В.А. Моцарт. Фантазия d-moll
студентки 2 курса
заочной формы обучения
направления подготовки
44.03.01 Педагогическое образование
направленности (профиля) Музыка
ФИО студентки (полностью)
проверил:
канд. иск., доцент
Радченко Светлана Евгеньевна
Курск, 2020
Вольфганг Амадей Моцарт (27 января 1756, Зальцбург – 5 декабря 1791, Вена) вошел в историю мировой музыкальной культуры как австрийский композитор, капельмейстер, скрипач-виртуоз, клавесинист и органист. Он обладал феноменальным музыкальным слухом, памятью и способностью к импровизации. Уникальность его состоит в том, что он работал во всех музыкальных формах своего времени и во всех достиг наивысшего успеха. Наряду с Й. Гайдном и Л. Бетховеном, он принадлежит к наиболее значительным представителям Венской классической школы.
Сочетания классического совершенства с дерзновенностью мысли, бесконечности индивидуальных решений на основе четких и ясных закономерностей композиции мы не найдем, наверное, ни у одного из творцов музыкального искусства. Солнечно ясным и непостижимо загадочным, простым и безмерно сложным, глубоко человечным и вселенским, космическим предстает мир моцартовской музыки.
Фортепианные произведения В.А. Моцарта тесно связаны с его исполнительской деятельностью. Одной из характерных черт является певучесть (кантабильность) как один из творческих и исполнительских принципов В.А. Моцарта, связанный с претворением итальянского бельканто как в вокальной, так и инструментальной музыке. Для фактуры его фортепианных произведений характерна дифференциация мелодии в верхнем голосе (правая рука) и сопровождения в левой руке.
Особое место в фортепианном творчестве В.А. Моцарта занимает Фантазия d-moll. Жанр Фантазии (от греч. – воображение) – инструментальный (реже вокальный) жанр, характеризующийся свободой построения, отходом от принятых композиционных схем. Сущность фантазии усматривается Моцартом в этой пьесе в свободном развитии мелодических разделов, особенно в виде внезапных и резких перемен настроения, всякий раз снова вводящих слушателя в новые сферы чувствований. Это подлинно моцартовские моления и искания, возникающие бурно и неожиданно.
Точная дата создания Фантазия d-moll не установлена, но предположительно таковой считается 1782 г. В ней присутствуют элементы ариозности и прелюдировании, каденции, пассажи в последних разделах. В первом издании «Венского бюро искусств и индустрии» («Wiener Bureau d’Art und d’Industrie») в 1804 года не было последних десяти тактов. Предположительно, этот фрагмент написан известным в то время исполнителем, композитором и теоретиком Августом Эберхардом Мюллером (1767–1817). Последние 10 тактов появились в 1806 г., в публиковавшихся фирмой «Брайткопф и Хертель» сборниках, которые замышлялись как подготовка к первому собранию сочинений Моцарта. В связи с этим, советский исследователь Л.А Баренбойм в своём обширном послесловии к изданной в СССР книге Евы и Пауля Бадура-Шкода «Интерпретация Моцарта» высказывает достаточно обоснованную версию: последние 10 тактов Фантазии d-moll были дописаны Августом Эберхардом Мюллером, а решающим доводом в пользу этого предположения является факт участия Мюллера в подготовке к изданию упомянутого собрания сочинений Моцарта – именно Мюллер был привлечён Брайткопфом для этой работы.
Еще одно предположение музыковедов – Фантазия ре минор есть импровизация без какого-либо плана. Однако это предположение весьма спорно, т.к. Фантазия представляется удивительно стройной и логичной, даже количество тактов в медленных разделах (Andante в сочетании с Adagio) и быстром (Allegretto) почти совпадает – соответственно пятьдесят три и пятьдесят четыре, а в построении формы, в изложении и развитии музыкального материала просматривается вполне ясная мысль.
Фантазия представляет для исполнителя большие трудности благодаря несколько импровизационному характеру, свободе изложения, пестроте в смысле частых смен движения. Советская пианистка М.В. Юдина приводила литературные импровизации для исполнителя: «Вступление должно быть мрачным, тускло освещенным, статичным. Вы входите в готических храм: высокие своды, деревянные скульптуры, иконы, цветные витражи, плохо пропускающие свет, создают мистическое трепетное состояние: в темноте, в углу перед Распятием склонилась скорбная женская фигура. Вы не видите ее лица и не знаете ее горя, но ваше воображение художника подсказывает внутреннее состояние этого человека и рождает музыкальный образ»[1].
Педаль в Фантазии должна быть чрезвычайно прозрачной: необходимо избегать «педальную грязь» в поступенных ходах, что мешает восприятию мелодии. Надо тщательно держать басы и вовремя снимать педаль, т.к. фортепианные сочинения Моцарта играются светлым, ясным звуком.
Фантазия d-moll входит в репертуар лучших исполнителей-пианистов, есть ее переложения для других инструментов. Сохранились рекомендации крупнейших пианистов и педагогов XX столетия, касающиеся широкого круга проблем, с которыми сталкивается исполнитель при разучивании Фантазии: от общих принципов работы с текстом до секретов «моцартовской звучности», вопросов динамики, артикуляции и орнаментики.
[1] Как исполнять Моцарта / Сост., вст. статья: А.М. Меркулов. – С.: Классика–XXI, 2003. – С. 152.