Тема: Социально-экономические и политические особенности развития арабо-мусульманской цивилизации. Роль ислама.




Германцы завоевали Западную Римскую империю. А часть Восточной Римской империи завоевали арабы. Они никогда не были подвластны Римской империи и не принимали христианства. У каждого арабского племени было свое божество. Общим для всех племен предметом почитания являлся черный камень, который находился в Мекке.

Огромное значение имело объединение арабских племен на основе ислама. Основателем ислама (в переводе с арабского «покорность») был пророк Мухаммед (570-632), уроженец Мекки, реальное историческое лицо. Он принадлежал к жре­ческому роду, но детские годы провел в бедности, рано оставшись без родителей. По роду занятий будущий пророк был торговцем, много путешествовал, был очень впечатлительным и склонным к размышлениям. Новое вероучение, которому было суждено стать одной из мировых религий, было обретено Мухаммедом как божественное откровение свыше. Некоторые исследователи считают, что это про­изошло во время очередного эпилептического припадка.

Проповеди Мухаммеда не понравились жрецам Мекки. В 622 г. из-за пресле­дований новому вероучителю пришлось бежать в Медину С момента «хиджры» (бегства) Мухаммеда из Мекки мусульмане («покорные Аллаху») ведут свое от­дельное летоисчисление. В Медине была построена первая мечеть, установлены правила молитвы и поведения в быту, ритуал бракосочетания, порядок наследова­ния и прочие атрибуты.

В 630 г. Мухаммед вернулся в родной город во главе вооруженного отряда. Жрецы и население Мекки после нескольких лет вооруженного противоборства приняли Мухаммеда и его новое учение. Победа укрепила авторитет Мухаммеда в Аравии. Представители различных аравийских племен заключали с ним союзы и принимали ислам.

Мухаммед организовал огромный религиозно-политический союз, во власти которого оказалась значительная часть Аравии. В сильном централизованном го­сударстве, созданном Мухаммедом, верховный правитель был одновременно и ре­лигиозным вождем. Мухаммед стремился распространить свое влияние на Пале­стину и Сирию, но в 632 г. умер, не оставив мужского потомства. По одной из легенд его отравили. Похоронен Мухаммед в Мединской мечети. Вождь, наследовавший Мухаммеду, носил название халифа. Арабское государство называлось халифатом.

У арабов в VIII—IX вв. основной формой земельных владений стали земельные участки, предоставляемые халифом в качестве пожалования. Крестьяне пожалован­ных земель платили налоги государству и ренту феодалу. Арабские феодалы были обязаны нести военную службу. Значительная часть земель принадлежала мусуль­манским духовным учреждениям. С этих вакуфных земель не собирали налогов и не требовали военной службы. Широкое распространение приобрела практика дарения земельных владений духовенству. Такие вакфы были номинальными, так как феодалы большую часть доходов оставляли за собой. Арабы не навязывали ис­лама в завоеванных землях. На немусульман просто накладывался дополнительный налог, что оказывалось сильным стимулом для принятия новой веры.

Быстрый триумф и распространение ислама были обусловлены рядом обстоя­тельств.

Во-первых, мусульманство было молодой религией, но сумело творчески переработать и вобрать в себя многое из христианства, иудаизма, зороастризма и т. д. Ислам содер­жал привлекательную идею загробной жиз­ни. В джанне («сад» по-арабски), мусуль­манском раю, правоверного ждали тенистые сады с каналами и прудами, с реками молока, вина и меда. Обитателей джанны вознаграж­дали супругами-девственницами — гуриями. Им прислуживали вечно юные мальчики, а охраняли ангелы. В джаханнаме (ад), на­против, полагалось гореть в вечном огне, пить кипяток и гнойную воду, мучиться от жгучего холода и т. д. Всем немусульманам полагался только ад.

Среди 120 тыс. пророков, предшество­вавших Мухаммеду, почетные места отводились Адаму, Ною, Аврааму, Моисею (Муса), Иисусу (Иса) и другим уважаемым персонажам. Правоверные считали, что в день Страшного суда Мухаммед и Иисус будут вместе вершить свой суд над людьми.

Во-вторых, новая религия отличалась простотой. Обращаемые должны были выполнять пять основных требований.

1. Признавать главный догмат — «Нет Бога, кроме Бога (Аллаха), и Мухаммед — пророк его».

2. Молиться пять раз в день, обратившись лицом к Мекке.

3. Поститься один месяц в году (рамадан, или рамазан).

4. Обязательно раздавать милостыню, своеобразный налог в пользу бедных (закят).

5. Не менее одного раза в течение своей жизни совершить паломничество в Мекку.

Эти требования были понятными, доступными, легко усваивались массами кочевников-скотоводов, воинами, торговцами Ближнего Востока.

В-третьих, для народов, принявших мусульманство, новое вероучение стало достаточным основанием для экспансионистских устремлений. Желание при­нести истинную веру, приобщить к ней другие земли и народы стало для арабов идеологической основой ведения священной войны — газавата, которая давала воинам возможность обогатиться. Мощная экспансия арабов затронула огромные территории. К середине VIII в. под властью арабских халифов оказались Аравия, Сирия, Палестина, Месопотамия, Египет, Северная Африка, Пиренейский полу­остров, Закавказье, Средняя Азия, Индия. Наступление арабов было остановлено на юге Франции в битве при Пуатье (731), у Константинополя византийцами (718), а также китайцами. Государство халифов простиралось от Атлантического океана до реки Инд. Ни одно государство никогда не было больше его.

В-четвертых, важным преимуществом ислама стала его мощная консолидиру­ющая, объединяющая сила, центростремительная тенденция. Новое учение не только указывало путь к спасению, содержало в себе идею развития, движения, распространения, но и предложило новую систему ценностей, представленную в Коране.

Мусульманская цивилизация обладала значительным творческим потенциалом и дала немало нового в разных сферах жизни.

Мухаммед и первые халифы (избранные наследники) создали особую разновид­ность государства, которое принято называть теократическим (теос — бог, кратос — власть). Государство Арабский халифат называют теократическим государством. В Арабском халифате (632-1258) вся религиозная, военная и административная власть сосредотачивалась в руках халифов. После убийства четвертого хали­фа — Али — мусульманами управляла династия Омейядов (661-750). Центром страны был Дамаск. В результате жестокой резни Омейядов сменили Абассиды (750-1258), которые перенесли столицу в Багдад.

Халифат представлял собой военную деспотию. Ближайшим лицом к халифу был визирь, который отвечал за финансово-хозяйственные дела, распоряжался от имени халифа, был чем-то вроде премьер-министра. Визирь опирался на огромную сеть шпионов, бывшую одновременно и государственной почтовой службой, впервые функционировавшей на постоянной основе. Опорой верховной власти была гвардия. Отдельными областями управляли шейхи и сеиды. Первичной ячейкой арабского общества была палатка, объединявшая семью как часть рода, племени.

Жесткая вертикальная система государственного управления сочеталась с уни­фицированной налогово-податной и денежной системой. В пользу халифа платился вакф. В военных трофеях он составлял до 20%. Все население платило поземельный налог — харадж — десятую часть доходов, а также натуральный налог на войско. Немусульманское население платило дополнительную подушную подать, от ко­торой можно было избавиться, приняв ислам. Быстрое распространение получил арабский язык.

Четкая организация войска, высокая маневренность, религиозный фанатизм (погибшему воину гарантировалось прямое попадание в рай), а также внутренние неурядицы, терзавшие государства соседей, — все это позволило арабам осуще­ствить огромные завоевания.

Однако уже в первой четверти IX в. первая мусульманская империя стала рас­падаться на отдельные государства. С конца X в. арабские территории попали под влияние усилившегося Ирана. В 1258 г. арабский халифат прекратил свое суще­ствование с захватом Багдада монголами.

Арабы многое сделали для совершенствования орошаемого земледелия. Глав­ным образом арабам мир обязан знакомством с такими полевыми, бахчевыми и садовыми культурами, как гречиха, рис, абрикосы, арбузы, лимоны, дамаскская роза, тростниковый сахар. У арабов не было серьезных конкурентов в коневодстве, овцеводстве, верблюдоводстве, в производстве многих продуктов питания, упряжи, транспортных средств, оружия, домашней утвари и т. д. Арабами был найден фос­фор, указан способ приготовления чистого алкоголя и серной кислоты. На арабском востоке производились бумага, керамика, различные стройматериалы, благовония, ткани (шелк, дамаст, муслин, атлас). Арабские географы составили фундамен­тальные описания тогдашнего культурного мира («Золотые луга» Масуди в X в., географическая энциклопедия Якута в XIII в. и т. д.). Арабская цифровая система стала общепринятой в мире. Считается, что она была заимствована у индийцев, но арабские математики ввели понятие «нуля». Многое сделали арабские пере­водчики для сохранения античных, китайских, индийских, византийских текстов. Благодаря арабам происходило быстрое развитие производительных сил, культуры во многих районах. В Европе это был Пиренейский полуостров, нынешняя терри­тория Испании.

Ислам был принят в Иране, для которого в этом приобретении оказалось больше плюсов, чем минусов. В средневековом Иране высокого уровня достигло ремесло. Из серебра изготавливались великолепная посуда, украшения. Богатой отделкой и высоким качеством отличалось холодное оружие. Под влиянием ислама получило развитие храмовое зодчество (мечети), строительство крепостей, мостов, дорог, широко использовались орнаменты, керамика и т. д.

Мировое значение достижений иранской художественной культуры стало осознаваться постепенно. Поэма «Шахнаме», вобравшая в себя национальный эпос персов и таджиков и принадлежащая перу Абулькасима Фирдоуси (ок. 940-1020), оказала большое влияние на литературу не только Востока и Запада отточенностью формы, идеями тираноборства, справедливости и гуманизма. Труд­но назвать страну, где не было бы поклонников Омара Хайяма (ок. 1048-1122). Его четверостишья — рубай — проникнуты гедоническими мотивами, пафосом свободы личности, антиклерикальным вольнодумством. Будучи математиком, этот энциклопедист средневекового Ирана дал изложение решения уравнений до 3-й степени включительно. Образ романтического, загадочного Востока уже в 20-х гг. XX в. вдохновил русского поэта С. А. Есенина на цикл великолепных стихов «Персидские мотивы».

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: