Самым распространенным видом подвижного состава при перевозках навалочных (сыпучих) - грузов (песка, гравия, щебня, глины, грунта, угля, зерна, картофеля, свеклы и др.), полужидких (товарного бетона, раствора, штукатурной массы, горячего асфальта и т. п.) и скальных грузов (породы, руды, камня) являются автомобили-самосвалы и самосвальные автопоезда.
Автомобиль-самосвал — это специализированный грузовой автомобиль, отличающийся от обычных грузовых автомобилей тем, что процесс разгрузки полностью механизирован. Для этого кузов - прочная металлическая платформа - шарнирно крепится на раме автомобиля и может наклоняться назад или на боковую сторону на угол 45-55°. Наклон кузова приводит к естественному высыпанию груза под действием силы тяжести. Механизированная разгрузка позволяет значительно снизить время выгрузки груза и устраняет потребность в грузчиках.
Загрузка автомобилей-самосвалов осуществляется различными погрузочными механизмами (например, экскаваторами, ковшовыми погрузчиками и другими погрузочными средствами.
Автомобили-самосвалы и самосвальные автопоезда делятся по ряду признаков.
По типу подвижного состава - одиночный автомобиль-самосвал (без прицепа), самосвальный автопоезд (самосвал-тягач с одним или двумя прицепами-самосвалами), прицеп-самосвал, полуприцеп-самосвал.
По дорожным условиям - автомобили-самосвалы подразделяются: на автомобили-самосвалы для работы вне дорог и по специальным дорогам; автомобили-самосвалы для эксплуатации по дорогам общей транспортной сети.
Условия эксплуатации автомобилей-самосвалов как правило, тяжелые: перевозка грузов с мест добычи в карьерах, котлованах, вывозка грунта при строительстве промышленных и жилых объектов, отсыпка насыпей дамб и т. д. Поэтому пo проходимости различают внедорожные большегрузные автомобили-самосвалы, дорожные (колесная формула 4x2 или 6x4) и автомобили-самосвалы повышенной проходимости (колесная формула 4x4, 6x6 и др.).
По грузоподъемности различают следующие автомобили-самосвалы: малой (до 2 т); средней (свыше 2 до 6 т); большой (свыше 6 до 14 т); особо большой (большегрузные свыше 14 т) грузоподъемности.
По эксплуатационному назначению они могут быть: строительные, сельскохозяйственные, карьерные (предназначены для массовых перевозок руды, скальных и сыпучих грузов из карьеров) и узкоспециализированные (автомобили-самосвалы, перевозящие груз одного вида, например, раствор или бетон). Первые два типа автомобилей-самосвалов обычно относят к разряду универсальных (автомобили-самосвалы, осуществляющие перевозки довольно широкой номенклатуры грузов по дорогам общей сети в условиях городских и пригородных сообщений).
По принадлежности к определенным видам перевозок — для технологических перевозок, для пригородных и городских перевозок.
По направлению разгрузки- односторонняя назад, односторонняя на боковую сторону, двусторонняя на боковые стороны, трехсторонняя назад и на боковые стороны.
По конструкции привода самосвального механизма — с гидравлическим, пневматическим, механическим, электрическим и комбинированным приводами.
Автомобили-самосвалы и самосвальные автопоезда отличаются друг от друга, прежде всего, как и любой другой специализированный подвижной состав, конструкцией кузовов, выполненных в виде платформ различного типа.
Кузов автомобиля-самосвала является наиболее трудоемкой, металлоемкой и быстро изнашиваемой частью самосвальной установки. Он проектируется как пространственная, тонкостенная, несущая конструкция, испытывающая нагрузку при подъеме от воздействия, с одной стороны, размещенного в платформе груза и, с другой стороны от усилия гидроцилиндра подъемного механизма. Построение рациональной силовой схемы платформы зависит от направления разгрузки самосвала, числа открывающихся бортов и расположения гидроцилиндра.
Форму кузовов автомобилей-самосвалов и размеры платформ определяет ряд факторов: физико-механические свойства переводимых грузов, требования прочности кузова, стремление к универсальности кузовов для возможности перевозки в них относительно разнообразной номенклатуры грузов и, наконец, направление разгрузки.
В поперечном сечении кузова автомобилей-самосвалов могут иметь прямоугольную и полуэллиптическую форму. В продольном сечении, кузова чаще всего имеют корытообразную форму. Кроме этого бывают кузова ковшового и совкового типов (рис. 2.1).
Рисунок 2.1- Формы кузовов автомобилей- самосвалов
Прямоугольный тип кузова - это универсальный кузов, позволяющей производить разгрузку груза на три стороны (как и на бортовом грузовом автомобиле) и перевозить не только навалочные, но и тарно-упаковочные и штучные грузы. При прямоугольном сечении кузова снижается центр тяжести и повышается жесткость, а его емкость при тех же габаритных размерах больше, чем у кузовов с корытообразным и полуэллиптическим сечением. Однако при выгрузке некоторых грузов часть их застревает в углах, поэтому кузова разгружаются не полностью. Более полная выгрузка обеспечивается при корытообразном и полуэллиптическом сечении кузовов. Повышенная прочность этих кузовов позволяет использовать их при экскаваторной погрузке навалочных грузов.
Корытообразная форма кузова обычно используется при разгрузке назад, но может быть применена и для разгрузки на сторону. Для увеличения жесткости кузовов такого типа их не откидные бортa усиливают стойками или шпангоутами, а откидные - ребрами.
Полуэллиптические кузова; лучше сопротивляются ударным нагрузкам при погрузке, однако не могут обеспечить полноту выгрузки груза при сбрасывании на сторону, повышают центр тяжести автомобиля-самосвала и, следовательно, снижает его устойчивость.
Прямоугольное, корытообразное и полуэллиптическое поперечное сечения имеют кузова универсальных автомобилей-самосвалов.
Кузова ковшового и совкового тылов применяются для самосвалов большой и особо большой грузоподъемности. У ковшовых кузовов нет открывающихся боковых бортов. Борта в этом случае выполняют в виде наклонной стенки, угол наклона которой обычно равен 20-30° к горизонтали. Ковшовые кузова могут быть с односторонней разгрузкой назад, с разгрузкой на бок и с трехсторонней разгрузкой. Конструкция ковшовых кузовов более простая, чем у платформ с открывающимися бортами, имеет меньшую массу и большую прочность. Кроме этого использование ковшовых кузовов на автомобилях-самосвалах позволяет снизить центр тяжести груженого автомобиля и несколько сместить его в сторону кабины, что увеличивает устойчивость и равномерность распределения массы автомобиля на его оси. Однако существенным недостатком такой конструкции является необходимость увеличивать углы наклона относительно платформ с открывающимися бортами (обычно до 70-80°), чтобы при разгрузке груз не остановился на наклонной стенке борта. На строительных самосвалах с разгрузкой назад открывающийся задний борт обычно подвешивается на верхних шарнирах. Такая подвеска борта называется фартучной. Борт открывается и закрывается под воздействием собственного веса ссыпающегося груза. Замки борта размещены снизу.
Автомобили-самосвалы большой и особо большой грузоподъемности не имеют заднего борта кузова. Для предотвращения потерь груза при движении задняя часть пола кузова несколько приподнята. Недостаточная боковая устойчивость затрудняет применение ковшовых платформ на прицепах-самосвалах. Кроме того, недостатком платформы ковшового типа является также нерациональное использование объема.
Кузова карьерных самосвалов имеют днища не только с приподнятой задней частью, но и с наклонной основной частью вперед. Наклон днища вперед делается в целях снижения центра тяжести автомобиля-самосвала и увеличения нагрузки на переднюю ось. Такие кузова называются кузовами совкового или У-образного типа. Они позволяют осуществлять более полную выгрузку груза.
При перевозках влажных грузов или растворов в зимнее время днища кузовов (а иногда и неоткидных бортов) некоторых автомобилей-самосвалов оборудуют устройствами для их обогрева. Для этого днища и борта выполняются двойными. Между стенками днища и бортов циркулируют отработавшие газы двигателя. Обогрев кузовов применяется обычно на строительных и карьерных самосвалах. Это предотвращает примерзание перевозимых грузов к поверхностям кузовов.
Навалочные и насыпные грузы обладают достаточно высокой абразивностью, поэтому основным материалом для изготовления кузовов автомобилей-самосвалов служит металл (в основном сталь). Металлические кузова кроме абразивной стойкости имеют достаточную прочность, позволяющую при погрузке принимать груз большими порциями при сбрасывании его с высоты 1,5-3,0 м из ковшей экскаваторов, различных погрузчиков и бункеров, однако увеличивают массу автомобилей-самосвалов и самосвальных автопоездов. Ведущие производители автомобилей-самосвалов постоянно ведут поиск новых материалов и конструкций кузовов, увеличивающих их долговечность и уменьшающих массу.
Например, самосвальные полуприцепы французской фирмы "Голом" изготавливаются из специальной стали и имеют в сечении U- образную форму.
Кузова обладают высоким сопротивлением абразивному износу и ударам. Они выполняются из согнутого листа толщиной 5 мм, без каких-либо приваренных поперечин-усилителей. Такая конструкция кузова не вызывает увеличения его массы. Уменьшение массы самосвального автопоезда может быть так же достигнута за счет использования в его составе безрамных полуприцепов-самосвалов несущей конструкции.
Другой путь снижения собственной массы полуприцепов-самосвалов - применение алюминиевых сплавов для изготовления бортов, кузовов в целом и даже рам. Для получения равнопрочной (на смятие) конструкции кузова из алюминиевого сплава, толщину алюминиевого листа несколько увеличивают. Из-за меньшей плотности алюминиевый лист легче стального тех же размеров на 50 %, и увеличенные затраты на материал быстро окупаются в эксплуатации за счет снижения расхода топлива при ездках без груза и возможности увеличения грузоподъемности автопоезда. Собственная масса полуприцепов-самосвалов с кузовами из алюминия на 1.4-1.8 т меньше собственной массы аналогичных АТС одинаковой грузоподъемности, но со стальными кузовами. Кроме этого, для снижения собственной массы прицепов и полуприцепов-самосвалов в качестве материалов кузовов могут применяться армированные пластмассы Опытные образцы самосвального кузова, выполненного из армированного стеклопластика, примерно в два раза легче соответствующего кузова, изготовленного из алюминиевых сплавов
Механизм опрокидывания кузова на современных автомобилях-самосвалах выполняется чаще всего с гидравлическим приводом это объясняется тем, что данный тип привода при относительно малой массе и компактности конструкции, может развивать значительные усилия для сбрасывания больших масс перевозимых грузов, достаточно надежен и безопасен в работе.
Затраты времени на подъем и опускание кузова составляют в среднем от 10 до 25 с. Гидравлические подъемные механизмы состоят из цилиндра или цилиндров; масляного насоса с краном управления; рычажно-балансирного механизма, соединяющего шток цилиндра с кузовом, и привода.
Насосы гидропривода приводятся в действие от коробки отбора мощности с использованием энергии двигателя автомобиля. Опускание кузова после разгрузки осуществляется за счет его собственной массы. Исключение составляют самосвалы особо большой грузоподъемности, на которых опускание кузова происходит как за счет его массы, так и принудительно за счет воздействия на поршни гидравлических цилиндров давления масла при изменении направления его подачи.
В табл. 1.3 приведены шесть наиболее распространенных принципиальных схем автомобилей-самосвалов с гидравлическим подъемным механизмом. Отличие схем состоит в направлении разгрузки и платформы, размещении основного исполнительного органа - гидроцилиндра и устройстве подъемного механизма.
Гидравлические подъемные механизмы классифицируют по следующим основным признакам:
• числу гидроцилиндров (в основном бывают с одним или двумя цилиндрами);
• месту крепления гидроцилиндра - под платформой, перед платформой; с цилиндрами, расположенными с двух сторон платформы (слева и справа; спереди и сзади);
• начальному расположению гидроцилиндров (горизонтально, вертикально, наклонно);
• конструкции гидроцилиндров - простые (поршневые или плунжерные одностороннего или двухстороннего действия); телескопические одностороннего или двухстороннего действия;
• системе воздействия на кузов - с неподвижными цилиндрами, имеющими шток с роликами и салазками у кузова; с качающимися цилиндрами и шарнирным креплением штока к кузову (табл. 1.3, схемы а - д); с качающимися цилиндрами и рычажной системой воздействия на кузов (табл. 1.3, схема е) с качающимися цилиндрами и рычажной зубчатой системой с переменным передаточным числом.
Кроме гидравлического привода опрокидывания кузова существуют и другие подъемные механизмы, например, механические, пневматические, электрические и электрогидравлические.
Автомобили-самосвалы с механическим подъемным механизмом, приводимым от двигателя, не получили широкого распространения, что объясняется большим износом механизмов из-за трудности их защиты от пыли и грязи, а также поломками зубьев шестерен из-за ударного приложения нагрузки.
Пневматические подъемные механизмы также не имеют широкого применения, так как при относительно невысоком давлении воздуха габаритные размеры подъемных механизмов получаются очень большими. Такие подъемные механизмы неудобны для размещения на автомобиле, а большая их масса приводит к снижению грузоподъемности. В нашей стране созданы подъемные механизмы, в которых пневмоцилиндры заменены эластичными пневматическими подушками. Подушки надуваются при помощи отработанных газов двигателя.
В таблице 2.1 представлены основные принципиальные схемы автомобилей- самосвалов с гидравлическим подъемным механизмом.
Электрические и электрогидравлические (комбинированные) подъемные механизмы приводятся в действие от электродвигателя. Такой привод проще, и подъемные механизмы могут работать при неработающем двигателе.
Таблица 2.1
Основные принципиальные схемы автомобилей- самосвалов с гидравлическим приводом
Принципиальные схемы автомобилей-самосвалов | Краткая характеристика схем | |
Схема а Данная схема получила наибольшее распространение. Платформа 1 разгружается на одну сторону - назад. Гидроцилиндр 2 расположен под платформой и передает усилие непосредственно на ее основание. По этой схеме выполнены самосвальные установки автомобилей-самосвалов ЗИЛ-ММЗ-555, ЗИЛ-ММЗ-4502, МАЗ-503А и другие. | ||
Схема б Гидроцилиндр 2 размещен между кабиной и платформой 1 и воздействует на ее передний борт. При таком расположении гидроцилиндра платформа может разгружается, только назад. Этой схемой оснащаются самосвалы, имеющие шасси с расположением кабины над двигателем и привод только на задние колеса (4x2и 6 х 4). По такой схеме выполнены автомобили-самосвалы КамАЗ-5511,т КрАЗ-6505 | ||
Схема в Платформа 1 разгружается на три стороны, гидроцилиндр 2 расположен под платформой. Эта самосвальная установка обеспечивает наибольшую универсальность автомобиля-самосвала: он может работать как тягач с прицепом-самосвалом (разгрузка на боковую сторону), так и одиночно (разгрузка назад и на боковую сторону). По такой схеме выполняются все сельскохозяйственные самосвалы в частности ЗИЛ-ММЗ-554М, ЗИЛ-ММЗ-4504, КАЗ-4540. На этих самосвалах платформа имеет прямоугольную форму и три открывающихся борта (два боковых и задний) | ||
Схема г Платформа 1 разгружается на две боковые стороны (направо и налево), гидроцилиндр 2 расположен под платформой- Такая схема применяется на автомобилях-самосвалах! предназначенных для систематической работы с прицепом-самосвалом. Отсутствие разгрузки назад ограничивает эксплуатационные возможности автомобиля-самосвала при его работе без прицепа. | ||
Схема д Разгрузка платформы 1 — двухсторонняя. Самосвал оснащен двумя гидроцилиндрами, расположенными впереди и сзади платформ мы и передающими усилие соответственно на передний и задний I борта. Преимуществами такой схемы является: снижение сосредо-1 точенной нагрузки на основание платформы (позволяет уменьшить металлоемкость основания и общую массу платформы); свободный доступ к гидроцилиндрам при их обслуживании. | ||
Схема е Самосвальная установка снабжена рычажной системой подъема платформы 1 назад и поршневым гидроцилиндром 2. Усилие гидроцилиндра передается не непосредственно на днище платформы, а через систему рычагов 3. Эта схема обладает следующими преимуществами: горизонтальное расположение гидроцилиндра улучшает условия его компоновки; поршневой гидроцилиндр имеет значительно более простое уплотнение выдвижного штока по сравнению с уплотнениями многоступенчатого телескопического гидроцилиндра, что повышает надежность гидропривода и позволяет увеличить давление; рычажная система в определенной степени препятствует боковому смещению платформы при опрокидывании назад, что повышает боковую устойчивость самосвала. |
Электрогидравлический привод целесообразно использовать на прицепах-самосвалах, где простота привода подъемного механизма имеет особенно большое значение.
По совокупности свойств, определяющих основные эксплуатационные качества, самосвалы, получившие наибольшее распространение у нас в стране, могут быть разделены на семь групп.
Группа 1. Строительные самосвалы средней грузоподъемности (4 -6 т) с разгрузкой кузова назад рассчитаны для одиночной работы (без прицепа). Самосвалы этой группы предназначены для перевозок грунта, песка, глины, щебня, гравия, асфальта, бетона, строительных растворов, строительного мусора и других грузов и могут эксплуатироваться на автомобильных дорогах любой категории. Физико-механические свойства перечисленных выше грузов (плотность, гранулометрический состав, сыпучесть, текучесть и др.) обусловливают требования к конструкции кузова самосвала и в первую очередь его объему. Для рассматриваемых самосвалов оптимальное соотношение грузоподъемности и объема кузова должно быть в пределах 1,4-1,6 т/м, так как разброс значений навалочной плотности перевозимых ими грузов имеет примерно такой же диапазон.
Другим важным требованием к конструкции кузова строительного самосвала является герметичность — исключение потерь при перевозках легкосыпучих и полужидких грузов. Этому требованию в большой степени отвечает кузов с односторонней разгрузкой назад, с одним открывающимся задним бортом. Такой способ разгрузки необходим во многих случаях эксплуатации строительного самосвала, например, при проведении планировочных работ или вывозе мусора на свалку, когда разгрузка ведется "в отвал".
Рассматриваемые АТС не предназначены для работы с прицепом, так как в большинстве случаев им приходится работать на стесненных строительных площадках, что не позволяет маневрировать автопоездом.
Погрузка таких жестких грузов, как камень, смерзшийся грунт, строительный мусор экскаваторами вызывает большие сосредоточенные ударные нагрузки на детали кузова. Это предъявляет повышенные требования к его прочности. Во избежание повреждения кабины грузом, срывающимся с ковша экскаватора, на переднем борту платформы укрепляют козырек, защищающий заднюю стенку и окно кабины.
Группа 2. Строительные самосвалы средней грузоподъемности (5-6 т), предназначенные для систематической работы с прицепом-самосвалом. Самосвалы этой группы перевозят те же грузы, что и самосвалы группы 1, за исключением полужидких грузов (бетон, растворы). Они рассчитаны для эксплуатации на автомобильных дорогах всех категорий, но в отличие от группы 1 эти самосвалы не предназначены для работы на грунтовых дорогах, так как работа с прицепом в сложных дорожных условиях затруднена. Основное назначение этих самосвальных автопоездов - массовые перевозки нерудных материалов на строительные объекты с причалов, железнодорожных баз, из карьеров по установившимися маршрутами, в основном в больших городах.
Характерными особенностями эксплуатации являются относительно хорошие дороги, без крутых подъемов и спусков; специально подготовленные погрузочно-разгрузочные пункты, обеспечивающие сквозное движение АТС без дополнительного маневрирования. Средние расстояния перевозок 15-25 км. Погрузка чаще всего осуществляется стационарными погрузочными средствами: транспортерами, бункерами, экскаваторами. Перегрузки самосвалов наблюдаются реже, чем у самосвалов группы 1, что объясняется длительными перевозками одинаковых грузов. Обязательным требованием для автопоезда является возможность разгрузки на боковые стороны. Автомобиль-самосвал, как правило, имеет разгрузку на три стороны, а прицеп - на две боковые.
Для обеспечения работы с прицепом-самосвалом на самосвале-тягаче устанавливается ряд дополнительных агрегатов и более мощный двигатель.
Группа 3. Сельскохозяйственные самосвалы средней грузоподъемности, предназначенные для систематической работы с прицепом-самосвалом (колесная формула 4x2 или 6x4). Автомобильные перевозки грузов в сельском хозяйстве по дорожным условиям и расстоянию можно разделить на две группы. Первая группа перевозок - это перевозки на дальние расстояния (вывоз зерна на элеваторы, подвоз удобрений со складов или заводов, поездки в город, например, за строительными материалами и другими грузами). В связи с относительно дальними рейсами и движением только по автомобильным дорогам для таких перевозок экономически целесообразно использовать автопоезда с одним или двумя прицепами. Вторая группа перевозок - это внутрихозяйственные перевозки на сравнительно короткие расстояния и часть в сложных дорожных условиях; движение по грунтовым дорогам, полю, луговине, мелким бродам, легким деревянным мостам; маневрирование на внутрихозяйственных площадях, токах, внутри складов. В этих условиях могут эксплуатироваться только одиночные самосвалы без прицепа. Перевозки на дальние расстояния и внутрихозяйственные чередуются в течение сезона. По условиям проходимости, нагрузочным параметрам, распределению нагрузки по мостам требования, предъявляемые к самосвалам этой группы и самосвалам группы 1, аналогичны.
По приспособленности к перевозке самых различных грузов (сельскохозяйственные продукты, удобрения, строительные материалы, бытовые товары, оборудование, тарно-упаковочные и штучные грузы) к самосвалам этой группы предъявляются наиболее универсальные требования. Эти самосвалы часто используют как бортовые грузовые автомобили, например, для перевозки скота и птицы.
Разнообразие грузов обусловливает и самые разные способы погрузки; шнеками из бункеров уборочных машин, транспортерами, сенокосилками, экскаваторами, кранами. Очень часто применяется ручной способ погрузки и разгрузки. Большая номенклатура грузов, условий погрузки и разгрузки определяет требования к конструкции кузова сельскохозяйственного самосвала. Он имеет прямоугольную форму с тремя открывающимися бортами (двумя боковыми и одним задним). Борта открываются на нижних шарнирах, что уменьшает подсыпание груза под колеса.
Группа 4. Сельскохозяйственные самосвалы повышенной проходимости (колесная формула 4x4 и 6x6), рассчитанные для систематической работы с прицепом-самосвалом. В основном предназначены для внутрихозяйственных Высокая проходимость этих АТС обеспечивает надежную работу по бездорожью в весенний и осенний периоды. Однако использование шасси со всеми ведущими колесами существенно увеличивает себестоимость производства и обслуживания самосвала. Требования к конструкциям кузовов этих самосвалов те же, что и для группы 3.
Группа 5. Строительные самосвалы большой грузоподъемности рассчитаны для одиночной работы (без прицепа); колесная формула 4x2 и 6x4. Используются при массовых перевозках насыпных и навалочных грузов на крупных строительных объектах и на карьерных разработках на короткие расстояния. Из-за большой полной массы и осевых нагрузок могут перемещаться только по автомобильным дорогам, допускающим осевую нагрузку более 100 кН па ось. Большую часть времени эти самосвалы эксплуатируются вне автомобильных дорог в сложный условиях: крутые подъемы и спуски в карьерах; движение по грунту при планировке строительных площадок и т.д.
Погрузка в основном производится экскаваторами с объемом ковша до 3кубометров. При сбрасывании в платформу самосвала таких тяжелых грузов, как камень, скальные породы, мерзлая земля и тому подобное возникают большие ударные нагрузки на днище и борта кузова. Возможны перегрузки в результате большого разброса плотности перевозимых грузов. Особо тяжелые условия эксплуатации предъявляют повышенные требования к прочности шасси и самосвальной установки.
Группа 6. Строительные автопоезда-самосвалы большой грузоподъемности. При отсыпке насыпей, строительстве дорог и плотин широкое распространение получают самосвальные автопоезда в составе универсального автомобиля-самосвала и прицепа-самосвала или седельного тягача и полуприцепа-самосвала. Большегрузные самосвальные автопоезда используют при организации массовых и стабильных перевозок насыпных и навалочных грузов по установившимся маршрутам в городах и пригородах. Специально подготовленные погрузочно-разгрузочные пункты обеспечивают прямоточное движение автопоездов. Маршруты прокладываются по дорогам и городским улицам, допускающим осевые нагрузки свыше 100 кН. Преобладают сравнительно большие (для самосвалов) расстояния перевозок в 15-20 км. Кузов, как тягача, так и прицепа должен иметь возможность разгрузки на боковые стороны.
Группа 7. Карьерные самосвалы особо большой грузоподъемности. Они не предназначены для движения по автомобильным дорогам, и поэтому на них не распространяются весовые и габаритные ограничения. Их эксплуатируют по бездорожью или на специально подготовленных трактах при длительных перевозках по одному маршруту. Конструкции таких самосвалов существенно отличаются от конструкции дорожных самосвалов всех групп. Тяжелые дорожные условия работы карьерных автомобилей-самосвалов требуют, для повышения их динамических качеств, проходимости, надежности и долговечности, установки на них двигателей с высокой удельной мощностью; большего числа ведущих осей и количества ступеней в трансмиссии; гидромеханических коробок передач; использование дизель-электрического привода ведущих колес (мотор-колеса), а также блокировки дифференциалов и тормозов-замедлителей.
Вопросы для самопроверки
1. | По каким признакам классифицируются автомобили- самосвалы? |
2. | Какие факторы определяют форму и размеры самосвальных кузовов? |
3. | Какую форму могут иметь кузова автомобилей- самосвалов? |
4. | В каких случаях применяется автомобиль- самосвал с прямоугольной формой кузова? |
5. | В каких случаях применяется автомобиль- самосвал с корытообразной формой кузова? |
6. | В каких случаях применяется автомобиль- самосвал с полуэллиптической формой кузова? |
7. | В каких случаях применяется автомобиль- самосвал с совковой и ковшовой формой кузова? |
8. | По каким признакам классифицируется гидравлические подъемные механизмы автомобилей- самосвалов? |
9. | На какие группы делятся самосвалы по совокупности свойств? |