Практическое занятие № 2.




Практическое занятие № 1.

СМИ и культура посмодерна

План

 

1. Теория неомодернизации и теория конвергенции (К.Керр, С.Хантингтон, У. Ростоу и др.) как возрождение идеи модернизации.

2. Глобализация культуры и мозаичная культура (А.Моль).

3. Дихотомия «элитарное — массовое».

4. Концепт постмодерна.

Литература

1. Кириллова Н.Б. Медиакультура: от модерна к посмодерну. - М., 2005.

2. Гуревич П.С. Культурология., М.: Знание, 2002

3. Сорокин П.А. Человек, цивилизация, личность. М.: Республика, 1991.

4. Коломойцева Е.Ю. Журналистика в сфере культуры: вызовы 21 в.// Вестник МГУ культуры и искусств. - 2012. - №3. - С. 76-81.

5.Культурология. XX век. Энциклопедия: В 2 т. — Спб., 1999.

6. Балакшин А.С. Культура в информационном обществе. - Нижний Новгород, 2008.

7. Хантингтон Сэмюэль. Столкновение цивилизаций?// Полис. - 1994. - №1. - С.33-48.

8. Моль А. Социодинамика культуры. - М., 2008. - 416 с.

9. Иноземцев В.Л. Современный постмодернизм: конце социального или вырождение социологии? // Вопросы философии, 1998. - №9.

 

Задание: Прочитать и проанализировать статью. Ответить на вопрос: Что для меня означает культура постмодерна?

Высочина Ю.Л. Постмодерн как кризис культуры и языка The postmodern as a crisis of culture and language// Режим доступа: КиберЛенинка: https://cyberleninka.ru/article/n/postmodern-kak-krizis-kultury-i-yazyka

В статье рассмотрено понятие Постмодерна, указаны спорные моменты в определении понятия, перечислены основные признаки и проанализированы ключевые моменты указанного феномена, позволяющие расценивать его как кризисный момент культуры и языка. Ключевые слова: постмодерн, постмодернизм, кризис, деструкция, интертекст, симулякры, ризома, смешение жанров, ирония, дуалистичность.

Постмодерн сегодня считается не только направлением в художественной культуре XX века, но и парадигмой социокультурного развития Западной Европы и мира в целом. Сам термин вызывает до сих пор многочисленные споры. Так, Каган М.С. определяет «Постмодерн» как «состояние после Модернизма» [6, с.383]. Подобная мысль звучит и у Ж. Лиотара: «Постмодерн - это не конец модернизма, не новая эпоха, а модернизм в стадии очередного обновления»[8]. Катаев Б. описывает Постмодерн как «комплекс представлений, особый тип менталитета, характерный для наших дней, способ мировосприятия и мироощущения» [7, с. 208]. С ним солидарен Ильин И.П.: «Постмодерн возник как способ ориентации в современном мире, как новый метод познания природной и социальной действительности, и выражает совокупность специфических взглядов на мир» [5, с. 6]. Говоря в целом, можно отметить следующие спорные моменты. 1) Правомерность появления нового термина. Некоторые исследователи считают, что Постмодерн есть только модное слово, дань времени, не содержащее ничего принципиально нового, о котором говорить пока несвоевременно: «...современники никогда не имеют права на фиксацию эпохальных рубежей, ибо это — задача грядущих поколений и будущих историков» [2, с.109-136]. 2) Спорной является область применения понятия. Как пишет В. Вельш: «Нарастает инфляция в его употреблении. Будучи поначалу литературоведческим понятием, оно последовательно внедрялось и в другие сферы, прежде всего — в архитектуру, как, впрочем, и в живопись, а затем было подхвачено в социологии, в философии» [2, с. 109-136]. Однако, по нашему мнению, такое положение обусловлено междисциплинарным характером современных научных исследований: большинство из них совершается на стыке научных дисциплин, так как распространение информационных технологий существенно расширяют и увеличивают количество информационных потоков, усиливающих связь между различными областями. 3) Нет единства в подходах ко времени появления Постмодерна. Сам термин «Постмодерн» впервые был употреблен в книге Р. Паннвица «Кризис европейской культуры» (1917). В 1934 году этот термин был использован Федерико де Ониса в работе «Антология испанской и латиноамериканской поэзии» (1934). Третий раз это слово встречается в однотомном изложении (1947) Дж. Сомервиллом труда А. Тойнби «Исследование истории». 4) Многочисленные разночтения связаны и с разными подходами к содержанию понятия. Для одних Постмодерн - эпоха новых технологий. Для других Постмодерн - идеология «зеленых», экологистов, альтернативников, борющихся с засилием технократии. Признавая разницу многочисленных подходов к понятию, необходимо отметить, что постмодернизм - культура постиндустриального общества, стремящегося обеспечить социокультурное разнообразие, и для него ведущим становится принцип плюрализма. И. Хассан в 1980 в статье «Культура постмодернизма» перечислил черты, присущие постмодернистскому искусству, отметив, что все еще не берется дать точное определение этого феномена [14, с.114]. Обратимся к его классификации, фиксирующей наиболее характерные признаки постмодернистского периода:

1) неопределенность; 2) фрагментарность как отказ от синтеза и предпочтение парадоксов, паралогики, к монтажу и коллажам; 3) отказ от канонов как отказ от авторитетов; 4) утрата «Я» и «глубины»: появляется ризома, поверхность, многовариантное толкование; 5) не-показывание и не-обнаружение: современное искусство стремится представить непредставимое; 6) ирония, обращение к игре, диалогу, полилогу, аллегории; 7) гибридизация или репродуцирование от центра-мутации под пародию, травести, пастиш. Такого рода игры с плагиатом, пародию и пастиш обогащают область репрезентации, где в таком случае происходит смешение высокой и низкой культур.

Таким образом, Постмодерн - это ощущение хаоса и пренебрежение не только традициями привычной культуры как в модернизме, но и разрушение основ самой культуры.

В размышлениях о Постмодерне весьма уместными оказываются слова Л. Фейербаха, звучащие в предисловии ко второму изданию «Сущности христианства». Они оказались пророческими. Он писал, что «наше время... предпочитает образ - вещи, копию - оригиналу, представление - действительности, видимость - бытию. Ибо для него священна только иллюзия, истина же про-фанна» [13]. Самая главная тенденция Постмодерна, по мнению Ж. Дерриды, - это деструкция. Деструкция - это одновременно и «собрание мироздания в структуру и расслоение его, структура и деструктура логики»[4]. Философ приходит к понятию хаоса как особого порядка. Результатом деструкции является превращение мира во внутритекстовое поле, когда человек превращается в текст, а текст - в человека. Понятие текста - ключевое понятие Постмодерна, это одновременно и смысл культуры, и отсутствие этого смысла. Иначе говоря, всё рассматривается через призму «интертекста». Любой текст понимается исключительно как интертекст, так как он является неотъемлемой составляющей всеобщей культуры: он включает в себя предыдущие тексты и их части. В итоге текст теряет свою уникальность, законченность, становясь лишь частью общего универсального текста, совпадающего с историей и обществом, а интертекстуальность предстает как теория безграничного текста, который интертекстуален в каждом своем фрагменте. Интертекст становится языковой игрой, которая проявляется в прямом и скрытом цитировании, переработке тем и сюжетов, аллюзиях, пародировании, подражании, трансформации языковых единиц на разных уровнях. Это своего рода эксперимент, направленный на поиски новых форм, так как старые потеряли свою актуальность и остроту. Подобный кризис уже наблюдался в начале XX века, когда появляется творчество А.Крученых («Дыр, бул, щыл...»), В. Хлебникова («О, рассмейтесь, смехачи!», «Кузнечик» («Крылышкуя зол ото письмом.»), В. Маяковского («Хорошее отношение к лошадям») и т.д. Поэты проявляли новаторство в применении изобразительно-выразительных средств языка, создавали неклассический ритмико-интонационный строй стиха, изобретали новые слова (неологизма). В период Постмодерна эксперименты над формой идут дальше: появляются арт-стихи, фигурные стихи, анимированные стихи, графические партитуры и т.д. [11]. Язык на лексическом уровне теряет свою связь со смысловым значением: приоритетной становится форма, а не содержание. Ж.Делез и Ф. Гваттари считают Постмодерн «шизофреническим явлением» и вводят понятие ризомы - специфической форма корневища, не обладающей чётко выраженным центральным подземным стеблем. В ризоме отсутствует структура с чётко систематизированным и упорядоченным принципом организации, а имеется лишь запутанная корневая система, в которой неразличимы отдельные отростки: «главным станет для читателя не понимать содержании книги, но пользоваться ею как механизмом, экспериментировать с ней» [3]. Для Постмодерна характерен отказ от знаний, но есть ориентация на информацию. Информационное общество - особая стадия исторического развития культуры. В культуре произошла трансформация знания в обезличенную информатизацию, и это является безальтернативным социокультурным и социо-техническим процессом. Современное искусство не обращено к будущему: Постмодерн оперирует художественными стилями и формами прошлого, он немыслим без традиций. Однако обращения эти - ирония. Культура Постмодерна ориентируется на эклектичность, мозаичность, смесь классики и авангарда, высокого и низкого, массового и элитарного. Противоречивость культуры Постмодерна, по мнению В. Библера, исходит из её социальной дуалистичности. С одной стороны, постмодернистская культура сформировала установку на неприятие резких социальных изменений, а с другой - она находится в пространстве и времени «цивилизации молодых», которая жаждет ускорения и изменений жизни [9, с.4-19]. Итак, Постмодерн - кризисная эпоха, т.к. многие структурные элементы находятся в развитии и ещё не достигли уровня стабильности: Постмодерн смешивает все привычные представления и преподносит порядок как хаос, а хаос как порядок; виртуальное он выдаёт за реальное, а реальное, наоборот, за виртуальное.Причиной такого положения может служить стремление Постмодерна релятивизировать абсолютно всё, не давая возможности истине стать отправной точкой любого знания. Постмодерн в принципе не задается вопросом «Что есть истина?». Одной из центральных проблем Постмодерна становится отказ от предметной структуры бытия: на любом из уровней - орудий, символов и знаков -предметность утрачивает свою функцию означения и сводится лишь к видимости этого означения: так, например, слово теряет свою связь с обозначаемым понятием, становясь лишь звуковой оболочкой. Слово больше не указывает, а лишь имеет определяемый внешне образ, меняющийся всегда в зависимости от того или иного культурного текста, в котором оно присутствует. Многообразие форм есть следствие перехода от предметности к поглощающей энергийности.

Таким образом, Постмодерн, как и любая другая эпоха, имеет свои особенности, и восприятие данной эпохи колеблется от крайнего отрицания до поклонения и восхищения. Сказанное выше позволяет утверждать, что Постмодерн - время кризиса, в котором структурные элементы пока ещё находятся в развитии и становлении, а следовательно, говорить об устойчивости системы пока рано.

Библиографический список 1. Бодрийяр Жан. Симулякры и симуляция [Электронный ресурс]/ Ж. Бодрийяр -Текст. URL: https://lit.lib.ru/k/kachalow_a/simulacres_et_simulation.shtml (дата обращения -30.05.2012) 2. Вельш В. «Постмодерн». Генеалогия и значение одного спорного понятия / B. Вельш // Путь. - №. 1. - Москва, 1992. - С. 109-136. 3. Делез Ж. и Гваттари Ф. Ризома. [Электронный ресурс]/ Ж. Делез, Ф. Гваттари -Текст. URL: https://tfk1.narod.ru/rizoma.htm (дата обращения — 20.05.2012). 4. Деррида Ж. Письмо японскому другу [Электронный ресурс]/ Ж. Деррида - Текст. URL: https://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/Derr/pismjap.php (дата обращения -12.05.2012). 5. Ильин И.П.. Постмодернизм от истоков до конца столетия: эволюция научного мифа./ И.П. Ильин. - Москва: Интрада. 1998. - 227с. 6. Каган М.С. Современная культурная ситуация: противоречия, поиски решений, тенденции дальнейшего движения/ М.С. Каган // Философия культуры - СПБ., 1996. -C. 383. 7. Катаев Б. Игра в осколки: Судьбы русской классики в эпоху постмодернизма./ Б. Катаев. - М.: Издательство МГУ, 2002. -252 с. 8. Лиотар Ж.-Ф. Состояние Постмодерна [Электронный ресурс] / Ж.-Ф.Лиотар. -Текст. URL: https://lib.ru/CULTURE/LIOTAR/liotar.txt (дата обращения — 02.05.2012). 9. Менцова М.И., Курбан Е.Н.. Логико-методологический анализ процесса становления постмодернизма/ М.И. Менцова, Е.Ню Курбан// Постмодернизм: парадигмы культуры. Межвузовский сборник научных трудов. Выпуск 1. Магнитогорск: МГТУ, 2005. - С. 4-19. 10. Новейший философский словарь/Сост. и гл.ред. А. А. Грицанов. - [Электронный ресурс]- Текст. URL: (https://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/New_Dict/276.php) (дата обращения — 10.05.2012). 11. Текст-арт и графические стихи [Электронный ресурс]- URL: (https:// https://www. ashtray.ru/main/GALERY/text%20art_calligrams/textart_calligramms.htm) (дата обращения — 08.02.2015). 12. Туманова О. Долго ли живут симулякры? Темпоральный регистр российской модернизации [Электронный ресурс] / О. Туманова- Текст. URL: https://www.ruthenia.ru/logos/number/44/11.pdf (дата обращения — 28.12.2010). 13. Фейербах Л. Сущность христианства. [Электронный ресурс] / Л. Фейербах -Текст. URL: https://www.5port.ru/feierbah_l_a/sushnost_hristianstva (дата обращения -28.12.2010). 14. Хассан И. Культура постмодернизма /И. Хассан// Современная западноевропейская и американская эстетика: Сборник переводов — М.: Книжный дом «Университет», 2002. - 224 с.

 

 

 

 

Практическое занятие № 2.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: