Единый государственный экзамен по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
Демонстрационный вариант КИМ 2006 г.
Подготовлен Федеральным государственным научным учреждением
«ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ»
Директор ФИПИ | А.Г. Ершов |
Единый государственный экзамен по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
Демонстрационный вариант 2006 г.
Инструкция по выполнению работы
На выполнение экзаменационной работы по обществознанию даётся 3 часа (180 минут). Работа состоит из 3 частей, включающих 44 задания.
Часть 1 включает 30 заданий с выбором ответа. К каждому заданию даётся 4 ответа, только один из которых правильный.
Часть 2 состоит из 6 заданий с кратким ответом. Ответы к этим заданиям вы должны сформулировать самостоятельно.
Часть 3 включает 8 заданий с развёрнутым свободным ответом. Эти задания требуют полного ответа (дать объяснение, описание или обоснование, высказать и аргументировать собственное мнение). Последнее задание работы – задание по выбору. Выполняя его, вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для вас более привлекательно.
Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у вас останется время, то вы можете вернуться к пропущенным заданиям.
За каждый правильный ответ в зависимости от сложности задания даётся от одного до четырех баллов. Баллы, полученные вами за все выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.
Желаем успеха!
Часть 1
При выполнении заданий этой части в бланке ответов № 1 под номером выполняемого вами задания (А1 – А30) поставьте знак « ´ »
в клеточке, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.
|
A1 |
Выделяя основные элементы общества, их взаимосвязь и взаимодействие, учёные характеризуют общество как
1) | систему | 2) | часть природы | 3) | материальный мир | 4) | цивилизацию |
A2 |
К глобальным проблемам современного мира относится
1) | возникновение новых межгосударственных объединений |
2) | завершение промышленного переворота |
3) | существенный разрыв между уровнями развития регионов планеты |
4) | интенсивное развитие науки |
A3 |
Всё то, что создано человеком, в своей совокупности называется
1) | обществом | 2) | культурой | 3) | искусством | 4) | социумом |
A4 |
Продуктом массовой культуры является
1) | симфония |
2) | фольклор |
3) | балетный спектакль |
4) | городской роман |
A5 |
Верны ли следующие суждения о различных типах обществ?
А. | В индустриальном обществе высоко ценятся индивидуальные особенности человека, поощряются инициатива и предприимчивость. |
Б. | Уважение к обычаям, веками складывавшимся нормам, преобладание коллективного начала над частным отличают постиндустриальное общество от индустриального. |
1) | верно только А |
2) | верно только Б |
3) | верны оба суждения |
4) | оба суждения неверны |
А6 |
Из перечисленных наук познанием общества как целостной динамичной системы занимается
1) | психология | 2) | социология | 3) | политология | 4) | культурология |
|
А7 |
И человек, и животные способны
1) | использовать предметы природы |
2) | изготавливать орудия труда с помощью других орудий труда |
3) | передавать трудовые навыки последующим поколениям |
4) | осознавать собственные потребности |
А8 |
У таких видов человеческой деятельности, как общение и игра, общим является то, что они
1) | допускают использование определённых правил или норм |
2) | предполагают обязательное наличие партнёра |
3) | носят условный характер |
4) | предписывают обязательное соблюдение ритуалов |
А9 |
Субъектами игры в «дочки-матери» являются
1) | правила игры | 2) | игровые сюжеты | 3) | игрушки | 4) | дети |
А10 |
Верны ли следующие суждения об истине?
А. | Истинны только те знания, которые получены экспериментальным путем. |
Б. | Истинны только те знания, которые соответствуют моральным представлениям людей. |
1) | верно только А |
2) | верно только Б |
3) | верны оба суждения |
4) | оба суждения неверны |
А11 |
Основой экономической жизни общества является
1) | регулирование социальных отношений |
2) | производство материальных благ |
3) | разработка ресурсосберегающих технологий |
4) | взаимодействие государства и политических партий |
А12 |
В рыночной экономике конкуренция производителей
1) | приводит к снижению налогов |
2) | ведёт к застою |
3) | увеличивает потребление |
4) | уравновешивает спрос и предложение |
А13 |
Сравните данные двух диаграмм, свидетельствующие о том, каковы были доли продукции предприятий различных форм собственности в 1990 и 1995 гг. Какие изменения отражают эти данные?
|
1990 г. | 1995 г. | ||
– государственный сектор – частный сектор |
1) | усилилось негативное воздействие производства на окружающую среду |
2) | выросло влияние частного предпринимательства на социальную политику государства |
3) | расширились масштабы приватизации государственных предприятий |
4) | снизились доходы государства от передачи предприятий в частные руки |
А14 |
Небывало высокий урожай пшеницы привёл к снижению закупочных цен на неё. Данный факт – пример функционирования рынка
1) | капитала |
2) | средств производства |
3) | товаров |
4) | труда |
А15 |
Верны ли следующие суждения о монополии?
А. | Экономическая жизнь современного государства включает в себя элементы и конкуренции, и монополии. |
Б. | Государство стремится ограничить правовыми методами деятельность монополий. |
1) | верно только А |
2) | верно только Б |
3) | верны оба суждения |
4) | оба суждения неверны |
А16 |
Назначение бывшего министра на должность генерального директора крупного государственного концерна иллюстрирует
1) | социальную мобильность |
2) | социальную стратификацию |
3) | социальное неравенство |
4) | социальную адаптацию |
А17 |
Какие социальные нормы иллюстрирует следующее предписание: «Сидя за столом, следует держать спину прямо, не рекомендуется ставить локти на стол»?
1) | нормы права |
2) | нормы морали |
3) | правила этикета |
4) | традиции и обычаи |
А18 |
Одним из условий гармонизации межнациональных отношений в демократическом обществе является
1) | соблюдение прав и свобод человека |
2) | развитие частного предпринимательства |
3) | усложнение социальной структуры общества |
4) | ограничение социальной мобильности |
А19 |
Взрослый сын оказывает материальную поддержку своим родителям. Какая из функций семьи проявляется в этой ситуации?
1) | экономическая |
2) | репродуктивная |
3) | досуговая |
4) | социально-статусная |
А20 |
Верны ли следующие суждения о характере отклоняющегося поведения?
А. | Отклоняющееся поведение всегда имеет противоправный характер. |
Б. | Все формы отклоняющегося поведения обязательно влекут за собой уголовное наказание. |
1) | верно только А |
2) | верно только Б |
3) | верны оба суждения |
4) | оба суждения неверны |
A21 |
Любое государство характеризуется
1) | верховенством права |
2) | наличием аппарата управления |
3) | политическим плюрализмом |
4) | соблюдением прав человека |
A22 |
Понятие «одномандатный округ» характерно для избирательной системы
1) | мажоритарной |
2) | пропорциональной |
3) | прямого делегирования |
4) | многопартийной |
A23 |
Одной из ведущих черт демократического политического режима является
1) | наличие одной партии, сросшейся с государством |
2) | стремление государства регламентировать все стороны жизни общества и частную жизнь граждан |
3) | гарантированность прав и свобод человека законами государства |
4) | наличие органов судопроизводства |
A24 |
Верховная власть в государстве N. передаётся по наследству. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что государство N. является абсолютной монархией?
1) | монарх утверждает главу кабинета министров |
2) | парламент утверждает ежегодную сумму, выделяемую на содержание двора |
3) | власть монарха не имеет законодательных ограничений |
4) | монарх является верховным главнокомандующим |
A25 |
Верны ли следующие суждения о государстве?
А. | Задачей любого современного государства является защита интересов страны на международной арене. |
Б. | Задачей любого современного государства является завоевание новых территорий и борьба за сферы влияния в мире. |
1) | верно только А |
2) | верно только Б |
3) | верны оба суждения |
4) | оба суждения неверны |
A26 |
В системе источников современного российского права приоритет имеют
1) | указы Президента РФ |
2) | постановления Правительства РФ |
3) | правовые прецеденты |
4) | законы РФ |
A27 |
Среди перечисленных правонарушений административным является
1) | производство контрафактных видеокассет |
2) | дача взятки чиновнику |
3) | присвоение чужого изобретения |
4) | неоплаченный провоз багажа |
A28 |
Российская Федерация определена в Конституции РФ как социальное государство. Это значит, что политика России направлена на
1) | создание властной вертикали, обеспечивающей укрепление власти |
2) | укрепление авторитета и власти Президента РФ |
3) | создание условий, обеспечивающих достойную жизнь человека |
4) | создание сильного государства, обладающего международным авторитетом |
A29 |
Ограничение права на тайну переписки, телефонных переговоров, телеграфных сообщений допускается только на основании решения
1) | уполномоченного по правам человека |
2) | суда |
3) | милиции |
4) | Министерства юстиции |
A30 |
Верны ли следующие суждения о правах граждан?
А. | В референдуме имеет право участвовать гражданин РФ, достигший 18-летнего возраста. |
Б. | Гражданин, признанный судом недееспособным, не может принимать участия в выборах. |
1) | верно только А |
2) | верно только Б |
3) | верны оба суждения |
4) | оба суждения неверны |
Часть 2
При выполнении заданий этой части запишите ваши ответы сначала в выделенные для них места в тексте (прочерк или таблицу), а затем в бланк ответов № 1 рядом с номером задания (В1 – В6), начиная с первой клеточки. Ответ необходимо давать в виде слова, последовательности букв или цифр без пробелов и знаков препинания. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными образцами.
В1 |
Запишите слово, пропущенное в схеме.
Ответ: _______________________________________________.
В2 |
Ниже приведён ряд терминов. Все из них, за исключением одного, относятся к эмпирическому уровню научного познания. Найдите и укажите термин, «выпадающий» из этого ряда.
Наблюдение, эксперимент, восприятие, измерение, описание, классификация, систематизация.
Ответ: _______________________________________________.
В3 |
Установите соответствие между проступками и их видами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРОСТУПКИ | ВИДЫПРОСТУПКОВ | ||
1) | остановка автомобиля под запрещающим знаком | А) | гражданские проступки |
2) | публичное оскорбление | Б) | административные проступки |
3) | опоздание на службу | В) | дисциплинарные проступки |
4) | нарушение авторского права | ||
5) | нарушение правил пожарной безопасности |
Запишите в таблицу выбранные буквы, а затем получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов).
В4 |
Найдите в приведённом списке черты общества как динамичной системы и обведите цифры, под которыми они указаны.
1) | обособление от природы |
2) | отсутствие взаимосвязи подсистем и общественных институтов |
3) | способность к самоорганизации и саморазвитию |
4) | выделение из материального мира |
5) | постоянные изменения |
6) | возможность деградации отдельных элементов |
Обведённые цифры запишите в порядке возрастания.
Ответ: _______________________________________________.
В5 |
Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.
(1)Рекордная цена – 58,28 доллара за баррель нефти – была зафиксирована на торгах в Нью-Йорке 4 апреля. (2)Цены всё еще высоки, но их снижение можно считать тенденцией. (3)Причины снижения изучаются аналитиками разных стран. (4)Можно предположить, что снижение цен на нефть окажет оздоравливающее влияние на отечественную экономику. |
Определите, какие положения текста носят
А) фактический характер
Б) характер оценочных суждений
Запишите под номером положения букву, обозначающую его характер. Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.
В6 |
Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.
«Большое распространение в политологии получила классификация, выделяющая в зависимости от оснований и условий приобретения партийного членства кадровые и массовые ________ (1). Первые отличаются тем, что они формируются вокруг группы политических ________ (2), а основой их строения является комитет активистов. Кадровые партии формируются обычно «сверху» на базе различных парламентских ________ (3), объединений партийной бюрократии. Такие партии обычно активизируют свою деятельность только во время ________ (4). Другие партии представляют собой централизованные, хорошо дисциплинированные организации. Большое значение в них придаётся идеологическому ________ (5) членов партии. Такие партии чаще всего формируются «снизу», на основе профсоюзных и иных общественных ________ (6), отражающих интересы различных социальных групп.
Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пробелов. Слова в списке даны в именительном падеже. Помните, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пробелов.
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя словами каждый пробел.
А) | единство |
Б) | фракция |
В) | выборы |
Г) | движение |
Д) | лидер |
Е) | социум |
Ж) | партия |
З) | группа |
И) | членство |
Обратите внимание на то, что пробелы пронумерованы. В данной ниже таблице указаны номера пробелов. Запишите под каждым номером букву, обозначающую в списке выбранное вами слово.
Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.
Не забудьте перенести все ответы в бланк регистрации и ответов № 1.
Часть 3
Для ответов на задания этой части (С1 – С8) используйте отдельный подписанный лист. Запишите сначала код задания (С1 и т.д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте разборчиво. |
C1 |
Перечислите любые три функции политической партии в демократическом государстве.
C2 |
С помощью трёх примеров проиллюстрируйте процесс социализации человека.
C3 |
Известный мореплаватель Магеллан искал кратчайший путь в Индию. Он пользовался картой, где был указан пролив, соединяющий Атлантический и Тихий океаны. Однако в отмеченном на карте месте Магеллан пролива не обнаружил. Тогда, изучив описания, оставленные его предшественниками, он предположил, что этот пролив должен быть южнее. Он исследовал каждую бухту, каждый залив – и обнаружил пролив (впоследствии названный его именем) между материком и архипелагом Огненная Земля.
Какие методы научного познания применил Магеллан? Укажите три метода.
Прочитайте текст и выполните задания С4 – С7. |
Наукой принято называть теоретическое систематизированное представление о мире, воспроизводящее его существенные стороны в абстрактно-логической форме и основанное на данных научных исследований <…>
Наука, являясь частью культуры, представляет собой систему знаний и вид духовного производства.
Как вид духовного производства наука включает в себя специфическую деятельность человека по приращению существующего и получению нового знания. Результатом данной деятельности становится система научных знаний, образующих в совокупности научную картину мира.
Научная картина мира формируется под влиянием двух моделей развития научного знания. Согласно первой модели – эволюционной – наука представляет собой особый вид «социальной памяти человечества». Согласно второй модели – революционной – наука периодически переживает коренную смену господствующих в ней представлений <…>
Термин «наука» употребляется также для обозначения отдельных отраслей научного знания. Первоначально отрасли науки формировались в соответствии с теми сторонами действительности, которые были вовлечены в процесс познания. В современной науке новые области знания возникают в связи с выдвижением определённых теоретических или практических проблем. Проблемный характер развития современной науки привёл к появлению междисциплинарных и комплексных исследований, проводимых средствами нескольких различных дисциплин специальным научным сообществом <…>
В современном обществе наука является важнейшим социальным институтом, глубоко проникающим во все сферы общественной жизни. Наука превращается в непосредственную производительную силу общества, становится массовым видом деятельности <…>
(И. В. Безбородова, М. Б. Буланова и др.)
C4 |
Укажите любые три из приводимых в тексте определений науки.
C5 |
Как, по мнению авторов, изменилась структура наук? Какую причину этих изменений они указали?
C6 |
Опираясь на знание курса, укажите любые три социальные проблемы, которые являются предметом междисциплинарных исследований, и науки, изучающие эти проблемы.
C7 |
Авторы назвали науку важнейшим социальным институтом современного общества. Приведите три примера влияния современной науки на общество.
Последнее задание работы (С8) – задание по выбору. Выполняя его, вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для вас более привлекательно. С этой целью выберите ОДНО из предложенных ниже высказываний.
C8 |
Выберите одно из предложенных ниже высказываний и изложите свои мысли (свою точку зрения, отношение) по поводу поднятой проблемы.
Выполняя задание, следует использовать соответствующие понятия обществоведческого курса и, опираясь на знания, полученные в курсе обществоведения, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт, привести необходимые аргументы для обоснования своей позиции.
C8.1 |
Философия | «Полнота познания всегда означает некоторое непонимание глубины нашего неведения» (Р. Милликен). |
C8.2 |
Социальная психология | «Семья является первичным лоном человеческой культуры» (И. Ильин). |
C8.3 |
Экономика | «При обычном и повседневном положении дел спрос на любые товары предшествует их предложению» (Д. Рикардо). |
C8.4 |
Социология | «Чем выше положение человека, тем более строгими должны быть рамки, которые сдерживают своеволие его характера» (Г. Фрейтаг). |
C8.5 |
Политология | «Политика – это деловые решения, а не многословные речи по поводу решений» (Ф. Бурлацкий). |
C8.6 |
Правоведение | «Законы должны для всех иметь одинаковый смысл» (Ш. Монтескье). |
В бланке ответов 2 запишите полный номер задания (например, С8.5), выбранное высказывание, а затем развёрнутый ответ.