ТРЕНИНГОВОЕ ЗАНЯТИЕ «ГИБКОСТЬ МЫШЛЕНИЯ»
Занятие направлено на развитие гибкости мышления, способности к решению нестандартных задач, расширение миропонимания, а также на развитие взаимопомощи, доверия, умения работать в команде. Интересные задания, особая организация занятия позволяют суворовцам чувствовать себя комфортно и расслабленно, что является необходимым условием творческого решения задач, позволяет им проявить свою индивидуальность, доверять другим, находить взаимопонимание.
Задания первого блока направлены на формирование команды, сплочение участников. Также они представляют собой своеобразную разминку для телесного раскрепощения, необходимого для последующего решения интеллектуальных задач.
Задания второго блока направлены на развитие гибкости мышления, способности находить творческие решения проблемных ситуаций. Чтобы решить задачи, часто бывает необходимо изменить свое «видение ситуации»: трансформировать условия задачи, по-новому проанализировать проблему, перенаправить ход мышления. Распространенный принцип решения задач «по аналогии» в данных случаях заводит в тупик. Чтобы справиться с задачей, участники должны найти неординарное решение, отказавшись от стереотипности мышления.
Заключительный блок заданий направлен на обобщение полученных умений.
Также приведены резервные задания, которые могут быть использованы, когда необходимо сделать «интеллектуальный перерыв» и отдохнуть, переключившись на выполнение «двигательных заданий» - с перемещениями по комнате. Эти задания направлены на развитие координации, телесной чувствительности, а также сплочению команды.
ПЛАН ТРЕНИНГОВОГО ЗАНЯТИЯ «ГИБКОСТЬ МЫШЛЕНИЯ»
|
№ | Задания | Задачи. Формирование УУД | Время, мин |
«Буквенная геометрия» | - установление благоприятного психологического климата - усиление групповой сплоченности, создание атмосферы доверия и взаимопонимания - развитие умения работать в команде, согласовывать усилия по достижению общих целей - формирование позитивной жизненной установки, уверенности в себе, настроя на активную работу | ||
«Часы» | - установление благоприятного психологического климата - усиление групповой сплоченности, создание атмосферы доверия и взаимопонимания - развитие умения работать в команде, согласовывать усилия по достижению общих целей | ||
«Треугольник» | - установление благоприятного психологического климата - усиление групповой сплоченности, создание атмосферы доверия и взаимопонимания - развитие умения работать в команде, согласовывать усилия по достижению общих целей - формирование позитивной жизненной установки, уверенности в себе, настроя на активную работу | ||
«Что бы изменилось?» | - создание условий для поиска и выделения необходимой информации - развитие универсальных логических действий - развитие умения устанавливать причинно-следственные связи; - развитие умения выстраивать логическую цепь рассуждений; - содействие самостоятельному созданию способов решения проблем творческого и поискового характера - развитие умения работать в команде, согласовывать усилия по достижению общих целей | 10-15 | |
«Найти применение» | - создание условий для поиска и выделения необходимой информации - развитие универсальных логических действий - развитие умения устанавливать причинно-следственные связи; - развитие умения выстраивать логическую цепь рассуждений; - содействие самостоятельному созданию способов решения проблем творческого и поискового характера - развитие умения работать в команде, согласовывать усилия по достижению общих целей | 10-15 | |
«Скорость улитки» | - создание условий для поиска и выделения необходимой информации - развитие универсальных логических действий - развитие умения устанавливать причинно-следственные связи; - развитие умения выстраивать логическую цепь рассуждений; - содействие самостоятельному созданию способов решения проблем творческого и поискового характера развитие умения работать в команде, согласовывать усилия по достижению общих целей | 10-15 | |
«Пойми меня» | - развитие умения устанавливать дружественные отношения со сверстниками, проявлять доброжелательность, эмпатию - установление благоприятного психологического климата во взводе, - создание атмосферы доверия и взаимопонимания - профилактика конфликтных ситуаций, - развитие речи - развитие умения формулировать свою точку зрения | 10-15 | |
«Узел» | - установление благоприятного психологического климата - усиление групповой сплоченности, создание атмосферы доверия и взаимопонимания - развитие умения работать в команде, согласовывать усилия по достижению общих целей | 5-10 | |
«3-13-30» | - установление благоприятного психологического климата - усиление групповой сплоченности, создание атмосферы доверия и взаимопонимания - развитие умения работать в команде, согласовывать усилия по достижению общих целей | 5-10 | |
«Правый сосед» | - расширение мировоззрения - умение осуществлять нравственно-этическую оценку ситуации - содействие самоанализу - развитие социальной чувствительности, умения понимать собеседника - создание условий для осознания суворовцами проблем в отношениях с людьми | 10-15 | |
Притча «Слон» | - осуществление поиска внутренних ресурсов, развитие умения анализировать свои возможности, находить применение своим ресурсам - формирование способность к мобилизации сил и энергии | ||
«Круг» | - усиление групповой сплоченности, создание атмосферы доверия и взаимопонимания - развитие умения работать в команде, согласовывать усилия по достижению общих целей | 5-10 | |
Рефлексия | - подведение итогов занятия - рефлексия - установление благоприятного психологического климата | 5-10 |
СЦЕНАРИЙ ТРЕНИНГОВОГО ЗАНЯТИЯ «ГИБКОСТЬ МЫШЛЕНИЯ»
|
|
Блок 1
«Буквенная геометрия»
Психолог произносит буквы, слова, геометрические фигуры, а участники выстраиваются соответствующим образом.
«Часы»
12 участников встают в круг и обозначают цифры на «часах». Психолог называет время в часах и минутах. При этом, соответствующие участники хлопают в ладоши (стоящие на месте часов) и говорят «бом» (стоящие на месте минут).
«Треугольник»
Десять игроков должны встать таким образом, чтобы получился равносторонний треугольник: основание образует линия из четырех человек, затем стоят три участника, затем два и один. «Верхушка» и «основание» должны поменяться местами при помощи перемещения всего троих игроков. При решении можно обсуждать варианты перемещений, но нельзя делать письменные зарисовки.
Блок 2
«Что бы изменилось?»
Ведущий зачитывает фразы и просит участников высказать как можно больше различных идей или объяснений, относящихся к обсуждаемой теме. Цениться новые, необычные высказывания, юмор, оригинальные наблюдения. Примеры: «Если бы была еще одна пара глаз на затылке?», «Если бы у людей не было бы потребности во сне?».
«Найти применение»
Группа делится на команды по 5-8 человек. Нужно найти как можно больше вариантов применения указываемого ведущим предмета или явления. Затем команды последовательно зачитывают по одному обнаруженные способы применения. Допускаются новые, ранее не использованные способы, но не выходящие за пределы разумности и реальности применения. Возможно введение соревновательного характера задания. Для выполнения этого задания участникам нужно будет постараться посмотреть на указываемое явление с различных точек зрения, при этом участники делятся мнениями, что в целом способствует расширению мировосприятия.
«Скорость улитки»
Участники разбиваются на команды по 4 человека. Ведущий рассказывает историю. Необходимо за 10 минут найти неординарное решение, ответив на вопрос истории. Затем участниками обсуждаются найденные решения и то, что способствовало их нахождению.
Однажды два человека поспорили, у кого из них самая медленная лошадь. Они рассказывали друг другу истории, в которых подробно описывали, насколько их лошади медлительны, но в итоге никто из них не смог убедить другого в своей правоте. Каждый продолжал утверждать, что именно его лошадь скачет медленнее. Наконец, они решили устроить соревнование, которое должно было это прояснить.
С самого начала скачек они пустили своих лошадей в очень медленном темпе. Но так как каждый из них хотел проиграть другому в скорости, то они все больше и больше придерживали своих скакунов до тех пор, пока наконец лошади вообще не перестали двигаться вперед. Седоки изумленно посмотрели друг на друга, потому что они не знали, что еще нужно сделать, чтобы разрешить спор. Они соскочили с лошадей и стали размышлять над этой проблемой.
Тут к ним подошла маленькая девочка. Она некоторое время внимательно слушала спор, а потом предложила так разрешить задачу, что оба восторженно ухватились за эту идею.