Министерство науки и технологий Российской Федерации




- (Миннауки России) является федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в сфере науки и технологий гражданского назначения. Деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти. Оно имеет подведомственные государственные унитарные предприятия, научные учреждения и иные организации.

Основными задачами Министерства, согласно Положению о нем, утвержденному постановлением Правительства от 30 декабря 1998 г., являются:

В соответствии с возложенными на него задачами Миннауки России:

-осуществляет межотраслевую и межрегиональную координацию деятельности по формированию государственной научно-технической политики;

-подготавливает предложения по перечню важнейших строек и объектов науки, опытных и промышленных производств, использующих результаты законченных научных исследований и разработок;

-осуществляет меры по проведению конверсии научных организаций, выполняющих оборонные исследования и опытно-конструкторские работы, и расширению гражданского использования технологий двойного назначения;

-определяет совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти исполнителей и объекты финансирования по приоритетным направлениям развития науки и технологий;

-распределяет в установленном порядке ассигнования на их текущее финансирование из средств федерального бюджета независимо от организационно-правовой формы организаций-исполнителей;

-организует конкурсы по решению важнейших научно-технических программ, созданию новых технологий и новой техники;

-утверждает номенклатуру специальностей научных работников

Во взаимодействии с Министерством науки и технологий России управление осуществляют и другие федеральные органы исполнительной власти, в ведении которых имеются отраслевые научные учреждения и организации. Ряд задач решает министерство экономики, финансов, иностранных дел, по делам СНГ.

В целях совершенствования государственной научно-технической политики в области защиты информации создано специальное управление. Оно является органом, осуществляющим единую государственную научно-техническую политику, планирование и заказы научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ, поставок и и т.д.

Задачи Главного управления:

-межведомственная координация и научно-методическое руководство в области технической защиты информации;

-определение приоритетных направлений развития науки и техники в области защиты информации и обеспечения информационной безопасности;

-организация и обеспечение исследований и разработок по решению важнейших межведомственных проблем информационной безопасности;

-руководство организацией и проведением научных исследований в подчиненных ему научно-исследовательских организациях.

 

 

1.3 Государственное управление здравоохранением, физкультурой и спортом

 

Существование государственного управления здравоохранением в России обусловлено признанием человека, его жизни и здоровья высшими первичными ценностями, относительно которых определяются другие ценности и блага всего общества. Поэтому управление здравоохранением является комплексной задачей всего общества, в реализации которой принимают участие множество секторов народного хозяйства и структур управления (от федеральных до местных органов самоуправления).[121]

В свою очередь задача управления здравоохранением сводится к наиболее эффективному достижению цели путем повышения качества лечебных, диагностических и профилактических мероприятий и рациональному использованию ресурсов здравоохранения. В связи с этим государство ставит перед собой задачи, направленные на обеспечение охраны здоровья граждан, реализовать которые призвана именно государственная система управления здравоохранением.

Обращает на себя внимание тот факт, что термин «управление здравоохранением» встречается довольно часто во многих нормативных правовых актах, принятых в сфере здравоохранения,[122] однако его значение нигде не раскрывается.

Поэтому, прежде чем сформулировать понятие «государственное управление здравоохранением», необходимо рассмотреть ряд особенностей данной категории.

Следует отметить, что в исследовании вопросов управления здравоохранением используется системный подход к решению управленческих задач,[123] на научных основах строится система и структура, комплектуются кадры аппарата управления[124] здравоохранением. Кроме того, в целях координации деятельности и осуществления государственной политики в области здравоохранения Правительство Российской Федерации уполномочивает специально образованные федеральные органы или иные федеральные органы исполнительной власти на решение задач в сфере охраны здоровья населения. Именно эти органы, с присущими им полномочиями и структурой, осуществляют организацию реального воплощения целей здравоохранения по уменьшению потерь потенциальной и активной жизни населения, и в своей совокупности представляют системы управления. Следовательно, системе здравоохранения в России присуще наличие соответствующей системы государственного управления.

Система управления здравоохранением в России – одна из подсистем управления обществом, имеющая определённую внутреннюю организацию и функции, связь с другими системами и перспективы дальнейшего развития.[125] Она характеризуется следующими признаками:

– представляет собой целостную систему, состоящую из взаимосвязанных элементов;

– является подсистемой более сложной системы управления единой социальной сферой;

– находясь в единстве с иными системами управления, является относительно самостоятельной по отношению к ним, оказывая взаимное влияние друг на друга;

– имеет внутренние (между частями системы) и внешние (с другими системами) связи; иерархическую структуру, определяемую составом элементов, подсистем и их связей и состоящую из ряда уровней управления – относительно обособленных структурных образований, различающихся полномочиями (правами и обязанностями);

– обладает определёнными устойчивыми свойствами;

– динамична, т. е. способна к развитию и самосовершенствованию.

Содержание управления здравоохранением составляет совокупность общих и специальных исполнительно-распорядительных функций. К общим функциям относятся разработка государственных программ, их финансирование, контроль, решение кадровых вопросов; к специальным – организация лечебно-профилактической помощи, размещение сети лечебно-профилактических и других организаций здравоохранения, обеспечение медицинских организаций и населения лекарственными средствами и другими медицинскими изделиями и оборудованием, организация санитарно-эпидемиологического надзора, производство медицинских экспертиз, развитие медицинской науки, работа по профилактике заболеваний среди населения.

Управление здравоохранением имеет своим предметом распределение публичных финансовых ресурсов на цели реализации государственных гарантий в области охраны здоровья. Местом освоения этих ресурсов является сфера хозяйствования, товарообмена, экономического оборота в области охраны здоровья. Система управления здравоохранением в сфере товарообмена осуществляет размещение финансовых средств. Размещая их в одном из секторов, система управления влияет на его экономическое развитие. Размещая их у избранных субъектов хозяйствования, система управления способствует росту их благосостояния. Тем самым управление здравоохранением происходит посредством организации перераспределения финансовых ресурсов в сфере хозяйствования и спроса по финансовым вложениям. Такое управление осуществляется средствами координации и не находится в противоречии с характером отношений в оборотном пространстве.[126]

Государственное управление здравоохранением строится на основе принципов управления, среди которых можно выделить следующие:

1. Публичная власть управляющего. Для государственного управления здравоохранением необходима власть, право распоряжаться (полномочия) и сила, обеспечивающая исполнение распоряжений.

2. Единство руководства и разделение управленческого труда. Без единого руководства возникает хаос, а разделение труда обеспечивает специализацию, то есть качество управления.

3. Единство распорядительства по определенному кругу вопросов и конкретность исполнителей. При множестве распорядителей, дающих указания по одному и тому же вопросу, возникает беспорядок, а без конкретного обозначения исполнителя распоряжения не выполняются.

4. Приоритет интересов государственного управления во время исполнения служебных обязанностей.

5. Централизация и иерархия в управлении. Они создают стабильность и обеспечивают деятельность управленческого механизма как единого целого.

6. Постоянство управленческого персонала. Текучка руководителей и исполнителей вредна для дела.

7. Недопущение дискриминации в отношении начальников, подчиненных, сотрудников управляющего органа. Поощрения и наказания должны быть соразмерны поступку и расцениваться коллективом как обоснованные, справедливые.

8. Обратная связь в управлении. Управляющий должен учитывать результаты своих действий и корректировать их, если обратная связь указывает на необходимость этого.

9. Иные принципы государственного управления (законность, научность, демократичность, действенный учет и контроль).

Структура системы управления здравоохранением включает следующие элементы: субъект, объект и их связи, собственно процесс государственного управления (функции, формы и методы, цели и задачи). Рассмотрим их подробнее.

Итак, исследуемой системе здравоохранения присуще, в первую очередь, наличие двух взаимосвязанных элементов: управляющего (субъекта) и управляемого (объекта). В качестве субъектов выступают органы государственного и муниципального управления здравоохранением, руководство общественных объединений (Президент РФ, Правительство РФ, Министерство здравоохранения и социального развития РФ и субъектов Федерации; органы местного самоуправления в области здравоохранения; Федеральные фонды социального страхования и обязательного медицинского страхования; органы, имеющие в своем ведении учреждения здравоохранения, например, Министерство обороны РФ, Министерство внутренних дел РФ, Министерство транспорта и связи и др.).[127]

 

Одним из приоритетных направлений государственной политики России на современном этапе является развитие физической культуры и спорта. Основная задача государства в этом направлении состоит в формировании благоприятных условий, обеспечивающих привлечение молодежи, детей и подростков к здоровому образу жизни, оздоровлению, профилактике заболеваний и правонарушений, повышению физической готовности населения. Замечание 1 Государственное управление физической культурой и спортом ориентировано на формирование отраслевой модели оптимального характера, в рамках которой существует четкое распределение и согласованность компетенции и полномочий, функций и ответственности всех субъектов, занятых в сфере физической культуры и спорта на всех уровнях государственного и муниципального управления. Государственная политика в сфере физической культуры и спорта направлена на формирование условий, которые обеспечивают возможности населения страны вести здоровый образ жизни, регулярно заниматься спортом и физической культурой, иметь доступ к объектам спортивной инфраструктуры, повышать конкурентоспособность национального спорта.
Информация взята с сайта биржи Автор24: https://spravochnick.ru/gosudarstvennoe_i_municipalnoe_upravlenie/gosudarstvennoe_upravlenie_fizicheskoy_kulturoy_i_sportom/.

Задачи государственного управления физической культурой и спортом Основными задачами государственного управления в сфере физкультуры и спорта являются: формирование нового подхода к организации национальной системы воспитания граждан с точки зрения физкультурного и спортивного подхода; обеспечение разработки и реализации мероприятий, направленных на пропаганду физкультуры и спорта как необходимого элемента здорового образа жизни; осуществление модернизации системы физического воспитания групп населения различного возраста; совершенствование системы подготовки профессиональных спортсменов, обеспечивающих конкурентоспособность национального спорта на международной арене; обеспечение усиления социальной защиты представителей профессионального спорта; развитие обеспечения физкультурно-спортивной деятельности в рамках таких направлений как организационно-управленческое, кадровое, научно-методическое, методико-биологическое, антидопинговое; формирование и развитие инфраструктуры спорта и физической культуры; принятие мер по совершенствованию финансирования физкультурно-спортивной деятельности; формирование системы, обеспечивающей общественную безопасности объектов спорта; обеспечение организации работы с болельщиками и объединениями болельщиков.
Информация взята с сайта биржи Автор24: https://spravochnick.ru/gosudarstvennoe_i_municipalnoe_upravlenie/gosudarstvennoe_upravlenie_fizicheskoy_kulturoy_i_sportom/.

Формирование национальной системы спортивного и физкультурного воспитания граждан страны является важнейшим направлением стратегии развития российского спорта и физкультуры. В качестве основных направлений формирование системы спортивно-физкультурного воспитания граждан страны можно назвать следующие: во-первых, осуществление разработки и формирования организационных основ управления развитием спорта и физической культуры; во-вторых, осуществление совершенствования системы физкультурных и спортивных мероприятий; в-третьих, осуществление совершенствования порядка взаимодействия субъектов спорта и физической культуры; в-четвертых, осуществление разработки параметров двигательной активности граждан различных социальных и возрастных групп; в-пятых, осуществление разработки системы воспитания с физической точки зрения гражданина на разных этапах его жизнедеятельности. Основной закон страны – Конституция России – относит вопросы физкультуры и спорта к совместному ведению федерации и регионов. На муниципальном уровне управление физкультурой и спортом подразумевает организацию мероприятий массового спорта и физической культуры на территории муниципального образования, а также проведение спортивных и физкультурно-оздоровительных мероприятий официального характера, организация и осуществление мероприятий в части работы с молодежью и подрастающим поколением. Роль министерства спорта в государственном управлении физкультурой и спортом Замечание 2 Основным органом исполнительной власти, на который возлагаются задачи реализации политики государства в сфере физической культуры и спорта является Министерство спорта России. Министерство спорта России призвано осуществлять следующие функции в сфере государственного управления физической культурой и спортом: во-первых, вырабатывать и реализовать государственную политику в сфере физической культуры и спорта; во-вторых, осуществлять нормативно-правовое регулирование в сфере спорта и физической культуры; в-третьих, оказывать государственные услуги и управлять государственным имуществом в сфере спорта и физической культуры. Правовые основы функционирования Министерства спорта России составляет Конституция России, федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты Президента и Правительства России, международные договоры. Осуществление деятельности Министерства спорта России реализуется либо непосредственно, либо через систему подведомственных организаций, взаимодействующих с иными органами исполнительной власти федерального и регионального уровня, органами муниципального управления, объединениями общественного характера и иными организациями. Министерство спорта России реализует следующие полномочия: внесение в Правительство России проектов нормативных документов по вопросам физической культуры и спорта; самостоятельное принятие нормативных актов в пределах своей компетенции; согласование решений относительно проведения на территории страны международных спортивных мероприятий; определение основных направлений пропаганды спорта, ЗОЖ, массовой физической культуры, осуществление системы государственных закупок для целей спорта и физической культуры; организация семинаров, конференций, конгрессов и иных мероприятий в пределах своей компетенции; управление государственным имуществом в целях развития спорта и физической культуры; обобщение практики применения законодательства и проведение анализа эффективность реализации государственной политики сфере спорта и физической культуры и так далее.
Информация взята с сайта биржи Автор24: https://spravochnick.ru/gosudarstvennoe_i_municipalnoe_upravlenie/gosudarstvennoe_upravlenie_fizicheskoy_kulturoy_i_sportom/.

 

1.4 Государственное управление в сфере социальной защиты граждан

В ст. 17 определено, что Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Политика социального государства в первую очередь направлена на создание таких условий, которые обеспечивают достойную жизнь и свободное развитие человека.

Воплощение в жизнь этих общепризнанных международных стандартов в нашем государстве происходит постепенно, по мере накопления соответствующих материальных и других ресурсов и развития рыночной экономики. В Конституции конкретизированы направления деятельности социального государства и перечислены соответствующие гарантии: 1) охраняются труд и здоровье людей; 2) устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда; 3) обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан; 4) развивается система социальных служб; 5) устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Административно-правовой механизм реализации социальных прав граждан включает в себя: правовые основы обеспечения социального обслуживания населения; органы исполнительной власти, осуществляющие государственное управление этой сферой; организации социального обслуживания, находящиеся в ведении федеральных органов исполнительной власти и субъектов РФ; негосударственные (коммерческие и некоммерческие) организации социального обслуживания; а также индивидуальных предпринимателей, осуществляющих социальное обслуживание.

Правовое регулирование реализации социальных прав граждан осуществляется законодательными и подзаконными актами. Среди них: федеральные законы от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (далее — Закон об основах социального обслуживания); от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», от 7 августа 2000 г. № 122-ФЗ «О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации», от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» и др.

В связи с вступлением в силу с 1 января 2015 г. Закона об основах социального обслуживания утратили силу два федеральных закона от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» и от 2 августа 1995 г. № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов».

Изменение законодательства о социальном обслуживании населения обусловлено следующими обстоятельствами. Во-первых, ранее действовавшая система организации социального обслуживания не обеспечивала в полной мере потребности населения в социальных услугах высокого качества. А ведь в России социальным обслуживанием ежегодно охвачено более 34 млн наиболее уязвимых граждан страны[1]

(пожилых людей, инвалидов, семей с детьми, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, и др.) Во-вторых, существовали региональные различия в объемах социальных прав граждан, в возможностях реализации предоставляемых социальных услуг. В-третьих, наличие на протяжении длительного времени в субъектах РФ очередности на получение социальных услуг на дому и в стационарных условиях.

Принятый Закон об основах социального обслуживания направлен на развитие системы социального обслуживания населения в России, повышение его уровня, качества и эффективности. Он устанавливает полномочия органов государственной власти и органов в сфере социального обслуживания граждан, права и обязанности получателей и поставщиков социальных услуг; уточняет понятийный аппарат, определяет формы социального обслуживания, виды социальных услуг и условия их предоставления и др.

Законодатель ввел новые понятия «получатель социальных услуг», «поставщик социальных услуг», «профилактика обстоятельств, обусловливающих нуждаемость в социальном обслуживании». Дана новая трактовка понятия «стандарт социальной услуги». При этом стандарт социальной услуги является составной частью порядка предоставления социальных услуг.

В Законе об основах социального обслуживания не содержится понятия «трудная жизненная ситуация», которое присутствовало в Федеральном законе от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации». Однако в ст. 15 указан перечень конкретных обстоятельств, при наличии которых гражданин признается нуждающимся в социальном обслуживании.

Закреплен заявительный принцип социального обслуживания. Предоставление социальных услуг и отказ от них возможны только с учетом волеизъявления получателя. За их предоставлением заявитель (его законный представитель) может обращаться непосредственно сам или по его просьбе иные граждане, органы государственной власти, органы местного самоуправления, общественные организации либо непосредственно к поставщику социальных услуг с письменным либо электронным заявлением о предоставлении социального обслуживания (ст. 14 Закона).

Закон закрепляет индивидуальный подход к получению социальных услуг путем составления уполномоченными субъектами индивидуальной программы предоставления социальных услуг. В ней определяется форма социального обслуживания, виды, объем, периодичность, условия, сроки предоставления социальных услуг, перечень рекомендуемых поставщиков социальных услуг, а также мероприятия по социальному сопровождению (ст. 16 Закона об основах социального обслуживания). Программа может пересматриваться в зависимости от изменения потребности гражданина в социальных услугах не реже чем раз в три года.

В ст. 17 Закона об основах социального обслуживания установлено, что социальные услуги предоставляются на основании договора, заключаемого между поставщиком социальных услуг и гражданином либо его законным представителем, на основании индивидуальной программы предоставления социальных услуг в суточный срок с даты представления индивидуальной программы предоставления социальных услуг поставщику социальных услуг. Данное предписание не распространяется на получение срочных социальных услуг в целях оказания неотложной помощи в сроки, обусловленные нуждаемостью получателя социальных услуг.

При необходимости гражданам, в том числе родителям, опекунам, попечителям, иным законным представителям несовершеннолетних детей, оказывается содействие (социальное сопровождение) в предоставлении медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам. Социальное сопровождение осуществляется путем привлечения организаций, предоставляющих такую помощь, на основе межведомственного взаимодействия.

Закон об основах социального обслуживания содержит нормы, предусматривающие осуществление контроля (надзора) в сфере социального обслуживания, в том числе общественного контроля (независимая оценка качества оказания услуг организациями социального обслуживания).

В правовых основах управления социальной защитой произошли существенные изменения. В связи с образованием самостоятельного Министерства по труду и социальной защите постановлением Правительства РФ от 19 июня 2012 г. № 610 было утверждено новое Положением о нем.

Общее руководство этой сферой осуществляет Правительство РФ. Оно обеспечивает проведение единой государственной социальной политики, поддержку наименее защищенных групп населения, реализацию социальных прав граждан, совершенствует систему социального обеспечения, обеспечивает проведение единой государственной социальной политики, способствует развитию социального обеспечения и благотворительности, разрабатывает программы сокращения и ликвидации безработицы и обеспечивает реализацию этих программ, содействует решению проблем семьи, материнства, отцовства и детства, принимает меры по реализации молодежной политики и др.

Непосредственное управление осуществляет Министерство труда и социальной защиты РФ (Минтруд России), в ведении которого находится Федеральная служба по труду и занятости (Роструд).

Министерство труда и социальной защиты РФ (Минтруд России) осуществляет функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере демографии, труда, уровня жизни и доходов, оплаты труда, пенсионного обеспечения, включая негосударственное пенсионное обеспечение, социального страхования (за исключением обязательного медицинского страхования), условий и охраны труда, социального партнерства и трудовых отношений, занятости населения и безработицы, трудовой миграции, альтернативной гражданской службы, государственной гражданской службы (за исключением вопросов оплаты труда), социальной защиты населения, а также по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в установленной сфере деятельности.

Минтруд России самостоятельно принимает следующие нормативные правовые акты: квалификационные требования к работникам и номенклатура специальностей в сфере, отнесенной к компетенции Министерства; порядок оценки уровня профессионального риска; перечень работ, на которых запрещается применение труда работников в возрасте до 18 лет; положение об особенностях расследования несчастных случаев на производстве; перечень вредных производственных факторов.

В пределах своей компетенции Минтруд России координирует деятельность Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ и осуществляет проверку их деятельности. Совместно с ними Минтруд России организует создание и развитие сети государственных, муниципальных, частных и иных социальных служб.

К органам управления относятся органы, осуществляющие надзор и контроль в данной сфере (федеральные службы: по надзору в сфере защиты потребителей и благополучия человека; по надзору в сфере здравоохранения и социального развития; по труду и занятости и др.).

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) осуществляет функции по надзору и контролю в сфере защиты прав потребителей и потребительского рынка, т.е. осуществляет государственный контроль за соблюдением законодательства, регулирующего отношения в сфере защиты прав потребителей, правил продажи отдельных товаров, выполнения работ, оказания услуг.

Федеральная служба по труду и занятости (Роструд) осуществляет функции по контролю и надзору в сфере труда, занятости, альтернативной гражданской службы и социальной защиты населения, оказанию государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров, а также по предоставлению социальных гарантий для социально незащищенных категорий граждан.

Роструд регистрирует безработных граждан и граждан в целях поиска подходящей работы, принимает меры по организации их подготовки, переподготовки, осуществляет контроль за прохождением альтернативной гражданской службы, принимает меры по разрешению коллективных трудовых споров. Роструд вправе проводить проверки, обследования подконтрольных объектов.

Роструду подведомственны государственные учреждения службы занятости населения, которая занимается выдачей безработным пособий, оказывает помощь в выборе подходящей работы, организует подготовку и переподготовку безработных, оказывает помощь в профессиональной ориентации граждан.

Государственные учреждения службы занятости населения осуществляют регистрацию и учет безработных граждан.

Пенсионное обеспечение, оказание государственной поддержки семьи, материнству, отцовству и детству, инвалидам и пожилым гражданам является важнейшими направлениями деятельности органов социальной защиты. Основной объем работы приходится на городские, районные службы, отделы социальной защиты, которые решают многочисленные вопросы оказания социальной помощи населению.

В этой области отмечается тесное сотрудничество государства с различными общественными объединениями граждан: профессиональными союзами, советами ветеранов, союзами потребителей, которые создаются в целях представительства и защиты социально-трудовых прав и интересов их членов. Государство активно поддерживает публичночастное партнерство в этой сфере.

По форме собственности социальные организации подразделяют на государственные и иных форм собственности (негосударственные). В зависимости от условий, в которых предоставляются социальные услуги населению, учреждения подразделяют на следующие типы: стационарные; полустационарные; нестационарные; комплексные; организации (отделения) социального обслуживания на дому; организации (отделения) срочного социального обслуживания; организации (отделения) срочной социально-консультационной помощи.

Виды государственных организаций в зависимости от их предназначения, номенклатуры (состава) и характера предоставляемых услуг подразделяются на: социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних; социальный приют для детей; центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей; детский дом-интернат для умственно отсталых детей; детский дом-интернат для детей с физическими недостатками; реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями; центр социальной помощи семье и детям; комплексный центр социального обслуживания населения и др.

Негосударственными организациями являются организации социального обслуживания лиц без определенного места жительства и занятий, геронтопсихиатрический центр (отделение)[2].

Основанием для рассмотрения вопроса о предоставлении социального обслуживания является поданное в письменной или электронной форме заявление гражданина или его законного представителя о предоставлении социального обслуживания либо обращение в его интересах иных граждан, обращение государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений непосредственно в уполномоченный орган субъекта РФ либо переданные заявление или обращение в рамках межведомственного взаимодействия.

Гражданин признается нуждающимся в социальном обслуживании в случае, если существуют следующие обстоятельства, которые ухудшают или могут ухудшить условия его жизнедеятельности: 1) полная или частичная утрата способности либо возможности осуществлять самообслуживание; 2) наличие в семье инвалида (инвалидов), нуждающихся в постоянном уходе; 3) наличие ребенка или детей, испытывающих трудности в социальной адаптации; 4) отсутствие возможности обеспечения ухода за инвалидом, ребенком, детьми, а также отсутствие попечения над ними; 5) наличие внутрисемейного конфликта;

6) отсутствие определенного места жительства; 7) отсутствие работы и средств к существованию и др.

Уполномоченный орган субъекта РФ принимает решение о признании гражданина нуждающимся в социальном обслуживании либо об отказе в социальном обслуживании в течение пяти рабочих дней с даты подачи заявления. О принятом решении заявитель информируется в письменной или электронной форме. Решение об оказании срочных социальных услуг принимается немедленно.

В отношении каждого заявителя составляется индивидуальная программа. Социальные услуги предоставляются их получателям в форме социального обслуживания на дому, или в полустационарной форме, или в стационарной форме.

Социальные услуги в полустационарной форме предоставляются их получателям организацией социального обслуживания в определенное время суток. Социальные услуги в стационарной форме — при постоянном, временном (на срок, определенный индивидуальной программой) или пятидневном (в неделю) круглосуточном проживании в организации социального обслуживания.

Получателям социальных услуг с учетом их индивидуальных потребностей предоставляются следующие виды социальных услуг: 1) социально- бытовые; 2) социально-медицинские; 3) социально-психологические;

· 4) социально-педагогические; 5) социально-трудовые; 6) социальноправовые; 7) услуги в целях повышения коммуникативного потенциала;

· 8) срочные социальные услуги.

Срочные социальные услуги включают в себя: обеспечение бесплатным горячим питанием или наборами продуктов, одеждой, обувью; содействие в получении временного жилого помещения, юридической помощи, экстренной психологической помощи и др.

Организациями социального обслуживания являются организации, осуществляющие социальное обслуживание на дому, полустационар- ное или стационарное социальное обслуживание.

В государственных организациях социального обслуживания создаются попечительские советы.

По решению уполномоченного органа исполнительной власти, или органов местного самоуправления функции общественных советов по проведению независимой оценки качества оказания услуг организациями социального обслуживания могут быть возложены на существующие при этих органах общественные советы. В таких случаях общественные советы по проведению независимой оценки качества оказания услуг организациями социального обслуживания не создаются.

Независимая оценка качества оказания услуг организациями социального обслуживания, организуемая общественными советами по ее проведению, проводится не чаще чем один раз в год и не реже чем один раз в три года.

Российская Федерация в соответствии с Конституцией РФ является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

По масштабам выполнения социальных функций государства подразделяются на патерналистские (возлагают на себя максимум социальных обязательств) и субсидиарные (ответственность за благосостояние делят с гражданами). В законодательстве ряда стран утверждается статус социального государства, требующий от органов власти проведения соответствующей социальной политики. Социальная ответственность делится между государством, бизнесом и гражданским обществом при определяющей роли государства. Финансирует социальную сферу прежде всего государство, взимая необходимые средства через налогообложение бизнеса и граждан. При этом социальные расходы рассматриваются не как непродуктивные вычеты из фонда накопления и прибыли предпринимателя, а как потенциальный источник роста. К решению социальных вопросов государство привлекает коммерческие и общественные организации, передавая им часть функций и при необходимости финансовые ресурсы[73].

Критериями для оценки степени социальности государства выступают:

соблюдение прав на свободу человека;

гарантии в проведе



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: