Функции и задачи Прокуратуры.




Согласно ст. 125 Конституции Республики Беларусь надзор за точным и единообразным исполнением законов, декретов, указов и иных нормативных актов

- министерствами и другими подведомственными Совету Министров органами,

- местными представительными и исполнительными органами,

- предприятиями организациями и учреждениями,

- общественными объединениями,

- должностными лицами,

- гражданами

возлагается на Генерального Прокурора Республики Беларусь и подчиненных ему прокуроров.

Прокуратура Республики Беларусь – единая и централизованная система органов, осуществляющих от имени государства надзор за точным и единообразным исполнением нормативных правовых актов на территории Республики Беларусь, а также выполняющих иные функции, установленные законодательными актами.

Принципы деятельности прокуратуры – это юридически оформленные руководящие положения, которые закрепляют наиболее общие и существенные свойства организации и деятельности органов прокуратуры, раскрывающие ее сущность и направленность.

Деятельность прокуратуры основывается на принципах:

- законности – в своей деятельности прокурор руководствуется Конституцией Республики Беларусь и соответствующими ей актами законодательства. Прокурор принимает предусмотренные законодательными актами меры по пресечению нарушений законодательства, от кого бы эти нарушения ни исходили, привлечению к ответственности лиц, их совершивших, восстановлению нарушенных прав и законных интересов граждан и организаций.

- равенства всех граждан перед законом – прокурор осуществляет надзор за соблюдением гарантированных государством прав и свобод граждан, закрепленных в Конституции, законодательных актах и предусмотренных международными обязательствами Республики Беларусь, независимо от их пола, расы, национальности, языка, происхождения, гражданства, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к политическим партиям и другим общественным объединениям, а также от иных обстоятельств.

- независимости прокурора – прокурор при осуществлении своих полномочий независим. Какое-либо вмешательство в его деятельность недопустимо и влечет за собой установленную законодательными актами ответственность. Прокурорские работники не могут быть членами политических партий и иных общественных объединений, преследующих политические цели.

- подчиненности нижестоящих прокуроров вышестоящим прокурорам – деятельность прокуратуры осуществляется на основе подчинения нижестоящих прокуроров вышестоящим прокурорам, в том числе Генеральному прокурору.

- гласности – прокурорский работник действует гласно и открыто в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства о защите прав и законных интересов граждан и организаций, а также законодательства о защите государственных секретов и иной охраняемой законом тайны. Не допускаются разглашение прокурорским работником сведений, относящихся к личной жизни гражданина, унижающих его честь и достоинство или способных причинить вред его правам, законным интересам или деловой репутации, а равно разглашение сведений, относящихся к деятельности организации, индивидуального предпринимателя, могущих причинить вред их правам, законным интересам или деловой репутации, если иное не предусмотрено законодательными актами.

- обязательности исполнения требований прокурора – требования прокурора, вытекающие из его полномочий и предъявленные в соответствии с законодательными актами, подлежат исполнению в установленный срок всеми организациями, должностными лицами и иными гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями. При этом информация, истребуемая прокурором, предоставляется безвозмездно. Должностные лица и иные граждане, в том числе индивидуальные предприниматели, обязаны являться по вызову прокурора и давать объяснения об обстоятельствах, связанных с проверкой соблюдения законодательства. В случае уклонения от явки должностное лицо и иной гражданин, в том числе индивидуальный предприниматель, по постановлению прокурора доставляются органами внутренних дел в принудительном порядке.

Задачами прокуратуры являются:

- обеспечение верховенства права, законности и правопорядка,

- защита прав и законных интересов граждан и организаций,

- защита общественных и государственных интересов.

Функции (направления деятельности) прокуратуры:

1) надзор за исполнением законодательства, т.е. надзор за:

- точным и единообразным исполнением законов, декретов, указов и иных нормативных правовых актов республиканскими органами государственного управления и иными государственными организациями, подчиненными Совету Министров, местными представительными, исполнительными и распорядительными органами, общественными объединениями, религиозными организациями и другими организациями, должностными лицами и иными гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями (т.е., надзор за исполнением законодательства);

- исполнением законодательства при осуществлении оперативно-розыскной деятельности;

- исполнением закона в ходе досудебного производства, при производстве предварительного следствия и дознания;

- соответствием закону судебных постановлений, а также за соблюдением законодательства при их исполнении;

- соблюдением законодательства при исполнении наказания и иных мер уголовной ответственности, а также мер принудительного характера.

2) Прокуратура координирует правоохранительную деятельность государственных органов, осуществляющих борьбу с преступностью и коррупцией, а также деятельность по борьбе с преступностью иных организаций, участвующих в борьбе с преступностью.

3) Прокуратура проводит предварительное следствие в случаях, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом.

4) Прокуроры принимают участие в рассмотрении судами гражданских дел, дел, связанных с осуществлением предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности, поддерживают государственное обвинение по уголовным делам, участвуют в административном процессе в соответствии с процессуальным законодательством.

5) Участие в нормотворческой деятельности.

6) Международно-правовая деятельность.

Единую и централизованную систему органов прокуратуры составляют:

- Генеральная прокуратура Республики Беларусь,

- прокуратуры областей, города Минска и приравненные к ним специализированные прокуратуры, являющиеся юридическими лицами,

- прокуратуры районов, районов в городах, городов, межрайонные и приравненные к ним специализированные транспортные и межгарнизонные военные прокуратуры,

- иные государственные организации, созданные в системе органов прокуратуры по решению Президента.

Создание, реорганизация и ликвидация органов прокуратуры осуществляются Президентом Республики Беларусь по представлению Генерального прокурора Республики Беларусь.

Генеральный прокурор Республики Беларусь назначается на должность Президентом с согласия Совета Республики Национального собрания. В своей деятельности он подотчетен Президенту Республики Беларусь.

Генеральный прокурор может быть освобожден от должности Президентом с уведомлением Совета Республики в следующих случаях:

- совершения им преступления, установленного вступившим в силу приговором суда,

- в связи с невозможностью исполнения им своих обязанностей по состоянию здоровья,

- по собственному желанию,

- по иным основаниям, установленным законодательными актами.

Генеральная прокуратура Республики Беларусь является центральным органом системы органов прокуратуры. Генеральную прокуратуру Республики Беларусь возглавляет Генеральный прокурор Республики Беларусь. Генеральный прокурор Республики Беларусь имеет заместителей, в том числе одного первого.

В прокуратурах определенного уровня (Генеральной прокуратуре, прокуратурах областей, города Минска и приравненных к ним специализированных прокуратурах) создаются коллегии прокуратур. Коллегии органов прокуратуры являются совещательными органами.

На заседаниях коллегий:

- рассматриваются наиболее важные вопросы деятельности прокуратуры, требующие коллективного обсуждения и выработки решений;

- обсуждаются проекты важнейших приказов, распоряжений и указаний прокурора;

- заслушиваются отчеты и сообщения руководителей структурных подразделений прокуратуры, нижестоящих прокуроров и иных прокурорских работников, а также руководителей и иных работников государственных организаций, созданных в системе органов прокуратуры;

- заслушиваются сообщения и объяснения руководителей и иных должностных лиц государственных органов, иных организаций и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, по вопросам исполнения законодательства.

Каждая прокуратура имеет свой следственный аппарат, порядок организации и деятельности которого регулируется Законом о Прокуратуре и Указом №99 «О некоторых мерах по совершенствованию деятельности органов прокуратуры».

Компетенция органов прокурорского надзора. Их взаимодействие с правоохранительными и другими органами государства. Пределы распространения надзора органами прокуратуры.

Компетенция органов прокурорского надзора.

1. Прокуратуры осуществляют от имени государства надзорза точным и единообразным исполнением нормативных правовых актов на территории Республики Беларусь. В связи с этим работники данных органов наделяются определенными законодательством полномочиями. Большинство полномочий прокурора является общими для всех отраслей прокурорского надзора (например, внесение представления, протеста, истребование приказов, распоряжений, получение объяснений). Но есть и особые полномочия, присущие прокурорам при осуществлении надзора в той или иной области.

Всей полнотой полномочий обладает Генеральный прокурор, которому присущи и исключительные полномочия (например, право участвовать в заседании Пленума и Президиума Верховного Суда, Высшего Хозяйственного Суда; право внесения представления в Пленум Верховного Суда и Высшего Хозяйственного Суда о необходимости дачи разъяснения; право издавать нормативные правовые акты в форме приказа; право возбуждать уголовное дело в отношении депутата, судьи и др.).

2. Прокуратура координируетправоохранительную деятельность органов внутренних дел, органов государственной безопасности, других государственных органов, осуществляющих борьбу с преступностью и коррупцией, а также деятельность по борьбе с преступностью иных организаций, участвующих в борьбе с преступностью.

С этой целью образуется возглавляемое прокурором координационное совещание по борьбе с преступностью и коррупцией, в состав которого входят руководители государственных органов, осуществляющих борьбу с преступностью и коррупцией, и иных организаций, участвующих в борьбе с преступностью.

В целях обеспечения координации правоохранительной деятельности прокурор:

- проводит заседания координационного совещания, организует временные комиссии (рабочие группы);

- дает письменные указания по вопросам организации борьбы с преступностью и коррупцией, обязательные для исполнения;

- заслушивает отчеты руководителей государственных органов, осуществляющих борьбу с преступностью и коррупцией, иных организаций, участвующих в борьбе с преступностью, по вопросам борьбы с преступностью и коррупцией;

- истребует статистическую и иную необходимую информацию;

- представляет в установленном порядке Президенту Республики Беларусь, Совету Министров Республики Беларусь, Национальному собранию Республики Беларусь, местным представительным, исполнительным и распорядительным органам информацию о состоянии борьбы с преступностью и коррупцией и вносит предложения о мерах по борьбе с преступностью и коррупцией;

- информирует общественность о состоянии борьбы с преступностью и коррупцией, правоохранительной деятельности государственных органов, осуществляющих борьбу с преступностью и коррупцией, деятельности по борьбе с преступностью иных организаций, участвующих в борьбе с преступностью, через средства массовой информации

3. Прокуратура проводит предварительное следствие в случаях, предусмотренных УПК.

4. Прокуроры принимают участие в рассмотрении судами гражданских дел, дел, связанных с осуществлением предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности, поддерживают государственное обвинение по уголовным делам, участвуют в административном процессе в соответствии с процессуальным законодательством.

Полномочия следователя прокуратуры и прокурора при производстве предварительного следствия, участии прокурора в рассмотрении дел судами закреплены УПК РБ.

Генеральный прокурор Республики Беларусь и его заместители, прокуроры областей, города Минска и приравненные к ним прокуроры и их заместители, прокуроры районов, районов в городах, городов, межрайонные и приравненные к ним транспортные и межгарнизонные военные прокуроры, их заместители дают санкцию на проведение процессуальных и иных действий или оперативно-розыскных мероприятий, связанных с ограничением прав и законных интересов граждан и организаций, в случаях, предусмотренных законодательными актами. Санкция либо отказ в ее даче оформляются прокурором в виде резолюции на постановлении о проведении действий (мероприятий), скрепляемой печатью соответствующей прокуратуры.

5. В органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями рассматриваются обращения граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и организаций, содержащие сведения о нарушении законодательства, в порядке и сроки, установленные законодательными актами.

Прокурор ведет личный прием граждан, осуществляет надзор за исполнением требований законодательства, регулирующего порядок рассмотрения должностными лицами обращений граждан и организаций.

Прокурор принимает меры по восстановлению нарушенных прав и законных интересов граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и организаций, привлечению нарушителей к установленной законодательными актами ответственности.

6. Участие в нормотворческой деятельности и совершенствовании практики применения законодательства.

Генеральный прокурор Республики Беларусь вправе издавать в пределах своей компетенции нормативные правовые акты в форме приказов, в том числе утверждающих положения и инструкции.

Генеральный прокурор Республики Беларусь вправе вносить на рассмотрение Пленума Верховного Суда Республики Беларусь, Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь предложения о даче судам разъяснений по вопросам применения законодательства, возникающим при рассмотрении дел и исполнении судебных постановлений.

Генеральная прокуратура Республики Беларусь в порядке, установленном законодательством, принимает участие в подготовке проектов законов и иных нормативных правовых актов.

Генеральный прокурор Республики Беларусь, его заместители, нижестоящие прокуроры территориальных и специализированных прокуратур и их заместители вправе в установленном порядке в пределах своей компетенции направлять предложения в нормотворческий орган (должностному лицу) о принятии (издании), изменении, дополнении, толковании или признании утратившими силу нормативных правовых актов.

7. Генеральная прокуратура Республики Беларусь, прокуратуры областей, города Минска и приравненные к ним Белорусская транспортная и Белорусская военная прокуратуры в пределах своей компетенции осуществляют сотрудничество с органами прокуратуры и иными правоохранительными органами иностранных государств и международными организациями. Генеральная прокуратура Республики Беларусь в пределах своей компетенции участвует в заключении международных договоров Республики Беларусь.

Пределы прокурорского надзора определяются предметом надзора и компетенцией органов прокуратуры в каждой отрасли надзора.

В первую очередь необходимо рассмотреть категорию субъектов, на которых распространяется прокурорский надзор – республиканские органы государственного управления и иные государственные организации, подчиненные Совету Министров, местные представительные, исполнительные и распорядительные органы, общественные объединения, религиозные организации и другие организации, должностные лица и иные граждане, в том числе индивидуальные предприниматели.

Статья 4 Закона определяет те виды нормативных правовых актов, на соответствие которым проверяется деятельность различных субъектов. Следует отметить, что они отличаются в зависимости от вида прокурорского надзора.

Так, на предмет исполнения законодательства прокуратура осуществляет следующие виды надзора:

- общий надзор;

- надзор при осуществлении оперативно-розыскной деятельности;

- надзор при исполнении наказания и иных мер уголовной ответственности, а также мер принудительного характера.

На предмет соответствия закону прокуратура осуществляет следующие виды надзора:

- надзор за исполнением закона в ходе досудебного производства, при производстве предварительного следствия и дознания;

- надзор за соответствием закону судебных постановлений, а также за соблюдением законодательства при их исполнении.

Закон о прокуратуре, регламентируя деятельность органов прокуратуры, конкретизирует предмет надзора применительно к каждой из его отраслей, определяя объем полномочий и сферу деятельности.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: