Синкретизм и расчленённость




Содержание

Введение

История появления ЖЯ

Общая характеристика ЖЯ

Особенности ЖЯ

Классификация ЖЯ

Этимология ЖЯ

ЖЯ в современной культуре

Заключение

Литература


Введение

 

Жестовыйязык, реже язык жестов - самостоятельный, естественно возникший или искусственно созданный язык, состоящий из комбинации жестов, каждый из которых производится руками в сочетании с мимикой, формой или движением рта и губ, а также в сочетании с положением корпуса тела. Эти языки в основном используются в культуре глухих с целью коммуникации.

Использование жестовых языков людьми без нарушения слуха вторично, однако довольно распространено.

Одним из главных неправильных представлений о жестовых языках является представление, что они каким-то образом зависят от словесных (звуковых и письменных) языков или произошли от них, что эти языки были придуманы слышащими, однако это не так. Также, часто за жестовые языки принимается дактилирование букв (на самом деле используется в жестовых языках в основном для произнесения имён собственных, географических названий, а также специфичных терминов, взятых из словесных языков), калькированная жестовая речь или жестовое артикулирование, используемая слышащими для передачи информации жестами грамматически идентично словесному языку. На самом же деле, жестовые языки почти полностью независимы от словесных и они продолжают развиваться: появляются новые жесты, отмирают старые - и чаще всего это мало связано с развитием словесных языков. Количество жестовых языков в стране не связано с количеством в ней словесных языков. Даже в одной стране, где присутствуют несколько словесных языков, может быть единственный общий жестовый язык, и в некоторых странах даже с одним словесным языком могут сосуществовать несколько жестовых.

жест язык коммуникация слух


История появления ЖЯ

 

В Новое время в Европе, на больших территориях, в рамках целых государств стали складываться единые, национальные языки, а вместе с тем и складываются жестовые. До этого глухие жили достаточно изолированно друг от друга, обучались индивидуально, и в процессе их общения с окружающими в каждом случае вырабатывалась своя система жестов. Важнейшим толчком к развитию и распространению жестовых языков на территории целых государств стало возникновение в конце XVIII в. учебно-воспитательного центра для детей с нарушениями слуха во Франции - под руководством аббата Шарля Мишеля де л’Эпе. Основной задачей сурдопедагогов было научить глухих писать и читать по-французски. В процессе обучения активно использовался так называемый старофранцузский жестовый язык (Old French sign language) - язык, который развился внутри небольшого сообщества глухих в Париже [Wilcox, Wilcox (in press)]. Язык был в учебных целях дополнен "методическими" жестами, обозначающими части речи, род и другую грамматическую информацию. Данная французская методика оказалась успешной и вскоре стала заимствоваться другими странами. Так, в России появляется первое училище для глухонемых в 1806 г. в Павловске), а в США первая школа появилась в 1817 г. в Хартфорде, штат Коннектикут. Но чуть позже, чем в Париже, открывается школа для глухих детей в Лейпциге, созданная С. Гейнике. Гейнике и его последователи видели свою цель в обучении глухих детей устной речи, произношению. На Миланской конференции 1880 г. по проблемам обучения глухих "устный метод" даже был признан более эффективным, чем "мимический" и также вскоре стал применяться в школах Европы, Америки и России.


Общая характеристика ЖЯ

 

С лингвистической точки зрения жестовые языки являются настолько же богатыми и непростыми, как и любой звуковой язык, несмотря на всеобщее отношение к ним как к "ненастоящим" языкам. Профессиональные лингвисты проводили исследования, в ходе которых было обнаружено, что жестовые языки обладают всеми компонентами, характеризующими их как полноценные языки.

Жесты условно-схематичны, иногда придумываются на лету, необязательно имеют визуальную связь с обозначаемым словом (то есть также как и обычные языки неономатопеичны). Также, они не являются визуальной интерпретацией обычных языков; они обладают своей грамматикой, могут быть использованы для обсуждения самых различных тем: от простых и конкретных до возвышенных или абстрактных.

Слова жестовых языков, как и слова обычных языков, состоят из элементарных, не обладающих смыслом компонентов - хирем (аналогия в обычных языках - фонемы). Жест может состоять из 5 элементов, объединённых в акроним HOLME по первым буквам английских слов:

· Handshape (форма руки),

· Orientation (ориентация ладони),

· Location (местоположение руки, артикуляция),

· Movement (движение),

· Facial Expression (мимика, иногда: неручные маркеры).

Особенности ЖЯ

 

Конкретность

В то время как для слова характерно обобщение, для жеста - конкретность. Отсутствие в жесте широкого обобщения, ограниченного изображением признака предмета и характера действия, видно из того, что например, нет единого жеста для передачи таких слов, как большой (большой дом, большая собака, большой заработок, большой человек.) и идти, обозначающего движение, перемещение, отправление, наступление (человек идет, солдаты идут, весна идет, поезд идет, лед идет, письмо идет, деньги идут). Слова такого рода показываются разными жестами, конкретно и точно передающими признак, движение и т.п. В отличие от слова, называющего предмет (номинативная функция), жест изображает. Если элементы слова (звуки и буквы) не зависят от материальной характеристики предмета, то движение руки передает признак предмета или действия - поэтому жесты всегда образны. Например, при показе жеста дом кисти рук как бы рисуют крышу, книга - раскрывают страницы, любить - прикладываются к сердцу, дружить - складываются в рукопожатие.

Так как название какой-либо вещи не имеет ничего общего с ее природой, мы не можем объяснить, как возникли непроизводные слова, сказать, почему стол называется столом, день - днем, хлеб - хлебом. Зато происхождение ручных знаков в подавляющем большинстве случаев можно легко проследить. Даже у самых неясных по этимологии жестов можно найти истоки, восстановить их первоначальный рисунок, хотя, как правило, он стирается со временем, становится схематичным, более условным.

Образность

Образность жеста способствует более легкому его запоминанию, простоте восприятия, что делает жестовую коммуникацию общепонятной для глухих людей. Если, к примеру, нам вовсе не знаком финский язык, то слова minä, pelätä, kauas (я, бояться, далеко) ничего не значат и запоминаются с трудом. А вот жесты, обозначающие эти слова, понятны и быстро усваиваются.

Синкретизм и расчленённость

Язык жестов, помимо конкретности и образности, характеризуется и другими своеобразными признаками. Так, речевые жесты обладают свойством синкретизма, слитности в передаче понятий, обозначаемых различными словами, но относящихся к общей категории явлений, действий, предметов. Например, понятие огонь, костер или театр, спектакль, представлять поначалу не дифференцируются, так же как не расчленяются действующее лицо, орудие и процесс действия (столяр, рубанок, строгать), действие и его результат, продукт действия (рисовать, картина; доить, молоко) и т.п. Для различения подобных, близких или синонимичных понятий вводится обозначение дополнительных признаков (картина = рисовать + рама), а слово при этом артикулируется.

Аморфность

Существенным отличием жесто-мимической речи является ее аморфность. Речевой жест содержит понятие, но не выражает форму числа, рода, падежа, а также наклонения, времени и вида. Аграмматичность мимики наиболее отчетливо проявляется в жесто-мимической речи неслышащих, не владеющих языком слов. В этой первичной знаковой системе из весьма ограниченного количества жестов образуются их простые сочетания путем агглютинации ("склеивания") в известном порядке:

действующее лицо, предмет - действие (Я - работать),

действие - отрицание (хотеть - нет),

предмет - качество,

состояние (ребенок - больной, тяжело)

и т.д. В такой "натуральной мимике" словесное сообщение: "Я сегодня не была на работе, потому что тяжело заболел ребенок" будет выражено следующим набором жестов: "Я - работать - сегодня - быть - нет - почему - ребенок - больной - тяжело". Определенным образом, введением дополнительных жестов, передаются категории времени, числа, например: "Скоро я получу отпуск = Я - отпуск - скоро - получить - буду" или "У меня есть друзья = Я - есть - друг - много".



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: