Лекция № 7
Тема: Сестринский процесс. Iэтап сестринского процесса.
I этап сестринского процесса – «сестринское обследование».
Профессия медсестры развивается вместе с развитием общества, и общество накладывает отпечаток на человеческие отношения. Сегодня, как никогда, пациенты нуждаются в качественно новом виде сестринской помощи, которая станет возможной при осуществлении СП.
Основные человеческие потребности – потребности в нормальном дыхании, пище, воде, выделении, движении, прикосновении, сексе, необходимые для поддержания нормальной жизнедеятельности человека.
Проблема (греч. problema – задача) – осознание человеком невозможности разрешить трудности и противоречия, возникшие в данной ситуации, средствами личного знания и опыта.
Ожидаемый результат – ожидаемое состояние пациента по окончании лечения или болезни, характеризующее степень благополучия пациента и необходимость в продолжении ухода.
Повседневная деятельность – деятельность, осуществляемая в течение обычного дня жизни пациента: принятие пищи, одевание, чистка зубов, приведение себя в порядок. Деятельность, необходимая для поддержания физического, психического и социального благополучия, а также взаимодействие с окружающей средой.
Потребность в уходе – состояние или проблема при которых пациент не в состоянии удовлетворить свои физиологические, социо-культурные, духовные потребности.
Независимое сестринское вмешательство – действие сестры, способное разрешить проблемы пациента без консультации или сотрудничества с врачом.
Зависимое сестринское вмешательство – действие согласно врачебному назначению.
Сестринское вмешательство – любое действие сестры, направленное на выполнение сестринского плана по уходу в целом или достижение отдельных его целей, необходимое для достижения ожидаемого результата.
Суть С/Д - состоит в уходе за человеком (пациентом), в том каким образом сестра осуществляет этот уход
В основе сестринского ухода – продуманный и сформированный подход, рассчитанный на удовлетворение потребностей и решение проблем.
СП – это метод организации и оказания сестринской помощи.
Этапов СП (последовательность)
- Оценка состояния пациента
- Интерпретация полученных данных
- Планирование ухода
- Реализациясоставленного плана ухода
- Оценка результатов эффективности
Документирование всех этапов СП – обязательное условие! Информацию излагать кратко, четко, недвусмысленно, используя только общепринятые сокращения.
В основе СП – пациент (как личность), требующий комплексного подхода.
Члены семьи – обязательное условие в осуществлении СП.
Степень участия пациента в СП зависит:
- Взаимоотношение сестры и пациента, степень доверия
- Отношение пациента к здоровью
- Уровень знаний, культуры
- Осознание потребности в уходе
Участие пациента в этом процессе позволяет ему осознать необходимость самопомощи, обучиться ей и оценить качество сестринской помощи.
Слово «процесс» означает ход событий, последовательные действия, предпринятые сестрой при оказании помощи.
СП динамичен, так как любой из его этапов может быть пересмотрен и изменен после проведения текущей оценки. Это позволяет сестре своевременно реагировать на изменение потребностей пациента.
План сестринского ухода должен предусматривать непрерывность сестринского процесса.
Оценка состояния пациента
Оценка – это непрерывный систематический процесс, требующий навыков наблюдения и общения.
Цель оценки – определение конкретных потребностей человека или семьи в сестринском уходе.
Методы сбора информации:
1) Субъективный – беседа (интервью) – сбор жалоб.
2) Объективный – осмотр, перкуссия, аускультация, пальпация.
3) Дополнительный – лабораторные и инструментальные методы обследования.
Беседа – м/с уточняет биографические данные, сведения о самочувствии, потребностях, реакциях, ощущениях, особенностях адаптации, которые человек описывает своими словами, то есть дает субъективную информацию.
Источник информации: - сам пациент
- члены семьи
- мед. работник
Цель беседы:
- установление отношений «сестра-пациент», в центре – здоровье
- выработка адекватной самооценки пациентом
- определение уровня ожиданий пациента от сестринской помощи
- получение максимум информации, необходимой для составления плана ухода.
От мастерства общения зависит полнота и успешность оценки, а следовательно последующих этапов.
Молчание – позволяет вести наблюдение за пациентом и дает ему время собраться с мыслями.
Внимательное выслушивание – облегчает зрительный контакт и дает возможность почувствовать интерес сестры к его проблемам.
Доброжелательное отношение – способствует непредвзятому взгляду на образ жизни пациента, его жизненные ценности.
Подготовка вопросов – помогает сделать беседу понятной.
Короткие записи во время беседы – помогут в дальнейшей работе.
Основные правила эффективного общения с пациентом:
- умение правильно задавать вопросы
-умение находить контакт - это обеспечит взаимопонимание и доверие. Учитывать: волнение, нервозность и даже злость, плохое самочувствие. Во время беседы м/с должна сориентироваться какие и сколько вопросов может выдержать пациент, не следует проявлять досаду и раздражение, если пациент чего-то не помнит.
- беседуя с лежачим пациентом – стул на уровне глаз пациента (располагает временем и у нее есть желание выслушать). Поддерживать неторопливую беседу.
- уверенность в правильном понимании ответов – «мне кажется, что вы говорите…», «Если я Вас правильно поняла, Вы …».
Конфиденциальность беседы:
а) представиться, улыбнуться, назвать должность
б) дать понять, чем больше м/с будет знать о пациенте, тем лучше сможет спланировать уход.
Наблюдение
Ф. Найтингейл в «Заметках по сестринскому уходу» писала: «Важнейший практический урок, который может быть дан сестрам – это научить их тому, зачем наблюдать, как наблюдать, какие симптомы указывают на ухудшение состояния».
Важность наблюдения за состоянием здоровья пациента не уменьшилась и в настоящее время. Наблюдение является бесценным источником информации при оценке психологического и душевного состояния.
Вербальная форма поведения:
- манера говорить (быстро, медленно, с трудом, отрывками)
- голос (громкий, тихий)
- логика построения ответа
- адекватность реакции на вопрос
Невербальная:
- зрительный контакт (смотрит или отводит глаза)
- мимика
-позиция (сидит, стоит, ходит во время беседы, принимает участие в происходящем, безучастен).
- движения (скованы, активны, замедлены, спокойны, импульсивны).