В бланке ответов 2 запишите полный номер задания (например, С8.5), выбранное высказывание, а затем развёрнутый ответ.




Единый государственный экзамен по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

Демонстрационный вариант КИМ 2006 г.

Подготовлен Федеральным государственным научным учреждением

«ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ»

Директор ФИПИ А.Г. Ершов

 

Единый государственный экзамен по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

Демонстрационный вариант 2006 г.

Инструкция по выполнению работы

На выполнение экзаменационной работы по обществознанию даётся 3 часа (180 минут). Работа состоит из 3 частей, включающих 44 задания.

Часть 1 включает 30 заданий с выбором ответа. К каждому заданию даётся 4 ответа, только один из которых правильный.

Часть 2 состоит из 6 заданий с кратким ответом. Ответы к этим заданиям вы должны сформулировать самостоятельно.

Часть 3 включает 8 заданий с развёрнутым свободным ответом. Эти задания требуют полного ответа (дать объяснение, описание или обоснование, высказать и аргументировать собственное мнение). Последнее задание работы – задание по выбору. Выполняя его, вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для вас более привлекательно.

Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у вас останется время, то вы можете вернуться к пропущенным заданиям.

За каждый правильный ответ в зависимости от сложности задания даётся от одного до четырех баллов. Баллы, полученные вами за все выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

Желаем успеха!


 

Часть 1

 

При выполнении заданий этой части в бланке ответов № 1 под номером выполняемого вами задания (А1 – А30) поставьте знак « ´ »
в клеточке, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.

 

A1

 

Выделяя основные элементы общества, их взаимосвязь и взаимодействие, учёные характеризуют общество как

 

 

1) систему 2) часть природы 3) материальный мир 4) цивилизацию

 

A2

 

К глобальным проблемам современного мира относится

 

1) возникновение новых межгосударственных объединений
2) завершение промышленного переворота
3) существенный разрыв между уровнями развития регионов планеты
4) интенсивное развитие науки

 

A3

 

Всё то, что создано человеком, в своей совокупности называется

 

1) обществом 2) культурой 3) искусством 4) социумом

 

A4

 

Продуктом массовой культуры является

1) симфония
2) фольклор
3) балетный спектакль
4) городской роман

 

A5

 

Верны ли следующие суждения о различных типах обществ?

 

А. В индустриальном обществе высоко ценятся индивидуальные особенности человека, поощряются инициатива и предприимчивость.
Б. Уважение к обычаям, веками складывавшимся нормам, преобладание коллективного начала над частным отличают постиндустриальное общество от индустриального.

 

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

 

А6

 

Из перечисленных наук познанием общества как целостной динамичной системы занимается

 

1) психология 2) социология 3) политология 4) культурология

 

А7

 

И человек, и животные способны

 

1) использовать предметы природы
2) изготавливать орудия труда с помощью других орудий труда
3) передавать трудовые навыки последующим поколениям
4) осознавать собственные потребности

 

 

А8

 

У таких видов человеческой деятельности, как общение и игра, общим является то, что они

 

1) допускают использование определённых правил или норм
2) предполагают обязательное наличие партнёра
3) носят условный характер
4) предписывают обязательное соблюдение ритуалов

 

А9

Субъектами игры в «дочки-матери» являются

 

 

1) правила игры 2) игровые сюжеты 3) игрушки 4) дети

 

А10

Верны ли следующие суждения об истине?

 

А. Истинны только те знания, которые получены экспериментальным путем.
Б. Истинны только те знания, которые соответствуют моральным представлениям людей.

 

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

 

А11

Основой экономической жизни общества является

 

 

1) регулирование социальных отношений
2) производство материальных благ
3) разработка ресурсосберегающих технологий
4) взаимодействие государства и политических партий

 

А12

В рыночной экономике конкуренция производителей

 

1) приводит к снижению налогов
2) ведёт к застою
3) увеличивает потребление
4) уравновешивает спрос и предложение

 

А13

Сравните данные двух диаграмм, свидетельствующие о том, каковы были доли продукции предприятий различных форм собственности в 1990 и 1995 гг. Какие изменения отражают эти данные?

 

1990 г. 1995 г.    
– государственный сектор – частный сектор

 

1) усилилось негативное воздействие производства на окружающую среду
2) выросло влияние частного предпринимательства на социальную политику государства
3) расширились масштабы приватизации государственных предприятий
4) снизились доходы государства от передачи предприятий в частные руки

 


 

А14

Небывало высокий урожай пшеницы привёл к снижению закупочных цен на неё. Данный факт – пример функционирования рынка

 

1) капитала
2) средств производства
3) товаров
4) труда

 

А15

 

Верны ли следующие суждения о монополии?

 

А. Экономическая жизнь современного государства включает в себя элементы и конкуренции, и монополии.
Б. Государство стремится ограничить правовыми методами деятельность монополий.

 

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

 

А16

 

Назначение бывшего министра на должность генерального директора крупного государственного концерна иллюстрирует

 

1) социальную мобильность
2) социальную стратификацию
3) социальное неравенство
4) социальную адаптацию

 

А17

 

Какие социальные нормы иллюстрирует следующее предписание: «Сидя за столом, следует держать спину прямо, не рекомендуется ставить локти на стол»?

 

 

1) нормы права
2) нормы морали
3) правила этикета
4) традиции и обычаи

 

А18

 

Одним из условий гармонизации межнациональных отношений в демократическом обществе является

 

 

1) соблюдение прав и свобод человека
2) развитие частного предпринимательства
3) усложнение социальной структуры общества
4) ограничение социальной мобильности

 

А19

 

Взрослый сын оказывает материальную поддержку своим родителям. Какая из функций семьи проявляется в этой ситуации?

 

 

1) экономическая
2) репродуктивная
3) досуговая
4) социально-статусная

 


 

А20

 

Верны ли следующие суждения о характере отклоняющегося поведения?

 

А. Отклоняющееся поведение всегда имеет противоправный характер.
Б. Все формы отклоняющегося поведения обязательно влекут за собой уголовное наказание.

 

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

 

A21

 

Любое государство характеризуется

 

1) верховенством права
2) наличием аппарата управления
3) политическим плюрализмом
4) соблюдением прав человека

 

 

A22

 

Понятие «одномандатный округ» характерно для избирательной системы

 

1) мажоритарной
2) пропорциональной
3) прямого делегирования
4) многопартийной

 

A23

 

Одной из ведущих черт демократического политического режима является

 

1) наличие одной партии, сросшейся с государством
2) стремление государства регламентировать все стороны жизни общества и частную жизнь граждан
3) гарантированность прав и свобод человека законами государства
4) наличие органов судопроизводства

 

A24

 

Верховная власть в государстве N. передаётся по наследству. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что государство N. является абсолютной монархией?

 

1) монарх утверждает главу кабинета министров
2) парламент утверждает ежегодную сумму, выделяемую на содержание двора
3) власть монарха не имеет законодательных ограничений
4) монарх является верховным главнокомандующим

 

A25

 

Верны ли следующие суждения о государстве?

 

А. Задачей любого современного государства является защита интересов страны на международной арене.
Б. Задачей любого современного государства является завоевание новых территорий и борьба за сферы влияния в мире.

 

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

 

A26

 

В системе источников современного российского права приоритет имеют

 

1) указы Президента РФ
2) постановления Правительства РФ
3) правовые прецеденты
4) законы РФ

 

 

A27

 

Среди перечисленных правонарушений административным является

 

1) производство контрафактных видеокассет
2) дача взятки чиновнику
3) присвоение чужого изобретения
4) неоплаченный провоз багажа

 

 

A28

 

Российская Федерация определена в Конституции РФ как социальное государство. Это значит, что политика России направлена на

 

1) создание властной вертикали, обеспечивающей укрепление власти
2) укрепление авторитета и власти Президента РФ
3) создание условий, обеспечивающих достойную жизнь человека
4) создание сильного государства, обладающего международным авторитетом

 

A29

 

Ограничение права на тайну переписки, телефонных переговоров, телеграфных сообщений допускается только на основании решения

 

1) уполномоченного по правам человека
2) суда
3) милиции
4) Министерства юстиции

 

 

A30

 

Верны ли следующие суждения о правах граждан?

 

А. В референдуме имеет право участвовать гражданин РФ, достигший 18-летнего возраста.
Б. Гражданин, признанный судом недееспособным, не может принимать участия в выборах.

 

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

 


Часть 2

 

При выполнении заданий этой части запишите ваши ответы сначала в выделенные для них места в тексте (прочерк или таблицу), а затем в бланк ответов № 1 рядом с номером задания (В1 – В6), начиная с первой клеточки. Ответ необходимо давать в виде слова, последовательности букв или цифр без пробелов и знаков препинания. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными образцами.

 

 

В1

Запишите слово, пропущенное в схеме.

 

 

 

Ответ: _______________________________________________.

 

В2

Ниже приведён ряд терминов. Все из них, за исключением одного, относятся к эмпирическому уровню научного познания. Найдите и укажите термин, «выпадающий» из этого ряда.

 

Наблюдение, эксперимент, восприятие, измерение, описание, классификация, систематизация.

 

Ответ: _______________________________________________.

 

 

В3

Установите соответствие между проступками и их видами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

  ПРОСТУПКИ   ВИДЫПРОСТУПКОВ
1) остановка автомобиля под запрещающим знаком А) гражданские проступки
2) публичное оскорбление Б) административные проступки
3) опоздание на службу В) дисциплинарные проступки
4) нарушение авторского права    
5) нарушение правил пожарной безопасности    

 

Запишите в таблицу выбранные буквы, а затем получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов).

 

         
         

 

В4

Найдите в приведённом списке черты общества как динамичной системы и обведите цифры, под которыми они указаны.

 

1) обособление от природы
2) отсутствие взаимосвязи подсистем и общественных институтов
3) способность к самоорганизации и саморазвитию
4) выделение из материального мира
5) постоянные изменения
6) возможность деградации отдельных элементов

 

Обведённые цифры запишите в порядке возрастания.

 

Ответ: _______________________________________________.

 

В5

Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.

 

(1)Рекордная цена – 58,28 доллара за баррель нефти – была зафиксирована на торгах в Нью-Йорке 4 апреля. (2)Цены всё еще высоки, но их снижение можно считать тенденцией. (3)Причины снижения изучаются аналитиками разных стран. (4)Можно предположить, что снижение цен на нефть окажет оздоравливающее влияние на отечественную экономику.

 

Определите, какие положения текста носят

А) фактический характер

Б) характер оценочных суждений

 

Запишите под номером положения букву, обозначающую его характер. Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.

 

       
       

 


 

 

В6

Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

 

«Большое распространение в политологии получила классификация, выделяющая в зависимости от оснований и условий приобретения партийного членства кадровые и массовые ________ (1). Первые отличаются тем, что они формируются вокруг группы политических ________ (2), а основой их строения является комитет активистов. Кадровые партии формируются обычно «сверху» на базе различных парламентских ________ (3), объединений партийной бюрократии. Такие партии обычно активизируют свою деятельность только во время ________ (4). Другие партии представляют собой централизованные, хорошо дисциплинированные организации. Большое значение в них придаётся идеологическому ________ (5) членов партии. Такие партии чаще всего формируются «снизу», на основе профсоюзных и иных общественных ________ (6), отражающих интересы различных социальных групп.

Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пробелов. Слова в списке даны в именительном падеже. Помните, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пробелов.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя словами каждый пробел.

А) единство
Б) фракция
В) выборы
Г) движение
Д) лидер
Е) социум
Ж) партия
З) группа
И) членство

 

Обратите внимание на то, что пробелы пронумерованы. В данной ниже таблице указаны номера пробелов. Запишите под каждым номером букву, обозначающую в списке выбранное вами слово.

Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.

 

             
             

 

 

Не забудьте перенести все ответы в бланк регистрации и ответов № 1.

 

 


Часть 3

Для ответов на задания этой части (С1 – С8) используйте отдельный подписанный лист. Запишите сначала код задания (С1 и т.д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте разборчиво.

 

C1

 

 

Перечислите любые три функции политической партии в демократическом государстве.

 

 

C2

 

 

С помощью трёх примеров проиллюстрируйте процесс социализации человека.

 

 

C3

 

 

Известный мореплаватель Магеллан искал кратчайший путь в Индию. Он пользовался картой, где был указан пролив, соединяющий Атлантический и Тихий океаны. Однако в отмеченном на карте месте Магеллан пролива не обнаружил. Тогда, изучив описания, оставленные его предшественниками, он предположил, что этот пролив должен быть южнее. Он исследовал каждую бухту, каждый залив – и обнаружил пролив (впоследствии названный его именем) между материком и архипелагом Огненная Земля.

Какие методы научного познания применил Магеллан? Укажите три метода.

 


 

 

Прочитайте текст и выполните задания С4 – С7.

 

 

Наукой принято называть теоретическое систематизированное представление о мире, воспроизводящее его существенные стороны в абстрактно-логической форме и основанное на данных научных исследований <…>

Наука, являясь частью культуры, представляет собой систему знаний и вид духовного производства.

Как вид духовного производства наука включает в себя специфическую деятельность человека по приращению существующего и получению нового знания. Результатом данной деятельности становится система научных знаний, образующих в совокупности научную картину мира.

Научная картина мира формируется под влиянием двух моделей развития научного знания. Согласно первой модели – эволюционной – наука представляет собой особый вид «социальной памяти человечества». Согласно второй модели – революционной – наука периодически переживает коренную смену господствующих в ней представлений <…>

Термин «наука» употребляется также для обозначения отдельных отраслей научного знания. Первоначально отрасли науки формировались в соответствии с теми сторонами действительности, которые были вовлечены в процесс познания. В современной науке новые области знания возникают в связи с выдвижением определённых теоретических или практических проблем. Проблемный характер развития современной науки привёл к появлению междисциплинарных и комплексных исследований, проводимых средствами нескольких различных дисциплин специальным научным сообществом <…>

В современном обществе наука является важнейшим социальным институтом, глубоко проникающим во все сферы общественной жизни. Наука превращается в непосредственную производительную силу общества, становится массовым видом деятельности <…>

(И. В. Безбородова, М. Б. Буланова и др.)

 

 

C4

 

 

Укажите любые три из приводимых в тексте определений науки.

 

C5

 

 

Как, по мнению авторов, изменилась структура наук? Какую причину этих изменений они указали?

 

C6

 

 

Опираясь на знание курса, укажите любые три социальные проблемы, которые являются предметом междисциплинарных исследований, и науки, изучающие эти проблемы.

 

C7

 

 

Авторы назвали науку важнейшим социальным институтом современного общества. Приведите три примера влияния современной науки на общество.

 

 


 

 

Последнее задание работы (С8) – задание по выбору. Выполняя его, вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для вас более привлекательно. С этой целью выберите ОДНО из предложенных ниже высказываний.

C8

Выберите одно из предложенных ниже высказываний и изложите свои мысли (свою точку зрения, отношение) по поводу поднятой проблемы.

Выполняя задание, следует использовать соответствующие понятия обществоведческого курса и, опираясь на знания, полученные в курсе обществоведения, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт, привести необходимые аргументы для обоснования своей позиции.

 

 

C8.1

 

 

Философия «Полнота познания всегда означает некоторое непонимание глубины нашего неведения» (Р. Милликен).

 

 

C8.2

 

 

Социальная психология «Семья является первичным лоном человеческой культуры» (И. Ильин).

 

 

C8.3

 

 

Экономика «При обычном и повседневном положении дел спрос на любые товары предшествует их предложению» (Д. Рикардо).

 

 

C8.4

 

 

Социология «Чем выше положение человека, тем более строгими должны быть рамки, которые сдерживают своеволие его характера» (Г. Фрейтаг).

 

 

C8.5

 

 

Политология «Политика – это деловые решения, а не многословные речи по поводу решений» (Ф. Бурлацкий).

 

 

C8.6

 

 

Правоведение «Законы должны для всех иметь одинаковый смысл» (Ш. Монтескье).

 

В бланке ответов 2 запишите полный номер задания (например, С8.5), выбранное высказывание, а затем развёрнутый ответ.


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: