

 

К существующим вариантам государственных мини­мальных социальных стандартов обычно относят: минималь­ный набор продуктов, нужный гражданину для нормальной жизнедеятельности; минимальный размер пенсии и оплаты труда; минимальные размеры массовых социальных пособий и выплат; перечни и наборы бесплатных и частично платных общедоступных услуг, оказываемых населению за счет фи­нансирования из бюджетной системы РФ и государственных внебюджетных фондов; перечни групп населения, которые имеют право на оказание социальной помощи и т.д. Вышепе­речисленные стандарты являются фундаментом для матери­ального обеспечения социальных гарантий. Создание системы таких стандартов - достаточно трудоемкий и долгий процесс. Как правило, стандарты устанавливаются государством в соот­ветствии с законодательством и реальными возможностями их обеспечения, при этом, гарантии полной реализации системы социальных гарантий никто не дает.

С развитием общества и государства, с изменениями в сфере прогресса и культуры, распадом семейно-родственных и общинных связей государство стало реализовывать функ­цию гаранта социальной защищенности человека.

 

Система социальных гарантий сопоставима с системой рынка и является его неотъемлемой частью. Через данную си­стему осуществляется социальная поддержка тех, кто самосто­ятельно не может обеспечить себе достаточный уровень жиз­ни, - это и есть плата за возможность предпринимательской деятельности и получение дохода в стабильном обществе.

Таким образом, объективно говоря, государство как инсти­тут само заинтересовано в реализации социальных гарантий и в поддержании уязвимого в социальном плане населения.

№2!!!!

24 Классификация основных прав и свобод граждан рф

По содержанию прав и свобод человека (тех сфер жизнедеятельности, которых они касаются ) конституционные права и свободы человека и гражданина делятся на:

1. Личные (гражданские) - составляют основу правового статуса и закреплены в наибольшем количестве статей конституций:

Согласно главе 2 Конституции РФ, к этой группе прав относятся: право на жизнь, право на свободу и личную неприкосновенность, неприкосновенность жилища, охрана частной жизни, тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, защита частной жизни лица, право определения национальности, право на пользование родным языком, свобода передвижения и места жительства, свобода совести.

Особенности личных прав и свобод человека и гражданина:

- являются по своей сущности неотчуждаемыми, естественными правами каждого человека, не связаны напрямую с принадлежностью к гражданству государства;

- включают право на охрану достоинства личности, что возлагает соответствующие обязанности на государство и других граждан.

2. Политические - связаны с обладанием гражданством государства и принадлежат только «гражданам». Их реализация позволяет гражданам участвовать в политической жизни общества, в управлении государством. Граждане, ассоциированные как народ, осуществляют власть, а гражданин, как индивид, участвует в осуществлении государственной политической власти. Применительно к политическим правам правосубъектность в полном объеме наступает с 18 лет.

3. Социально-экономические - являются основой всех иных прав. В их число входят культурные права, права собственности, трудовые отношения, здоровье, право на отдых, на образование. Они служат обеспечению материальных, духовных, физических и других социально значимых потребностей и интересов личности. Их реальность делает государство социальным, обеспечивающим достойный и достаточный уровень жизни человека, его свободное развитие.

В действующей Конституции сначала приведены личные, потом политические, потом социально-экономические права и свободы. Именно такова последовательность во Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 году.

25 Содержание личных прав и свобод граждан рф

К группе личных (гражданских) прав Конституция РФ относит (статьи 22, 25, 27, 28, 35, 36, 37, 39, 40, 42, 43, 47, 48):

1.право на частную собственность, включая землю;

2.право на владение, пользование и распоряжение имуществом, как единолично, так и совместно с другими лицами;

3.право на благоприятную окружающую среду;

4.право на свободный труд;

5.право на охрану здоровья, мед. помощь, отдых, жилище;

6.право на образование;

7.право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность;

8.право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени;

9.право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения;

10.право на неприкосновенность жилища;

11.право на свободное передвижение, выбор места пребывания и жительства;

12.право на пользование родным языком;

13.право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти;

14.право на получение квалифицированной юридической помощи, пользование помощью адвоката;

15.свобода совести, свобода вероисповедания; свобода мысли.

Основным личным правом человека является право на жизнь (Статья 20 Конституции РФ). Оно впервые было закреплено в российской Конституции после принятия Декларации прав и свобод человека и гражданина от 22.11.1991.

Право на жизнь - естественное право человека - комплекс действия по созданию и поддержанию безопасных социальной и природной среды обитания, условий жизни - сюда относится политика государства, обеспечивающая отказ от войны, военных способов разрешения социальных и национальных конфликтов, целенаправленная борьба с преступлениями против личности, незаконным хранением и распространением оружия и проч.

Важное значение также имеют мероприятия медицинского характера - надлежащее медицинское обслуживание, служба скорой помощи, борьба с наркоманией и т.д.

Обеспечение права на жизнь напрямую связано с сохранением и восстановлением природной среды обитания человека.

Подход к человеческой жизни как высшей социальной ценности, пронизывает все законодательство, содержащее нормы: об ответственности за преступления против жизни; о необходимой обороне; о правилах использования оружия; о запрещении эвтаназии и другие.

Статья 20 Конституции РФ - смертная казнь вплоть до ее отмены может применяться в качестве исключительной меры наказания.

7.2. Классификация прав и свобод человека и гражданина

Конституция РФ нормативно не разделяет права и свободы человека и гражданина на какие-либо группы, однако на основе теоретического анализа широкого спектра конституционных и международных норм основополагающий конституционно-правовой институт прав и свобод может быть подвергнут классификации (схема 6).

Схема 6. Классификация прав и свобод человека.

 

1. Самое общее деление прав и свобод – деление их на права человека и права гражданина – связано с дуализмом гражданского и политического общества. Как член гражданского общества человек имеет равные права со всеми другими, но как член политически организованного общества он имеет равные права только лишь с теми, кто, как и он, принадлежит к данному государству; у него больше прав и обязанностей в своей стране, чем у тех, кто к данному государству не принадлежит.

2. Понятия право и свобода – в значительной степени равнозначны (зачастую их отождествляют, а в некоторых отраслях права о свободах не говорится вообще). Но между ними есть и различие. «Свобода» – понятие более общее, чем «право», нередко под «свободой» понимается группа прав (в частности, политических).

3. Иногда права и свободы подразделяют на индивидуальные и коллективные (солидаристские). Большинство индивидуальных прав и свобод человека и гражданина могут осуществляться и коллективно, тогда как коллективные права и свободы индивидуально осуществлены быть не могут. К коллективным, в частности, относятся право на объединение (ст. 30 Конституции РФ), свобода собраний, митингов, демонстраций, шествий (ст. 31), право на забастовку (ч. 4 ст. 37), права коренных малочисленных народов и национальных меньшинств (ст. 69 Конституции, Федеральный закон от 30.04.99 № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации»), право петиции, право на гражданское неповиновение и др.

4. Права и свободы можно разделить на основные и дополнительные (посредством которых реализуются основные). Так, право граждан РФ на участие в управлении делами государства (ч. 1 ст. 32 Конституции РФ) реализуется в том числе и через право граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, участвовать в отправлении правосудия, поступать на государственную службу (ч. 2, 4, 5 ст. 32); право на неприкосновенность частной жизни (ч. 1 ст. 23) конкретизируется в праве каждого на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (ч. 2 ст. 23); свобода передвижения, выбора места пребывания и жительства (ч. 1 ст. 27) подкрепляется правом каждого свободно выезжать за пределы Российской Федерации и правом граждан РФ беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию (ч. 2 ст. 27).

5. Права и свободы можно разделять на общие (принадлежащие достаточно широкому кругу лиц) и особенные (частные), принадлежащие значительно меньшему кругу лиц. Например, если права пенсионеров рассматриваются как общие, то права пенсионеров-инвалидов, военных пенсионеров – как особенные; права государственных служащих – как общие, а права помощников депутатов, работников прокуратуры – как особенные. Права, принадлежащие одной и той же группе лиц, в одних случаях могут рассматриваться как общие, а в других – как особенные. В частности, в паре «права граждан РФ – права наемных работников» права наемных работников являются особенными, а в звене «права наемных работников – права работающих женщин» те же права являются общими.

6. Выделяют абсолютные права и свободы (т. е. те, которые ни при каких условиях не могут быть ограничены) и права и свободы, подлежащие законодательному ограничению. К первым относятся право на жизнь, достоинство личности, право на жилище, на судебную защиту, свобода совести, свобода предпринимательской деятельности, неприкосновенность частной жизни и др. (ч. 3 ст. 56 Конституции РФ). Ко вторым – свобода печати, свобода передвижения, право собственности, тайна переписки и др.

7. Наиболее разработанной и традиционной является классификация прав и свобод человека и гражданина по сферам проявления этих прав и свобод. Именно эта классификация нормативно оформлена в многочисленных международных правовых актах, таких как Устав ООН 1945 г., Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г., Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., Устав Совета Европы (Россия вступила в Совет Европы в 1996 г.), Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г. (ратифицированная Российской Федерацией в 1998 г.) и др. По указанному критерию права и свободы человека и гражданина объединяют в три группы:

• личные (гражданские) права и свободы – это те права и свободы, которые составляют первооснову конституционно-правового статуса личности, обеспечивают конституционную защиту всех сфер частной жизни человека (круг интересов и потребностей, мысли, суждения, записи, дневники, социальные связи, интимные стороны жизни и т. п.) от непомерного и неправомерного вмешательства государства и других лиц. Большинство из этих прав и свобод носит естественный и абсолютный характер и предоставляется всем членам российского общества независимо от наличия или отсутствия гражданства РФ;

• политические права и свободы – это права и свободы, обеспечивающие участие личности (как индивидуально, так и совместно с другими лицами) в жизни общества и государства, в том числе в формировании и осуществлении публичной власти. В отличие от личных прав многие политические права и свободы принадлежат только гражданам Российской Федерации (но не все: например, свобода массовой информации, право на объединение гарантируются каждому человеку независимо от гражданства РФ);

• экономические, социальные и культурные права и свободы – это права и свободы, обеспечивающие реализацию и защиту жизненных потребностей человека в экономической, социальной и культурной сферах. Права и свободы этой группы, как и личные права и свободы, не зависят от гражданства и принадлежат каждому человеку. Многие права данной группы детализируются в отраслевом законодательстве: трудовом, пенсионном, семейном, жилищном и др.

Перечислим основные права и свободы человека и гражданина каждой группы с указанием конституционных положений и некоторых законов и иных правовых актов, посредством которых осуществляются конкретизация и детализация в регулировании соответствующих прав и свобод (что призвано облегчить самостоятельную работу по уяснению содержания конкретных прав и свобод).

К личным правам и свободам человека и гражданина Конституция РФ относит:

– право на жизнь (ст. 20 Конституции РФ, Закон РФ от 22.12.1992 № 4180-1 «О трансплантации органов и (или) тканей человека», ст. 59 Уголовного кодекса РФ и др.);

– достоинство личности (ст. 21 Конституции РФ, Уголовно-процессуальный кодекс РФ, Уголовно-исполнительный кодекс РФ, Закон РФ от 02.07.1992 № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» и др.);

– право на свободу и личную неприкосновенность (ст. 2 Конституции РФ, ст. 37, гл. 17 УК РФ, УПК РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях, Федеральные законы от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии» и др.);

– право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (ст. 23, 24 Конституции РФ, Семейный кодекс РФ, ст. 137, 138 УК РФ, УПК РФ, Федеральные законы от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», от 03.04.1995 № 40-ФЗ «О федеральной службе безопасности», Закон РФ от 18.04.1991 № 1026-1 «О милиции», ст. 150–152, 1123 Гражданского кодекса РФ; ст. 16 Основ законодательства РФ о нотариате от 11.02.1993 № 4462-1, Федеральный закон от 25.07.1998 № 128-ФЗ «О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации» и др.);

– неприкосновенность жилища (ст. 25 Конституции РФ, ст. 139 УК РФ, ст. 8 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» и др.);

– право на определение и указание национальной принадлежности, использование родного языка (право на национальную и культурную самоидентификацию) – ст. 26 Конституции РФ, Закон РСФСР от 25.10.1991 № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации», Федеральный закон от 30.04.1999 № 82-ЗФ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов РФ», ст. 6 Закона РФ «Об образовании» и др.;

– свобода передвижения и выбора места жительства (ст. 27 Конституции РФ, Закон РФ от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», Федеральный закон от 15.08.1996 № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» и др.);

– свобода совести и вероисповедания, право гражданина на замену военной службы альтернативной гражданской службой (ст. 28, ч. 3 ст. 59 Конституции РФ, Федеральный закон от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», ст. 148 УК РФ, Федеральный закон от 25.07.2002 «Об альтернативной гражданской службе»;

– свобода мысли и слова (ст. 29 Конституции РФ, Закон РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» и др.);

– право на судебную защиту, квалифицированную юридическую помощь, процессуальные гарантии (ст. 46-54 Конституции РФ, Закон РФ от 27.04.1993 № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», Федеральный закон от 31.05.2002 № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», процессуальное законодательство РФ).

К политическим правам и свободам относятся:

– право на объединение (ст. 30 Конституции РФ, гл. 4 Гражданского кодекса РФ, Федеральные законы от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», от 11.07.2001 № 95-ФЗ «О политических партиях», от 12.01.1996 № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» и др.);

– свобода собраний, митингов, шествий и демонстраций (ст. 31 Конституции РФ, Федеральный закон от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», ст. 149 УК РФ, Закон г. Москвы от 04.06.1997 «О собраниях и конференциях граждан по месту их проживания в городе Москве» и др.);

– право на участие в управлении делами государства (включая избирательные права, право участвовать в отправлении правосудия), доступа к государственной службе (ст. 32 Конституции РФ, Федеральный конституционный закон от 28.06.2004 № 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации», Федеральные законы от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», от 31.07.1995 № 119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации», процессуальное законодательство и др.);

– право обращений («право петиции») – ст. 33 Конституции РФ, Закон г. Москвы от 18.07.1996 «Об обращениях граждан» и др.;

– свобода информации и средств массовой информации (ч. 4, 5 ст. 29 Конституции РФ, Закон РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации», Федеральный закон от 20.02.1995 № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации», Закон РФ от 21.07.1993 № 5485-1 «О государственной тайне» Федеральный закон от 27.05.2003 «О системе государственной службы Российской Федерации»).

Группу экономических, социальных и культурных прав и свобод составляют:

– свобода предпринимательства (ст. 34 Конституции РФ, Гражданский кодекс РФ, Закон РСФСР от 22.03.1991 № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», ст. 169, 171, 173 УК РФ и др.);

– право частной собственности (ст. 35, 36 Конституции РФ, Гражданский кодекс РФ, Земельный кодекс РФ, гл. 21 УК РФ и др.);

– трудовые права – на труд и его оплату (свобода труда), на отдых, на забастовку (ст. 37 Конституции РФ, Трудовой кодекс РФ, Закон РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», Федеральный закон от 23.11.1995 № 175-ФЗ «О порядке разрешения коллективных трудовых споров» и др.);

– право на охрану семьи, материнства, отцовства и детства (ст. 38 Конституции РФ, Семейный кодекс РФ и др.);



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: