Место социологии в системе наук об обществе и человеке




Социология занимает, благодаря своей универсальности центральное положение среди социальных наук. Социология специализируется, «проникает» во все области жизни, где социальные действия и социальное поведение человека является ведущим и определяющим фактором [12].

Итак, определяя место социологии в системе гуманитарных наук, необходимо подчеркнуть, что она как система знаний не может развиваться и выполнять свои функции без взаимодействия с другими науками об обществе. В то же время социология является специфической наукой об обществе, включает в себя социологическую теорию, которая может использоваться другими гуманитарными науками [5].

В самом общем виде объектом социологии как науки является общество как целостный социальный организм, как социальная система, как исторически развивающаяся форма совместной жизнедеятельности людей. Она изучает определённую сферу действительности, имеющую относительную завершённость, наиболее общие свойства и закономерности, присущие всем социальным явлениям. Известно, что каждый из объектов «расчленяется» науками на отдельные части, фрагменты, которые становятся их предметами. Вопрос о соотношении объекта и предмета социологии как науки состоит в том, как понимать общество, процесс его функционирования и развития. Теоретики трактуют предмет социологии по-разному. Э. Дюркгейм, например, определяет социологию «как науку об институтах, их генезисе и функционировании». По мнению Г. Зиммеля, «предмет социологии заключает в себе… отношение индивидуума к обществу, причины и формы образования групп, противоположности классов и переходы от одного к другому, развитие отношений между господствующими и подчинёнными и бесконечное число других вопросов».

П. Сорокин предлагает следующее определение: «Социология изучает явления взаимодействия людей друг с другом, с одной стороны, и явления, возникающие из этого процесса взаимодействия, - с другой».

Свое понимание предмета социологии дают Ю.Волков и И.Мостовая. Их точка зрения заключается в том, что «социология – это познание ассоциированных (совместных) форм человеческой жизнедеятельности, или социальных организаций». Понятие организации, или социальной общности, может трактоваться и как глобальное (мировое) сообщество, и как общество в его традиционном смысле (национальное сообщество), и как микросообщество (социальная группа, секта, клан).

С.Фролов полагает, что социология - это наука, изучающая структуры общества, их элементы и условия существования, а также социальные процессы, протекающие в данных структурах. В понятие социальной структуры он вводит взаимное расположение индивидов и групп в обществе, их взаимосвязи, действия и взаимодействия, осуществляемые как на основе межличностного общения, так и с помощью средств массовой информации. Под условиями существования социальных структур автор понимает прежде всего окружающую среду и культуру. Социальные процессы представляют собой динамику развития общества и охватывают все стороны деятельности людей в обществе, обеспечивая его функционирование и развитие.

В.Н. Ковалёв рассматривает предмет социологии как познание социальных отношений людей, которые с наибольшей полнотой и конкретностью раскрывают специфику механизмов взаимосвязи и взаимодействия между общностями и индивидами.

Попытку дать развёрнутое определение предмета социологии на основе уже существующих разработок предпринял российский учёный В. Ядов. На его взгляд, социология – это наука о становлении, развитии и функционировании социальных общностей и форм их самоорганизации: социальных систем, социальных структур и институтов. Это наука о социальных изменениях, социальных отношениях, взаимосвязи и взаимодействии между многообразными социальными общностями, между личностью и общностями, а также о закономерностях социальных действий и массового поведения.

Исходя из анализа сложившихся подходов к определению объекта и предмета социологии, можно прийти к следующему выводу. Что касается объекта социологии, то учёные выработали более-менее общий взгляд на его определение. В отношении же предмета социологии в науке существует большое разнообразие трактовок. Согласно сложившейся традиции при определении предмета социологического познания выделяются ключевые социальные явления. Обычно к ним относятся человеческое взаимодействие, социальные отношения, социальные общности, социальные процессы и т.д.

Общество объективно состоит из различных социальных общностей. Это имманентная, то есть свойственная черта любого человеческого объединения, обусловленная многими общими, специфическими факторами. Между социальными общностями, внутри них, а также между общностями и отдельной личностью не только могут, но и реально возникают многообразные отношения. Любые отношения, обуславливающие то или иное социальное явление, подчиняются действиям определённых закономерностей или тенденций. Они и составляют основной предмет изучения социологии.

С появлением социологии открылись новые возможности проникновения во внутренний мир личности, понимания её жизненных целей, интересов, потребностей. Причём социология изучает не человека вообще, а его конкретный мир – социальную среду, образ жизни, социальные связи, социальные действия. Это позволяет понять и объяснить причины социального поведения или взаимодействия социальных общностей, групп, индивидов и их результаты. Тем более, что в современных условиях многие люди испытывают чувство страха, которое вызвано их неумением разобраться в сложных проблемах жизни, в социальных явлениях. Это препятствует их созидательной деятельности. Цель социологии состоит в том, чтобы помочь людям изменить в лучшую сторону общество, в котором они живут [3].

Заключение

В данной работе были рассмотрены вопросы о социологии как науки, ее взаимосвязи с другими гуманитарными науками, ее место в системе наук об обществе и человеке.

Современная социология – это самостоятельная наука об обществе как целостной социальной системе, ее подсистемах и отдельных элементах.

Любое общественное явление предстает как элемент социальной системы, каковой выступает общество. В рамках этой системы анализируются все социальные явления и процессы, взятые в их взаимодействии.

Социология – отрасль науки о человеческом поведении, ставящая целью раскрытие причинно-следственных связей, возникающих между индивидами и группами в процессе социальных отношений.

В современном обществе каждый образованный гражданин обязан иметь хотя бы базовое представление о социологии, политологи и праве. В российском обществе, как нам представляется, растет потребность в гражданском образовании. Оно необходимо каждому, чтобы научиться жить в условиях идеологического плюрализма, уметь отстаивать свою гражданскую позицию, уважать культуру других народов, быть терпимым к другим взглядам, видеть в человеке человека независимо от его национальной принадлежности, политических и эстетических предпочтений, культурных приоритетов, быть активным гражданином демократического государства.

В современном мире достижения и облик каждого общества зависят от самих людей, от их гражданской и социальной активности, желания сохранять свое человеческое достоинство, от приверженности демократии и общечеловеческим ценностям, от трудолюбия, проявления терпимости и сострадания к другим людям. Только от нас зависит создание в России такого общества, где главной целью экономики, политики, культуры является человек, его способности и возможности творческого развития.

Расширение прав и свобод человека, увеличение возможности выбора естественным образом пробуждали интерес человека к знанию основ социальной жизни общества, становлению и развитию социальных процессов, отношений, институтов с целью рационального и эффективного использования приобретённых прав и свобод. Отраслью знания, помогающей глубже и конкретнее познать социальные общности, в которых осуществляется социальное взаимодействие людей, стала социология.

Социология изучает традиции, структуры и институты, влияние групп и организаций на поведение и характер людей. Социология исследует базисные характеристики человеческого общества в локальном и мировом масштабе, занимается изучением социального взаимодействия и группового поведения с помощью исследований, основанных на точном и специализированном сборе и анализе фактов.

Социология с ее опорой на наблюдение и измерения позволяет использовать систематизированную информацию для решения сложных задач, связанных с социальной политикой и выбором, является действенным инструментом познания человеком своего положения в обществе, в семье, в других социальных группах.

У социологии много общего с другими науками, такими как политология, экономика, антропология, психология,

Роль социологии в современном мире многообразна. Социология пытается изучить причины кризиса общества, а также найти пути выхода из этого кризиса. Основные проблемы современной социологии – выживание человечества и обновление цивилизации, поднятия ее на более высшую ступень развития. Решение проблем социология ищет не только на глобальном уровне, но и на уровне социальных общностей, конкретных социальных институтов и объединений, социального поведения отдельной личности.

Социология изучает жизнь общества, познает тенденции его развития, прогнозирует будущее и корректирует настоящее как на макро-, так и на микроуровнях. Изучая практически все сферы жизни общества, она нацеливает на координацию их развития.

Социология служит улучшению взаимопонимания между людьми, формированию у них чувства близости, что, в конце концов, способствует совершенствованию общественных отношений.

 


Список литературы

1. Кравченко А.И. Общая социология: Пособие для вузов. М., 2001.

2. Куликов Л.М. Основы социологии и политологии. Учеб. пособие. М., 2001.

3. Смелзер Н. Социология /Под ред. В.А.Ядова. М., 1998.

4. Социология: Основы общей теории. Учеб. пособие для вузов /Отв. Ред. Г.В.Осипов. М., 1998.

5. Фролов С.С. Основы социологии: Учеб. пособие. М., 2006.

6. Социология: Учебник. / Под ред. Ю.П. Волкова. – М.: Гардарики, 2002. – 512 с.

7. Добренков В.И., Кравченко А.И. Социология: Краткий курс. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 232 с.

8. Осипов Г.В. Социология. - М.: ЮНИТИ, 2003.

9. Кравченко А.И. Социология: Учебник для вузов. – М.: Академический Проект, 2002. – 508 с.

10. Харчева В. Основы социологии: Учебник. – М.: Логос, 2001. – 302 с.

11. Социология: Учебник для вузов. / Под ред. В. Н. Лавриненко. – М.: ЮНИТИ, 1998. – 349 с.

12. Асп Э.К. Введение в социологию / Под общей редакцией А. О. Боронаева. – СПб.: издательство «Алетейя», 2000. – 248 с.

13. Бельский В. Ю. и другие Социология. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 304 с.

14. Добреньков В. И., Кравченко А. И. Социология. Том 1: Методология и история. – М.: ИНФРА-М, 2001. – 400 с.

15. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: курс лекций. – М.: Центр, 1996. – 208 с.

16. Социология: основы общей теории / Под редакцией Г.В. Осипова, Л.Н. Москвичева. – М.: Аспект Пресс, 1996. – 461 с.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: