Я рассказал историю о плачущей корове группе пожилых граждан провинциального города на юго-востоке Западной Австралии. В ответ один пожилой мужчина рассказал мне похожую историю, произошедшую в его юности, в самом начале прошлого столетия.
У его друга была дочь четырёх или пяти лет. Однажды утром девочка попросила у мамы блюдце с молоком. Занятая своими делами мама обрадовалась, что дочка хочет выпить молока, поэтому не стала слишком задумываться над тем, почему девочка просит дать ей молоко в блюдце, а не в стакане.
На следующий день, примерно в то же время, маленькая девочка снова попросила блюдце молока. Мама охотно согласилась. Детям нравится играть с едой; мама просто была довольна, что её дочке хочется пить что-то полезное для здоровья.
То же самое в одно и то же время происходило в течение следующих нескольких дней. Как ни странно, мать никогда не видела, как девочка пьёт это молоко из блюдца, поэтому она заинтересовалась, чем же ребёнок на самом деле занимается. Женщина решила тайно проследить за маленькой дочкой.
В то время почти все дома возводили на сваях, чтобы приподнять их над землёй. Малышка вышла из дома, опустилась на колени возле стены, поставила на землю блюдце с молоком и нежно позвала, обращаясь к тёмному пространству под домом. Через несколько секунд оттуда появилась огромная чёрная тигровая змея. Она принялась пить молоко, а маленькая девочка, улыбаясь, сидела всего в нескольких сантиметрах рядом. Мать ничего не могла сделать; ребёнок был слишком близко к змее. В ужасе она наблюдала за происходящим, пока змея не выпила молоко и не уползла обратно под дом. Когда вечером её муж пришёл с работы, женщина всё ему рассказала. Он сказал жене, чтобы завтра она снова дала дочке блюдце молока. Он всё устроит.
На следующий день в то же самое время девочка попросила у мамы блюдце молока. Как обычно, она вынесла блюдце на улицу, поставила его возле стены дома и позвала своего друга. Как только большая тигровая змея появилась из темноты, где-то поблизости раздался треск выстрела. Ударной волной тигровую змею отбросило к одной из свай, на которых возвышался дом. При этом часть змеиной головы отлетела и упала прямо перед девочкой. Из-за куста встал отец девочки и отложил в сторону ружьё.
С тех пор девочка отказывалась от пищи. Как говорят пожилые люди: «Она стала угасать».
Что бы родители ни делали, они не могли заставить ее есть. Ребёнка пришлось отправить в окружной госпиталь. Там тоже не смогли ей помочь. Малышка умерла. Возможно, было бы лучше, если бы, убив друга своей маленькой дочки прямо у неё на глазах, отец застрелил бы и саму девочку.
Я спросил пожилого мужчину, который рассказал мне эту историю, как он думает, могла ли тигровая змея когда-нибудь причинить девочке вред.
«Конечно, нет, чёрт подери!» - ответил старый австралиец.
Я согласился с ним, выразив это несколько иначе.
Змея, мэр и монах
В бытность монахом, я провёл в Таиланде более восьми лет. Большую часть этого времени я жил в лесных монастырях, среди змей и прочей живности. Когда я приехал туда в 1974 году, мне сообщили, что в Таиланде обитает сто видов змей: девяносто девять разновидностей ядовитых змей, укус которых смертелен, и один вид змей, которые душат до смерти!
В течение всех восьми лет я видел змей почти каждый день. Однажды я наступил на двухметровую змею в собственной хижине. Мы оба отпрыгнули, к счастью, в разные стороны.
Однажды ранним утром я даже помочился на змею, думая, что это палка. Конечно, я извинился. (Возможно, змея подумала, что получила благословение святой водой.) В другой раз во время церемонии, когда я исполнял песнопения, змея заползла на спину одному из монахов. Только когда она доползла до плеча монаха, тот обернулся посмотреть; и змея тоже повернула голову, чтобы посмотреть на него. Я перестал петь. В течение нескольких непередаваемых секунд монах и змея мерили друг друга взглядом. Затем монах осторожно сбросил с себя верхнюю накидку, змея уползла, и мы продолжили церемонию.
Как лесных монахов нас обучали развитию любящей доброты по отношению ко всем созданиям, особенно к змеям. Мы заботились об их благополучии. Вот почему в те времена не было такого случая, чтобы змея укусила монаха.
В Таиланде я видел двух огромных змей. Первая из них - питон, как минимум семи метров в длину, с телом не тоньше моей ноги. Когда видишь нечто такого размера, просто невозможно в это поверить; однако змея была настоящей. Спустя семь лет я снова увидел эту змею, и другие монахи из монастыря тоже её видели. Мне рассказывали, что сейчас её уже нет в живых.
Другой огромной змеёй, которую я видел, была королевская кобра. Это случилось в тайских тропических джунглях в один из трёх прожитых мною там сезонов. Я почувствовал, что атмосфера вокруг стала напряжённой, волосы на теле встали дыбом, и внезапно все мои чувства необъяснимо обострились. Тропинка в джунглях, по которой я шёл, изогнулась, и я увидел тонкую чёрную змею, перегородившую полутораметровой ширины дорожку. Я не видел ни головы, ни хвоста змеи; они скрывались в кустах. Змея двигалась. На основе её передвижения, я вычислил длину змеи, используя в качестве единицы измерения ширину тропинки. Прежде, чем показался хвост, я насчитал семь таких отрезков, равных ширине тропинки. Змея была более десяти метров я длину! Я сам видел это. Я сообщил о случившемся местным крестьянам, и они сказали, что это была кобра - очень большая.
Тайский монах, ученик Аджана Ча, ныне по праву сам являющийся известным учителем, медитировал с группой монахов в тайских джунглях. Звук приближающегося животного за ставил их открыть глаза. Они увидели королевскую кобру, направляющуюся прямо к ним. В некоторых районах Таиланда королевскую кобру также называют «змея одного шага», потому что после её нападения всё, что вы можете, - это сделать один шаг, а затем падаете замертво! Королевская кобра подползла к главному монаху, поднялась так, что её голова была на одном уровне с головой монаха, раскрыла свой капюшон и зашипела: «Сш-ш-ш! Сш-ш-ш!»
Что бы вы сделали? Попытка убежать стала бы напрасной тратой времени. Такие большие змеи могут перемещаться гораздо быстрее, чем бегаете вы. Тайский монах поступил так: он улыбнулся, осторожно поднял правую руку и нежно похлопал королевскую кобру по верхушке головы, сказав по-тайски: «Спасибо, что пришла на навестить меня». Это видели все монахи.
Это был особый монах, обладавший исключительной добротой. Королевская кобра перестала шипеть, закрыла капюшон, опустила голову на землю и поползла посмотреть на другого монаха: «Сш-ш-ш! Сш-ш-ш!»
После тот монах рассказывал, что для него не было никакой возможности даже попытаться похлопать королевскую кобру по голове! Монах оцепенел. Он был в ужасе. Молча он пожелал, чтобы кобра поскорее ушла «навещать» какого-нибудь другого монаха.
Как-то раз этот похлопывающий кобр по голове тайский монах несколько месяцев жил в нашем монастыре в Австралии. Мы занимались строительством главного зала, кроме того, несколько других строительных проектов ожидали утверждения в канцелярии муниципального совета. И вот мэр муниципального совета посетил нас, чтобы посмотреть, чем мы занимаемся.
Несомненно, мэр являлся самой влиятельной фигурой во всём округе. Он вырос в области и был успешным фермером. К тому же он жил по соседству. Мэр прибыл в прекрасном костюме, который соответствовал занимаемой им должности. Расстёгнутый пиджак открывал очень большой, австралийского размера живот, который оттопыривал пуговицы на растянутой рубашке и нависал над поясом его превосходных брюк. Тайский монах, не умевший говорить по-английски, увидел живот мэра. Прежде, чем я успел остановить его, монах оказался возле мэра и начал похлопывать его по животу. «О нет! - подумал я. - Не стоит вот так шлёпать лорд-мэра по животу. Теперь наши проекты на строительство никогда не будут одобрены. Всё кончено. Нашему монастырю не бывать».
Однако чем дольше тайский монах с лёгкой улыбкой похлопывал и потирал большой живот мэра, тем больше мэр улыбался и хихикал. Через несколько секунд величавый мэр гукал, как младенец. Он явно наслаждался каждой минутой, ощущая на своём животе поглаживания и похлопывания этого удивительного монаха.
Все наши планы по строительству были утверждены. А мэр стал одним из наших лучших друзей и помощников.
Самая важная составляющая заботливого отношения - это то, от чего мы исходим в своих действиях. В основе поступков этого тайского монаха была такая чистота сердца, что он мог похлопывать королевских кобр по голове, а мэров - по животу, и тем и другим это нравилось. Я бы не стал рекомендовать вам проделывать то же самое. По крайней мере, пока вы не сможете проявлять заботу так, как это делает святой.
Плохой змей
Последний рассказ о змеях в этой книге представляет собой адаптированный вариант старой буддийской истории из Джатак. В ней говорится о том, что «заботиться» не всегда значит быть кротким, покорным и бездеятельным.
В лесу за деревней жил плохой змей. Он был злым, мстительным и подлым. Он кусал людей просто ради веселья - собственного веселья, разумеется. Прожив много змеиных лет и состарившись, он заинтересовался, что происходит со змеями после смерти. Всю свою в злобе и шипении проведённую жизнь он с насмешкой и презрением плевал на религию и тех змей, которые, на его взгляд, были доверчивы и восприимчивы к подобной ерунде. Теперь же он заинтересовался.
Недалеко от ямы, где жил змей, на вершине холма обитал благочестивый змей. Все праведники живут на вершине холма или горы, даже змеи-праведники. Такова традиция. Никто не слышал, чтобы благочестивый человек жил в болоте.
Однажды плохой змей решил навестить благочестивого змея. Он надел плащ, тёмные очки и шляпу, чтобы друзья его не узнали. А затем пополз на верх холма - к монастырю благочестивого змея. Он прибыл к середине проповеди. Благочестивый змей сидел на камне в окружении сотни других змей, которые сосредоточенно слушали его. Плохой змей подполз к краю этой компании - поближе к выходу – и принялся слушать.
Чем больше он слушал, тем большее впечатление это на него производило. Постепенно он убеждаться в правильности того, что слышал, затем - воодушевляться и в итоге полностью поменял свои убеждения. После проповеди плохой змей подошёл к благочестивому змею, со слезами признался во всех своих многочисленных прегрешениях, совершённых в этой жизни, и пообещал, что с этого момента он станет совсем другим змеем. Перед благочестивым змеем он поклялся, что никогда больше не будет кусать людей. Он собирался стать добрым. Ему хотелось быть заботливым. Он хотел учить других змей, как быть добродетельными. На выходе он даже опустил денежное пожертвование в коробку для подношений (конечно, когда на него все смотрели).
Хотя змеи умеют разговаривать друг с другом, все звуки, которые они издают, для людей звучат одинаково - как шипение. Плохой змей, или бывший плохой змей, не мог рассказать людям, что теперь он пацифист. Крестьяне по-прежнему избегали его, несмотря даже на то, что их заинтересовал значок общества «Международная амнистия», который змей носил на груди на самом видном месте. Однажды крестьянин, внимание которого было отвлечено звучащей в его плеере музыкой, танцуя, прошёл прямо возле плохого змея, и плохой змей не набросился на человека; он только благочестиво улыбнулся.
С этого момента крестьяне поняли, что плохой змей больше не опасен. И они ходили мимо него, когда тот, медитируя, сидел в позе со скрещёнными кольцами возле своей ямы. Затем несколько озорных мальчишек пришли из деревни, чтобы подразнить змея.
«Эй, скользкая гадина! - выкрикивали они насмешки с безопасного расстояния. - Покажи нам свои ядовитые зубы, если они у тебя есть червяк-переросток!»
Ему не нравилось, когда его называли скользкой гадиной - даже несмотря на то, что в этом описании была доля истины, - или червяком-переростком. Однако как он мог защитить себя? Он дал клятву не кусаться.
Видя, что змей бездействует, мальчишки осмелели и стали швырять камни и комья земли. Когда камень попадал в змея, они смеялись. Змей знал, что способен укусить любого из этих мальчишек быстрее, чем вы скажете: «Международный фонд защиты дикой природы». Но данная им клятва останавливала его. Мальчишки подошли ещё ближе и стали бить его палками по спине.
Змей принял мучительные побои; но он понял, что в реальной жизни, чтобы защитить себя, приходится быть плохим. В конечном счёте, религия всё-таки оказалась бессмыслицей. Поэтому, испытывая душевные терзания и боль, он пополз на вершину холма встретиться со змеем-обманщиком, чтобы тот освободил его от клятвы.
Благочестивый змей, увидев его всего в ссадинах и ушибах, спросил:
- Что с тобой случилось?
- Это все из-за тебя, - ожесточённо пожаловался плохой змей.
- Что значит «из-за меня»? – возразил благочестивый змей.
- Ты не велел мне кусаться. Теперь посмотри, что со мной сталось! Религия действенна только в монастыре, но в реальной жизни….
- О глупый змей! – перебил его благочестивый змей. – О безрассудный змей! О бестолковый змей! Это правда, что я велел тебе не кусаться. Но ведь я не запрещал тебе шипеть, не так ли?
Порой в жизни даже святым приходится «шипеть», чтобы быть добрыми. Но кусаться для этого не обязательно.