Жизнь и творчество Ю. Иваска (поэт второй волны русского зарубежья)




Коваленко Юлии, 283 гр.

 


Юрий Павлович Иваск, Джордж Иваск - Юрий Иваск (1907-1986), родился в Москве, а умер в американском городе Амхерст, где долгие годы был одним из самых почитаемых профессоров Массачусетского университета, преподававших русскую литературу. Отец - эстонец, крупный промышленник, ассимилировавшийся в Москве, мать - русская, её девичья фамилия Живаго. "Повесть о стихах" Ю. Иваска ориентирована на прозу Б.Л. Пастернака: "Доктора Живаго" и особенно "Охранную грамоту". Интерес к автобиографической прозе Пастернака у Иваска возник еще в юности. В 1930 г. в журнале "Русский магазин" он опубликовал заметку "О Пастернаке". Интерес Иваска к "Доктору Живаго", несомненно, связан и с тем, что по матери он был из рода Живаго. Для Иваска было важно, что его прадед Живаго был художником. Культ прадеда царил в семье. "В моем детстве живописец Семен Живаго, которым у нас так гордились, возвышался на самом верху семейного Олимпа".

Он является автором монографии “Константин Леонтьев”, исследователь, подготовивший к изданию книги В. Розанова, Н. Данилевского, Г. Федотова, А. Штейгера и, конечно, Марины Цветаевой, с которой его связывала долгая дружба, он обожал путешествовать и рассыпал впечатления о своих бесчисленных встречах, о странах, где побывал, по стихам, заметкам, статьям и рецензиям. Иваск любил экспериментировать с рифмами и размерами поэтических строк. Со словами он делает, что хочет, играет с ними с вызывающей вольностью”, - писал о его стихах Георгий Адамович.

Его эмигрантская жизнь началась в 1920 году, когда из голодной Москвы семья Ивасков переехала в Эстонию. В 1932 году Юрий Павлович закончил юридический факультет Тартуского университета; еще студентом он начал публиковаться на страницах эмигрантских газет и журналов. Огромную роль в его жизни сыграл Париж, где он познакомился с Зинаидой Гиппиус, Дмитрием Мережковским и Мариной Цветаевой.

Затем была Рига, где он встретился со своей будущей женой Татьяной Шеллинг и ближайшим другом, одним из самых виртуозных версификаторов поэзии российского изгнания, Игорем Чинновым. В конце войны Иваск оказался в Германии, где в 1949 году закончил филологический факультет Гамбургского университета. Дальше была Америка - уже навсегда.

Там, после окончания аспирантуры в Гарварде, он защитил диссертацию на тему “Вяземский как литературный критик”. Иваск преподавал русскую литературу в университетах Гарварда, Канзаса, Калифорнии, Сиэтла, пока наконец в 1969 году окончательно не обосновался в Гарварде.

Несколько особняком стоит в творчестве Иваска своеобразная автобиография в стихах «Человек играющий» (1973, отдельное издание 1988), построенная по принципу свободного монтажа. Ее жанр И. определил как “гимн благодарения”. Это цикл стихотворений на многие темы, концентрированный на основополагающей теме поэзии, ее связях с жизнью, религией. Богом и игрой. Название поэмы навеяно одноименной книгой голл. культуролога Хейзинги “Homo Ludens”.

В эмиграции им опубликованы книги стихов "Царская осень"(Париж, 1953), "Хвала"(Вашингтон, 1967) и "Золушка"(Нью-Йорк, 1970), сборник "Я - мещанин" (Холиок, 1986), "Завоевание Мексики" (Холиок, 1984), посмертно вышли его прозаическая "Повесть о стихах" (Нью-Йорк, 1987) и поэма "Играющий человек" (Париж - Нью-Йорк, 1988). Большое влияние на мировоззрение поэта оказали труды К.Леонтьева, о котором Ю.Иваск написал превосходную книгу (Bern, 1974).

Уже в "Царской осени" присутствуют мотивы неземного успокоения:

 

Куда, в какую синеву

Небес, высокую и выше,

Куда, неведомо, плыву?

Земные шумы тише, тише.


 

Поэт в звучных стихах, широко пользуясь аллитерациями и ассонансами (критика даже называла их "необарочными", а сам поэт в "Повести о стихах" признавался в любви к "игре слов и звуков"), воздает "Хвалу" не только небесам, святым местам Афона и Италии, но и провинциальному русскому Звенигороду:

 

Невидимые зитаки,

Полуденные, звенят -

Твои узнаю я знаки,

Звенигород, Звениград!

Земной полуденный рай,

Пока не вышел из строя,

Позванивая играй!

 

В позднем творчестве Ю. Иваск увлекся игрой словом и звуком. В одних случаях эти поиски были интересны, как, например, стихотворение "Гласные":

 

Пели-пели-пели,

Пили- пили- пили,

Поле-поле-поле,

Пули-пули-пули,

Пали-пали-пали; в других - малопонятны ("Homo Ludens").

 

Богатство метафор, словесная игра (,биографические и литературные аллюзии (отчасти разъяснённые в примечаниях) и оттенки в духе необарокко обусловливают духовное, историческое и формальное многообразие поэзии Иваска. Поэзия И. - эксперимент в превращении образов, видений поэта, его мироощущения в игровую поэзию, цель которой - помочь поэту и любому человеку обрести рай. Поэзия удваивает свою творческую силу; выкроенная из земного материала, она сама становится средством для дальнейшего творчества. Религиозный смысл сочетается с игровым методом; счастье человека - цель и результат воздействия такой поэзии.

иваск поэт зарубежье произведение



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: