Музыкально-поэтическая композиция
«А.Дементьев: «Я последний романтик ушедшего века…»
Ведущий. Жизнь состоит из мгновений. Не думаю, чтобы кто-нибудь сумел прожитые годы восстановить в памяти день за днем, не говоря уже о часах. Потому что будни наши порой похожи друг на друга, как похожи рассветы и закаты, как однообразным бывает обложенное в непогоду пасмурное небо. Но есть в нашей жизни мгновения, озаренные светом радости и счастливых потрясений, есть мгновения, омытые слезами потерь и разочарований. И поэзия кончиком пера останавливает эти мгновения, чтобы они продолжались в памяти и в чьей-то душе. Таким человеком, поэтом стал А. Дементьев, запечатлевший в своих стихах русские пейзажи, красоту человеческих отношений, горечь и боль народа, гордость за своих соотечественников, выстоявших в страшной войне… Многие его стихи стали песнями. Как рождались его стихи? Об этом рассказывал сам поэт.
На экране 1 титульный слайд: портрет А. Дементьева, даты жизни и строчки «Я последний романтик ушедшего века….»
Ведущий. Родился я в 1928 году на Волге в городе Калинине, носившем тогда свое древнее имя Тверь, в семье, которая соединила в себе и город и деревню. Отец Дмитрий Никитович несколько десятилетий проработал агрономом в нашей области. Мать - Мария Григорьевна - коренная тверячка, служащая. В нашем доме очень любили песню. У деда и матери были красивые голоса, и, сколько себя помню, у нас часто пели русские народные песни. Может быть, тогда и родилась во мне тяга к поэзии, к музыке. Слайд 2
Стихотворение «Послушайте симфонию весны» Слайд 3
Ведущий. Помню деревянные домики на родной Пивоварской улице, выходившей одним концом к Волге. Теперь эта улица названа в честь великого русского писателя М. Е. Салтыкова-Щедрина. Он прожил здесь полтора года, когда был вице-губернатором Твери. Дом его сохранился. В нем сейчас мемориальный музей. Всякий раз, бывая в Калинине, я прихожу на свою улицу, где все неузнаваемо изменилось, где стоят красивые многоэтажные дома и где живут мои воспоминания о детстве, юности, воспоминания о довоенных мальчишеских радостях, о горьких испытаниях войны и первых литературных увлечениях. Каждую весну по Пивоварской улице мы, тверские мальчишки, бегали на Волгу смотреть ледоход. Это было завораживающее зрелище: огромные льдины, словно белые обломки разрушенных крепостей, уплывали по реке вместе с нашими воспоминаниями о недавних метелях и морозах. Лето я проводил в деревне у бабушки. Взрослые приобщали меня к сельскому труду. И там я многому научился: пахать, сажать картошку, убирать сено, полоть заросшее поле и водить в ночное лошадей. Но память хранит и другое: неповторимые июньские рассветы, шум летнего дождя в саду, наполненный птичьей музыкой лес и белые звезды лилий на зеленом пруду. В деревне я на всю жизнь полюбил родную природу, душой почувствовал ее удивительную красоту, которая незаметно меняла меня самого. Слайд 4
|
Стихотворение «Зелёный водопад плакучих ив» - слайд 5.
Ведущий. А потом - все это в одно мгновение было разрушено. Потянулись тяжелые долгие дни войны. Я перешел тогда в шестой класс. Мы ходили на горькие воскресники разбирать развалины. А весной вскапывали школьные огороды, вытаскивали из реки бревна, чтобы зимой не замерзать на уроках. Мы рано мужали, ибо видели смерть, испытали голод, страх, потрясения. Рядом с нами не было отцов. Матерям было не до нас - все жили фронтом, ожиданиями и тревогой. Слайд 6
|
Видео - песня в исп. Е. Мартынова «Письмо отца»
Ведущий. Школу я закончил на год раньше, сдав экстерном за девятый класс и аттестат зрелости получал уже в мирное лето. Тогда я не думал, что буду поэтом, хотя занимался в литературном кружке и писал стихи. Мне очень повезло с учителями. Сейчас, к сожалению, многих из них уже нет в живых, но все они были удивительно чуткими и талантливыми людьми. Они не просто учили нас своим предметам, они старались передать нам свой нравственный опыт. Каждый из них хотел видеть нас людьми честными, добрыми и мужественными.
Слайд 7 – стихотворение «Не смейте забывать учителей»
Ведущий. Но были у меня и другие наставники - литературные. Я уже учился в Калининском педагогическом институте (ныне государственный университет), когда в наш город приехал молодой С. Наровчатов. Прочитав мои стихи, он посоветовал мне поступить в Литературный институт. Его друг поэт Михаил Луконин дал мне рекомендацию. Сдав творческий экзамен, я стал студентом третьего курса Литинститута. Но как это ни странно, в те годы я мало писал стихов. Просто они почему-то не писались. Слайд 8
Ведущий. И лишь закончив институт, я понял, что душа ждала жизненных впечатлений, нуждалась в собственном гражданском опыте. Мне помог разобраться во всем этом мой знаменитый земляк Борис Николаевич Полевой. Я вернулся в Калинин и по его совету стал журналистом. Много ездил, исходил пешком чуть ли не пол-области. Работал в редакциях газет и радио, писал очерки, статьи, репортажи и даже фельетоны. Профессия выводила меня на интересных людей, сталкивала с удивительными судьбами и событиями, которые незаметно становились моим жизненным опытом. И только тогда я почувствовал - во мне рождается поэзия. Там, в Калинине, и вышел мой первый сборник - «Лирические стихи» (1955). Слайд 9.
|
Стихотворение «Утро»
Ведущий. Поэзию объяснить трудно, а может быть, и невозможно, как невозможно удержать в ладонях весенний ветер или свет ночной звезды. Наверное, что-то я делал не так и поступал не так, как хотелось бы или как бы поступил сейчас. Время требовало полной откровенности и мужества. А порядочность человека измерялась не словами, а поступками. Но я ничего не приукрашивал и не скрывал, когда поэзия озаряла меня, чтобы вместе нам можно было разобраться во всем, что происходило в моей душе и вокруг.
Стихотворение «Не обижайся, если не права…»
Ведущий. Я не представлял своей жизни, тогда еще очень молодой, и своей поэзии без нашей общей борьбы за великие идеалы, без участия в великих делах страны. Жизнь научила меня зорче вглядываться в чужие судьбы. Я видел горе войны и сам пережил его. И все мои стихи о войне – от «Баллады о матери» до «Западных туристов» - это состояние души.
Видео - песня «Баллада о матери» исп. Е.Мартынов
Ведущий. Но Победа в 1945-м не отменила чьих-то бед, разочарований, потерь, не заглушила своим салютом плача вдов и матерей. Жизнь продолжалась во всем своем многообразии - от мужества и доброты одних до корыстолюбия и эгоизма других. Хорошо, что последних всегда было меньшинство.
Видео- Стихотворение «Я ненавижу в людях ложь» в прочтении автора.
Ведущий. Но есть еще обиженные и несчастные, непонятые и одинокие души.
Видео - песня «Одиночество» в исполнении Марка Тишмана (на стихи А. Дементьева)
Ведущий. В первую очередь именно такие люди нуждаются в добром слове. И мне всегда казалось, что поэзия - протянутая им рука. Мне хотелось быть такой рукой - надежной и верной. А доброе слово – это тоже всегда соучастие. Соучастие людей, чувствующих духовную близость. Стихотворение «Муза моя…»
Ведущий. Может быть, сожженная в войну родная деревня и разрушенный фашистами отчий город Калинин, тот, что мы вместе со взрослыми подняли из руин,- навсегда оставили в моей душе шрам, который, как рана в непогоду, болит во мне, если жизнь сталкивает меня с чьей-то порушенной судьбой. Вот почему я почти никогда не сажусь за письменный стол просто писать стихи. Они случаются во мне, как случается в человеке сострадание или тревога, надежда или боль.
Стихотворение «Даже если ты уйдёшь…»
Ведущий. Самое страшное в поэзии, по-моему, иммунитет. Прививок от жизни быть не может - ни от ее горестей, ни от ее разочарований.