Основные научные труды Л.С. Выготского по дефектологии




Лев Семенович Выготский

(1896 – 1934)

В свете растущего процента детей с проблемами развития, а также увеличения количества специализированных центров помощи таким детям растет популярность такой науки как дефектология. Дефектология изучает психофизические особенности развития детей с психическими и/или физическими недостатками, закономерности их воспитания и обучения. Дефектология достаточно молодая наука, хотя проблемы в развитии у детей были во все времена, но отношение к ним и способы коррекции были разные. Отечественная дефектология берет свое научное начало в 20-х годах прошлого столетия и одним из отцов-основателей ее является Лев Семенович Выготский.

Спектр его научной работы был велик, и не последнее место в нем занимала дефектология. Причем он вел не только научно-исследовательскую, но и организационную работу. А начал Выготский свою деятельность в Москве в 1924 году на должности заведующего подотделом аномального детства при Наркомпросе. В 1926 году им создана лаборатория по психологии аномального детства при Медико-педагогической станции. Эта лаборатория просуществовала 3 года.

Л.С. Выготский и его сотрудники накопили большой теоретический и практический опыт. Затем эта лаборатория была преобразована в Экспериментальный дефектологический институт (ЭДИ) – предшественник современного Института коррекционной педагогики (Погодинская, 8). В ЭДИ осуществлялась обследование аномального ребенка, диагностирование и планирование дальнейшей работы с глухими и умственно отсталыми детьми. Также существовала школа-коммуна для детей с отклонением в поведении, вспомогательная школа, школа для глухих и клинико-диагностическое отделение. Позднее здесь же стали заниматься проблемами детей с нарушениями речи.

Лаборатория дефектологии МИОО основана в 1937 году с открытием Московского института усовершенствования учителей.

Основные направления деятельности МЛ дефектологии

· Курсы повышения квалификации

· Организационно-методическая работа

· Участие в работе ФППК

· Участие в организации и проведении городского смотра-конкурса профессионального мастерства педагогических кадров для детей с ограниченными возможностями «Сердце, отданное детям»

· Семинар – практикум «Клуб Московский дефектолог» (действующий на постоянной основе).

 

Основные научные труды Л.С. Выготского по дефектологии

 

Самое полное собрание трудов Л.С. Выготского по дефектологии представлено в сборнике «Проблемы дефектологии»,* изданном в 1995 году. В эту уникальную книгу вошли не только все работы Л.С. Выготского по дефектологии, опубликованные ранее в 5 томе 6-ти томного собрания его сочинений,* но и ряд других публикаций.* Ниже приводится полный перечень работ, опубликованных в этом сборнике. Каждая работа сопровождается сноской о времени и месте ее первой публикации, воспроизводящей соответствующую сноску из указанного сборника.

  1. К психологии и педагогике детской дефективности // Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. – М.: Просвещение, 1995. – С. 19–40
  2. Принципы воспитания физически дефективных детей // Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. – М.: Просвещение, 1995. – С. 41–531
  3. Опытная проверка новых методов обучения глухонемых детей речи (Тезисы) // Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. – М.: Просвещение, 1995. – С. 54–57
  4. Принципы социального воспитания глухонемых детей // Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. – М.: Просвещение, 1995. – С. 58–70
  5. Педагогическая психология (Глава XV. Ненормальное поведение) // Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. – М.: Просвещение, 1995. – С. 71–81
  6. Дефект и сверхкомпенсация // Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. – М.: Просвещение, 1995. – С. 82–97
  7. Аномалии культурного развития ребенка // Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. – М.: Просвещение, 1995. – С. 98
  8. Итоги съезда (Отрывок из статьи) // Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. – М.: Просвещение, 1995. – С. 99–100
  9. К вопросу о динамике детского характера // Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. – М.: Просвещение, 1995. – С. 101–112
  10. К вопросу о длительности детства умственно отсталого ребенка // Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. – М.: Просвещение, 1995. – С. 113
  11. Методы изучения умственно отсталого ребенка (Тезисы к докладу) // Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. – М.: Просвещение, 1995. – С. 114
  12. Педологические основы работы с умственно отсталыми и физически дефективными детьми // Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. – М.: Просвещение, 1995. – С. 115–120
  13. Развитие трудного ребенка и его изучение // Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. – М.: Просвещение, 1995. – С. 121–125
  14. Трудное детство // Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. – М.: Просвещение, 1995. – С. 126–138
  15. Основные положения плана педологической исследовательской работы в области трудного детства // Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. – М.: Просвещение, 1995. – С. 139–146
  16. Основные проблемы современной дефектологии // Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. – М.: Просвещение, 1995. – С. 147–173
  17. К вопросу о речевом развитии и воспитании глухонемого ребенка // Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. – М.: Просвещение, 1995. – С. 174–175
  18. Культурное развитие аномального и трудновоспитуемого ребенка (Тезисы доклада)// Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. – М.: Просвещение, 1995. – С. 175
  19. О психологических системах (В сокращении) // Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. – М.: Просвещение, 1995. – С. 176
  20. Орудие и знак в развитии ребенка (Фрагменты из первой и третьей глав) // Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. – М.: Просвещение, 1995. – С. 196–199
  21. Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства // Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. – М.: Просвещение, 1995. – С. 200–263
  22. История развития высших психических функций (Фрагменты) // Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. – М.: Просвещение, 1995. – С. 264–284
  23. К вопросу о компенсаторных процессах в развитии умственно отсталого ребенка // Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. – М.: Просвещение, 1995. – С. 285–305
  24. Коллектив как фактор развития аномального ребенка // Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. – М.: Просвещение, 1995. – С. 306–327
  25. Педология подростка (Фрагменты) // Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. – М.: Просвещение, 1995. – С. 328–356
  26. Предисловие к книге Я.К. Цвейфеля // Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. – М.: Просвещение, 1995. – С. 357–359
  27. Психологический словарь (В сокращении) // Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. – М.: Просвещение, 1995. – С. 360–389
  28. Воображение и его развитие в детском возрасте (Фрагменты) // Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. – М.: Просвещение, 1995. – С. 390–392
  29. Предисловие к книге Е.К. Грачевой // Выготский Л.С. Проблемы дефектологии.– М.: Просвещение, 1995. – С. 393–401
  30. Слабоумие при болезни Пика (Резюме) // Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. – М.: Просвещение, 1995. – С. 402-403
  31. Проблема развития и распада высших психических функций // Выготский Л.С. Проблемы дефектологии.– М.: Просвещение, 1995. – С. 404–418
  32. Психология и учение о локализации психических функций // Выготский Л.С. Проблемы дефектологии.– М.: Просвещение, 1995. – С. 419–425
  33. Проблема умственной отсталости // Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. – М.: Просвещение, 1995. – С. 426–450
  34. Дефектология и учение о развитии и воспитании ненормального ребенка // Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. – М.: Просвещение, 1995. – С. 451–458
  35. Moral insanity // Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. – М.: Просвещение, 1995. – С. 459–461
  36. Слепой ребенок // Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. – М.: Просвещение, 1995. – С. 462–475

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: