Все чаще в студии на занятия приходят дети с особенностями развития. И сегодня мы поговорим об этом. А поможет нам разобраться в этой темеЯна Юрьевна.
Калашникова Яна Юрьевна -педагог-дефектолог высшей квалификационной категории, сертифицированный специалист Метода Томатис, практик 1 уровня, сертифицированный специалист Монтессори-метода.
План лекции:
- О себе
- Работать не с ребенком, а с семьей.
- Сложности, с которыми может столкнуться педагог при работе с учеником с особенностями развития.
- Критерии определения формы работы с особенным ребенком.
- В каких случаях нужен разговор с родителями.
- Особенности родителей, воспитывающие ребенка с нарушением в развитии.
- Перспективы работы с ребенком с особенностями развития.
- Принципы построения урока с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
- Виды мотивации особенных детей к занятиям.
- Личная мотивация педагога в работе с детьми с овз.
- Личностный рост педагога, работающего с учениками с особенностями развития.
Как правило, возраст детей с особенностями развития, которые приходят обучаться в танцевальный коллектив (спортивную студию) это 2-12 лет. Заниматься приходят не дети, а их приводят родители. Поэтому педагог работает с семьей. Зачастую семья уже прошла определенный путь, многие сложности, чтоб привести своего ребенка. Одни уже пробовали ходить в секции, для других это первый опыт. И у многих даже не опыта вводить детей в общеобразовательное учреждение (садик, школа). Поэтому зачастую секция или кружок дополнительного образования становится для них базовым, отправным этапом, чтобы ввести своего ребенка в социум.
Педагогу проще работать с особенным ребенком, если родители заранее рассказали об особенностях его развития. Родители являются основными помощниками для педагога в работе с ребенком. Если педагог и родитель заодно, то процесс обучения и адаптации ребенка к новому виду занятий происходит быстрее.
|
Сложности, с которыми может столкнуться педагог:
- нарушение дисциплины учеником (синдром дефицита внимания и гиперактивности)
- адаптация
- нарушения эмоционального характера
- нарушение волевого компонента
- недостаточно быстрое формирование у ребенка знаний, умений, и навыков
- нарушение коммуникативных навыков
На основании этих сложностей можно выявить критерии определения формы работы с ребенком с особенностями развития. Если ученик:
- эмоционально не стабилен
- если недостаточно сформирован навык «делай как я», то есть способность повторять за педагогом, способность понимать инструкцию, удерживать ее и выполнять ее
- адаптивные способности недостаточно развиты
При таких критериях лучше начать с индивидуальной работы с семьей. Именно с семьей, а не с ребенком. Потому что помощь мамы (близкого человека) будет наиболее полезна и рациональна. Такой подход намного облегчает труд педагога и дает большую результативность.
Что делать, если в группу пришло несколько детей с особенностями развития:
- составить разговор с каждым из родителей
- наладить сотрудничество педагога и родителя
- педагогу быть честным с родителями о возможностях развития их ребенка
- еженедельная обратная связь от педагога
- помощь родителей в укреплении знаний и навыков дома
В каких случаях нужно составить разговор с родителями о поведении ребенка:
|
- постоянное нарушение дисциплины
- гиперактивность ребенка
- ученик не усваивает полученные знания, навыки, умения
- конфликтность ученика
- эмоциональные нарушения у ребенка
Особенности родителей, воспитывающих ребенка с нарушением в развитии:
- настороженность (холодны, скованы, эмоционально несдержанные)
- могут быть агрессивно настроены в начале обучения
- гиперопека
О прогнозе работы с особенными детьми педагог может говорить только наблюдая ребенка в динамике. На первоначальной беседе не стоит делать заявление об успешности обучения. Для начала необходимо увидеть, как ребенок осваивает программу студии. Только через 1-2 месяца, наблюдая, как ученик осваивает новые знания, умения, навыки, педагог может делать первые выводы и прогнозировать возможные результаты.
Принципы построения урока с детьми с ограниченными возможностями здоровья:
- от простого к сложному, постепенное усложнение
- систематичность, регулярность занятий (1-3 раза в неделю)
- принцип арки
- правильная расстановка детей в зале
- брать в помощники сильных учеников
- принцип индивидуального подхода
- работа в парах
Мотивация ребенка к занятиям:
- пищевая (первичная)
- жетонная (педагогическая)
- материальная (родительская)
- эмоциональная (основная)
Мотивация педагога в работе с особенными детьми:
- материальная
- конечный результат
- благодарность родителей
- повышение самооценки семьи
- личностный рост педагога