Het Monster
ТРИНАДЦАТЬ ВРАТ.
История эзотерических учений
"от Адама до наших дней"
П р е д и с л о в и е
Без хитрости я научился,
Без зависти преподаю.
Премудрость
Соломона, 6:13.
Эта книга возникла на основе курса лекций, прочитанных автором в
1994-95 гг. в Университете истории культур. У автора давно была мысль
попытаться связно и объективно изложить историю возникновения того,
что ныне принято называть эзотеризмом, потому что такого изложения до
сих пор не существовало.
Хотя книг, описывающих взгляды наших предков на те или иные
эзотерические вопросы, существует довольно много. Однако все они не
отвечают принципу, сформулированному еще Ямвлихом: об эзотеризме надо
говорить языком эзотеризма, о философии же - языком философии. Эти
книги описывают историю и содержание эзотерических учений с точки
зрения (или в рамках) истории философии, истории религии или даже
"истории суеверий и волшебства", как известная книга Альфреда Лемана.
И, хотя эзотеризм соприкасается со всеми этими областями человеческой
мысли, он все-таки представляет собой особую отрасль человеческого
сознания, для лучшего понимания которой необходим подход именно
эзотерический, то есть не столько даже учитывающий термины и
категории, принятые эзотериками, сколько свободный от приверженности
к тому или иному философскому, религиозному или "суеверно-волшебному"
направлению. Потому что эзотериком может быть как философ (Ибн-Араби,
Ф. Бэкон) или богослов (Ориген, П. Флоренский), так и поэт или
писатель (Г. Честертон, Д. Андреев), и простой сапожник (Гасандлар,
Якоб Беме). Кроме того, за века своего существования эзотеризм оброс
|
таким количеством легенд и мифов, что его смысл за ними совершенно
затерялся, хотя он прост и практически един во все времена. Поэтому
данный курс, в сущности, следовало бы назвать "История и СМЫСЛ
эзотерических учений", но дело не в названии.
Тема эта, конечно, очень обширна и заслуживает не книги даже, а
целого многотомного труда наподобие Le monde primitif analyse et
compare avec le monde moderne ("Первоначальный мiр, анализированный и
сравненный с мiром современным") Антуана Кур де Жеблена. Однако ни
Кур де Жеблен, ни иные авторы, бравшие на себя эту непосильную
задачу, как известно, не закончили своего труда: вероятно, такой труд
вообще невозможно закончить.
Поэтому автор ограничился задачей если и не столь благородной,
то по крайней мере реальной. Эта книга представляет собой популярное
(или, возможно, научно-популярное) изложение действительной ИСТОРИИ
развития эзотерической мысли, без преклонения перед ее отдельными
пророками или направлениями, но и без впадания в излишний критицизм,
обусловленный приверженностью к иным направлениям.
Поэтому, естественно, изложение получилось кратким и неполным в
том смысле, что пришлось опустить многие чрезвычайно интересные
подробности (особенно полемические). Автор был вынужден ограничиться
лишь тем, что представлялось ему наиболее важным. В какой-то мере это
можно считать субъективизмом, потому что другой автор наверняка
выделил бы что-то свое, процитировал иных авторов и так далее.
Однако многолетний опыт работы в области философии, богословия и
|
собственно эзотерики дает автору право надеяться, что его
субъективизм "менее субъективен", чем субъективизм слушателей, сразу
и охотно начавших критиковать его лекции. Причем им, как правило,
нравилось все кроме того, что относилось до их специальности: так,
китаисты с восторгом слушали об Индии, Греции, Африке, упрекая автора
в неполноте изложения о Китае, египтологи благодарили за сведения о
розенкрейцерах и масонах, сокрушаясь по поводу недоучета богатств
древнеегипетской культуры, буддисты и кришнаиты были недовольны
сухостью доклада о взглядах их индийских предшественников, а
богословы всех мiровых религий, покачивая головами, критиковали
автора за "внерелигиозность". Не говоря уже о современных
"посвященных", терпеть не могущих ничьих попыток поставить себя НАД
тем учением, которое они считают своим любимым.
Автор, считая себя эзотериком по призванию, не возражает. Пусть
так. В конце концов, он читал и писал свои лекции не для верных
адептов того или иного направления, а для людей, еще не знающих
ничего, и поэтому просто старался избежать "внушения", чтобы каждый
мог сам выбрать себе учение по душе, и не дело автора склонять его
именно к своей вере. Хотя и такой "багаж" у него есть.
Автор благодарен учредителям Университета истории культур за то,
что они заставили его выбрать время и взяться за этот труд. И, пусть
даже он вышел кратким и популярным ("для школьников"), кое-что новое
смогут в нем найти для себя и нынешние философы и богословы, поэты и
|
писатели, и простые сапожники. Ибо только тот может считать себя
настоящим сапожником, кто научился судить выше своего сапога.
Автор пытался также по мере возможности унифицировать
терминологию, которой пользуются эзотерики разных направлений, потому
что это - проблема болезненная, один из тех камней преткновения, о
которые спотыкаются попытки взаимопонимания между различными школами.
Впрочем, эта проблема актуальна не только для эзотеризма, но и для
большинства других, вполне академических наук, и остается только
надеяться, что наступающая эра Водолея поможет всем иследователям
найти общий язык.
Этим объясняется и написание слова мiр в значении "Вселенная"
(`o Kosmos) через "i десятеричное", а слова мир в значении
"отсутствие войны" (`h 'Eirhnh) через обычное "и", как то до сих пор
принято в богословских трудах: автору так было удобнее, а читателю не
помешает.
История эзотерических учений
1. Что такое эзотеризм
2. Доовновые культуры
3. Эра Овна
4. Китай и Тибет
5. Индия и Персия
6. Экзотические культуры
(Бамбара, Бенин, Суринам, шаманизм)
7. Шумер и Вавилон
8. Каббалисты и суфии
9. Греки и варвары
10. Христианская Европа
11. XVIII век
12. XIX век
13. XX век
Het Monster. История эзотерических учений
Лекция 1. Что такое эзотеризм
В конфуцианской этике существовало понятие "чжэнмин", буквально
- "исправление имен", означавшее, что имя должно соответствовать
сущности вещи. Проблема единства терминов, а точнее, его отсутствия,
давно назрела во всех областях человеческого знания, и эзотеризм
здесь не исключение. Поэтому я хотел бы начать с определения понятий.
Тем более, что многие из понятий, к которым мы обратимся в этой
лекции, несколько раз на протяжении нашей истории обретали новую
жизнь.
***
Люди никогда не сомневались, что наряду с мiром видимым
существует и мiр невидимый, как бы его ни называли. На заре
человеческой истории эти два мiра вообще не разделялись в
человеческом сознании: люди и боги сосуществовали, у каждой вещи
была душа. Позже наступила некая дифференциация, но их по-прежнему
объединяло представление о единстве законов, управляющих тем и этим
мiром. Учение о единстве этих законов и называется сегодня
эзотеризмом.
ЭЗОТЕPИЗМ, тж. эзотерика, эзотерический: эти слова происходят от
греч. esoterikos, "внутренний". Термин возник в эпоху эллинизма
(IV-III в. до н.э.). Исторически он обозначал тайноведение,
"ВНУТРЕННЮЮ ДОКТРИНУ" религиозного, философского или иного учения,
доступную лишь прошедшим обряды высших посвящений, в отличие от
ЭКЗОТЕРИЧЕСКОЙ, "внешней", изучение которой не только было доступно
всем, но и вменялось им в обязанность.
Ср. тайное учение и "общеобразовательная программа"
Пифагора, батин и захир у исмаилитов, христианские таинства, из
которых только в православной церкви и иереям, и мiрянам
доступны все семь, в католической же это право есть только у
священнослужителей, различные ступени посвящения у масонов (от
первой до третьей у французов и до тридцать третьей у
шотландцев), наконец, тайны Политбюро, доступные лишь очень
узкому кругу, с одной стороны, и всеобщие политзанятия, которые
многим из нас еще памятны, - с другой. Посвященный в
эзотерическое знание был обязан хранить его в тайне - и
чувствовал себя, естественно, избранным, принадлежащим к
"элите".
Сегодня ЭЗОТЕРИЗМ - это обобщающее название современного учения
или, точнее, представления о мiре и человеке как единстве макрокосма
и микрокосма, не ограничивающегося рассмотрением одних только их
материальных характеристик, метод познания "внутренней сущности" всех
вещей, мерой которых, как известно, является человек.
Кроме того, со времен "великого Кофты" Калиостро (конец
XVIII века), а окончательно - мадам Блаватской (конец XIX века)
и Алистера Кроули (начало ХХ века) в основе современного
эзотеризма лежит сравнительное изучение учений Востока и Запада,
цель которых - помочь человеку познать в первую очередь самого
себя, если уж мера всех вещей - он сам, ибо без этого он не
сможет познать все остальное. А познание самого себя, как
известно, не только древнейшая, но и труднейшая из задач,
когда-либо ставившихся человеком, недаром на храме Аполлона в
Дельфах было написано: Gnwri se auton - "Познай самого себя".
Это название окончательно прижилось после Второй мировой войны
на Западе как термин, призванный заменить два аналогичных и, в
общем-то, синонимических термина, значение которых к тому времени
изменилось: ГЕРМЕТИЗМ и ОККУЛЬТИЗМ.
Если не придираться к частностям, то все три термина обозначают
одно и то же: в философском плане - определенный взгляд на мiр,
предполагающий, что непознанное и даже признанное непознаваемым
требует столь же уважительного отношения и строго научного подхода,
как уже познанное или признанное познаваемым, в практическом же плане
- совокупность дисциплин, изучающих законы, общие для того и другого.
В чем же между ними разница?
Слово ГЕРМЕТИЗМ так же, как и слово ЭЗОТЕРИЗМ, придумано греками
в эпоху эллинизма или чуть раньше: Геродот (484-425 до н.э.)
рассказывает о египетских жрецах, обладающих тайным знанием и
возводящих это знание к некоему Гермесу Трисмегисту, от имени
которого и образовано слово.
От того же слова, точнее, от имени, происходит и понятие
"герменевтика" - искусство толкования священных текстов,
получившее в православной практике название "экзегетика"
(толкование Священного Писания), а также всем известное слово
"герметический" в смысле "плотно закрытый".
Древние и даже эллинистические греки, проникая в чужие страны,
не утруждали себя герменевтикой, то есть не вникали в подробности
местного пантеона. Они просто подгоняли местных богов под своих
собственных - главным образом по функциям, хотя эти функции у
греческих богов со временем тоже менялись.
Представьте себе картину: во времена Александра
Македонского ученый грек приезжает в Египет. Его подводят к
святилищу бога Тота (так он может выговорить это имя).
- Как зовут этого вашего бога? "Толкователь"? Он дал людям
письмо, число и умение обвешивать? Значит, это Гермес!
У египтян этот бог назывался Дхути (Тот), и центром
его культа был город Хмун на юге Египта, который греки
называли Гермополем. Этот бог был лунным божеством,
изображавшимся с двумя рогами: рога служили символом
мудрости и учительства. Позже это проявилось в (арабском)
наименовании Александра Великого: Зу-ль Карнейн (Двурогий).
Рога (в виде лучей света) как символ мудрости украшают
также изображения пророка Моисея и некоторых других великих
реформаторов.
На самом же деле, очевидно, Тот был первоначально не
богом, а жрецом храма древнего лунного бога с тем же именем
(Тот, Дхути) в этом городе, ученым. История вообще пишется
ретроспективно, и чем дальше от описываемых событий, тем
она выглядит значительнее и красивее.
В конце концов его обожествили - сначала египтяне,
потом греки. Но, в отличие от собственного бога Гермеса -
древнего аккадского божества, олицетворявшего силы природы,
- греки назвали египетского Гермеса "Трижды великим"
(Трисмегистом).
На рубеже древности и эллинизма сложились и герметические науки,
изучающие явления одних планов (уровней) бытия по их проявлениям на
других согласно принципу подобия. Этот принцип, иначе называемый
законом подобия (или аналогии, симпатии), был, по преданию, открыт
самим Гермесом Трисмегистом и выражен в знаменитой формуле: "То, что
внизу, подобно тому, что наверху".
Эпоха эллинизма вообще представляет собой своего рода водораздел
между древним и новым мiром. Почему - это мы после рассмотрим. Когда
это было - считайте от Александра Македонского: 333 год до н.э., drei
- drei - drei, bei Issos Keilerei, как заучивали немецкие гимназисты,
победа при Иссе.
Те, кто жили до этой эпохи, представляются нам людьми
довольно дикими или по меньшей мере странными. Чтобы в этом
убедиться, достаточно попробовать почитать книги Ветхого Завета,
написанные до эпохи Александра или, если уж быть точным, до
Ездры и его ученика Неемии (V в. до н.э.). Современный человек
не понимает той логики, которой руководствовались авторы этих
книг и их герои. Как сказал однажды Виктор Васильевич Бычков,
философ и историк культуры, "все время кажется, что это были
инопланетяне". Наша логика начинается с Экклезиаста.
Позже к Гермесу как ученому, обладателю тайного
знания, обратились гностики. Климент Александрийский (III
в. н.э.) считал его автором целых 42 трудов астролого-
космографического и религиозного содержания. В греческих и
латинских изложениях до нас дошли: "О природе богов" (De
natura deorum), "Пимандр или о могуществе и мудрости
Божией" (Poimandres sive de potestate et sapientia Dei) и
знаменитая "Изумрудная скрижаль" (Tabula smaragdina).
Подробнее см., напр., Агапова З. Гермес - бог познания
земли и неба. Альманах "Гермес", М., 1992.
Таким образом, под ГЕРМЕТИЗМОМ люди той эпохи понимали учение,
возникшее как признание наличия скрытой, непознаваемой сущности
вещей, открытой лишь посвященным. Слово же ЭЗОТЕРИЗМ стали примерять
к себе христианские иерархи: себя они считали эзотериками, и не без
оснований - какое учение может быть эзотеричнее веро-учения? - а
всех остальных, включая царей, - экзотериками. Недаром даже Святой
Константин, память которого вместе с его матерью Еленой ныне
отмечается Православной церковью 21 мая ст.ст. (3 июня), в документах
Никейского собора (325) именуется `o 'episkopos twn 'exoterikwn -
"владыка внешних".
Герметизм как учение и как термин дожил до рубежа предыдущего и
нынешнего тысячелетий, то есть до Великой схизмы 1054 г., когда
римский папа (Лев IX) и константинопольский Патриарх (Михаил
Кируларий) заочно прокляли друг друга. XI век вообще был периодом
окончательного оформления д о г м ы во всех трех мiровых
религиях - иудаизме, христианстве и мусульманстве.
Последствий от этого было много, для нас же важно вот что. Если
оформилась догма, значит, оформилось и представление о том, что к ней
не относится, понятие догмы и не-догмы. Прежде знание хотя бы основ
герметизма считалось признаком образованности, эрудиции. В гороскопы
можно было верить или не верить, но составлять их умели - в этом
признается, например, замечательный византийский писатель и
царедворец Михаил Пселл (1018-78), современник великой схизмы. Теперь
же это знание стало порочным, поганым ("языческим", от лат. paganus).
Право на связь с мiром невидимым было монополизировано церковью, все
прочие эзотерики превратились в соперников, конкурентов, расправа с
которыми не заставила себя ждать - начиналась эпоха сожжения ведьм.
Герметизм вкупе со всем прочим античным наследием был обьявлен
дьявольщиной и забыт.
Возродился он, впрочем, очень скоро, и тоже вместе со всем
античным наследием, но уже под другим названием: ОККУЛЬТИЗМ.
Слово ОККУЛЬТИЗМ происходит от лат. occultus, "скрытый" и
обозначает все то же учение о существовании скрытой взаимосвязи между
событиями и явлениями, не объяснимой полностью ни с точки зрения
канонического богословия, ни с точки зрения рациональной науки.
В XII в. рабби Авраам бен Давид из Толедо собрал древние
тексты, кое-что дописал сам и представил мiру первый свод учения
Каббалы. В XIII в. граф Больштедт, он же Альберт Великий, сложил
с себя сан епископа и стал учителем оккультных наук. В XIV веке
Раймонд Луллий создал свою Ars Magna - "Великое искусство",
книгу по магии и алхимии. В XV веке юный граф Пико делла
Мирандола понял, что мiр видимый и мiр невидимый едины, и лучшим
средством познания этого назвал Каббалу. В XVI веке солдат по
имени Генрих, за храбрость посвященный в рыцари прямо на поле
боя под именем Корнелиуса фон Неттесгейм, написал трехтомное
сочинение о тайной философии - De occulta philosophia,
фактически стал основателем современного эзотеризма (мы его
знаем как Агриппу). В XVII веке юный Бенедикт Спиноза... О
Спинозе, впрочем, разговор более уместен в курсе истории
религии.
Pазвитие естественных наук в XVI-XVII в. (изобретение телескопа
и микроскопа, бином Ньютона, гелиоцентрическая система) несколько
ослабило интерес к оккультизму, а вскоре настала и эпоха Просвещения,
представители которой стали изгонять из массового сознания не только
дьявола, но и Бога, причем вместе с водой, естественно, выплеснули и
ребенка, да не одного, а нескольких. Нас, впрочем, пока интересует
только один ребенок, а именно оккультизм: его опять забыли чуть ли не
на полтора века. Я имею в виду, впрочем, только образованные круги, в
народе-то вера в чудеса никогда не умирала.
Открытие Урана (1784) совпало с началом нового периода в истории
эзотеризма. В конце XVIII и особенно в XIX веке оккультизм возродился
с новой силой в результате философских исканий членов многочисленных
тайных обществ (розенкрейцеры, иллюминаты, масоны), практической
потребности ученых-естественников, гл.об. врачей (Месмер, Галль,
Ганеман), и "открытия" европейцами восточных и своих собственных
древних учений, переработанных на новом теоретическом уровне
(хиромантия, спиритизм, теософия).
Путем многих проб и ошибок оккультисты искали путь к
объединению древних, во многом устаревших теорий с данными
современной им науки. При этом каждое маленькое общество
вырабатывало свой понятийный язык. Различие между этими языками
дает о себе знать и сейчас. Беда еще в том, что оккультизм
подталкивал их к политике. Эзотерический взгляд на мiр есть
философия человека, свободного от каких бы то ни было
предрассудков, и начинающие изучать ее часто путали духовное
освобождение с социальным. Достаточно вспомнить русские союзы
декабристов, возникшие на основе масонских лож. Но о масонах
речь пойдет особо.
Так или иначе, к концу XIX века оккультизм в основном сложился
как цельное и вполне научно обоснованное мiровоззрение. За весь
девятнадцатый век вообще было сделано очень много - во всех областях
развития оккультизма. Появилось много новых дисциплин. Однако эпоха
fin de siecle ("конца века") и последовавшее за ним двадцатилетие
войн и революций снова смешали все карты. Сначала оккультизм стал
модой, после чего, естественно, появилось множество откровенных
обманщиков и шарлатанов, и дело кончилось тем, что оккультизм
перестали воспринимать всерьез. Над ними стали насмехаться. Даже
Ярослав Гашек в "Похождениях бравого солдата Швейка" вывел
повара-оккультиста Юрайду. Увлекаться оккультизмом стало для
образованных людей зазорным.
В 20-е - 30-е годы начался новый, на сегодняшний день последний
этап в развитии эзотеризма. Слово "оккультизм", ставшее
уничижительным, было забыто, и названия подбирались новые.
Оправилось от ударов судьбы Теософское общество, созданное
Еленой Блаватской. В Швейцарии д-р Рудольф Штайнер основал "храм"
антропософии. В Америке возник Институт парапсихологии, в России -
целое научное направление по исследованию возможностей человека
(Бехтерев). Нацисты в Германии попытались поставить себе на службу
астрологов и ясновидящих. В Англии под именем "Серебряной звезды"
возродился орден "Золотой зари", основанный в конце XIX в., и так
далее.
Самые умные из власть предержащих начали осознавать ценность
эзотерической науки. Все исследования, могущие хоть как-то повлиять
на расстановку сил в мiре или на престиж государства, стали
субсидироваться - и засекречиваться. До этих пор вся эзотерика,
включая и церковь, на протяжении тысячелетий жила только на свои
доходы и на частные, пусть даже королевские, пожертвования.
В годы второй мiровой войны это развитие замедлилось, многие
эзотерики умерли или погибли. Но сразу после войны оно возобновилось
и быстро пошло вперед. Появились многочисленные общества и
организации, учебные центры, факультеты, издательства и магазины,
стало выходить все больше новых книг и переизданий старых. Появление
компьютеров позволило создать специальные программы и базы данных.
Возникли новые направления и дисциплины, к старым теориям были
найдены новые подходы. И ко всему этому как-то прижилось название
ЭЗОТЕРИКА как некое объединяющее понятие. Сначала оно, естественно,
получило распространение за рубежом, а после крушения социализма - и
у нас.
У нас, правда, эзотерика тогда расцвела махровым цветом, как в
начале века. Но это пройдет, да и уже проходит.
В целом же, несмотря на очевидное признание, эзотерика до сих
пор занимает маргинальное положение, находясь как бы на периферии
общественного сознания. Эзотеризм как философия прежде всего удобен,
потому что помогает объяснить и понять многие вещи, а также
прогнозировать их развитие. То есть требованиям, предъявляемым к
теории, он отвечает (теория, как известно, должна не только
объяснять, но и прогнозировать). Кроме того, его построения красивы,
а красота - еще один признак хорошей теории. Прикладные эзотерические
дисциплины тем более удобны, потому что помогают найти решение многих
практических проблем.
Однако тысячелетняя печать "зазорности" еще не стерлась. И хотя
короли и президенты, спортивные чемпионы и секретные службы, не
говоря уже о простых людях, успешно пользуются услугами целителей и
ясновидящих, астрологов и гадалок, признаваться в этом как-то не
принято. И дело тут даже не столько в секретности, сколько в позиции
академической науки, незаметно сменившей церковь на посту блюстителя
нравов.
Не секрет, что многие отрасли современной науки переживают не
лучшие времена. Не секрет также, что многие представители этой науки
больше интересуются своими собственным, чем чужим преуспеянием. Но
есть и добросовестные ученые, продолжающие разоблачать "эти
средневековые суеверия" по той лишь причине, что своим знакомством с
эзотерикой они обязаны дешевой американской литературе, астрологу-
недоучке или лекарю-шарлатану.
Но так будет не всегда. В истории человечества наступает новый
перелом, "водораздел", и очень может быть, что людям какого-нибудь
XXIII века мы будем казаться такими же инопланетянами, какими нам
кажутся жители древнего Шумера. Уже в будущем, XXI веке, то есть
очень скоро, эзотерические науки займут свое место в программах
учебных заведений наряду со всеми другими. Ведь на самом деле и те, и
другие тесно связаны между собой. Однако переход от прежней логики к
новой, хотя он уже начался, займет несколько столетий.
Этот прогноз основывается на особой хронологии, принятой у
астрологов и вообще в современном эзотеризме. Вы, вероятно, слышали
выражение: "наступает эра Водолея". Что оно означает?
Начну издалека. Во II веке нашей эры астроном Гиппарх, живший на
острове Родос, открыл явление прецессии, т.е. смещения точки
весеннего равноденствия.
Точкой весеннего равноденствия называется точка пересечения
небесного экватора с эклиптикой. День, когда Солнце проходит эту
точку, переходя из южного небесного полушария в северное,
называется днем весеннего равноденствия, по современному
календарю - 21 марта. С этого дня во многих древних календарях
начинался год, а в наши дни эта точка служит началом отсчета
небесных координат.
Так вот, Гиппарх сравнил свои наблюдения с астрономическими
таблицами египтян за несколько веков и обнаружил, что эта точка
переместилась. Он вычислил и угловую скорость ее перемещения -
она составляет около 50 секунд в год. Это означает, что для
земного наблюдателя весь пояс зодиакальных созвездий постепенно
сдвигается: если в эпоху Гиппарха Солнце в этот день
действительно восходило вместе с созвездием Овна, то в наше
время оно в этот день восходит вместе с созвездием Рыб, хотя его
положение относительно экватора и эклиптики не изменилось. А в
течение ближайших двух тысяч лет оно будет восходить в этот день
вместе с созвездием Водолея.
На этом, в частности, основывают свою аргументацию
противники астрологии:
- Астрологи утверждают, что с 21 марта по 21 апреля
Солнце находится в созвездии Овна, а на самом деле оно
входит в него только 18 апреля!
Так оно и есть, только в астрологии учитываются не
созвездия, а знаки Зодиака. Созвездия имеют разную протяженность
и действительно меняют свое положение, а знаки - это условные
сектора небосвода по 30 градусов каждый, отсчитываемые от точки
весеннего равноденствия. Таким образом, эта точка перемещается
лишь относительно созвездий, знаки же чередой движутся вслед за
ней, потому что начало этой череды к ней привязано. Через десять
тысяч лет в день весеннего равноденствия Солнце будет восходить
вместе с созвездием Весов, однако для астрологов люди,
родившиеся в течение месяца после этого дня, все равно будут
обладать "качествами Овна" - не созвездия Овна, у которого,
естественно, нет никаких качеств, а того психологического
архетипа, который в литературе описывается как "Овен".
При скорости 50 угловых секунд в год точке весеннего
равноденствия требуется около двух тысяч лет на прохождение
одного созвездия (или, если уж быть точным, одного знака
истинного Зодиака). В период примерно от начала нашей эры и до
сего дня она находилась в созвездии Рыб. Перед этим она около
двух тысяч лет находилась в Овне, то есть где-то начиная с эпохи
"великого переселения народов" в XX веке до нашей эры и вплоть
до Рождества Христова. Еще за две тысячи лет до этого она
находилась в Тельце, и так далее. В ближайшем будущем она
перейдет в созвездие Водолея.
Соответственно этому и история человечества делится на отрезки
примерно по две тысячи лет каждый: история шумеров и Египта до конца
эпохи Среднего Царства - эра Тельца и бык как символ божественной и
царской власти, ок. 4000 - ок. 2000 до н.э.; далее после периода войн
и перемен, длившегося три-четыре столетия, настала эра Овна - Ассирия
и Вавилон, евреи со своим козлом отпущения и греки со златорунным
бараном, 2-е и 1-е тысячелетие до н.э.; далее снова период перемен,
он же эпоха эллинизма и первых христианских общин, опять три-четыре
столетия, и начало эры Рыб - если помните, символом первых христиан
и были рыбы.
За эрой Рыб должна последовать эра Водолея, переход к которой
уже начался. Если не считать первых ее провозвестников, появившихся
еще в XIX веке, по-настоящему он начался только сейчас. Он тоже
займет три-четыре столетия, поэтому раньше XXIII века говорить об
окончательном уходе эры Рыб будет рано. О значении каждой из этих эр
мы еще поговорим, да и вы сами можете посмотреть в астрологической
литературе, что такое архетип Тельца, Овна, Рыб и Водолея.
Ясно, что это деление условно - так же, как деление истории
на "эпоху рабовладения", "эпоху феодализма" и так далее. Ясно
также, что наше краткое изложение касается в основном
иудеохристианской, то есть фактически европейской культуры: в
разных регионах Земли смена эр происходила по-разному. Но эти
подробности мы рассмотрим позже.
В целом же для нас эта хронология удобна тем, что позволяет
легко проследить основные этапы развития эзотерической мысли,
структурировать их по принципу логики человеческого мышления. Теперь
вам ясен и смысл названия второй и третьей лекции: "Доовновые
культуры" и "Эра Овна". И, задумавшись над тем, что означала каждая
из этих эр для самосознания человечества, мы сможем яснее представить
себе этапы его развития.
Прикладные эзотерические дисциплины
Развивались эзотерические науки так же, как все другие, например,
физика или химия. Если первоначально ими занимались "в комплексе" -
химик вполне естественным образом изучал алхимию, астроном -
астрологию и т.д., то потом пути этих наук разошлись, так что нам
теперь приходится иметь дело со множеством узких дисциплин. Впрочем,
границы между ними размыты, так что на их стыке постоянно возникают
все новые дисцилины, да и сама область эзотерических наук тесно
соприкасается с другими областями человеческого знания, которые можно
было бы объединить под названием н а у к о ч е л о в е к е.
Таких наук очень много. Даже их алфавитный список, от
антропологии до языкознания, занял бы столько же места, сколько
вся эта статья. В наши дни человек, решивший изучать какую-то
одну из этих наук, вынужден не только "узнавать все больше о все
меньшем и меньшем" (узкая специализация), но и постоянно
обращаться к "соседним" наукам. Так, психиатру часто приходится
изучать и социологию, и педагогику, и философию, а астрологу
бывает не обойтись без хиромантии, графологии или Таро.
Чтобы поближе познакомиться с эзотерическими науками, мы для
удобства разделим их на три группы. Во-первых, это дисциплины,
использующие о б ъ е к т и в н ы е д а н н ы е о человеке, то
есть те параметры, которых он сам изменить не может: дату рождения,
форму и линии ладони, почерк и т.д. К таким дисциплинам относятся в
первую очередь астрология, графология и хирология (хиромантия), а
также дактилоскопия, которая, в сущности, есть не что иное, как один
из разделов хирологии.
Сюда же относятся френология (установление характера по
выпуклостям черепа), физиогномика (то же по чертам лица), а также
нумерология - определение характера и предсказание судьбы по числовым
значениям букв имени и цифр даты рождения.
К ним же примыкают и дисциплины неоккультные, также использующие
объективные данные: криминалистика, паралингвистика (изучение мимики,
жестикуляции) и многие диагностические методики - например,
иридология, определяющая состояние здоровья по радужной оболочке
глаза. В конечном итоге сюда же следовало бы отнести и психиатрию,
выводы которой тоже строятся на объективных проявлениях личности -
реакциях, высказываниях и т.п., симулировать которые достаточно
сложно.
Вторая группа оккультных наук оперирует с у б ъ е к т и в-
н ы м и данными, то есть тем материалом, который человек
предоставляет о себе сам. Это главным образом какие-то образы
подсознания, которые сам человек обычно истолковать не умеет;
специалист выступает здесь в роли "дешифровщика". Сюда относятся все
мантические дисциплины, то есть различные способы г а д а н и я.
Способов гадания существует очень много, начиная от гадания на
картах, палочках или кофейной гуще и кончая экзотическими приемами
древних и полудиких народов, предсказывавших судьбу по полету птиц,
по трещинам на панцире черепахи или по характеру дыма, поднимающегося
над жертвенником. Гадать на самом деле можно на чем угодно, потому
что ответ на вопрос уже заключен в подсознании спрашивающего, иначе
не возник бы сам вопрос. Гадательные символы лишь помогают сделать
этот ответ понятным.
Толкование снов (онейрология) также входит в эту группу,
так как сны принадлежат не объективному, а субъективному мiру.
Сюда же следует отнести и каббалистическую нумерологию,
исследующую случайные сочетания букв и цифр.
Со стороны неоккультных наук к мантическим дисциплинам примыкает
психология, также занимающаяся изучением тех данных, которые человек
дает о себе сам, что-то сообщая, а что-то утаивая. Наиболее ярко эти
признаки психологии выражены в психоанализе Фрейда. Ясно, что к этой
категории относятся и столь распространенные ныне психологические
тесты.
И, наконец, третья группа оккультных наук - науки м а г и ч е-
с к и е, основная цель которых - не изучение характера человека и не
предсказание судьбы, а в о з д е й с т в и е как на то, так и на
другое. Магией занимались как профессионалы (жрецы, колдуны, шаманы),
так и обыкновенные люди. Три волхва, пришедшие, по евангельскому
сказанию, поклониться младенцу Иисусу, тоже были не кем иным, как
вавилонскими магами, узнавшими о рождении Спасителя из наблюдений за
небосводом.
Существует несколько видов магии, различающихся по целям и
способам воздействия. Профессиональную магию издавна подразделяли на
белую (теургию) и черную (чародейство, чернокнижие). Различие между
ними скорее этическое, чем техническое: если первая направлена на
уменьшение зла в мiре, то вторая имеет противоположную цель.
Натуральная же или "народная" магия просто составляет
неотъемлемую часть нашей жизни. "Любое действие, совершаемое
намеренно, уже есть магия", - говорил Алистер Кроули и был прав, ибо
осознание человеком своего намерения уже вызывает изменения в
окружающем его мiре, облегчая осуществление этого намерения, если оно