Автомобили-фургоны - специализированные грузовые автомобили с кузовом типа фургон (от французского fourgon - закрытый кузов грузового автомобиля, прицепа или полуприцепа).
Автомобили-фургоны по численности занимают второе место (после автомобилей-самосвалов) в автомобильном парке специализированных автотранспортных средств нашей страны. Их функциональное назначение заключается в обеспечении наиболее сохранной доставки тарно-упаковочных и штучных грузов, нуждающихся в защите от влияния факторов окружающей среды при минимальных затратах на транспортную тару и упаковку. Последнее свидетельствует в пользу широкого использования фургонов, так как затраты на тару и упаковку составляют значительную долю в общей стоимости перевозимых грузов. Например, в США эти затраты достигают 20 % от розничной стоимости товаров.
Для перевозки основной части грузов торговли и быта используют в основном автомобили-фургоны различных конструкций, которые по своему назначению можно подразделить на две основные группы.
В первую группу входят универсальные фургоны (фургоны общего назначения), предназначенные для перевозки грузов, не требующих специальных условий при транспортировании. К ним относятся и фургоны с поднимающейся и сдвигающейся крышами для перевозки тарных грузов при механизированных процессах погрузочно-разгрузочных работ.
Вторую группу составляют специализированные фургоны, используемые для перевозки скоропортящихся грузов, а также перевозок хлебобулочных и кондитерских изделий, мебели, одежды и т. д. В этих случаях кузова фургонов дооборудуются дополнительными устройствами и установками, необходимыми для перевозки конкретного специфического груза. Подробная классификация кузовов автомобилей-фургонов приведена в табл. 3.1.
|
Таблица 3.1
Классификация кузовов автомобилей- фургонов
Признак классификации | Вид кузова |
Грузоподъемность | до 2,1 т включительно; от 2,1 до 5 т включительно; от 5,1 до 8 т включительно |
Требование к возможно большей сохранности перевозимого груза | Без обеспечения температурного режима; с сохранением температурного режима (изотермический, вентилируемый); с поддержанием температурного режима (охлаждение или подогрев), с поддержанием искусственного микроклимата |
Форма в поперечном сечении | Прямоугольный; трапециевидый (бункерный); прямоугольный с усеченными верхними боковинами |
Количество секций и дверей | Односекционный (одно- и двухдверный); двухсекционный (трехдверный); трехсекционный (трех- и четырехдвер- ный); четырехсекционный (четырех- дверный и более) |
Тип привода наклона, опускания кузова (пола), осуществления погрузки и выгрузки | Гравитационный; гидравлический; пневматический; электрический; комбинированный |
Приспособленность к механизированному выполнению погру- зочно-разгрузочных работ | Пол-конвейер; шнековая разгрузка; пол-рольганг; грузоподъемный борт; консольный или портальный кран; электроталь; съемные: двери, крыша, боковые стенки, кузов; наклоняемый, опускаемый пол, широкий дверной проем; пол, выдерживающий движение вилочных погрузчиков |
По материалу изготовления фургоны делятся на цельнометаллические и деревометаллические (с деревянным каркасом и металлической обшивкой). На автомобилях особо малой грузоподъёмности (до 1 т) фургон объединяют с кабиной, но грузовое помещение отделяют от кабины перегородкой со смотровым стеклом. Для погрузки и выгрузки служит задняя (иногда и боковая) одно- или двустворчатая дверь.
|
Требования предъявляемые к автомобилям- фургонам:
1. Фургоны по габаритным размерам, весовым ограничениям, скоростным свойствам должны соответствовать технико-эксплуатационным требованиям, предъявляемым к базовым моделям.
2. Снаряженная масса фургона, отнесенная к грузоподъемности (коэффициент тары), должна быть как можно меньшей, а объем и площадь кузова фургона должны обеспечивать наиболее полное использование номинальной грузоподъемности базовой модели.
3 Пробег фургонов до капитального ремонта должен быть не менее пробега до капитального ремонта базовых моделей, а конструкция кузова должна обеспечивать малую трудоемкость проведения ремонтных работ.
4. Внутренняя форма кузова, исходя из условий наилучшего размещения груза в стандартной таре, должна иметь прямоугольное сечение (допускаются скругления радиусом до 0,15 м). Внутренняя высота кузова должна быть не менее 1,8 м, так как при меньшей высоте затруднена работа грузчиков и невозможно использование автомобильных погрузчиков.
5. Внутренние размеры кузовов-фургонов должны согласовываться с габаритными размерами стандартных поддонов, контейнеров и другой стандартной тары.
6. Фургоны грузоподъемностью 1,5 т и выше должны выполняться без надколесных ниш, а пол кузова при грузоподъемности фургона 4,5 т и выше должен допускать въезд погрузчика общей массой не менее 2,5 т.
|
7. Фургоны должны иметь, как правило, две двери: боковую и заднюю. Двери должны надежно фиксироваться в открытом состоянии, угол открывания задних дверей - 270°, боковых дверей - 180°. Проем задней двери должен соответствовать поперечному сечению внутренней части кузова, а ширина боковой двери должна быть не менее 1,3 м.
Дверные запоры должны предусматривать устройства для пломбирования и сохранности пломбы от повреждения.
8. Фургоны с погрузочной высотой более 0,5 м оборудуются устройствами для удобного доступа внутрь грузового помещения (лестницами, трапами, подножками, перилами, поручнями), они не должны выступать за габариты кузова по длине и ширине.
9. Материал внутренней облицовки должен выбираться с учетом санитарно-гигиенических требований (допускать мойку, дезинфекцию), а запасное колесо устанавливаться вне кузова фургона.
В таблице 3.2 представлены варианты автофургонов в зависимости от сферы применения.
Таблица 3.2
Варианты автофургонов в зависимости от сферы применения
Рисунок автофургона | Характеристика автофургона | Применение автофургона |
Кузов промтоварного автофургона представляет из себя конструкцию, собранную из стальных прямоугольных труб и/или тонкостенных швеллеров, при помощи электросварки, и обшитую оцинкованным окрашенным листом, на заклепочных соединениях по плоскостям боковин и крыши. Надстройка на базовое шасси без утепления. | предназначенный для перевозки промышленных и общехозяйственных грузов, требующих защиты от атмосферных воздействий | |
Кузов изотермического автофургона, с теплоизоляцией из пенополистирола (ППС) или пенополиуретана (ППУ) вспененного или экструдированного, высокой плотности. Представляет из себя конструкцию, собранную из сэндвич-панелей при помощи алюминиевых или стальных углов, на заклепочных соединениях по плоскостям боковин и крыши, и соединениях при помощи саморезов по плоскости пола. | предназначенный для перевозки продовольственных, в том числе скоропортящихся продуктов в охлажденном и замороженном состоянии (кузов с теплоизоляцией), промышленных грузов, требующих защиты от атмосферных и температурных воздействий | |
Кузов изотермического автофургона, с теплоизоляцией из пенополистирола (ППС) или пенополиуретана (ППУ) вспененного или экструдированного, высокой плотности. Представляет из себя конструкцию, собранную из сэндвич-панелей при помощи алюминиевых или стальных углов, на заклепочных соединениях по плоскостям боковин и крыши, и соединениях при помощи саморезов по плоскости пола. | для перевозки хлебобулочных изделий на лотках |
Окончание табл.3.2
Схема автофургона | Характеристика автофургона | Применение автофургона |
Кузова мастерских и лабораторий для монтажа оборудования для ремонтных бригад и анализа состояния технических объектов имеют заднюю двухстворчатую и боковую одностворчатую двери. С каждой стороны имеются два окна, два открывающихся и два неподвижных. Изнутри кузова обшиты древесноволокнистой плитой или фанерой. Для удобства входа и выхода сзади сбоку кузовов установлены подножки. Кузова имеют проточную естественную вентиляцию через вентиляционные решетки и открывающиеся окна. | предназначенный для перевозки людей и оборудования | |
Кузова автофургонов- торговых точек имеют заднюю двухстворчатую дверь. С одной стороны имеются два открывающихся окна. Изнутри кузова обшиты древесноволокнистой плитой или фанерой. Для удобства входа и выхода сзади сбоку кузовов установлены подножки. Кузова имеют проточную естественную вентиляцию через вентиляционные решетки и открывающиеся окна | для организации выездной торговли продуктами питания и товарами первой необходимости. |
Достаточно широкое применение автомобилей-фургонов обусловливается рядом преимуществ, основными из которых являются:
• обеспечение лучшей сохранности качества и количества перевозимого груза (как правило, дорогостоящего);
• значительное увеличение коэффициента использования грузоподъемности при перевозках легковесного груза за счет укладки грузов на большую высоту без потери его в пути;
• отсутствие необходимости сопровождения грузов экспедиторами при перевозках за пломбой отправителя; снижение затрат на тару и упаковку груза.
Однако при использовании автомобилей-фургонов необходимо учитывать и их недостатки, основными из которых являются:
• уменьшение грузоподъемности по сравнению с базовыми моделями;
• увеличение стоимости кузовов-фургонов; повышение затрат на техническое обслуживание и ремонт подвижного состава;
• иногда усложнение процесса погрузки и выгрузки груза.
К специальным фургонам предъявляются дополнительные требования, обусловливаемые свойствами отдельных грузов.
Кузова такого подвижного состава имеют термоизоляцию стенок (включая пол, крышу, двери), которая существенно ограничивает теплообмен между внутренней и наружной поверхностями кузова, и не имеют принудительного охлаждения или подогрева. Изотермические автофургоны предназначены для перевозки продуктов на короткие расстояния (в основном внутри города) при температуре погрузки.
В зависимости от суммарного коэффициента теплопередачи "К" изотермические фургоны могут быть выполнены в виде:
изотермического транспортного средства с нормальной изоляцией кузова, (маркируется буквами IN), К < 0,7 Вт/(м2 °С);
изотермического транспортного средства с усиленной изоляцией (IR), К< 0,4 Вт/(м2 °С).
Нормальная теплоизоляция кузова обеспечивает при наружной температуре окружающего воздуха +35 °С изменение температуры внутри фургона не более чем на 1°С за час, а усиленная теплоизоляция при тех же условиях позволяет поддерживать ту же температуру внутри фургона, что и при погрузке.
Изотермический автофургон изготавливается на основе жесткого каркаса. Наружная обшивка - плакированная оцинкованная сталь, внутренняя обшивка - пищевая оцинкованная сталь. Теплоизолирующий наполнитель - пенополистирол толщиной от 50, 80 или 100 мм. Обрамление из алюминиевого уголка серого цвета. Запоры из оцинкованной стали. На рисунке 3.1 представлен внешний и внутренний вид изотермического автофургона.
Применяемые материалы:
Конструкция кузова-фургона имеет сварной цельнометаллический каркас, что обеспечивает значительную прочность конструкции и увеличение срока службы фургона. Нижняя часть грузовой платформы изотермического фургона закрыта металлическим оцинкованным листом, что предохраняет деревянный настил пола от негативного воздействия воды и грязи. Дверные проемы изотермического фургона закрыты резиновым уплотнителем из полиуретанового каучука высокого качества, который выдерживает перепады температур и сохраняет эластичность при любых погодных условиях. В фургонах обязательным условием является наличие утеплителя не только на потолке и стенах фургона, но и на полу. | |
Наружная обшивка выполнена из плакированного металла, внутренняя - из пищевой оцинковки. Утеплитель - пенополистирол (ППС) толщиной от 50 до 100 мм, имеющий низкий коэффициент теплопроводности. ППС не подвержен гниению и старению, сохраняет свои свойства от -500С до +500С. Герметизация швов достигается за счет применения ленточного герметика в комбинации с силиконом. Крыша изотермического фургона изготовлена из оцинкованных листов, скатанных между собой в "замок", что позволяет обходиться минимумом отверстий в крыше. |
Рисунок 3.1- Внешний и внутренний вид изотермического автофургона
Автомобили- ледники
Такие автомобили имеют изотермический кузов и временный источник холода. В качестве такого типа источников применяют сухой лсд, батареи, заполненные эвтектическими растворами различных солей, холодильно-аккумуляторные агрегаты и др. Источник холода должен понижать температуру внутри порожнего кузова и поддерживать се затем при наружной температуре +30 °С в зависимости от класса транспортного средства на уровне не выше +7 °С для класса А (международное обозначение RNA); -10 °С - для класса В (RRB) и -20 °С - для класса С (RRC). Оборудование для размещения источника холода должно позволять догрузку извне. Одна заправка источника холода должна обеспечивать поддержание указанной температуры в кузове на протяжении 12 часов. Коэффициент теплопередачи для классов В и С не должен превышать 0,4 Вт/(м2 °С). В последние годы все большее распространение получают установки для охлаждения кузовов с применением жидкого азота (температура кипения - 196 °С), который является не токсическим и не горючим веществом. Его применение позволяет обеспечить быстрое охлаждение всех зон кузова в диапазоне температур от +12 до -30 °С. Вместе с тем необходимо помнить, что он может причинить ожоги из-за низких температур и вызвать удушье в закрытом помещении.
Автомобили-ледники предназначены для перевозок охлажденных или замороженных продуктов на небольшие расстояния.
Перевозки скоропортящихся продуктов на большие расстояния возможны лишь с применением автомобилей и автопоездов-рефрижераторов, оснащенных изотермическим кузовом и холодильными установками постоянного действия, самостоятельно вырабатывающими холод.
Охлаждение внутреннего объема кузова может происходить:
• за счет испарения или оттаивания хладагентов и смесей (непосредственное испарение сжатых сжиженных газов в испарителях с принудительной циркуляцией воздуха и оттаивание замороженных хладагентов эвтектических растворов);
• за счет поглощения тепла нагнетанием в кузов охлажденного и отсасыванием теплого воздуха.
Холодильная установка рефрижератора позволяет понижать температуру в кузове (при средней наружной температуре воздуха, равной +30 °С) и затем поддерживать ее в следующих пределах для классов: А (международное обозначение FNA) - от +12 до 0 °С включительно; В (FRB) - от +12 до -12 °С включительно; C(FRC) - от +12 до -20 °С включительно; Д (FRD)- с определенным практически постоянным уровнем температуры в пределах, не превышающих +2 °С; Е (FRE)- как и для Д, но не превышающих -10 °С; F (FRF) - как и для Д, но не превышающих -20 °С. Коэффициент теплопередачи для классов В, С, Е и F не должен превышать 0,4 Вт/(м2оС).
Для установки холодильно-отопительного оборудования на автомобиль-фургон необходимо, чтобы кузов фургона обладал необходимой изотермичностью. Для измерения изотермичности используют коэффициент теплопроводности стенок. В таблице 3.3 представлены типовые коэффициенты для фургонов из различных материалов и с различной толщиной стенки.
Таблица 3.3
Типовые коэффициенты для фургонов из различных материалов и с различной толщиной стенок
Толщина стенок кузова-фургона | Наружная обшивка | Внутренняя обшивка | Средний коэффициент теплопроводнсти фургона Вт/ С |
Толщина панели платформы - 80мм; боковые стены, передняя стенка, двери и крыша - 40мм | Стальной лист ОЦ S0,8мм | Стальной лист ОЦ S0,55мм | 0,57..0,59 |
Толщина панели платформы - 80мм; боковые стены, передняя стенка, двери и крыша - 40мм | Пластик S1,2 клееный на фанеру S4мм | Пластик S1,2 клееный на фанеру S4мм | 0,53..0,55 |
Толщина панели платформы - 80мм; боковые стены - 40мм; передняя стенка, двери и крыша - 60мм | Стальной лист ОЦ S0,8мм | Стальной лист ОЦ S0,55мм | 0,48..0,50 |
Толщина панели платформы - 80мм; боковые стены - 40мм; передняя стенка, двери и крыша - 60мм | Пластик S1,2 клееный на фанеру S4мм | Пластик S1,2 клееный на фанеру S4мм | 0,43..0,45 |
Окончание таблицы 3.3
Толщина панели платформы - 100мм; боковые стены - 60мм; передняя стенка, двери и крыша - 80мм | Стальной лист ОЦ S0,8мм | Стальной лист ОЦ S0,55мм | 0,36..0,38 |
Толщина панели платформы - 100мм; боковые стены - 60мм; передняя стенка, двери и крыша - 80мм | Пластик S1,2 клееный на фанеру S4мм | Пластик S1,2 клееный на фанеру S4мм | 0,32..0,35 |
У нас в стране широкое распространение получили автомобили-рефрижераторы, выпускаемые на шасси автомобилей ГАЗ, ЗИЛ, МАЗ, КамАЗ.
В этом случае подвижной состав имеет изотермический кузов, оборудованный установкой для принудительного подогрева внутри кузова и затем поддержания температуры в течение не менее 12 ч наратурс -10 "С для класса А (CAN) п -20 "С для класса В (CNB). Коэффициент теплопередачи кузова класса В не должен превышать 0,4 Вт/(м" °С). Таким подвижным составом доставляются овощи и фрукты в условиях пониженных температур.
В связи с тем, что очень часто потребителю требуются перевезти разные скоропортящиеся грузы, то АТС выпускаются с секционными кузовами, в которых монтируются мультитемпературные холодильные установки, а секции разделяются стационарными или сдвигающимися перегородками (рис. 1.3). В городских условиях, где потребности в продуктах питания возрастают, а торговая сеть отличается территориальной разбросанностью и, как правило, частым потреблением небольших объемов продуктов выгодно использовать автомобили с несколькими дверями, что дает возможность ускорить перегрузочные процессы и обеспечить выгрузку части груза.
Температура в кузове транспортного средства (при одной и той же мощности холодильной установки) зависит от габаритных размеров кузова, длительности и условий перевозки. Например, при температуре окружающего воздуха (Тов) равной +30 °С, поддерживать температуру -20 °С для замороженных и глубокозамороженных продуктов можно в фургоне длиной не более 9 м. Рост Товдо +40 °С при сохранении той же температуры продуктов потребует уменьшения длины фургона до 8 м. Если нужно перевозить груз при температуре от +6 до +8 °С, то длина кузова будет 11 м при То в= +30 °С и 10 м - при Тов = +40 "С. Эти зависимости справедливы при объеме кузова более 30 м"\ Для кузовов объемом менее 30 м3 и Тов = =+30 °С поддерживать температуру —20 °С внутри фургона можно при его объеме не более 15 м3. При той же мощности холодильной установки и тех же условиях окружающей среды увеличение объема до 24 м3 приводит к росту температуры внутри фургона до 0 °С.
Рисунок 3.2 - Автомобили- рефрижераторы с многосекционными мультитемпературными кузовами
Фирмы, выпускающие холодильное оборудование, обычно указывают, как обеспечить необходимый температурный режим в кузове АТС при различной температуре окружающей среды и данных условиях работы. Например, фирма Carrier Transicold для своих установок использует коэффициент теплопроводности с запасом в 1,1-2,5 раза. Это значительно уменьшает теплопотери в окружающую среду и позволяет за 8 ч работы осуществлять до 20 открываний дверей фургона
Специализированными автомобилями-фургонами перевозится основная масса хлебобулочных изделий, размещенных на специальных лотках. Такие автомобили-фургоны имеют кузова, разделенные на секции, оборудованные сварными металлическими ячейками для размещения лотков с хлебобулочными изделиями. С правой стороны кузова имеются двери по числу секций. Кузова оборудуются вентиляционными люками с регулируемыми заслонками. Доставка хлебобулочных изделий может также осуществляться в контейнерах, которые выставляются непосредственно в торговые залы магазинов. При таких перевозках контейнеры необходимо доставлять в фургонах. Транспортировка различных продуктов в магазины и предприятия общественного питания происходит по заранее составленным и контролируемым графикам. Ассортимент, время и количество поставляемых продуктов обусловливается договорами между тремя участниками перевозок: автотранспортными предприятиями, поставщиками и торговой сетью.
Вопросы для самоконтроля
1.На какие группы по назначению делятся автомобили- фургоны?
2.Как классифицируются кузова автомобилей- фургонов?
3.Какие варианты автофургонов в зависимости от сферы применения вы можете назвать?
4.Назовите преимущества в применении автомобилей – фургонов.
5.Назовите недостатки в применении автомобилей- автофургонов.
6.Какова область применения изотермических автофургонов?
7.В каком виде могут быть выполнены изотермические фургоны в зависимости от коэффициента теплопередачи «К»?
8.Какие материалы используются при изготовлении изотермических автофургонов?
9.Какие источники временного холода применяются при перевозках скоропортящихся грузов в автомобилях- ледниках?
10.За счет чего может производиться охлаждение кузова в автомобилях – рефрижераторах?
11. В каких случаях применяются автофургоны с отапливаемыми кузовами?
12.Охарактеризуйте автомобили – фургоны, перевозящие хлебобулочные изделия?
Вопросы для самопроверки
1. | На какие группы по назначению делятся автомобили- фургоны? |
2. | Как классифицируются кузова автомобилей- фургонов? |
3. | Какие варианты автофургонов в зависимости от сферы применения вы можете назвать? |
4. | Назовите преимущества в применении автомобилей – фургонов. |
5. | Назовите недостатки в применении автомобилей- автофургонов. |
6. | Какова область применения изотермических автофургонов? |
7. | В каком виде могут быть выполнены изотермические фургоны в зависимости от коэффициента теплопередачи «К»? |
8. | Какие материалы используются при изготовлении изотермических автофургонов? |
9. | Какие источники временного холода применяются при перевозках скоропортящихся грузов в автомобилях- ледниках? |
10. | За счет чего может производиться охлаждение кузова в автомобилях – рефрижераторах? |
11. | В каких случаях применяются автофургоны с отапливаемыми кузовами? |
12. | Охарактеризуйте автомобили – фургоны, перевозящие хлебобулочные изделия? |