Познание и язык. Познание и понимание




Язык – это знаковая система, обеспечивающая общение людей, сохранение и передачу информации. Язык является необходимым инструментом обобщающей деятельности мышления, что обуславливает его особую, ни с чем не сравнимую роль в познании, осмыслении и преобразовании мира человеком. 1 ) Познание осуществляется с помощью языка и через языковой знак, в значении которого фиксируются выделенные совокупной общественной практикой характерные свойства объекта или явления. Фиксация, или кодирование, в форме языкового знака делает возможной передачу и сохранение информации. Т. о. с помощью языка осуществляется репрезентация действительности, ее языковое осмысление. 2) Слово – это особая форма отражения действительност и. Т. о. язык является способом выражения накопленного знания. 3) С помощью языка, обозначающего предметы, человек может иметь дело с предметами, которые непосредственно не воспринимаются и не входят в состав его собственного опыты. Человек имеет двойственный мир: непосредственно отражаемых предметов и мир образов, объектов, которые обозначаются словами. 4) Через языковой знак осуществляется идентификация и конкретизация предметов, благодаря чему они становятся объектами познания. 5) Создаются необходимые предпосылки для включения каждого человека в общий и единый процесс познания мира через конкретный язык + язык диктует определённые «правила игры», обязательные в процессе коммуникации.

Язык стал очень активно изучаться философией только в двадцатом веке. Хаккинг в своей работе «Почему язык важен для философии?» выделяет три периода развития философии. Первый период связан с «расцветом внимания к идеям» (Гоббс, Локк, Беркли, де Траси). Познание в это время понималось в виде замкнутого круга: опыт воздействует на эго, которое производит идеи о реальности, которые в свою очередь воздействуют на опыт. Во второй период – период «расцвета внимания к значениям» (Фреге, Дильтей, Вебер, Гуссерль) – место идей заменяют значения и начинается постепенный переход к изучению языка. Осознается, что «влияние языка на философию было глубоким и практически неосознанным» (Рассел) и что «пределы языка являются пределами моего мира», то есть пределами познания (Витгенштейн). Третий период – период «расцвета внимания к предложениям» (Стросон, Куайн, Поппер). Главную идею этого периода сформулировал Куайн: «Знание соткано из предложений». Круг познания теперь уже выглядит следующим образом: опыт воздействует на познающего субъекта, который формулирует предложения, которые в свою очередь воздействуют на опыт. Крайним выражением этой идеи стало направление лингвализма, в котором утверждалось, что реальны только предложения. Таким образом, Хаккинг приходит к выводу, что язык является предметом изучения современной философии по той же самой причине, по которой идеи являлись предметом изучения для философии семнадцатого века. Идеи в то время и предложения сейчас служат границей между познающим субъектом и знанием. Универсалисты понимают язык как неустранимый посредник между человеком и миром. Человек в своем познании мира не может выйти за пределы языка. Более того, универсалисты отвергают возможность рефлексии над языком, то есть невозможно в языке обсуждать отношения, связывающие его с миром. Таким образом, концепция истины как соответствия невозможна для универсалиста. Он скорее склонен признать, что понятие истины связано с любым значением предложения, поскольку предложение говорит то, что оно говорит, сообщая нам, каким был бы мир, если бы оно было истинным. Концепция языка как исчисления, наоборот, признает возможность выхода за пределы языка, как формальной системы, и считает, что понятия, которые мы используем, когда говорим о нашем языке, имеют подоплеку не в самом языке, а в нашей деятельности. Таким образом, можно предположить, что роль языка в познании еще не раз будет переосмыслена в философии, поскольку этот вопрос ставит очень много сложных проблем.

Мышление выполняет свои познавательные функции через язык. Категории мышления взаимодействуют с категориями языка, и последние в свою очередь могут становится «орудиями познания». В теоретическом познании на первый план выступает абстрагирующая способность языка. Он употребляется в качестве знакового инварианта, как средство формализации. Процесс понятийного определения конкретного содержания происходит одновременно с процессом его фиксации каким-либо характерным знаком. Познавательная способность языка во многом связана со степенью его формализации. В философии мышление рассматривается прежде всего с точки зрения логики, так что проблема языка и мышления тесно связана с проблемами логики. Логика рассматривает мышление с точки зрения связи между понятиями. И язык тогда, прежде всего, способ воплощения мысли.

В древнегреческой философии феномен языка рассматривается только с точки зрения проблемы избежания ошибок мышления, воплощенных в языке. Такая постановка вопроса связана с различием истинного знания и мнения, которое может быть неистинным благодаря ошибкам в умозаключениях. Аристотель создает силлогистику, решающую эти проблемы. Софисты делали упор на речь как способ убеждения, но это еще не философия языка. Особо следует упомянуть о стоиках и их «Лектон». Алексей Лосев в своей работе «Знак. Символ. Миф» пишет: «… наиболее оригинальной частью является диалектика [стоиков] с ее разделением на учения об обозначающем и обозначаемом, а из этого последнего учения — теория обозначаемого, которое стоики стали называть «лектон» <…> «лектон» у стоиков, во-первых, бестелесно, что оно есть предмет осмысленного высказывания, не сводимый ни к физической вещи, которая высказывается, ни к словесным звукам, при помощи которых оно высказано, и что, во-вторых, этому «лектон» свойственна своя имманентная истинность, не всегда соответствующая объективной истинности материальных вещей» Т. е. для стоиков между вещью и её словесным выражением есть некая «третья реальность» содержащая смыслы, которые с той или иной степенью истинности считываются сознанием и воплощаются в языке. Реальность эта – стоический Логос – универсальный, вселенский разум. Диоген Лаэрций, описывая учение стоиков, сообщает: «Речь есть значащий звук, направляемый мыслью».

В Средние века усилия были направлены на изучение и истолкование священных книг (первая ступень университетского обучения включала грамматику, риторику, диалектику). Проблема языка и познания раскрывается в споре номиналистов и реалистов.

В Новое время ставился вопрос о том, может ли язык высказывать истинные суждения, т. е. вопрос о том, соответствует ли какое-либо понятие тому, что человек ощущает в связи с этим понятием (Какое яблоко назвать зеленым?). Продолжается спор номиналистов-реалистов: снова встает вопрос, существуют ли объективно абстрактные идеи? Бэкон: «призрак рыночной площади» - язык надо совершенствовать, очищать от метафор и образов. Гоббс – номиналист: наше объективное независимо не существует, это результат языка. Если мы хотим создать научный язык, нам нужен договор. Локк тоже выступал за чистоту языка и выработку научного категориального аппарата. Эту тему продолжают просветители (создание Энциклопедии Дидро, Вольтером, Гольбахом). Гегель разработал проблему связи сознания и языка. Согласно его трактовке, сознание представляет собой особую форму выделения субъекта из природной среды через установления отношения к ней посредством слова.

Проблема языка в познавательной деятельности человека особенно остро встала в философии XX века. Витгенштейн указал на то, что язык обеспечивает ориентацию человека в мире, и разработал теорию языковых игр (смыслы рождаются языковыми играми). Проблема разрабатывается представителями Венского кружка (М. Шлик) – направление аналитической философии. Вслед за Витгенштейном Фреге, Пирс и Рассел исследовали проблему языка и знака. Фреге поставил задачу построения особого искусственного языка согласно отношениям логического следования. Ч. Пирсом была предложена общая теория знаковых систем, названная им семиотикой. Им была разработана классификация знаков: иконические, знаки-индексы, символы. Работы Фреге, Рассела, Витгенштейна оказали большое влияние на логический позитивизм. Внимание позитивистов было привлечено не столько к знакам, сколько к предложениям и их сводимости к протокольным предложениям (Р. Карнап, Страуд и теория верификации). Логический позитивизм критиковал Поппер (критический рационалист), предлагая теорию фальсификации. Развитие семиотических исследований связано с лингвистическими исследованиями Ф. де Соссюра (он считается создателем структурной лингвистики). ПО Соссюру, язык – упорядоченная система знаков, способность языка обозначать и выражать нечто – во взаимосвязи каждого элемента с другими, включенность элементов в определенную систему отношений. Соссюр повлиял на развитие структурализма.

Благодаря структурализму и постструктурализму в философский лексикон вводится понятие дискурса. Понятие дискурса позволяет исследовать язык не только лингвистически, но и социально – то есть прояснять те нормы и правила, которые определяют задействование тех или иных форм высказывания. Проблема дискурса обсуждается Ю. Хабермасом. В его социальной теории главное понятие – «идеальное языковое сообщество». Задача универсальной грамматики заключается в исследовании условий возможного понимания, так как именно понимание является имманентной функцией речи. Главной целью коммуникации является Консенсус. Он выделяет 2 формы коммуникации: интеракцию и дискурс. Дискурс в отличие от интеракции предполагает достижение консенсуса в качестве единственного обязательного мотива. Дискурс не тождественен языку. Дискурс раскрывается в дискурсивных практиках, как языковых, так и не внеязыковых (жесты и т.п.).

Отношение познания и языка нашли отражение еще в одном направлении философии – философской герменевтике. Герменевтика – теория понимания, учение о технике постижения смысла. Герменевтика занимается проблемами истолкования, интерпретации, понимания. Хайдеггер первым начинает рассматривать понимание как способ бытия человека. Гадамер разрабатывает концепцию философской герменевтики как философии понимания. Под пониманием Гадамер разумеет универсальный способ освоения мира человеком, в котором, наряду с теоретическим, существенную роль играют: непосредственное переживание («опыт жизни»), различные формы практики («опыт истории»), формы эстетического постижения («опыт искусства»). Таким образом, конкретизирующим понятием для понимания у Гадамера является опыт, формирование которого происходит в языке.С пониманием мы сталкиваемся как в теоретической, так и в повседневной деятельности. Не познание порождает потребность к пониманию, а наоборот, потребность в понимании ведет к познанию. Особый статус феномена понимания связан с критикой классического рационализма с его субъект-объектным противопоставлением, внеположенностью исследователя объекту исследования и, соответственно, - метода объяснения, основным содержанием которого является подведение индивидуального под всеобщее. Онтологический характер понимания предваряет всякую человеческую деятельность в качестве предпонимания. Понимание, будучи способом существования, универсально. Последнее сообщает универсальность и герменевтике. Феномен понимания пронизывает все отношение человека к миру.

Направления философской мысли XX в можно охарактеризовать в контексте лингвистического поворота, совершаемого герменевтикой, аналитической философией, структурализмом и постструктурализмом. Первоначально, в конце XIX – начале XX века философией языка именовали исключительно семантику, идущую от австрийского философа Готлиба Фреге. С его именем связан так называемый «лингвистический поворот» в философии: акцент на семантическую аргументацию. Недостаточность классической метафизики лежит в основании Лингвистического поворота: преодоление субъективистских тенденций предшествующего XIX века, существовавших в виде психологизма и историцизма. Лингвистический поворот начинается с возрождения на новых основаниях концепции объективной истины. Вслед за новой трактовкой объективности истины формируется новая трактовка категории существования.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: