Примерный комплект заданий для промежуточной аттестации
Структура экзаменационного билета: 1. Теоретический вопрос. 2. Практическое задание
Теоретические вопросы:
1. Понятие, предмет и задачи криминологии. 2. Элементы предмета криминологии. 3. Задачи криминологии на современном этапе. 4. Взаимодействие криминологии с науками уголовного права и процесса, прокурорского надзора, криминалистикой, уголовно-исполнительного права. 5. Возникновение и развитие отечественной криминологии. 6. Методика криминологических исследований. 7. Понятие преступности и основные ее характеристики. 8. Качественные и количественные показатели преступности. 9. Латентная преступность и ее причины. 10. Уровень преступности: понятие и способ определения. 11. Структура преступности. 12. Динамика преступности. Практическое значение анализа динамики преступности. 13. Понятие преступления. Преступление как объект криминологического изучения. 14. Основные источники криминологии и криминологической информации. 15. Понятие, признаки и структура личности преступника. 16. Типология преступников. 17. Индивидуальное преступное поведение. Понятие и структура. 18. Классификация мотивов криминального поведения. 19. Классификация причин и условий, способствующих преступности. 20. Факторы, определяющие криминогенную ситуацию. 21. Понятие и задачи предупреждения преступности. 22. Виктимологический подход к профилактике преступлений. 23. Классификация мер предупреждения преступности. 24. Общие и специальные меры предупреждения преступности. 25. Субъекты предупредительной деятельности. 26. Понятие, задачи и виды криминологического прогнозирования. 27. Методы криминологического прогнозирования преступности. 28. Понятие планирования борьбы с преступностью. Его задачи и виды. 29. Криминологическая характеристика и классификация преступлений. 30. Криминологическая характеристика личности несовершеннолетних преступников. 31. Причины и условия, способствующие преступности несовершеннолетних. 32. Общие и специальные меры предупреждения преступности несовершеннолетних. 33. Понятие экономической преступности. Ее виды. 34. Причины и условия, способствующие экономической преступности. 35. Общие и специальные меры предупреждения экономической преступности. 36. Понятие групповой и организованной преступности. 37. Криминологическая характеристика групповой преступности. 38. Криминологическая характеристика организованной преступности. 39. Общие и специальные меры по борьбе с организованной преступностью и ее предупреждения. 40. Основные причины и условия насильственных преступлений. 41. Понятие рецидивной преступности. Ее виды. 42. Криминологическая характеристика рецидивной преступности. 43. Понятие профессиональной преступности. Признаки профессиональной преступности. 44. Понятие неосторожных преступлений. Их криминологическая характеристика. 45. Детерминанты преступной неосторожности: техника, экономика, психология. 46. Преступность несовершеннолетних: специфика детерминации и профилактики. 47. Причины преступности в России.
|
Примерные ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ:
Задача № 1. В городе «А» в течение года зарегистрировано 1 080 преступлений. Его население – 410 тыс. человек. В городе «В» за этот же период зарегистрировано 900 преступлений. Население здесь составляет 395 тыс. человек. Вычислите коэффициент интенсивности преступности для каждого города в расчете на 10 тыс. населения и определите, в каком из них он выше.
|
Задача № 2. В области «Н» за год зарегистрировано 3 тыс. лиц, совершивших преступления. Ее население – 850 тыс. человек, из них 200 тыс. – лица, не достигшие 14-летнеговозраста.
Задача № 3. В области «Д» в течение того же периода зарегистрировано 2 тыс. лиц, совершивших преступления. Население этой области составляет 790 тыс. человек, из них 80 тыс. лица, не достигшие 14-летнеговозраста. Вычислите коэффициент преступной активности для каждой из областей и определите, в какой из них он выше.
Задача № 4. В городе «Б» за год привлечено к уголовной ответственности 1 600 преступников (из них 120 человек – лица, не достигшие совершеннолетнего возраста). Население данного города составляет 430 тыс. человек, из них 110 тыс. – в возрасте до 14 лет. В городе «С» за тот же период времени к уголовной ответственности было привлечено 1 100 преступников (из них несовершеннолетних – 90 человек). Население города «С» составляет 320 тыс. человек, из них в возрасте до 14 лет – 90 тыс. человек. В каком городе выше интенсивность преступности?
Задача № 5. Используя информацию веб-сайта МВД РФ https://www. mvdinform.ru, постройте график изменений числа зарегистрированных преступлений в Российской Федерации; диаграмму социальной структуры лиц, совершивших преступления, за последние пять лет на данной территории.
Задача № 6. Укажите методы выявления латентной преступности, в том числе применительно к преступлениям против личности; преступлениям против собственности; преступлениям в сфере экономической деятельности.
|
Типовые задания для самостоятельного тестирования:
Задание 1
Криминология – это: а) Социально-правовая и прикладная наука б) Естественная наука в) Система правовых норм г) Исторически переходное явление д) Не наука
Задание 2
Предмет криминологии: а) Способы, с помощью которых раскрываются закономерности изучаемых явлений б) Преступность, личность преступника, меры предупреждения в) Квалификация преступления г) Система государственных и общественных мер
Задание 3
В составе какой науки находилась криминология до образования ее как самостоятельной науки: а) Криминалистики б) Уголовного права в) Социологии г) Философии
Задание 4
Преступность в криминологии – это: а) "болезнь духа" б) деяние, которое запрещено законом в) массовое, социальное явление уголовно-правового характера, которое слагается из всей совокупности преступлений г) негативное явление
Задание 5
Социальная природа преступности проявляется в том, что: а) в ее основе лежат социально-экономические законы; б) преступность рассматривается в качестве продукта определенных типов среды и определенных типов личности; в) в ее основе лежат культурные и духовные проблемы общества; г) она возникает из конкретных деяний, совершенных людьми в обществе и против интересов общества.
Задание 6
Элементом предмета криминологии является: а) преступление; б) субъект преступления; в) преступность; г) состав преступления
Задание 7
К функциям криминологии не относятся: а) Описательная функция; б) Предупредительная функция; в) Объяснительная функция; г) Прогностическая функция.
Задание 8
Характер преступности определяется а) Долей наиболее опасных преступлений и долей лиц, их совершивших б) Размером причиненного вреда в) Жестокостью совершения преступления г) Степень организованности преступлений Задание 9
Кто является основоположником антропологических исследований в криминологии: а) Аристотель б) Галль в) Ломброзо г) Энгельс
Задание 10
Криминология как наука сформировалась: а) В 17 веке б) В первой половине 18 века в) В первой половине 19 века г) Во второй половине 19 века
Задание 11
Идея врожденного преступника принадлежит: а) Ломброзо б) Энгельсу в) Селлину г) Дюркгейму
Задание 12
Концепция прирождённого преступника разрабатывалась в рамках направления: а) социологического; б) теологического; в) антропологического; г) расового
Задание 13
Исторически изменчивое социальное явление, имеющее уголовно-правовой характер, представляющее собой систему преступлений, совершенных на определенной территории за определенный период времени,
Это: а) динамика преступности б) предмет криминологии в) преступность г) латентная преступность
Задание 14 Кто автор теории социальной дезорганизации: а) Э.Ферри б) Г. Тард в) Э. Дюргейм г) И. Кант
Задание 15 Кт о автор книги «О преступлениях и наказаниях»: а) Платон б) Ч. Беккария в) Гиппократ г) Гарофало
Задание 16
Видные отечественные криминологи: а) П.Л. Капица б) В.Н. Кудрявцев в) М.С. Строганович г) И.И. Карпец
Задание 17
Вид опроса, основанный на опосредованном взаимодействии опрашивающего и опрашиваемого, при котором последний самостоятельно заполняет бланк, содержащий перечень вопросов, называется: а) интервьюирование; б) анкетирование; в) беседа; г) все неверно.
Задание18
Общенаучный метод криминологии подразделяется на: а) Исторический и диалектический; б) Абстрагирование и эксперимент; в) Опрос осужденных и экспертная оценка; г) Изучение личности преступника и изучение материалов дела.
Задание 19
Теоретическая цель криминологии: а) выработка рекомендаций б) формулировка результатов исследования в) научные и практические рекомендации г) выработка положений и выводов
Задание 20
Основными направлениями борьбы с преступностью являются: а) раскрытие преступлений б) профилактика в) противодействие г) предупреждение и выявление
Задание 21 К латентной преступности не относятся: а) неустановленные преступления; б) незаявленные преступления; в) нераскрытые преступления; г) неучтенные преступления.
Задание 22
По формуле К= п х 100000/Н рассчитывается: а) уровень преступности; б) динамика преступности; в) темпы прироста преступности; г) коэффициент преступности.
Задание 23
Преступность– это совокупность преступлений, совершаемых: а) в определенной сфере общественных отношений; б) одним лицом; в) в стране за тот или иной период времени; г) организованными группами.
Задание 24
Состояние преступности - это: а) совокупность зарегистрированных преступлений б) основной показатель преступности в) социальное явление г) уголовно-правовое явление
Задание 26
Структура преступности - это а) изменение всех показателей преступности за промежуток времени б) соотношение преступности и групп преступлений в) порядок расположения характерных элементов мало изменяющихся во времени г) индекс преступности
Задание 27
Виктимизация—это: а) процесс и результат изменения индивидом или социальной группой поведения других людей, их оценок и установок; б) повышенная Способность человека в силу некоторых качеств становится при определенных обстоятельствах объектом преступного посягательства; в) процесс превращения лица в жертву преступления, а также результат этого процесса; г) процесс приспособления индивида к условиям социальной среды. Задание Задание 28
Виктимология - это наука: а) о раскрытии преступления б) учение о правосознание в) учение о жертве г) наука об общественной безопасности
Задание 29
Выступает ли в качестве биологической предпосылки к преступному поведению нервнопсихическое заболевание: а) да б) нет
Задание 30 Отличие личности преступника от не преступника состоит: а) в том, что личность преступника представляет собой тип личности человека, характеризующийся аномалиями в психическом и физическом развитии; б) во врожденных свойствах и качествах личности; в) в негативной направленности личности; г) никаких различий между ними нет.
Критерии оценки тестовых заданий: студентом даны правильные ответы на - 91-100% заданий - отлично, - 81-90% заданий - хорошо, - 71-80% заданий - удовлетворительно, - 70% заданий и менее – неудовлетворительно.
а) Основная литература
1. Криминология [Текст]: учеб. пособие для бакалавров / науч. ред. Н. Ф. Кузнецова. – М.: Проспект, 2013. 2. Бурлаков, В. Н. Криминология [Электронный ресурс]: учеб. пособие / В. Н. Бурлаков, Н. М. Кропачев. – СПб.: Питер, 2013. – [Гриф]. – Режим доступа: [www.ibooks.ru].
б) Дополнительная:
1. Журавлёв, Г. Т. Криминология [Электронный ресурс]: учеб. пособие / Г. Т. Журавлёв. – М.: ЕАОИ, 2012. – Режим доступа: [www.ibooks.ru].