ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ




«САМАРСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ АКАДЕМИКА С.П.КОРОЛЕВА»

Кафедра гражданского и предпринимательского права

 

 

Коллизионные вопросы (в том числе исковой давности) в международных отношениях по возврату похищенных или незаконно вывезенных объектов культуры

 

 

Доклад

 

    Выполнила студентка юридического факультета очной формы обучения 4 курса 3 группы Маркова Маргарита Михайловна     Научный руководитель кандидат юридических наук наук доцент Сошников Рафаэль Александрович  

 

 

Самара, 2018

Вопросы международно-правового регулирования возврата культурных ценностей актуальны для международного права. Значимость данного института обусловлена, в первую очередь, спецификой самого объекта регулирования, имеющего особое значение не только для отдельного государства, но и для всего мирового сообщества.

В соответствии со ст. 2 Конвенции ЮНИДРУА (Россия подписала Конвенцию (см. распоряжение Президента РФ от 29 июня 1996 года N 350-рп). Конвенция не вступила в силу для России.) «По похищенным и незаконно вывезенным культурным ценностям» от 24 июня 1995 года, под культурными ценностями следует понимать «...ценности, которые с точки зрения религиозной или светской обладают важностью для археологии, предыстории (антропологии), истории, литературы, искусства или науки...».

При этом вопросы правового регулирования положения культурных ценностей в международном праве стали активно обсуждаться лишь в XIX веке. До этого существовало мнение о том, что в случае вооруженного конфликта допустим захват культурных ценностей государства-противника.

Актуальность вопросов международно-правовой защиты и возврата культурных ценностей в случае вооруженного конфликта существенно возросла после Второй мировой войны, в ходе которой большое количество объектов, имеющих историко-культурное значение, было вывезено за пределы государств происхождения. До настоящего момента ведется активное международное сотрудничество по возвращению культурных ценностей, перемещенных в результате данного вооруженного конфликта.

Между тем, как отмечает исследователь И.И. Котляров, в международном праве действительно необходимо формирование не только механизма защиты культурных ценностей в случае вооруженного конфликта, но и формирование у субъектов международного права уважения к культурным ценностям[1]. Данное положение закреплено в ст. 4 Гаагской конвенции «О защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта» от 14 мая 1954 года, в соответствии с которой участники воздерживаются от принятия любых «репрессивных мер в отношении культурных ценностей».

При этом укрепляющаяся тенденция защиты культурных ценностей и формирование у субъектов международного права уважительного отношения к ним предполагает создание унифицированного механизма воврата ценностей, противоправно перемещенных на территорию иностранных государств. Для этого необходимо рассмотреть вопрос о том, что в науке международного права понимается под возвратом культурных ценностей.

Так, как отмечает проф. М. Богуславский, следует различать понятия «реституция» и «возвращение» культурных ценностей, поскольку термин «возвращение» носит более широкий характер. Под реституцией данный автор понимает возвращение в натуре имущества, неправомерно захваченного и вывезенного одним из воюющих государств с территории другого государства, являющегося его военным противником[2].

Однако ошибочно утверждать, что возвращение культурных ценностей может быть проведено только в отношении объектов, перемешенных вследствие вооруженного конфликта между государствами.

Культурные ценности могут быть неправомерно перемещены в результате противоправного посягательства, и в этом случае государство вправе применить процедуру возвращения культурных ценностей[3]. Так, в соответствии со ст. 7 Конвенции «О мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности» от 14 ноября 1970 года, государства-участники обязуются принимать все меры для обнаружения и возвращения незаконно вывезен­ных культурных ценностей.

В ст. 3 упомянутой выше Конвенции ЮНИДРУА «По похищенным и незаконно вывезенным культурным ценностям» от 24 июня 1995 года, владелец похищенной ценности обязан ее вернуть.

Любая просьба о реституции должна быть внесена в трехлетний срок, считая с момента, когда истец узнал место, где находилась культурная ценность и кому она принадлежит, и во всех случаях – в пятилетний срок, считая с момента похищения. Однако реституция культурной ценности, являющейся неотъемлемой частью определенного (установленного) памятника, археологического заповедника (ландшафта) или общественной коллекции, не подлежит никаким срокам давности, кроме трехлетнего срока, считая с момента, когда истец узнал место, где находится культурная ценность и кому она принадлежит. Под общественной коллекцией понимается любая совокупность культурных ценностей, описанных (занесенных в каталог) или иначе идентифицированных, принадлежащих:

• Договаривающемуся государству;

• региональному или местному коллекционеру (союзу коллекционеров) Договаривающегося государства;

• религиозному учреждению, находящемуся в Договаривающемся государстве;

• учреждению, созданному главным образом в культурных, педагогических или научных целях в Договаривающемся государстве и признанному в этом государстве как представляющему общественный интерес.

Однако следует иметь в виду, что данные объекты могут быть перемещены на территорию другого государства не только противоправно, но и на законных основаниях в случаях, когда в ходе вооруженного конфликта возникает необходимость сохранения ценных с точки зрения культуры объектов. В этом случае государство, на территорию которого была перемещена культурная ценность, обязано ее вернуть. Это положение отражено в Протоколе II к Конвенции «О защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта» от 14 мая 1954 г., в соответствии с которым стороны обязуются по окончании военных действий возвратить компетентным властям государства — первоначального владельца культурные ценности — депонированные с территории этого государства на территорию Высокой Договаривающейся Стороны в целях защиты этих ценностей от угрозы вооруженного конфликта. Однако данная норма не всегда применялась на практике ввиду причин политического характера[4].

Таким образом, возвращение культурных ценностей представляет собой комплексный институт международного публичного права, содержащий нормы, регламентирующие обязанность государства вернуть культурные ценности, перемещенные на территорию иностранного государства, и порядок такого возвращения. При этом нормы данного института нельзя с уверенностью отнести к международному гуманитарному праву, так как обязанность возврата установлена не только в отношении культурных ценностей, перемещенных в результате вооруженного конфликта, но и в отношении ценностей, перемещенных в результате противоправных действий, совершенных в мирное время.

Актуальные вопросы сотрудничества государств в сфере возвращения культурных ценностей регулируются на региональном уровне. Так, на уровне СНГ заключено Соглашение «О возвращении культурных и исторических ценностей государствам их происхождения» (действие соглашения присотановлено) от 14 февраля 1992 года. Необходимо сказать, что данный документ носит преимущественно декларативный характер, провозглашая сотрудничество и создание соответствующих комиссий для определения культурных ценностей, подлежащих возврату, но, не закрепляя конкретных правил процедуры их возврата.

Более детально вопросы возврата перемещенных культурных ценностей урегулированы в региональных актах. Так, Положение о порядке возврата незаконно вывозимых и ввозимых культурных ценностей в СНГ от 9 октября 1997 года закрепляет ряд ключевых понятий, таких как незаконное перемещение ценностей. Под ними понимаются незаконное перемещение культурных ценностей — вывоз, транзит и ввоз культурных ценностей, совершенные в нарушение национального законодательства Сторон, регламентирующего перемещение культурных ценностей. Весьма интересно то, что под возвратом культурных ценностей в Положении понимается не процесс, а фактическая передача незаконно вывезенных объектов.

Кроме того, Положение содержит ряд процедурных норм, регулирующих порядок возвращения культурных ценностей. Интересным моментом является то, что в соответствии с Положением восстановление законных прав собственника культурных ценностей осуществляется при участии уполномоченных органов государственной власти государств ввоза и вывоза культурных ценностей. В соответствии с п. 4 Положения требование о возврате передается по дипломатическим каналам. Требование о возврате должно сопровождаться документами, подтверждающими законное право собственности на перемещенные культурные ценности. Передача культурных ценностей, в соответствии с Положением, оформляется актом передачи, составляемым в произвольной форме. Кроме того, во многих пунктах Положения содержится отсылка к внутреннему законодательству государств, в соответствии с которым для каждого конкретного случая должна определяться процедура передачи культурных ценностей.

Таким образом, международные нормативно-правовые акты содержат преимущественно декларативные нормы, обязывающие осуществлять сотрудничество, отсылая к конкретным правилам процедуры, закрепленным во внутреннем законодательстве государств.

В Российской Федерации существует специальное законодательство, регулирующее вопросы возвращения культурных ценностей, в том числе и незаконно перемещенных с территории государства правообладателя. Данное законодательство весьма актуально, так как на территории Российской Федерации находится большое количество культурных ценностей, перемещенных в результате Великой Отечественной войны, а равно на территории других государств, участвовавших в данном вооруженном конфликте, находятся ценности, вывезенные с территории СССР. В настоящее время ведутся активные переговоры между Российской Федерацией и Федеративной Республикой Германия о возвращении ряда культурных ценностей.

В России действует Федеральный закон Российской Феде­рации «О вывозе и ввозе культурных ценностей», раздел III которого содержит нормы, регулирующие ввоз и вывоз культурных ценностей. Раздел VIII закона регулирует межгосударственное сотрудничество и международные договоры в сфере защиты культурных ценностей. В частности, в соответствии со ст. 59 данного Закона, в целях предотвращения незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности, а также возвращения законным собственникам незаконно вывезенных ценностей, государственные органы Российской Федерации осуществляют сотрудничество с компетентными службами и организациями других государств. В соответствии со ст. 60 Закона, Российская Федерация участвует в международных договорах о возвращении незаконно вывезенных культурных ценностей. При этом правовое регулирование перемещения культурных ценностей через государственную границу Российской Федерации регулируется также таможенным и налоговым законодательством.

Если Федеральный закон «О вывозе и ввозе культурных ценностей» со­держит лишь общие положения о порядке возвращения культурных ценнос­тей, то более подробно данные вопросы урегулированы специальным Федеральным законом «О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации» от 15 апреля 1998 года. В частности, ст. 16 данного Закона закрепляет за специальным уполномоченным органом государственной власти в сфере культуры, искусства и кинематографии функции по контролю за сохранностью и решению вопросов, касающихся прав собственности на перемещенные культурные ценности. В соответствии со ст. 18 Закона, претензии на перемещенные культурные ценности могут быть заявлены правительством государства, заявившего о претензии на эти ценности, только Правительству Российской Федерации. Передача государству, заявившему претензию, перемешенной культурной ценности, имеющей уникальный характер, особо важное историческое, художественное, научное или иное культурное значение, осуществляется на основе федерального закона. Закон содержит также иные процедурные нормы, и имеется соответствующая практика их применения.

Так, 3 апреля 2008 года был принят Федеральный закон «О передачу Федеративной Республике Германия витражей из церкви Святой Марии (Мариенкирхе) в городе Франкфурте-на-Одере, перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны и хранящихся в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина». В соответствии с данным законом были переданы шесть витражей, представляющих собой культурную ценность, имеющую уникальный характер.

Острой проблемой антикварно-художественного рынка является небывалый расцвет торговли предметами археологии. Основным источником этого рынка являются грабительские раскопки, производимые практически на всей территории Российской Федерации. Ежегодно «черные археологи», вооруженные металлоискателями, вскрывают многие сотни древних захоронений и городищ. Отсутствие в нашем законодательстве правового понятия «предметы антиквариата», а также элементарных правил торговли антиквариатом, позволяют безнаказанно сбывать уникальные археологические памятники и похищенные произведения искусства8.

За пределы страны нелегально вывозятся тысячи предметов археологии. Россия теряет часть материальной культуры, имеющей важнейшее значение для науки. Зачастую незаконно вывезенные культурные ценности обращаются в собственность иных государств или попадают в зарубежные частные коллекции.

В 2004 г. литовские таможенники обнаружили в пассажирском вагоне более 200 предметов археологии, незаконно вывезенных с территории Российской Федерации. Владельца установить не удалось, а культурные ценности были переданы в Национальный музей Литвы. Специалисты Института археологии РАН провели экспертизу и убедительно доказали, что эти предметы происходят из погребений поволжско-финских племен и муромских могильников, расположенных на территории Российской Федерации. Федеральная служба Росохранкультура потребовала вернуть их в Россию в целях музеефикации. Однако литовские власти, ссылаясь на различные бюрократические процедуры, не принимают должных мер по возвращению этих уникальных памятников российской истории[5].

Еще одной проблемой является международный оборот культурных ценностей, похищенных или незаконно вывезенных из стран их происхождения. В этой связи особое внимание следует уделять вопросам предотвращения приобретения культурных ценностей, похищенных или незаконно вывезенных из другого государства. Сегодня очень важно сознавать, что «музеи, библиотеки и архивы, являясь учреждениями культуры, должны заботиться о том, чтобы их коллекции создавались на основе всеобще признанных моральных принципов»

В марте 2006г. президент Чехии Вацлав Клаус передал президенту России В. Путину картину И.Н. Крамского «Портрет крестьянина», долгое время хранившуюся в Моравской галерее чешского города Брно. Этот портрет, входивший в состав коллекции Государственного Русского музея, пропал в самом начале Великой Отечественной войны в Крыму, где экспонировался в составе передвижной выставки «Основные этапы развития русской живописи», проходившей в городах Северного Кавказа, Донбасса и Крыма.

Только в 2004 г. удалось установить, что «Портрет крестьянина» находится в Моравской галерее в Брно, куда он поступил из частного собрания. Росохранкультура совместно с Русским музеем провела большую работу по сбору необходимых материалов и организовала комплексную экспертизу, позволившую полностью идентифицировать картину. Добрая воля и соблюдение общепринятых этических принципов позволили вернуть картину в Русский музей.

Тоже можно сказать и о возвращении в 2005 г. в Государственный музей-заповедник «Павловск» бронзовой скульптуры «Летящий Меркурий», также пропавшей в годы войны, и обнаруженной в австрийском окружном музее города Граца. В 2000 г. удалось вернуть семь рисунков П. Филонова, похищенных из Русского музея в 1970-хгг. Тогда подлинные рисунки художника были заменены фальшивками и контрабандно вывезены во Францию. В дальнейшем подлинники были приобретены Национальным музеем современного искусства Центра имени Ж. Помпиду в одном из частных парижских салонов, причем дирекция музея и не подозревала, что покупает краденые работы. К этому времени срок исковой давности по ранее открытому уголовному делу прошел. Только в результате переговоров на основе принципов международного права, а также при доброй воле французской стороны, подлинные рисунки были возвращены.

 

 

Выводы

Итак, международное сотрудничество в сфере возвращения незаконно перемещенных культурных ценностей законным собственникам ведется достаточно активно. При этом основную массу случаев возврата культурных ценностей составляет возврат культурных ценностей, перемещенных в результате вооруженных конфликтов и в результате преступных посягательств. Ситуация с возвращением культурных ценностей осложняется от­сутствием унифицированной процедуры, регулирующей обязанности госу­дарств, полномочия их органов и должностных лиц, вопросы процедуры возвращения ценностей. Многие соглашения содержат отсылку к национальному праву государств.

Необходимо, чтобы международные специализированные организации, в том числе и в сфере борьбы с международными противоправными посягательствами, более активно содействовали возвращению неправомерно перемещенных культурных ценностей.

Желательно, чтобы государства более активно применяли на практике Рекомендации ЮНЕСКО «О мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного вывоза, ввоза и передачи права собственности на культурные ценности» от 19 ноября 1964 года.

Таким образом, обеспечение сохранности культурных ценностей составляет одно из центральных звеньев государственной политики в сфере культуры, а международно-правовое регулирование возвращения неправомерно перемещенных культурных ценностей занимает важное место в системе межгосударственных отношений в области охраны культурного наследия.

 

Список использованной литературы

1. Бекяшев К.А. Международное публичное право. М.: Проспект, 2009. С. 868.

2. Богуславский М.М. Судьба культурных ценностей. М., Юристъ, 2006. С. 80-81.

3. Богуславский М.М. Культурные ценности в международном обороте. Правовые ас­пекты. М.: Юристь, 2005. С. 226.

4. Вилков А.И. Международный оборот культурных ценностей. Вопросы музеологии. 2011. №1. С. 126-132.

5. Котляров И.И., Ходжабегова К.Л. Международное гуманитарное право. ЮНИТ Закон и право. М., 2007. С. 68.

6. Рындин С.С. Проблемы возврата культурных ценностей в международном праве. «Актуальные проблемы Российского права».-2009.-№3(12).-С.497-503.

 

 


[1] См.: Котляров И.И., Ходжабегова К.Л. Международное гуманитарное право. ЮНИТ Закон и право. М., 2007. С. 68.

[2] См.: Богуславский М.М. Судьба культурных ценностей. М., Юристъ, 2006. С. 80-81.

[3] См.:Рындин С.С. Проблемы возврата культурных ценностей в международном праве. «Актуальные проблемы Российского права».-2009.-№3(12).-С.497-503.

[4] См.: Богуславский М.М. Культурные ценности в международном обороте. Правовые ас­пекты. М.: Юристь, 2005. С. 226.

[5] См.: Вилков А.И. Международный оборот культурных ценностей. Вопросы музеологии. 2011. №1. С. 126-132.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: