Кодификация и систематизация законодательства США




 

Американское право в настоящее время представляет собой весьма специфическую систему, по многим критериям отличающуюся от английского права, и на основании некоторых из этих критериев приобретает черты, сближающие его в определённой степени с правом континентальным, что позволяет говорить о комплексном характере правовой системы США. Одной из таких черт выступает систематизация права, традиционно рассматриваемая в качестве особенностей романо-германской правовой семьи. Большое значение для развития правовой культуры США имеет кодификационное движение, идея которого возникла ещё во времена существования североамериканских колоний и получила поступательное развитие после образования независимого государства США, сохранив многие элементы и отдельные механизмы, заложенные в прошлые столетия, вплоть до настоящего времени.

Главным отличием права США от права Англии являлось то, что в первом из названных государств не было периода, когда право формировалось исключительно судебными решениями (прецедентами), поэтому здесь законы (статуты), играли весьма значительную роль в системе источников американского права, а их постоянно растущее число, впоследствии даже обусловившее возникновение «эпохи статутов», привело к некоторой разрозненности принимаемых актов. В связи с этим обозначилась проблема систематизации законодательства с целью упорядочения и упрощения поиска необходимых правовых норм. В рамках решения указанной проблемы в качестве главного требования к американскому законодательству как альтернативе английскому прецедентному праву рассматривалась системность правового материала, исключающая или сводящая к минимуму пробелы права и обеспечивающая полноту изложения воли законодательных органов. При этом, по сравнению с традициями романо-германской правовой семьи, практика систематизации статутного права США обладает достаточно большой спецификой.

Так, исследователи американского законодательства (в отличие от существующих в рамках романо-германской правовой семьи учёта, консолидации, инкорпорации) обычно различают три вида систематизации действующих нормативных актов: а) объединение их в хронологическом порядке; б) объединение их в систематическом порядке; в) консолидацию. Первые два по существу и назначению близки к инкорпорации, поскольку в этих случаях происходит объединение без каких-либо изменений действующих правовых норм путем расположения их в определенном порядке.

Чаще всего в правовой литературе США употребляется термин «кодификация», выступающий в качестве вида систематизации и обозначающий систематизацию статутов штата или федеральных статутов с целью их упорядочения, производимую, как правило, по предмету правового регулирования. В ходе кодификации происходит объединение действующих законов (и нередко соответствующих судебных прецедентов), регулирующих ту или иную сферу общественных отношений. Созданный в результате кодификации акт полностью заменяет собой все прежние акты, действовавшие в данной сфере, хотя возможны и определённые исключения. Следовательно, очевидным является стремление законодателя воспроизвести прежние нормы, закреплённые в статутах или созданные судебной практикой, а не установить абсолютно новые правила. Причём английский термин «code» может применяться к любым актам систематизации и переводиться, следовательно, не только как «кодекс», но и как «свод, сборник законов».

Основным средством, обеспечивающим унификацию законодательства штатов, выступает принятие типовых «единообразных законов», обусловленное расширением торговых отношений между штатами. В 1892 г. была образована Национальная конференция уполномоченных по разработке «единообразных законов» штатов, которая существует до сих пор. Первым «единообразным законом», предложенным конференцией, стал Единообразный закон об оборотных документах 1896 г., касающийся чеков, биржевых бумаг и долговых обязательств, который одобрили практически все штаты. Впоследствии были приняты Единообразный акт о продажах 1906 г., Единообразный торгового кодекса (ЕТК) США 1952 г. На практике ЕТК заменил собой более десятка старых законов в сфере торгового права (в частности, Закон об оборотных документах, Акт о продажах и другие), а также по сути кодифицировал значительную часть общего договорного права. Согласно самому кодексу, его главная цель состоит в том, чтобы упростить, уточнить, модернизировать торговое право и унифицировать его во всех штатах. В настоящее время Единообразный торговый кодекс принят везде за исключением штата Луизиана, перенявшего лишь отдельные положения ЕТК. Среди других унифицированных актов можно отметить Единообразный акт о складских расписках, Единообразный акт об аккредитивах, Единообразный акт о товариществах, Единообразный кодекс об утверждении завещаний, принятые в 90-х гг. XX в. Единообразный акт о статусе детей, рожденных в результате искусственного оплодотворения, более известный как Единообразный закон о суррогатных родителях, а также Единообразный акт о добрачных договорах.

Структурами, занимающимися вопросами систематизации являются главным образом Национальная конференция уполномоченных, а также Американский институт права, которые готовят модельные (примерные) «законы» и «кодексы» (Модельный закон о предпринимательских корпорациях, Модельный уголовный кодекс и др.), служащие образцом, могущим быть использованным (полностью или частично) отдельными штатами по своему усмотрению в основном для модернизации своего законодательства. Единообразные и модельные «законы», таким образом, относятся не к обязательным, а к дополнительным, источникам права, однако в случае, если они принимаются конкретным штатом, то становятся для него основными, обязательными источниками права.

Принимаемые Конгрессом статуты сводятся воедино в хронологическом порядке их принятия в очередной том Полного собрания статутов Соединённых Штатов, являющееся официальным изданием, на которое можно ссылаться во всех судах как на доказательство существования соответствующих норм.

Другим систематизированным федеральным актом выступает Свод законов США, в котором фактически проводится систематизация законодательных норм, а не самих статутов, в рамках 50 разделов, посвящённых определённой отрасли права либо крупному правовому институту. Разделы Свода законов, выделенные в соответствии с предметом правового регулирования, начиная с седьмого, располагаются в алфавитном порядке (первый раздел посвящен общим вопросам законодательства, пять последующих объединяют нормы, регулирующие деятельность и полномочия правительственных структур). Для обеспечения полноты каждого из разделов нормы одного из разделов в случае возможности отнесения одного правила в два или более раздела нормы одного статута могут быть распределены в разные разделы Свода законов в соответствии с предметом регулирования. Структурно Свод состоит из разделов, которые делятся на части, главы (субглавы), параграфы (субпараграфы). Оценивая значимость Свода законов для американского права следует отметить, что при принятии очередного закона Конгресс указывает, какое место должен занять акт в Своде законов США и какие изменения должны быть в связи с этим внесены в разделы, главы и параграфы действующего Кодекса, а также издаёт постоянное сводное дополнение к каждому разделу, действующее в течение следующего года. В это дополнение включаются вновь принятые нормативные предписания, то есть происходит накопление нормативного материала, который затем включается в основной текст Кодекса.

На уровне штатов статуты обычно систематизируются по аналогии с федеральными сборниками законов, в результате чего в каждом штате созданы Своды законов, по структуре и принципам построения напоминающие федеральные.

Идея создания отраслевых кодексов, получившая признание и дальнейшее распространение в XIX в., была основана на разработках Дэвида Д. Филда, подготовившего несколько отраслевых кодексов. Ярким примером является Кодекс гражданского судопроизводства, официально одобренный Нью-Йорком в 1848 г. и представляющий собой единую систему нормы common law и права справедливости в целях упрощения порядка судопроизводства. По проекту Д. Филда были приняты кодексы гражданского и уголовного судопроизводства, которые затем послужили образцом для других штатов. В настоящее время в США как на федеральном уровне, так и на уровне штатов принято множество отраслевых кодексов, регулирующих трудовую, образовательную, семейную, финансовую, избирательную, налоговую, страховую, гражданскую, водную, гражданско-процессуальную и иные сферы. При этом данные кодексы существенно отличаются от тех кодификационных актов, которые принимаются, например, в рамках континентального права (исключением является штат Луизиана, последовавший традициям Кодекса Наполеона).

 

Таким образом, можно сделать вывод, что современная система США сохраняет предпосылки к усилению роли кодификации законодательства в дальнейшем в связи с необходимостью переосмысления соотношения полномочий штатов и федерального правительства в области регулирования тех или иных общественных отношений. Процессы систематизации законодательства позволяют не только аккумулировать правовой опыт и объединить наиболее актуальные нормы и принципы действующего права, но и произвести корректировку отдельных положений, решить задачи по улучшению внутренней структуры тех или иных отраслей права, устранению существующих пробелов и коллизий, обеспечению более гибкой реализации правовых норм. Идея проведения полноценной кодификации в целом соответствует более долгосрочным перспективам развития законодательства, поскольку способна комплексно разрешить многочисленные проблемы в различных сферах общественных отношений, регулируемых правом. Однако данная идея с практической точки зрения подлежит постепенному воплощению, основанному на пересмотре структуры действующих сводов, кодексов и иных систематизирующих актов. Поэтому успех систематизации законодательства в будущем буде зависеть от деятельности законодательных органов, ревизионных комиссий, а также от деятельности Американского института права в целях разработки модельного, кодифицированного законодательства, обеспечивающего сближение подходов отдельных штатов и подхода, существующего на федеральном уровне, к разрешению единых для них правовых проблем.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: