Второй этап работы заключался в практической деятельности по осуществлению педагогического эксперимента (11 лет), предварительному обобщению его результатов.




Пояснительная записка.

Ткачество – один из самых распространенных и древних видов ремесла новгородчины. Слава новгородских мастеров-ткачей была известна далеко за пределами Руси. Дошедшие до нас образцы этнографических тканей, материалом для изготовления которых служили лен, конопля, шерсть поражают прочностью, сложностью и изяществом исполнения. Секреты и таинства мастерства передавались из поколения в поколение, определяя самобытность, уникальность и высокую культуру исполнения. В наши дни это самобытное искусство почти забыто и именно поэтому возникла необходимость создать программу по сохранению традиционной, региональной ремесленной культуры.

Эмпирическую базу программы составляют информационно-методический банк данных по традиционным видам новгородского ткачества, вещественные, письменные, изобразительные (фото), этнографические материалы, ткацкое оборудование (станки, рамы, приспособления для ручного ткачества) экспериментальные исследования автора в области народных прикладных технологий в современных условиях на основе изучения потребностей и запросов учащихся.

Сопоставление результатов регулярных многолетних экспедиционных и экспериментальных исследований в области народного прикладного творчества позволило сделать обобщение, выходящее за пределы прикладного характера в более широкий культурологический контекст.

Этапы разработки программы. Первый этап работы над программой был связан с разработкой методологических подходов к изучаемой проблеме на основе анализа этнографических первоисточников, с разработкой концепции, подготовкой инструментальной базы- программы. На данном этапе была осуществлена разработка информационных схем «подвязей» по методике фиксации этнографического материала, разработана программа проведения педагогического эксперимента, определена его база.

Второй этап работы заключался в практической деятельности по осуществлению педагогического эксперимента (11 лет), предварительному обобщению его результатов.

Третий этап состоял в анализе результатов опытно-экспериментальной деятельности, интерпретации, проверке и верификации отдельных данных, апробации полученных результатов. Авторская программа апробирована на образовательных курсах «Новгородской детской музыкальной школы русского фольклора».

Научная новизна авторской образовательной программы заключается в комплексном освоении ткацких ремесленных традиций в целях художественного развития личности, формирования этноисполнителя в системе дополнительного образования. Это нашло отражение:

· в определении возможностей использования традиций ремесленной культуры в практике художественного развития личности;

· в комплексном обобщении результатов экспедиционно- исследовательской деятельности, ремесленного педагогического опыта и определение его использования в учебном процессе;

· в разработке авторской методики сохранения традиционной ткацкой ремесленной культуры;

· в выявлении и систематизации видов, технологий ткачества новгородской земли.

Практическая значимость: Программа раскрывает роль народного прикладного творчества в эстетическом развитии личности, ее социализации, определяет пути и средства освоения личностью ремесленной культуры во всем разнообразии ее компонентов. Настоящая программа предлагает методический материал по осуществлению образовательного курса «Традиционные народные ремесла. Станочное, ручное, рамное ткачество Новгородского края».

Учебный курс программы направлен на формирование общей духовной культуры, на сохранение и преемственность локальных ремесленных традиций и рассчитан на пятилетний летний курс обучения. (170 учебных часов в соответствии с утвержденным учебным планом).

За курс обучения учащиеся знакомятся с историей, традициями новгородского ткачества, познают значение древней символики, осваивают традиционные приемы ткачества половиков, поясов, тканей которые издавна использовались мастерицами на территории Новгородской области. Приобретая ремесленные навыки, работая на раме, ткацких станках, технологических приспособлениях необходимых для ручного ткачества, учащиеся исполняют карман – лакомник, головной убор, очелье, дорожки, пояса.

Осознание роли многовекового потенциала народной ремесленной педагогики и перспективность использования накопленного опыта в современной педагогической практике, автор ставит проблему раскрытия творческих возможностей ткацкой ремесленной культуры, изучение ее сущности, специфики, особенности функционирования и передачи ремесленных традиций.

Качество ремесленной этнопедагогики подтверждается высоким уровнем мастерства ткачих при отсутствии академических институтов, поэтому и возникла необходимость раскрытия технологических основ ремесленной народной педагогики.

Внимание программы именно поэтому направлено на формирование отдельных аспектов этносреды, которые в настоящее время практически утрачены и не имеют преемственного продолжения.

Цель программы - формирование общей культуры личности, социальная адаптация учащихся, оптимизация воспитания учащихся на культурно-этнографическом наследии новгородского края, поддержка одаренных детей, сохранение национальных духовных ценностей и принципов преемственности, развитие у учащихся творческого мышления, художественного вкуса, фантазии, трудолюбия, пробуждение у учащихся интереса и любви к традиционной ремесленной культуре, формирование мастеров-ремесленников в современных условиях фольклоризма.

Цель определила задачи:

Обучающие:

· предоставить учащимся теоретические знания по

различным видам, технологиям, приемам ручного, станочного, рамного ткачества, научить учащихся применять теоретические знания в практической деятельности;

· обучить учащихся практическим навыкам и умениям ткачества;

Развивающие:

· освоение локальных ремесленных традиций;

· приобретение навыков владения набором технологических приемов и инструментарием.

Воспитывающие:

· воспитать этноисполнителя в современных условиях;

· воспитывать терпение, умение доводить работу до конца;

Возраст детей участвующих в реализации данной программы 9 -13 лет.

Сроки реализации данной программы 5 лет.

Основной формой освоения материала является индивидуальный урок. В рамках урока происходит:

· усвоение теоретического материала;

· составление и чтение схем-подвязей;

· заправка оборудования;

· освоение теоретического и практического материала, знаний и навыков;

· самостоятельная работа.

Продолжительность занятий:

На протяжении всего срока обучения – 1 час в неделю с 10 минутным перерывом для отдыха детей и проветривания помещения.

Прогнозируемые результаты и способы их проверки:

По окончании курса учащиеся должны знать и уметь:

· исторические, технологические особенности трех видов ткачества: ручного, станочного, рамного;

· способы расчетов снования основ для каждого вида ткачества;

· заправка ткацкого оборудования: рама, бердо, дощечки, ткацкий станок;

технологические приемы ткачества:

· на раме (с шерстяной нитью, бисером)

· на бердо техника – «Полоска. Заправка в узор».

· на дощечках (техника «Елочка», «Елочка с перебросом».)

· на ткацком станке техника «Лента подзорина», «Закладное ткачество»,

· на ткацком станке техника «Брань».

Формы подведения итогов реализации данной программы:

· отметки за текущую работу (по 5-ти бальной системе)

· отчетная выставка работ.

Более подробно формы подведения итогов по годам обучения будут рассмотрены в разделе «Методическое обеспечение программы».

 

 

Содержание образовательного процесса

 

 

Учебно-тематический план 5 летнего курса обучения

 

Тема Кол-во часов Содержание
Теоретические занятия: История развития ткацкого ремесла   Сведения о видах ткачества в культурно-историческом аспекте. Сведения об особенностях и многообразии приемов ткачества. Художественные и региональные специфики.
Практические знания: 1. Расчеты, составление схем-подвязей, снование, заправка оборудования 2. Освоение технологических приемов: - рамное ткачество техника «Брань». Прогнозируемый результат: карман – лакомник. - рамное бисерное ткачество Прогнозируемый результат: головной убор «очелье». - ткачество на дощечках: Освоение техники «Елочка». Ткачество на бердышке: освоение техники «заправка в узор». Прогнозируемый результат пояс. - станочное ткачество: Половики. Освоение техники «закладное ткачество». Прогнозируемый результат: столешница. -станочное ткачество: Ткани. Освоение техники «Брань». Прогнозируемый результат: прошвы.       Овладение практическими навыками и умениями ручного станочного и рамного ткачества
     

План предусматривает самостоятельную работу в овладении практическими знаниями.

1 год обучения – 34 часов (индивидуальная форма урока)

2 год обучения – 34 часа (индивидуальная форма урока)

3 год обучения – 34 часов (индивидуальная форма урока)

4 год обучения – 34 часов (индивидуальная форма урока)

5год обучения-34 часа (индивидуальная форма урока)

5-летний курс обучения – 170 часов.

Учебно-тематический план первого года обучения (3 класс)

На первом году обучения приобретаются знания и навыки в освоении приемов рамного ткачества. Материал – шерсть. Учащиеся должны выполнить работу: карман лакомник в технике традиционного бранного ткачества.

Тема Кол-во часов Темы уроков Знания, умение, навыки Наглядный материал Технические средства цель
История развития рамного ткачества   Традиции Новгородского рамного ткачества. Виды, приемы, технологии. Понимание технологических особенностей Иллюстрации, готовые изделия Технологические инструментарии для рамного ткачества Знакомство с рамным ткачеством как частью этнокультуры
Заправка рамы, цветовое и композиционное решение работы   Натягивание основы, значение цвета Овладение знаниями по заправке рамы Рама, льняная нить или х\б нить Ножницы, нить, рама Научить заправлять раму
Узор-орнамент   Составление схемы - подвязи Овладение навыками составления и чтения схем-узоров Схема-подвязь Карандаш, бумага, лист в клетку Научить составлять схему-подвязь
Овладение технологическим приемам рамного ткачества – брань   Овладение технологическим навыком снятия работы с рамы.   Оформление работы.     1 час     1 час Освоение технологического приема – брань. Ткачество кармана - лакомник. Снятие работы с рамы     Оформление работы Научиться технологическому приему ткачества на раме.   Приобретение навыков по снятию работы с рамы. Приобретение навыков по вязанию кисточек. Готовое изделие   Фото материал по снятию работы с рамы. Фото материал по изготовлению кистей. Рама, шерстяная нить, ножницы, иглы     Рама, крючок.     Вьюшка, ножницы. Ткачество подушки.   Оформление работы.     Оформление работы.
  34 часа          

 

 

Содержание образовательного курса:

Тема 1 – 1час. История развития рамного ткачества. Традиции Новгородского рамного ткачества. Виды, приемы, технологии. Теоретическая лекция с показом инструментария, этнографических и ученических работ.

Тема 2 - 1 час. Заправка рамы. Практическое занятие.

Тема 3 - 2 часа. Составление подвязи узора. Практическое занятие.

Тема 4 – 28 часов. Овладение рамным ткачеством. Изготовление работы «Карман лакомник» в технике браного ткачества.

Тема 5 – 1 час. Снятие работы с рамы. Практическое занятие.

Тема 6 – 1 час. Оформление работы. Практическое занятие по вязанию кисточек.

 

Учебно-тематический план второго года обучения (4 класс)

На втором году обучения приобретаются навыки и знания по традиционному бисерному рамному ткачеству. Учащиеся выполняют девичий головной убор «Очелье», декоративное панно.

Тема Кол-во часов Тема уроков Знания, умения, навыки Наглядный материал Технические средства Цель
Традиции и история новгородского бисерного рамного ткачества.   Традиционное новгородское бисерное ткачество Знакомство с этнографическими образцами бисерного ткачества. Его региональные особенности Коллекция этнографических образцов. Фотографии, коллекция этно-образцов. Знакомство с традиционным рамным бисерным ткачеством.
Инструментарий, расчет узора.   Составление схемы подвязи. Заправка рамы   Заправка рамы. Расчет основы.   Составление схемы подвязи узора Заправка рамы, натягивание нитей основы. Умение составлять и читать схему-подвязь узора. Рама, нить, ножницы, горшки, бисер, иглы. Детали рама, ножницы горшки, иглы, бисер. Научить навыкам заправки рамы, расчету схемы узора.
Освоение технологического приема (бисерное тканье)   Снятие работы с рамы         1 час Освоение приемов бисерного тканья. Ткачество головного убора «очелье». Чтение схемы.   Снятие работы с рамы Овладение навыков бисерного ткачества. Чтение схем узоров.   Овладение техникой снятия работы с рамы. Заправленная рама, иглы, нити, ножницы, бисер.     Фото материал по снятию работы с рамы. Технологический инструментарий   Рама, крючок.   Овладение навыками традиционного бисерного тканья.   Снятие работы с рамы.
Пошив оформление головного убора. 3 часа Оформление головного убора Освоение технологических приемов шва «козлик» Готовое изделие Нить, ткань, ножницы иглы Изготовление головного убора
  34 часа          

 

 

Содержание образовательного курса:

Тема 1 – 1час Традиционное новгородское бисерное ткачество. Теоретическая лекция с показом инструментария и этнографических работ.

Тема 2 - 1 час. Заправка рамы. Практическое занятие.

Тема 3 - 2 часа. Составление подвязи узора. Практическое занятие.

Тема 4 – 26 часов. Овладение приемом бисерного рамного ткачества. Изготовление головного убора «Очелье». Практические занятия по освоению бисерного ткачества.

Тема 5 – 1 час. Снятие работы с рамы. Практическое занятие.

Тема 6 – 3 час. Пошив оформление головного убора. Практические занятия по пришиванию бисерного очелья к ленте.

 

 

Учебно-тематический план третьего года обучения (5 класс).

Третий год обучения предусматривает освоение техник ручного ткачества. Учащиеся выполняют праздничный пояс в двух технологических приемах на выбор, на дощечках или на бердышке.

Тема Кол-во часов Темы уроков Знание, умение, навыки Наглядный материал Технические средства Цель
Ручное ткачество на дощечках. 34 часа   1часа   1 час     30 часов     2 часа Техника «елочка». Расчет основы. Составление схемы подвязи. Снование основы. Заправка дощечек.   Освоение технологического приема. Ткачество пояса.     Оформление пояса. Изготовление кисти Обучение практическим навыкам традиционного ручного ткачества. Приобретение навыков ручного ткачества на дощечках.   Освоение техник вязания кистей. Схема подвязь. Технологический образец. Этнографический образец.     Образцы кистей. Дощечки, иглицы, нож, нить, доска сновалка, лист бумаги в клетку, карандаш, линейка.     Вьюшка, круги для изготовления помпонов, крючок. Освоение технологического приема ручного ткачества на дощечках.     Изготовление пояса.   Оформление пояса кистями.
Всего часов 34 часа          

 

 

Содержание образовательного курса:

Тема 1 – 1час Ручное ткачество на дощечках. Расчет основы. Составление схемы – подвязи. Практическое занятие по составлению шифра и его прочтению.

Тема 2 - 1 час. Снование основы. Практическое занятие.

Тема 3 - 1 часа. Заправка «дощечек». Подача нитей основы в глазки дощечек. Практическое занятие.

Тема 4 – 28 часов. Практические занятия по овладению техникой ручного ткачества на дощечках. Технологический прием «Елочка». Изготовление праздничного пояса.

Тема 5 – 2 час. Снятие работы. Оформление работы кистями. Практические занятия.

Тема 6 -1 час. История ручного ткачества поясов. Теоретический урок по истории изготовления поясов, использованию в традиционном костюме и празднично - обрядовой культуре.

 

Учебно-тематический план четвертого года обучения (6класс).

Третий год обучения предусматривает освоение технологии станочного ткачества. Учащиеся выполняют передник в технике «Закладное ткачество».

 

  Кол-во часов Темы уроков Знание, умение, навыки Наглядный материал Технические средства Цель
Новгородский половик, традиции и современность   Богатство и разнообразие технологических приемов ткачества половиков Изучение видов традиционного ткачества. Технологические, этнографические образцы. Коллекция половиков Знакомство с ткацкой ремесленной культурой региона.
Расчет основы, снование   Расчет основы, снование Умение составления расчета основы, снование основы. Схема-подвязь Сновалка бумага в клетку, цветные карандаши Освоение технологии снования и расчета.
Заправка станка   Навивание колоды, набивка берда, подача нити в нитченки, крепление основы Овладение навыками заправки станки Заправленный станок Детали ткацкого станка Освоение технологии заправки ткацкого станка
Ткачество столешниц     2 часа Ткачество столешниц, передника. Освоение приема «Закладное ткачество».   Оформление работы кисточками. Приобретение навыков в освоении технологического приема. Этнографический образец Станок, тканый уток, нитки, ножницы Обучение традиционной манере ткачества.
Всего часов 34 часа          

 

 

Содержание образовательного курса:

Тема 1 – 1час. Новгородский половик, традиции и современность. Богатство и разнообразие технологических приемов ткачества половиков. Теоретическая лекция с показом фотоматериалов и этнографических образцов.

Тема 2 - 3 час. Расчет основы. Практические занятия по расчетам основ в цвете и снованию основы.

Тема 3 - 5 часа. Заправка станка. Практическое занятие: навивание колоды, перевод зева, подача нитей в нитченки, набивка берда, крепление нитей основы.

Тема 4 – 23 часов. Практические занятия по овладению станочного ткачества половиков. Изготовление столешниц в технике «закладного ткачества».

Тема 5 – 2 час. Снятие работы. Оформление работы кистями. Практические занятия по изготовлению кистей.

 

Учебно-методический план пятого года обучения (7 класс).

Четвертый год обучения посвящен освоению традиционных приема станочного ткачества тканей холст, «Брань». Учащиеся выполняют комплект прошв к традиционной праздничной рубахи.

 

Тема Кол-во часов Тема уроков Знание, умение, навыки Наглядный материал Технические средства Цель
Как рождается нить. Технологическое разнообразие ткани холст ее использование в быту и традиционном костюме. Орнамент и его значение.   Локальные традиции новгородского ткачества. Понимание технологических особенностей. Фото, этнографические образцы. Ткацкий набор инструментария. Изучение этнографических образцов. Знания по традиционному костюму. Понимание знаков символов
Расчет основы, снование   Расчет основы, снование Приобретение навыков снования и расчета Схема-подвязь Сновалка, бумага в клетку, цветные карандаши Освоение технологического приема снования и расчета.
Заправка станка   Навивание колоды, подача нитей в нитченки, набивка берда Научиться заправлять станок Заправленный станок Детали ткацкого станка, нити Освоение технологии заправки
Составление схемы подвязи узора.   Освоение технологического приема ткачества холста, и техники брань.   Снятие работы с ткацкого станка. Оформление работы.         Ткачество холста и браной каймы.     Снятие работы с ткацкого станка.     Приобретение знания и умений по составлению схем узоров   Приобретение технических навыков ткачества   Приобретение знаний по снятию работы со станка.   Схема – подвязь     Технологический образец   Фото материал по снятию работы с ткацкого станка. Ткацкий станок, нить, иглы-вардушки, ножницы, челноки. Схема – подвязь (лист в клетку с узором).   Ножницы, утюг. Овладение практическими навыками браного тканья.   Освоение техники ткачества «брань»   Готовое изделие.
  34 часа          

 

Содержание образовательного курса:

Тема 1 – 1час. Как рождается нить Технологическое разнообразие ткани холст ее использование в быту и традиционном костюме. Локальные традиции новгородского ткачества. Орнамент и его значение. Теоретическая лекция с показом этнографического фото материала.

Тема 2 - 3 час. Расчет основы. Снование основы. Практические занятия.

Тема 3 - 5 часа. Заправка станка. Практическое занятие: навивание колоды, перевод зева, подача нитей в нитченки, набивка берда, крепление нитей основы.

Тема 4 – 3 часа. Составление схемы – подвязи узора, приобретение навыков прочтения схемы. Практическое занятие.

Тема 5 – 21час. Практические занятия на ткацком станке овладение техникой браного ткачества. Изготовление прошв к исподней рубахе.

Тема 5 – 1 час. Снятие работы. Оформление работы кистями. Практическое занятие.

 

Методическое обеспечение авторской образовательной программы.

 

1.Формы занятий:

· теоретические

· практические

· самостоятельная работа на дому: подготовка учебно-вспомогательного материала (нарезка тканевых лент, намотка клубков), закрепление практических навыков, выполнение зачетных работ;

2.Методы и приемы организации учебно – воспитательного процесса

· Объяснительно – иллюстративный метод:

-беседа, этнографические образцы, фотографии, иллюстрирующие и раскрывающие темы занятий.

· Репродуктивный метод:

- выполнение тканых работ по схеме-подвязи, осуществление самоконтроля по разработанным оценочным критериям

· Частично-поисковый метод:

- самостоятельный выбор орнаментов, узоров, составление схем-подвязей.

· Методы стимулирования и мотивации:

- участие тканых работ в выставках

- похвальные грамоты, благодарственные письма.

3. Материально-техническое оснащение занятий:

· Светлое просторное помещение;

· Инструментарий для ручного ткачества бисером: ткацкие рамы,

иголки, нитки, бисер;

· Комплекты для ручного браного ткачества на раме (рамы, иглы, гребни, спицы наборные, шерстяные нити);

· Ткачество на «бердо»

- берда

- иглицы

- ножи

· Ткачество на «дощечках»

- дощечки – 10 шт.

- иглицы

- ножи

- ножницы

- нити х./б, шерстяные

- тетрадь в клетку

- цветные карандаши.

· Ткацкие станки

- нитки х./б

-тетрадь карандаши.

- иглицы

-вардушки.

 

Формы подведения итогов.

В течение учебного года учащиеся выполняют 1-2 тканые работы качество выполнения, которых, оценивается по пятибалльной системе.

Критерии оценки знаний, умений и навыков.

При оценке знаний и умений учитываются: уровень освоения теоретического материала, качество и чистота технического исполнения работы.

Оценки по предмету «Традиционные народные ремесла. Станочное, ручное, рамное ткачество новгородского края»

Оценка «5» (отлично) ставится:

· если качество исполнения работы, чистота соблюдения традиционных технологий соответствуют предъявляемым требованиям.

Оценка «4» (хорошо) ставится:

· качественное выполнение тканой работы.

Оценка «3» (удовлетворительно) ставится:

· за не аккуратное исполнение работы.

 

 

Перечень рекомендуемой литературы для преподавателя:

1.Гущин А. Памятники художественного ремесла древне Руси 10-13 век. М.1936г.

2.Лелеков А. Искусство древней Руси. М.Сов. Художник, 1978г.

3.Неелов В. Ткачество: от плетеных рам до многоремизных машин. М.Легкая промышленность, 1986г.

4.Неелов. В. Профессия – ткачиха, М.Легкая промышленность, 1984г.

5.Тейлор Э. Первобытная культура. М.1036г,

6.Дворкина И. Гобелен. М. Культура, 1998г.

7.Дюмина Г. Бисер. М.2001г, АСТ. Астрель

8.Осипова Е.И. Новгородский половик, традиция и современность. Новгород, 1999г.

9.Осипова Е.И. Ручное ткачество поясов и тесьмы. Новгород 1996г.

10. Осипова Е.И. Ткачество. Новгородские традиции и современность. Москва. 2010г.

 

 

Учебно-методические приложения:

1. З класс 1 год обучения. Ткачество на раме. Прогнозируемый результат работы: карман лакомник в техника «Брань».

2 4 класс 2 год обучения. Бисерное ткачество на раме. Прогнозируемый результат работы: головной убор «Очелье».

3. 5 класс 3 год обучения. Ручное ткачество на дощечках техника «Елочка», ручное ткачество на бердышке, техника «заправка в узор». Прогнозируемый результат работы: праздничный пояс.

4. 6 класс 4 год обучения. Ткачество половиков на ткацком станке. Техника «Закладное ткачество». Прогнозируемый результат работы: столешницы.

5.7 класс 5 год обучения. Ткачество тканей на ткацком станке. Техника «Брань». Прогнозируемый результат работы: прошвы исподней рубахи.

 

6. Информационно-методический материал: «Как рождается нить».

7. Информационно – методический материал «Новгородский орнамент».

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: