Особенности педагогической профессии
План
1.Функции педагогической профессии
2.Из истории университетского образования(д/з)
3.Современное высшее профессиональное образование
1.
Педагогическая профессия из ряда других профессий типа «человек — человек» выделают по образу мысли ее представители повышенному чувству долга и ответственности. Главное отличие заключается в том, что она относится как к классу преобразующих, так и к классу управляющих профессий одновременно. Имея в качестве цели своей деятельности становление и преобразование личности, педагог призван управлять процессом ее интеллектуального, эмоционального и физического развития, формирования ее духовного мира.
В профессии педагога ведущая задача — понять общественные цели и направить усилия других людей на их достижение.
Функции педагогической профессии:
· Гуманистическая функция педагогической профессии
За педагогической профессией исторически закрепились две социальные функции — адаптивная и гуманистическая («человекообразующая»).
Адаптивная функция связана с приспособлением учащегося, воспитанника к конкретным требованиям современной социокультурной ситуации, а гуманистическая — с развитием его личности, творческой индивидуальности.
· Коллективный характер педагогической деятельности
В педагогической профессии очень трудно вычленить вклад каждого педагога, в качественное преобразование субъекта деятельности.
А.С.Макаренко писал: «Должен быть коллектив воспитателей, и там, где воспитатели не соединены в коллектив и коллектив не имеет единого плана работы, единого тона, единого точного подхода к ребенку, там не может быть никакого воспитательного процесса».
|
· Творческая природа труда учителя
Содержание и организацию труда учителя можно правильно оценить, лишь определив уровень его творческого отношения к своей деятельности. Творческий потенциал личности педагога формируется на основе накопленного им социального опыта, психолого-педагогических и предметных знаний, новых идей, умений и навыков, позволяющих находить и применять оригинальные решения, новаторские формы и методы.
В современной научной литературе педагогическое творчество понимается как процесс решения педагогических задач. Творческую личность отличает особое сочетание личностно-деловых качеств характеризующих ее креативность.
3.
Педагогическая специальность —вид деятельности в рамках данной профессиональной группы, характеризующийся совокупностью знаний, умений и навыков, приобретенных в результате образования и обеспечивающих постановку и решение определенного класса профессионально-педагогических задач в соответствии с присваиваемой квалификацией.
Педагогическая специализация —определенный вид деятельности в рамках педагогической специальности. Она связана с конкретным предметом труда и конкретной функцией специалиста.
Педагогическая квалификация —уровень и вид профессионально-педагогической подготовленности, характеризующей возможности специалиста в решении определенного класса задач.
Педагогические специальности объединены в профессиональную группу «Образование». Основанием дифференциации специальности является: Предметные области знаний, науки, культуры, искусства, которые выступают в качестве средства взаимодействия.
|
Возрастные периоды развития личности, отличающиеся в том числе выраженной спецификой взаимодействия педагога с развивающейся личностью (дошкольный, младший школьный, подростковый возраст, юность, зрелость и старость).
Особенности развития личности, связанные с психофизическими и социальными факторами (нарушение слуха, зрения, умственная неполноценность, девиантное поведение и др.).
Специализация внутри педагогической профессии привела к выделению видов педагогической деятельности и по направлениям воспитательной работы. Что позволяет эффективней использовать интеграцию в деятельности учителей.
Педагогический потенциал личности педагога
План
1. Понятия педагог, учитель, воспитатель
2. Личность педагога профессиональное требования к ней.
3. Педагогические способности важнейшие профессионально значимые качества личности.
Педагог — общий термин, употребляемый для обозначения лиц, занимающихся различными видами образовательной деятельности. По социальному статусу педагоги подразделяются на два вида:
а) профессионалы, то есть лица, работающие за плату и обычно имеющие специальную подготовку;
б) лица, реально выполняющие обучающие и воспитательные функции, будучи специалистами в других областях.
Люди которые выполняют обучающие функции в вышей школе учителями не называются.
В узком смысле
Учитель — лицо, передающее другим освоенные им знания, умения и навыки, приобретенный жизненный опыт, свое понимание жизни и отношение к ней. В более узком смысле — должность преподавателя одного или нескольких учебных предметов в общеобразовательной школе.
|
В широком смысле
Учитель — это авторитетный, мудрый человек, оказывающий большое влияние на людей.
Функции учителя:
Учителя многообразны, однако среди них можно выделить четыре основных: обучающую, воспитательную, развивающую, общественно-педагогическую.
Обучающая – проявляется в организации педагога, объяснения учебного материала его закрепления, обобщения и контроля.
Организация учебного процесса, общение учителя с учащимися, сама личность педагога — все это способствует формированию определенных черт личности растущего человека, развитию его индивидуальности, способностей, мышления, взглядов на окружающую действительность, мировоззрения как системы взглядов и убеждений. Так в работе учителя реализуются воспитательная и развивающая функции.