Мифологическая школа в России




Вопрос 8.

«Вклад мифологической школы в развитие русской фольклористики»

Мифологическая школа – начало оформления отечественной фольклористики как специальной области гуманитарных наук.

МИФОЛОГИ́ЧЕСКАЯ ШКО́ЛА в фольклористике и литературоведении, сложилась у немецких романтиков в 1-й трети 19 в. (Ф. В. Шеллинг, бр. А. и Ф. Шлегель, бр. В. и Я. Гримм). Выявляла основополагающую роль мифологии в возникновении и развитии фольклора и литературы. Выдвинула проблему народности искусства, заложила основы сравнительно-исторического изучения мифологии, фольклора и литературы.

Якоб и Вильгельм Гриммы – выдающиеся европейские филологи, собравшие огромное количество фактического материала, обобщившие опыт предшественников, изучавшие связь между языком, народной поэзией и мифологией, активно внедрявшие в научную практику сравнительный метод изучения народных произведений, осознавшие коллективную природу фольклора. Оформление основных методологических принципов мифологической школы («арийская» или «индоевропейская» теория) в фундаментальном труде Якоба Гримма «Немецкая мифология» (1835):

1. мысль о высокой этической ценности народного предания: «Гримм был уверен, что народное сказание всегда истинно, всегда в основе его лежит поэтическая и нравственная правда» (А.Н. Пыпин);

2. поднятие собирательской деятельности на высоту общенациональной задачи, понимание фольклора как главнейшего «орудия» для изучения целостной истории народа;

3. утверждение народной языческой религии в качестве важнейшей основы национальной культуры;

4. понимание мифологии как формы первобытного мышления, средства познания и объяснения человеком явлений окружающей природы и собственной жизни (мифическое познание – форма «бессознательно творящего духа», естественного отражения мира человеком);

Выдвижение мифологии в качестве основы всего «народного предания», объяснение сходства мотивов, сюжетов, образов в фольклоре европейских народов общностью происхождения (у всех индоевропейских племен единая мифология, сложившаяся в древнейший период их существования на «арийской прародине» до разделения).

6. мысль о народе, простолюдинах как главных хранителях мифологии – общего достояния индоевропейцев: в их преданиях и сказках сохраняются осколки некогда цельного и величественного миросозерцания, народный язык – важнейшее средство раскрытия «народного предания»;

Главная задача фольклористов – восстановление, реконструкция когда-то цельного мировоззрения, воплощенного в мифологии.

(представление о мифологии как бессознательном творчестве народа и первоначальном ядре, из которого возникли сказка, эпос и другие виды народной поэзии, сочетается с опорой на сравнительно-историческое языкознание.)

Идеи мифологической школы в середине 19 в. разделяли А. Кун, В. Шварц, В. Маннгардт в Германии, М. Мюллерв Англии, А. де Губернатис в Италии, Ф. И. Буслаев, А. Н. Афанасьев в России. Отталкиваясь от идей Я. Гримма, эти ученые развивали собственные теории, которые подчас были далеки от идей основоположников школы.

Для мифологической школы в целом были характерны представления об органической связи языка, мифологии и фольклора, о мифе как результате коллективного творчества и первоначальном ядре, из которого с течением времени развились все жанры фольклора

Мифологическая школа в России

В процессе литературно-общественной борьбы 40 г. Сложилась и русская мифологическая школа, формально связанная в своем развитии с западноевропейской школой, но в сущности представляет собой вполне самостоятельную ветвь общеевропейской филологической науки.

Мифологические исследования сплетались с широким кругом проблем изучения языка, фольклора, традиционной народной культуры, древнерусской литературы.

Определенная специфика в развитии мифологической школы в России была обусловлена тем, что наука практически не располагает аутентичными записями древних славянских мифов; славянским ученым приходилось не столько изучать мифы, сколько воссоздавать их на основании фольклора и других косвенных источников.

Основоположником мифологической школы в России был Ф. И. Буслаев, который в 1850-х гг. выступил как талантливый последователь Я. Гримма. Впрочем, Буслаев критически относился к преувеличениям, которые допускали такие мифологи, как В. Шварц или А. Н. Афанасьев, а в 1860-1870-х гг. он все больше склоняется к теории заимствования.

Начальная убежденность Буслаева в прямой и неразрывной связи русского языка и русской устной поэзии (язык – основной слой «народности», далее – народная словесность, в которой выражена вся совокупность преданий, нравов и обычаев). Народная словесность «определяет физиономию народа так же отчетливо и резко, - как в отношении телесном – цвет кожи, форма черепа и другие приметы».

«Исторические очерки русской народной словесности и искусства» (1861) - фундаментальный труд Буслаева, в котором сформулированы основные принципы разработанной им методологии:

1. все черты «народной физиономии» заложены уже в глубочайшей древности

2. древний эпический период – время, когда народная поэзия обладала единством и целостностью: «Народ не помнит, чтобы когда-нибудь изобрел он свою мифологию, свой язык, свои законы, обычаи и обряды. Все эти национальные основы уже глубоко вошли в его нравственное бытие, как самая жизнь, пережитая им в течение многих доисторических веков, как прошедшее, на котором твердо покоится настоящий порядок вещей и все будущее развитие жизни»;

3. процесс бессознательного, естественного творчества определяет коллективную природу народной поэзии: «Поэтическое воодушевление принадлежало всем и каждому<…>Поэтом был целый народ»;

4. на первой стадии художественного развития каждого народа мифология подавляла и подчиняла любую фантазию и была единственным источником поэтического творчества: «Первые начала народной поэзии теряются в доисторическом созидании самой мифологии, в так называемом мифологическом процессе духовной жизни народа»; исторически трансформируясь, мифологические образы служат основой возникновения фольклорных жанров;

5. детерминированность народного сознания мифологией, развившимися и сохранившимися формами первобытного мышления является основой народного мировоззрения, определяет его национальное своеобразие и самобытность.

6. задача исследователя – раскрыть, как возникали в жизни народа законы, обычаи, образы, национальная мифология, реконструировать древнюю мифологическую систему на основе сравнительно-исторического метода изучения,базирующегосяна понимании органической связи языка, народной поэзии и народной мифологии, учитывающего коллективную природу народного творчества.

Вклад Ф.И. Буслаева в изучение русского эпоса. Понимание эпического творчества как поэтического выражения мифологии и основы фольклора, суть которой остается неизменной.

Работы «Русский народный эпос» (1859) и «Русский богатырский эпос» (1862) – фундаментальное исследование народного эпоса в связи с движением народного исторического сознания. Установка Буслаева на осмысление былины и исторической песни в контексте единого комплекса произведений народного эпоса. Прозревание соотнесенности былинных сюжетов с историческими фактами при утверждении сохранения древней мифологической основы: «Миф со временем выходит из памяти народа; его место заменяют исторические события или же житейские мелочи. Но слог эпический…остается с прежними намеками на давно прошедшие верования, создавшие некогда народный миф». Постепенное осознание многоаспектности вопроса о сходстве фольклора разных народов: оно может быть обусловлено не только генетическим родством, но и быть результатом взаимодействия народов не родственных, а также обусловлено общностью законов мышления, основных начал общественного быта. Сложность научной позиции исследователя, выводящая его за узкие рамки «мифологической школы»: «У Буслаева органичное совмещение ″мифологизма″ и ″историзма″ в понимании народной поэзии при ее конкретных разборах высвечивалось особенно ярко…» (С.Н. Азбелев).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: