Роль вводных слов в речи




Обобщение по теме «Предложения с вводными словами, словосочетаниями и предложениями».

Цель: развитие правильности и выразительности речи.

Задачи:

1. Повторить теоретические сведения о вводных словах и конструкциях и знаки препинания при них.

2. Развить навыки пунктуационного анализа предложения.

3. Совершенствовать умения обобщать, сравнивать, делать выводы.

4. Роль вводных слов и конструкции в речи.

Проблемный вопрос: Какова роль вводных слов в речи?

 

Задание. Синтаксическая разминка (письменно)

Расставить знаки препинания, выполнить синтаксический разбор с характеристикой предложения.

По мнению Николая Рериха отсутствие книг в доме красноречивое свидетельство пустоты духа и сердца.

 

2. Задание «Допиши предложение». (Знаки препинания не расставлены)

 

1. Вводные конструкции, как и обращения, выделяются при произнесении …………………., а на письме …………

2. Вставные конструкции, выражающие дополнительные замечания или пояснения, выделяются на письме ………., реже……….

3. Вводные слова не являются ………… и имеют различные……….

4. Обращение имеет форму ……. падежа и произносится с особой………………… интонацией.

5. Обращение может стоять в ……. в…… и в ……… предложения.

 

3. Задание. Б лиц-опрос, отвечать нужно да или нет.

 

1.Вводныминазываются слова, которые не связаны с членами предложения грамматически.

2. Вводными могут быть словосочетания и предложения.

3 Вводные слова имеют в предложении строго закрепленное место.

4.Вводные слова и обращения не являются осложняющим элементом предложения.

5.По структуре вставная конструкция может быть равна целому предложению.

6.Обращение может выполнять оценочную роль.

 

4. Задание: в текст вставить подходящие по смыслу вводные слова, выбирая их из слов для справок. Не забывайте про запятые.

 

….. много я слышал разных споров о счастье. Счастье, ………, - это богатство, деньги. Но ведь, ……., настоящего счастья, верной дружбы не купить. Если, ….., человек обделил кого-то, отнял у других, они его клянут. И ему, ……, немного не по себе. Совесть, ………, точит. А от совести, ………., никакими деньгами не откупишься. Счастье, ……….., это не только иметь, брать, получать. Счастье, ……., в том, чтобы отдавать, получать, делиться радостью.

 

Слова для справок: говорили некоторые, конечно, скажем, по-моему, несомненно, разумеется, наверно, бесспорно, я думаю…

 

Задание к текстам: прочитайте тексты, определите их стиль и тип речи, выпишите вводные слова и укажите их значение.

1)Умение читать, действительно, настоящее искусство. По мнению библиофилов (так называют любителей и собирателей книг), каждому необходимо знать хотя бы элементарные вещи о том, как пользоваться книгой. Когда вы берете в руки книгу, во-первых, запомните ее автора. Возможно, в предисловии или в конце книги вы что-то прочитаете о нем. Это не только расширит ваши знания, но и, может быть, поможет лучше понять произведение, авторскую позицию. Ознакомьтесь, конечно, с иллюстрациями. Кстати сказать, хорошие иллюстрации привлекают внимание читателя к книге. Итак, вы готовы к чтению. В добрый путь!

2)Бесчисленные золотые звезды, казалось, тихо текли все, непрерывно мерцая, по направлению Млечного Пути. И, право, глядя на них, вы как будто смутно чувствовали сами стремительный, безостановочный бег Земли… Я, к сожалению, должен прибавить, что в этом же году Павла не стало.

(По И.С. Тургеневу)

Роль вводных слов в речи

Публицистический стиль Художественный стиль Разговорный стиль
  1. Указывают на источник сообщения.
  2. Помогают логически связывать темы сообщений между собой.
  3. Делают нашу речь более понятной и демократичной.
выражают чувства, мысли, переживания героев, авторов указывают на различную степень уверенности, порядок мыслей и их связь.

К сожалению, в разговорной речи можно встретить излишнее и неправильное употребление вводных слов, такое построение предложений с вводными словами – грамматически ошибочно.

Найдите и исправьте ошибки (грамматические ошибки – в построении предложений с вводными словами).

1.Островом, значит, называется суша, со всех сторон окруженная водой.
2.Биссектриса, в общем, это линия, которая делит угол пополам..
3.Наверное, я буду обязательно заниматься плаванием..
4.Конечно, извините за мою бестактность.
5.Александр Иванович был, так сказать, капитаном дальнего плавания.

6. Задание. Цифровой диктант. Распределить номера предложений в таблицу.

Различение вводных слов и омонимичных конструкций

1) Эта безлунная ночь, казалось, была все так же великолепна, как прежде.

2) Весь день бушевал ветер, однако к вечеру утих.

3) Вы не совсем верно понимаете практический свой век.

4) Право, глядя на звезды, мы чувствуем стремительный свой век.

5) Здесь столько снега, что он, кажется, никогда не растает.

6) Вы, верно, недавно на Кавказе.

7) К вечеру, однако, ветер утих.

8) Почти напротив его дома простирался огромный пустырь.

9) Право на образование имеет каждый в нашей стране.

 

Номера предложений с вводными словами Номера предложений без вводных слов
     

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: