Особенности исполнения требований об административном приостановлении деятельности должника




 

Административное приостановление деятельности является сравнительно видом административного наказания, которое нельзя применять одновременно со штрафом и иными основными видами административных наказаний, поскольку за одно правонарушение может быть применена только одна из санкций, предусмотренных в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях.

Административное приостановление деятельности применяется только в перечисленных в статье 3.12 КоАП РФ случаях, а именно: угрозы жизни или здоровью людей, возникновения эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами, наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды либо в случае совершения административного правонарушения в области оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в области установленных в соответствии с федеральным законом в отношении иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных организаций ограничений на осуществление отдельных видов деятельности, в области правил привлечения иностранных граждан и лиц без гражданства к трудовой деятельности, осуществляемой на торговых объектах (в том числе в торговых комплексах), в области порядка управления, в области общественного порядка и общественной безопасности, в области градостроительной деятельности, в области транспортной безопасности.

Условно объекты административного приостановления деятельности могут быть поделены на две группы: 1) временное прекращение деятельности; 2) временное прекращение эксплуатации. В свою очередь, объектами временного прекращения деятельности являются лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица; юридические лица; филиалы; представительства; структурные подразделения; производственные участки.

Объектами же временного прекращения эксплуатации выступают агрегаты; объекты; здания: сооружения; осуществление отдельных видов деятельности (работ); оказание услуг.

С введением этого вида административного наказания была введена и новая мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении — временный запрет деятельности. Временный запрет деятельности может применяться, если за совершение административного правонарушения возможно назначение административного наказания в виде административного приостановления деятельности.

В материалах административной) производства обязательно должен быть указан конкретный случай, являющийся основанием для временного запрета деятельности, и объект временного запрета деятельности.

Временный запрет деятельности осуществляется должностным лицом, уполномоченным в соответствии со статьей 28.3 КоАП РФ составлять протокол об административном правонарушении, за совершение которого может быть назначено административное наказание в виде административного приостановления деятельности.

Административное приостановление деятельности назначается судьей только в случаях, предусмотренных статьями Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания (абз. 2 ч. 1 ст. 3.12 КоАП РФ).

Исполнительным документом по данной категории исполнительных производств является постановление судьи об административном приостановлении деятельности.

Поскольку в соответствии со ст. 32.12 КоАП РФ исполнение постановления суда об административном приостановлении деятельности возложено на службу судебных приставов, действующий ФЗ "Об исполнительном производстве" также предусмотрел введение нормы (ст.109), посвященной особенностям исполнения данного вида требований.

Возбуждение исполнительного производства осуществляется с учетом того, что указанный исполнительный документ согласно части 1 ст. 32.12 КоАП РФ подлежит немедленному исполнению. Поэтому судья обязан незамедлительно направить постановление судебному приставу-исполнителю, не дожидаясь вступления его в законную силу.

Соответственно срок для добровольного исполнения исполнительного документа судебным приставом-исполнителем не устанавливается (п. 4 ч. 14 ст. 30 Закона об исполнительном производстве).

В соответствии с ч. 1 ст. 105 Закона "Об исполнительном производстве" судебный пристав-исполнитель предоставляет должнику сутки с момента получения копии постановления о возбуждении исполнительного производства для прекращения деятельности, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ) и оказания услуг.

Приставу не следует забывать, что в случае поступления на исполнение исполнительных документов об административном приостановлении деятельности социально-значимых предприятий, а так же наличия в данных помещениях лиц, проживающих либо находящихся на стационарном лечении судебный пристав-исполнитель в порядке статьи 32 ФЗ «Об исполнительном производстве» обращается в орган, выдавший исполнительный документ с заявлением о разъяснении способа и порядка исполнения. Одновременно судебный пристав-исполнитель обращается в органы власти с просьбой оказания содействия.

В постановлении о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель предупреждает руководителя коммерческой или иной организации об уголовной ответственности за злостное неисполнение вступившего в законную силу судебного акта в соответствии со ст. 315 УК РФ.

В рамках исполнения содержащегося в исполнительном документе требования об административном приостановлении деятельности судебный пристав-исполнитель производит наложение пломб, опечатывание помещений, мест хранения товаров и иных материальных ценностей, касс должника, а также применяет другие меры по административному приостановлению деятельности должника.

Одной из проблем, возникающих при исполнении данных исполнительных документов, является нахождение в помещениях должника - третьих лиц. Суды выносят постановления об административном приостановлении деятельности должника, не учитывая, что затрагиваются интересы иных лиц, не совершающих административное правонарушение, а вместе с тем их деятельность затрудняется, поскольку судебный пристав-исполнитель производит опечатывание всех помещений. Особенно тяжело в случаях административного приостановления деятельности больниц, домов престарелых, детских садов необходимо время для переселения людей в другие помещения, а вместе с тем, данная категория исполнительных документов подлежит немедленному исполнению.

Важной гарантией стабильности собственно производственной деятельности, а также общественных интересов следует признать норму закона о том, что судебный пристав-исполнитель не вправе применять меры, влекущие необратимые последствия для производственного процесса, а также для функционирования и сохранности объектов жизнеобеспечения (ч. 2 ст. 109 Закона об исполнительном производстве).

Так, например, арбитражный суд признал незаконным постановление судебного пристава-исполнителя об отказе в вывозе продукции со склада при исполнении постановления суда об административном приостановлении деятельности данного склада. Суд указал, что назначенное наказание заключается в установлении запрета на оптовую реализацию продовольственного сырья и пищевых продуктов с указанного склада, а вывоз продукции не является оптовой реализацией и направлен на устранение административного правонарушения. Отказ судебного пристава-исполнителя в удовлетворении просьбы должника о вывозе продукции нарушает его права[22].

Административное приостановление деятельности производится с участием понятых, а в необходимых случаях — при содействии сотрудников органов внутренних дел. При этом должен быть составлен акт.

В соответствии с ч. 2 ст. 3.12 КоАП РФ срок административного приостановления деятельности должника устанавливается до девяноста суток.

Судебный пристав-исполнитель должен контролировать соблюдение должником требования об административном приостановлении его деятельности. В случае возобновления должником деятельности до окончания срока ее административного приостановления судебный пристав-исполнитель вправе применить к должнику штраф, установленный ст. 17.15 КоАП РФ (неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера), и иные меры, предусмотренные действующим законодательством.

В целях контроля за соблюдением должником требований судебного акта, судебному приставу следует учитывать, что в соответствии с разъяснениями Верховного суда РФ - срок административного приостановления деятельности исчисляется не с момента вынесения постановления судом, а с момента фактического приостановления деятельности, сроком исполнения которого является дата возбуждения исполнительного производства.

Часть 2 ст. 29.10 КоАП РФ предусматривает, что при назначении судьей административного наказания в виде административного приостановления деятельности решается вопрос о мероприятиях, необходимых для обеспечения исполнения данного административного наказания. Ввиду того, что органы исполнительной власти и их должностные лица, составившие протоколы, не являются участниками соответствующего производства по делу об административном правонарушении в судах общей юрисдикции, в судебных постановлениях в большинстве случаев отсутствует информация о способах административного приостановления деятельности.

В таких постановлениях в резолютивной части содержится общая фраза о назначении виновному лицу административного приостановления деятельности без указания на то, что конкретно подлежит приостановлению и каким способом. В результате этого судебные приставы-исполнители фактически не могут исполнить постановление и нуждаются в дополнительных разъяснениях суда в соответствии со ст. 32 ФЗ и положениями процессуальных кодексов.

При этом законодательством не предусмотрен ускоренный порядок разъяснения исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, а также возможность перерыва в течение срока административного приостановления деятельности. Таким образом, вся огромная ответственность, как за принятие, так и за непринятие мер полностью лежит на судебном приставе-исполнителе, а выбор действий у которого, прямо скажем, невелик.

Таким образом, на основании вышеизложенного можно констатировать, что к основным причинам, затрудняющим исполнение постановлений об административном приостановлении деятельности относятся:

1) отсутствие организаций - должников, указанных в исполнительных документах;

2) наличие в помещение, принадлежащему организации-должнику, 3-х лиц и их имущества;

3) отказ суда в разъяснении способа и порядка исполнения требований об административном приостановлении деятельности социально значимых объектов;

4) невозможность в ряде случаев обеспечить постоянный контроль исполнения должником требований исполнительного документа в случаях, когда должник находится на значительном расстоянии от структурного подразделения судебных приставов.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: