ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ




· Нравственность и гуманизм – это главные, на мой взгляд, общечеловеческие ценности. Без них людям не выжить, особенно навойне.Вспомним, к примеру, рассказ В. Гроссмана «Жизнь». Выходя из окружения, небольшой отряд спустился в полуразрушенную шахту. Фашисты не смогли заставить их сдаться и забросали шахту дымовыми шашками. В нечеловеческих условиях, почти без еды, без света, задыхаясь от дыма, люди сохраняют человеческое достоинство: помогают раненым, поддерживают слабых, а тяжело раненные бойцы отказываются от хлеба в пользу тех, у кого есть шанс выжить. С помощью старика шахтера они, измученные, израненные, выбираются наверх. Командир вышел последним.

· Человеческое всегда и неизбежно должно восторжествовать…(М.Е. Салтыков-Щедрин)

ОДИНОЧЕСТВО (см. общение, эмиграция)

· Общество так устроено, что мы не можем жить без встреч, диалогов, контактов, но, постоянно общаясь с другими людьми, мы все равно чувствуем себя одинокими. Это очень важная психологическая проблема: современная жизнь стала очень напряженной, люди торопятся, спешат, и у нас не хватает времени для душевного общения, дружбы, потому что это накладывает определенные обязательства. Люди стремятся быть успешными, независимыми, не осознавая, что плата за успех – одиночество.

· Тема одиночества характерна для всего творчества М.Ю. Лермонтова. Его герой мучается от сознания невозможности что-либо изменить в своей жизни:

Как страшно жизни сей оковы

Нам в одиночестве влачить,

Делить веселье – все готовы –

Никто не хочет грусть делить.

· Особенно остро одиночество ощущается в подростковом возрасте, когда человек начинает осознавать себя как личность и испытывает необходимость в том, чтобы побыть наедине со своими мыслями и переживаниями. Проблема одиночества нашла отражение в романе Сэлинджера «Над пропастью во ржи». Шестнадцатилетний подросток Колфилд пытается найти свое место в жизни. Он не хочет быть таким, как взрослые: работать в какой-нибудь конторе, зарабатывать много денег, играть в бридж. Он много читает, пытаясь найти в книгах ответы на интересующие его вопросы. Колфилд стеснительный и обидчивый, иногда грубый и насмешливый, но это потому, что он очень одинок. Не случайно роман заканчивается признанием героя, что ему не хватает тех, о ком он говорит.

· Вспомним, к примеру, рассказ К. Паустовского «Скрипучие половицы». Известный композитор Чайковский живет в лесном доме, гуляет в сосновой роще, пишет музыку. Однако новый хозяин леса приказал вырубить сосны, и Чайковский уже не может оставаться в полюбившемся ему доме со скрипучими половицами. А значит, впереди опять скитальчество и одиночество.

· Люди, избравшие для себя путьслужения Отечеству, часто бывают очень одиноки. В качестве примера приведу рассказ Виктора Астафьева «Одинокий парус». Генерал освободил родную землю от захватчиков, но нашлись люди, которые захотели присвоить себе добытую в боях победу и лишить его не только славы, но и родины. Всю свою жизнь посвятил стране и народу, а теперь он стар, болен, одинок и не нужен своей родине.

· Мне кажется, особенно остро одиночество ощущается в старости. 1) Катерина Петровна, героиня рассказа Константина Паустовского «Телеграмма», доживает свой век в деревенском доме, построенном ее отцом - известным художником. Настя, ее дочь и единственный родной человек, живет в Петербурге и последний раз приезжала к матери три года назад. Катерине Петровне помогает по хозяйству соседская девочка, изредка заходит сторож. Ночи проходят без сна, и не с кем поговорить о петербургской жизни, о картинах и о том времени, когда она жила в Париже. Катерина Петровна отправила дочери письмо с просьбой приехать хотя бы на один день, но так и умерла в одиночестве.

2) см. неблагодарность (Е. Носов «Домой за матерью»)

ОПЫТ (см. дебют)

· Опыт – это, по словам А.С. Пушкина, «сын ошибок трудных».

ОСЕНЬ

· Мне запомнилось описание осени у Куприна. Писатель сравнивает осеннюю природу с той неожиданной красотой, которую иногда приобретают лица молодых женщин, обреченных на скорую смерть от чахотки. Аромат увядающих листьев, яркий, как будто предсмертный, убор деревьев, пустое, холодное небо - во всем этом ярком празднике смерти чувствуется какая-то грусть, от которой сжимается сердце.

· Унылая пора! Очей очарованье

Приятна мне твоя прощальная краса –

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса…(А.С. Пушкин)

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

· Командир несет ответственность за своих подчиненных. 1) Вспомним, с какой болью говорит лейтенант Володя из повести В. Кондратьева «Сашка», как ему приходилось посылать на смерть солдат, «отцов», как он их называет. Лейтенант не может себе простить, что не послушал сержанта, не переждал атаку и потому погубил полвзвода. Эта боль останется с ним навсегда. Я убежден, что Владимир – хороший командир, который понимает, что война не может служить ему оправданием, и мне кажется, что в следующий раз, несмотря на приказ, он попытается сохранить жизни своих солдат.

2) Вспомним, как старшина Васков, герой повести Бориса Васильева «А зори здесь тихие…», перед боевым заданием проверяет, умеют ли девушки наматывать портянки, заставляет их чистить винтовки, бережет девчонок, не бросая их в открытый бой. На мой взгляд, его поведение обусловлено не только соблюдением устава, но и заботой о своих бойцах.

· "Мы в ответе за тех, кого приручили"! 1) Вспомним, к примеру, рассказ Юрия Нагибина «Старая черепаха». Вася продал свою старую черепаху Машку, чтобы купить двух маленьких. Однако он не чувствует радости и думает о том, сумеют ли новые хозяева позаботиться о Машке. Ночью он взял черепашек и отправился к дому, где оставил своего старого друга.

2) 16 августа во всем мире отмечают Международный день бездомных животных, чтобы обратить внимание на проблему животных, живущих на улице. В России сейчас насчитывается около 120 тысяч бездомных животных, и потерявшихся и тех, которых выбросили на улицу хозяева. В нашей стране существует лишь 10 приютов для бездомных животных. Я считаю, что решение данной проблемы зависит не только от чиновников, но и нас самих: люди должны изменить свое отношение к «братьям нашим меньшим» и осознавать ответственность, которую мы возлагаем на себя, беря в дом котенка или щенка.

· Безответственность (см. гуманизм): Человек должен нести ответственность за свои поступки. 1 ) Вспомним, к примеру, лирическую миниатюру Виктора Астафьева «Зачем я убил коростеля?». С болью в сердце автор вспоминает, как, будучи глупым мальчишкой, в порыве охотничьего азарта убил коростеля, у которого не было одной лапки. Прошло много лет, на войне ему не раз приходилось стрелять, но каждый раз, когда раздается скрип коростеля, сердце его замирает: зачем он убил ни в чем не повинную птицу?

2) Вспомним, к примеру,рассказ Виктора Астафьева «Российское разгильдяйство». Молодой начальник шахты жалуется, что, несмотря на все предупреждения, шахтеры проносят в шахту спички и сигареты. Много лет спустя, когда после взрыва метана погибли люди, тот же начальник предполагает, что трагедия могла произойти по вине курильщиков. Русское «авось» оказалось сильнее…

ОТДЫХ

Борис Васильев в своей книге «Летят мои кони…» пишет, что в словаре Даля нет слова отдых, потому что для русского человека отдых никогда не был пустым времяпрепровождением. Сейчас отдых стал самоцелью: люди работают, чтобы отдыхать, а не наоборот.

ОТЦЫИ ДЕТИ

· Проблема «отцов и детей» — это вечная проблема, возникающая перед людьми разных поколений. Каждое поколение живет в свое время, а «времена не выбирают, в них живут и умирают». Дети, перенимая жизненный опыт своей семьи, в то же время стремятся освободиться от давления взрослых, отринуть все, что было до них, полагая, что их жизнь будет другой - лучше, интереснее, насыщеннее, ярче.Однако родители, вместо того чтобы осуждать своего ребёнка, должны попытаться понять его, почему он поступил именно так, а не иначе. А дети должны помнить, что лишь терпимость друг к другу, взаимное уважение и любовь помогут преодолеть конфликт между поколениями.

· «Не надобно другого образца, когда в глазах пример отца», - писал А.С.Грибоедов. Дети во всем подражают своим родителям, и то, какими они вырастут, во многом зависит от поведения взрослых. Егор Полушкин, главный герой повести Б.Васильева «Не стреляйте в белых лебедей», живет по законам сердца и совести, он простодушный и открытый человек, легко прощающий обиды. Такой же добрый, великодушный, доверчивый и сын его Колька: он легко переносит физическую боль, но плачет над книгой, от чужого горя, а за бездомного щенка отдает самое дорогое, что у него есть, - компас. А Вовка, его двоюродный брат, собирается утопить найденного щенка. В этом он похож на своего отца, который во всем ищет для себя выгоду, а собаку, если она больше не может охранять дом, пристреливает.

· Пропасть между поколениями была всегда. Вспомним, к примеру, эпизод из романа И.С. Тургенева «Отцы и дети». После разговора с Базаровым Николай Петрович вспоминает, как однажды поссорился со своей матушкой и в сердцах сказал, что она не может его понять, потому что они принадлежат к разным поколениям. Тогда он почувствовал какую-то неловкость, но, оправдывая себя, подумал, что пилюля горька, а проглотить ее нужно. Теперь он с сожалением говорит, что пришла их очередь проглотить эту горькую пилюлю.

· Троих столичных юношей и провинциалку, не поступившую в институт, героев пьесы А.Арбузова «Жестокие игры», объединяет одиночество и непонимание со стороны родителей: мать одного работает за границей, в благополучной семье другого все заняты только собой, а третий сам не желает общаться со своим отцом, обвиняя его в смерти матери, а девушка вообще ушла из семьи. Однако в финале пьесы один из парней уходит встречать Новый год с отцом. Может быть, это шаг навстречу примирению? Я думаю, что, если ты хочешь быть понятым родителями, нужно самому стремиться понять их.

· Разногласия между отцами и детьми были всегда. Мне запомнилось рассуждение об этом писателя и публициста Владимира Амлинского, который в статье «Весенние птицы юности» говорит, что отцы и дети живут в одной стране, в одном городе, но на разных планетах: одна планета – детство, другая - зрелость. Мне кажется, это связано с тем, что мы начинаем осознавать себя взрослыми, самостоятельными, а родители видят в нас детей, которые нуждаются в заботе, и пытаются оградить нас от трудностей. Это напоминает мне ситуацию, когда, отдыхая на море, ты хочешь броситься в огромную волну, а тебя заставляют выходить на берег.

· Известный ученый, академик Д.С. Лихачев в своей книге «Раздумья» говорит, что между отцами и детьми всегда существовал некоторый разрыв. Это закон жизни, и относиться к нему надо спокойно. Следует уменьшать этот разрыв с обеих сторон: отцы мудрее и могут передать молодому поколению свой опыт, а дети должны внимательно прислушиваться к тому, что говорят старшие.

· Любовью и состраданием к детям пронизана проза Приставкина, Астафьева, Алексина. Виктор Астафьев, говоря о «малых людях», подчеркивает, что дети – это не только счастье и радость, но также суд, зеркало, в котором видны ум, совесть и честность их родителей.

· Молодежь является самым активной и творческой частью нашего общества, именно от нее и ее культурного уровня зависит будущее страны. В каждую историческую эпоху молодежь стремится выразить, показать свою индивидуальность. Свою неповторимость молодые люди выражают в поведении, в манере одеваться, в речи. Некоторые разногласия между отцами и детьми будут всегда, но в трудную минуту именно к родителям мы обращаемся за помощью, потому что ближе них у нас никого нет. См. помощь

ОХОТА

· На мой взгляд, охота, если она не вызвана жизненной необходимостью, – это убийство. Олег, один из героев рассказа Владимира Пронского, убивает на охоте цаплю – птицу, которая не является охотничьим трофеем, а потому он ее брезгливо пинает и сначала решает отдать собаке, а потом оставляет, чтобы сделать чучело. Он не испытывает мучений за содеянное, ему чужды милосердие и сострадание, а радость общения с природой ему заменяет охотничий азарт.

· Люди должны задуматься о том, что безжалостное отношение к природе может привести к экологической катастрофе. Мне запомнилось рассуждение в книге Владимира Солоухина «Созерцание чуда» о том, что в основе исторического развития была жадность человека. Вряд ли найдется охотник, который, имея возможность убить двух уток, убивает одну. Между тем известно, что, к примеру, ястреб не занимается бесцельным истреблением птиц и схватит только одну, чтобы утолить голод.

ПАМЯТЬ (см. жизнь)

· Память – это свойство не только духовной жизни, но и материальной. Ею обладают растения, камни, вода. Известно, к примеру, что кристалл воды, взятой из чистого источника, отличается от кристалла той же воды, постоявшей у телевизора, по которому показывают боевик, или от воды, над которой произнесли грубые, злые слова. Память - во всем, что нас окружает, <так пусть она будет хорошей>!

· Каждый человек обязать знать свое прошлое, помнить о своих корнях на земле. 1) В повести «Зубр»о талантливом русском ученом-генетике Тимофееве-Ресовском Даниил Гранин пишет, что впервые встретил человека, так хорошо знающего историю своего рода. Когда сгорело родовое поместье Тимофеевых-Ресовских, пропал и архив, но осталась память о тех, чья кровь текла в его жилах, а с нею и обязанность знать и хранить родословную. 2) Вспомним, к примеру, роман Андрея Геласимова «Степные боги». Пленный японский врач Хиротаро пишет для своих сыновей историю их древнего рода. Когда охранники, обнаружив тетрадь, сожгли ее, Хиротаро пытается восстановить все, что он записал ранее. Для него это очень важно, хотя он и понимает, что, возможно, никто никогда не прочтет его записи.

· Каждый человек должен не только думать о том, какой он оставит после себя след, но и хранить память о других. Вспомним, к примеру, повесть Владимира Железникова «Чучело». Николай Николаевич Бессольцев живет в старом доме, главное место в котором занимают картины. Ему предлагают за них большие деньги, но он отказывается, потому что не имеет права продать то, что принадлежит всему роду Бессольцевых, - их историю.

· Человек не должен забывать о своих корнях. В качестве примера хочу привести повесть Бориса Васильева «Красные Жемчуга». Старая мать приезжает к своей дочери, живущей в городе, а той даже поговорить некогда: в ресторан собирается. «Ваша вонючая деревня», - говорит она матери, и старухе больно это слышать. С горечью думает она, что ее дочь – “обсевок”, отрубленная ветка, которая, может быть, и зацветет, но ни плодов не даст, ни корней не пустит.

· Мой дядя был врачом на подводной лодке. Наша семья не отходила от телевизора, когда случилась трагедия с «Курском». А недавно стало известно, что рубку этой подлодки, из которой хотели сделать памятник погибшим морякам, сдали на металлолом. Я считаю, что, когда предают память, это тоже трагедия.

· В еженедельнике «АиФ» была опубликована статья под названием «Коррозия памяти»: в Таллинне демонтировали памятник погибшим борцам с фашизмом. Несколько месяцев люди охраняли «Бронзового солдата», однако на мнение тысяч жителей Эстонии правительство не обратило внимания. Этот факт стал достоянием гласности: вся мировая общественность была возмущена, проводились акции протеста. Сейчас подобные случаи происходят на территории Украины. Я убежден, что у народа, который не помнит историю, не чтит традиций, допускает разрушение памятников, не может быть великого будущего.

· Война давно закончилась, но сегодня продолжается другая война – с беспамятством. К примеру, между Россией и Германией подписано соглашение, по которому Россия должна восстановить все немецкие кладбища. Они есть во Ржеве, Смоленске, других городах, а рядом в полном запустении находятся наши кладбища с рассыпающимися от времени гипсовыми Неизвестными солдатами. Я убежден, что у народа, который не помнит свою историю, не чтит своих традиций, допускает разрушение памятников, не может быть великого будущего.

· Без памяти нет ни чести, ни славы, ни любви к Родине, ни правильного понимания современности. Пушкин считал беспамятство худшим из варварств, крайним проявлением дикости. Нельзя позволить забвень-траве стать тем сорняком, который заполнит поле нашей совести, превратит нас в Иванов, не помнящих родства.

· Мне запомнилось опубликованное в газете «АиФ» интервью с Даниилом Граниным, который с горечью говорит о разрушении памятников. Писатель убежден, что нельзя стыдиться своей истории, отказываться от нее. У нас были не только революция, сталинские репрессии и карточная система, но и Победа и другие великие достижения. Все это – наша жизнь, о которой мы не должны забывать.

· Известный ученый, академик Д.С. Лихачев в «Письмах о добром и прекрасном», адресованных молодежи, говорит, что память – это основа культуры, и в этом ее величайшее нравственное значение.Хранить память – это наш долг и перед собою, и перед потомками.

память и знание прошлого делают нашу жизнь интересной, осмысленной и одухотворенной. Тот, кто не интересуется историей, прошлым, обедняет свое настоящее.

· Человек, лишенный исторической памяти, забывший или старающийся забыть свое прошлое и прошлое своего народа, лишается своих корней. Таким человеком легко манипулировать. Историческая память – это своего рода духовная прививка против безнравственности. Не случайно академик Лихачев в «Письмах о добром и прекрасном», адресованных молодежи, писал о необходимости воспитывать молодежь в «моральном климате памяти».

· Старые вещи (см. музей):

В жизни каждого человека есть вещи, которые ему дороги как память. 1) В качестве примера приведу рассказ Виктора Астафьева «Дуга».Старый таежник, не желая копать огород, ссорится с женой. Ворча и ругаясь, пенсионер уничтожает заросли крапивы и вдруг у самой ограды видит дугу, под которой они с женой ездили венчаться. Вечером они долго сидели во дворе и тянули ту самую песню, которую пели много лет назад. 2)Вспомним, к примеру,Николая Николаевича Бессольцева, героя повести Владимира Железникова «Чучело», которого за его пальто с заплатками в городе дразнят «заплаточником». Все сбережения он тратит на приобретение картин. Этот удивительный человек любит старые вещи, в которых есть что-то таинственное, и не стесняется своего пальто, потому что оно хранит память о его умершей жене.

3) Старые вещи – это память о близких людях и о том, что нам было дорого. Вспомним, к примеру, эссе Юрия Бондарева «Продажа». Глава семьи продает старую машину, которая служила ему много лет и с которой связано много воспоминаний. Жена вздыхает, дочь плачет, и все они чувствуют себя предателями.

· Памятники культуры: Памятники старины имеют большое воспитательное значение, поэтому необходимо заботиться о разрушающихся памятниках культуры. В последнее десятилетие в России восстанавливаются монастыри, возвращаются музейные ценности, когда-то вывезенные из страны иконы. Любить свою страну, помнить ее историю, беречь памятники культуры – это наш долг перед потомками.

ПАРК

· Парк – это место, где природа встречается с культурой. Аллеи и дорожки, беседки и фонтаны, клумбы и цветники создают особое настроение, необычную атмосферу, дарят посетителю встречу с природой. Самые известные парки – Гайд-парк в Лондоне, Английский сад в Мюнхене, Центральный парк в Нью-Йорке.

· Известный ученый, академик Д.С. Лихачев в «Письмах о добром и прекрасном», адресованных молодежи, говорит, что в парках и садах природа облагорожена человеком. Они очень важны для нас, потому что это место, которое объединяет человека и природу.

ПАТРИОТИЗМ

· В романе Л.Н.Толстого «Война и мир» изображены трагические события 1812 года. Тогда патриотические чувства охватили все слои населения. Лучшие представители дворян – старый князь Болконский и Пьер - создают ополчение из своих крестьян, князь Андрей и Николай Ростов служат в армии, даже пятнадцатилетний Петя Ростов рвется в армию, объясняя, что не может учиться, когда родина находится в опасности.

· Известный критик В.Г. Белинский писал, что патриотизм доказывается не словом, а делом. С этим трудно не согласиться. Вспомним, к примеру, как Ростовы, чтобы перевезти раненых, отдают подводы, предназначенные для вывоза их имущества, что фактически привело их к разорению. Старик Ростов умирает с чувством вины за то, что оставляет семью в трудном положении, но с чувством выполненного патриотического долга.

· Известный ученый-генетик Тимофеев-Ресовский, герой повести Даниила Гранина «Зубр», работает в Германии. Его решение не возвращаться в Союз поддержали все его друзья: генетиков тогда преследовали, а за границей была возможность продолжить работу во славу русской науки. Несмотря на сложность ситуации, ученый отказался от немецкого гражданства, а после войны – от приглашения уехать в Америку, хотя догадывался о том, что ждет его на родине.

· Известный ученый, академик Д.С. Лихачев в «Письмах о добром и прекрасном», адресованных молодежи, говорит, что патриот – это тот, кто любит свою страну. К патриотизму нельзя призывать, нужно воспитывать любовь к родным местам, к памятникам старины, к истории своей страны.

· Патриотизм ложный: Вспомним, к примеру,роман Л.Н.Толстого «Война и мир». В салоне Анны Шерер берут штраф с тех, кто говорит по-французски, стараются приблизиться к русскому, национальному образу жизни. В кругу московского дворянства читаются манифесты, в которых говорится о чувстве долга и патриотизме. Однако мы понимаем, что это всего лишь высокие слова: подлинный патриотизм доказывается делом.

· "Патриотизм, чей бы то ни был, доказывается не словом, а делом…" (В.Г. Белинский).

ПЕЙЗАЖ (см. природа)

· Тяжелые кисти сирени, парашютики одуванчиков, капли росы на согнувшейся травинке… Современный мир с его сумасшедшим ритмом жизни затягивает нас, и мы пробегаем мимо, не замечая всего этого. Но, к счастью, есть те, кто успевает не только заметить эту красоту, но и показать ее нам. Эти люди - художники (слова).

· Вспомним, к примеру, эпизод из повести Константина Паустовского «Золотая роза». Художник будит своего попутчика в поезде, чтобы тот смог полюбоваться удивительной картиной - грозой в сентябре. Он видит не просто темный лес и грозовые вспышки, а приглушенный солнечный свет, золотые факелы берез, синеву ночи.

· Особенно интересны пейзажи Толстого, передающие моменты душевной высоты героев: описания аустерлицкого неба, березовой рощи, дуба, лунной ночи в Отрадном. Его пейзажи наполнены большим идейным смыслом, потому что передают философию автора: природа прекрасна, человек – неотъемлемая часть ее, поэтому он должен постигать красоту, величие и смысл природы, искать в жизни достойные цели.

ПЕСНЯ

· Вспомним, к примеру, состязание в пении Якова Турка с другим мастером в рассказе И.С. Тургенева «Певцы». Голос у Якова был удивительный и незабываемый: сильный, слегка надтреснутый. Он пел, и от каждого звука его голоса веяло чем-то родным и близким. Эта песня брала за сердце, в ней были и молодость, и сила, и грусть, в ней чувствовалась русская, горячая душа. Пение Якова объединило всех посетителей кабака: слушая его, люди плакали.

· Не так давно в нашем городе выступила с концертом певица Евгения Смольянинова. В своем интервью она сказала, что ее пение – это дань памяти старым хранительницам песенного наследия. Меняется жизнь, претерпевают изменения человеческие отношения, а народная песня остается.

ПИСАТЕЛЬ

· Настоящий писатель – то же, что древний пророк: он видит яснее, чем обычные люди (А.П. Чехов )

· "Общественное значение писателя… в том именно и заключается, чтобы пролить луч света на всякого рода нравственные и умственные неурядицы…" (М.Е. Салтыков-Щедрин).

· Я считаю, что писатель – это необыкновенный человек: он видит мир по-своему и пытается передать свое видение мира нам, читателям. Он видит и слышит то, что недоступно обычным людям, способен глубже понимать явления жизни. Творчество - могучее средство преобразования общества, потому что несет людям идеалы добра, справедливости и любви. Для меня таким писателем стал…

ПОВЕДЕНИЕ

· Известный ученый, академик Д.С. Лихачев в «Письмах о добром и прекрасном», адресованных молодежи, говорит, что нужно уметь сохранять достоинство, быть со всеми приветливым, а главное – сохранять во всем меру. Нет лучшей музыки, чем тишина в лесу или в горах. А в человеке лучшая музыка – это скромность. Не быть смешным в поведении – это не только умение вести себя, но и признак ума.

ПОДВИГ (см. героизм)

· Боцман Росомаха, герой повести В. Конецкого «Путь к причалу», с молодости был бесстрашным и отчаянным, мог начать драку против десятерых или прыгнуть за борт. Когда он узнал, что у него есть взрослый сын, в его одинокой жизни появился смысл, однако все равно идет на смертельный риск, чтобы спасти матросов с тонущего судна. Росомаха не раз в своей жизни совершал подвиги, но его последний поступок – это не безрассудство, не риск ради риска, а вполне осознанное чувство долга, чести, ответственности перед другими людьми.

· На мой взгляд, подвиг – это готовность к самопожертвованию во имя высокой цели. Героиня стихотворения в прозе И.С. Тургенева «Порог» знает, что ее ожидают голод и холод, болезнь и смерть, ненависть и презрение, но готова на жертву. «Дура», - сказали одни, а другие возразили: «Святая!»

ПОДВИЖНИЧЕСТВО

· Отец известного ученого-генетика Тимофеева-Ресовского, главного героя повести Даниила Гранина «Зубр», поехав в Среднюю Азию наблюдать затмение, так был потрясен состоянием дорог и бесправностью народа, что, защитив диссертацию, не стал делать научную карьеру, а стал заниматься строительством путей сообщения. Он считал, что железная дорога – это средство преодоления отсталости, невежества и бедности народа.

· См. учитель

ПОДЛОСТЬ

· Примером подлого, бесчестного поведения, на мой взгляд, может быть поступок Швабрина, одного из героев повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка», который, поняв, что Пугачев может отпустить Машу Миронову и она станет женой Гринева, выдает ее происхождение.

· В своем рассказе «Голос мальчика» Виктор Астафьев неблаговидные поступки людей после гибели подводной лодки «Курск» называет подлостью. С этим все согласятся. А недавно стало известно, что рубку «Курска», из которой хотели сделать памятник погибшим морякам, сдали на металлолом. Я считаю, что, когда предают память, это тоже подлость.

· Мне запомнилась лирическая миниатюра Виктора Астафьева «Записка». Взрослый сын, вынудив неграмотную мать продать дом в деревне, оставил ее на вокзале с запиской в кармане – рекомендательным письмом в няньки или сторожихи. Разве это не подлость?

ПОДХАЛИМСТВО (см. чинопочитание, лесть)

· «Служить бы рад, прислуживаться тошно», - говорит Чацкий, герой комедии «Горе от ума». Эта фраза стала крылатой. Достойны уважения люди, желающие бескорыстно служить делу, люди, для которых неприемлемы подхалимство, угодничество и желание сделать карьеру любой ценой.

· У Виктора Астафьева есть лирическая миниатюра «Высший подхалимаж» о человеке, который со слезами на глазах восхвалял Никиту Хрущева. Иронизируя, автор предполагает, что чиновник, приказавший покрасить траву перед приездом высоких гостей, был внуком того оратора.

· Как счастье многие находят

Лишь тем, что хорошо на задних лапках ходят! (И.А. Крылов)

ПОЗНАНИЕ (см. наука, совершенствование)

· «Познай самого себя», - говорили древние. Только всегда ли мы следуем этому совету? Даниил Гранин в статье «Человек, который любил время» пишет об ученом Любищеве - удивительном человеке, создавшем систему учета времени. Его планирование времени не столько отчет, сколько самоанализ, позволивший добиться высочайшей работоспособности и максимальной реализации своих способностей. Именно благодаря своей методике крупный биолог оставил после себя много работ по генетике, философии, другим отраслям знания.

· Полноценная жизнь невозможна без самосовершенствования. Комбайнер Зотов, герой рассказа Владимира Солоухина «Счастливый колос», посадил отборные зерна у себя на участке, наблюдал за ними, вел записи. Пять лет он провел в ожиданиях и тревогах, прежде чем сообщил директору, что вывел новый сорт. Тогда и выяснилось, что выведенный им сорт ячменя давно известен науке. С Зотовым случился сердечный приступ, а выздоравливая, он думает о том, что был счастлив все эти годы.

· Мы познаем мир с детства. Очень важно, чтобы рядом с ребенком был мудрый наставник. Вспомним, к примеру, рассказ Юрия Нагибина «Комаров». Детсадовец Комаров постоянно нарушает правила: то рассыпает песок, то убегает из детского сада, то бодается с теленком. Воспитатели, ругая Комарова, не понимают, что для мальчика и море, и песок, и теленок – это мир, который он познает.

· Следовать за мыслями великого человека есть наука самая занимательная… (А.С. Пушкин).

ПОМОЩЬ (см. доброта, добрый поступок, долг)

· Во время войны товарищеская взаимовыручка была обычным делом. Вспомним, к примеру, рассказ М. Шолохова «Судьба человека». Еле идущие русские военнопленные поддерживали Андрея Соколова, чтобы тот смог держаться на ногах, потому что упавших расстреливали. В церкви, куда немцы согнали пленных, ему помог военврач, который разыскивал раненых и помогал им. Сам Соколов, не задумываясь, приходит на помощь взводному, убив предателя.

· Помочь другому в трудную минуту – долг каждого порядочного человека. Мне запомнилась лирическая миниатюра Виктора Астафьева «Спасли человека». После боя раненые, оставшиеся на нейтральной территории, просили спасти их. Несмотря на усталость и шквальный огонь, бойцы стали копать из траншеи ус, чтобы подползти к тому, кто нуждался в их помощи.

· Лена Бессольцева, героиня повести В. Железникова «Чучело», стесняется своего дедушки, которого в городе за его пальто с заплатками дразнят «заплаточником», она прячется, когда видит его на улице. Однако именно к дедушке она бросается за помощью, а он ради внучки заставил себя расстаться с домом, в котором хотел прожить до конца жизни, и с картинами, которые были частью его самого.

· Нет ничего естественнее, чем прийти на помощь другому человеку. Но всегда ли мы так поступаем? Мне запомнилась лирическая миниатюра Виктора Астафьева «Праздник солидарности». Милиционеры избили дубинками человека, который помогал потерявшему сознание прохожему, решив, что это вор. Спаситель, который не смог пройти мимо беспомощного человека, оказался американцем…

ПОРЯДОЧНОСТЬ

· «Очень порядочный», - так иногда говорят о человеке. В этой характеристике заключена высшая степень одобрения, уважения к человеку, способному в самых сложных ситуациях сохранять доброе отношение к людям и миру, умеющему сострадать, всегда готовому оказать помощь тому, кто нуждается в поддержке. У каждого человека в любой ситуации есть право на свободу выбора, но все наши поступки приводят к последствиям, за которые приходится отвечать и перед самим собою, и перед другими. Порядочный человек сделает тот выбор, который подскажет ему его совесть. Именно уважение к себе и к окружающим, душевная чуткость составляют, на мой взгляд, основу всех нравственных качеств.

Порядочность – это качество, которое ценится людьми во все времена. В одном из интервью известный писатель Анатолий Приставкин вспоминает о своем беспризорном детстве. С болью он говорит, как детдомовцы относились к воспитательницам - женщинам из дворянских семей. Они презирали их, обворовывали, били им по рукам крышкой от пианино, когда те пытались играть романсы. Но все равно эта музыка, а вместе с нею благородство и глубокая порядочность проникали в детские души. В настоящее время количество беспризорников составляет около пяти миллионов. Такое было лишь после гражданской войны, но тогда подобное бедственное положение детей можно было объяснить очевидными причинами - войной, разрухой. Однако и в войну люди не утратили человечности. И если бы нам удалось сохранить гуманизм тех времен до наших дней, не было бы нынешней катастрофической ситуации. Есть много людей, которые помогают другим. Такими порядочными людьми Россия должна возрождаться. Чем тяжелее жизнь, тем больше мы нуждаемся в людях, способных на честный, благородный поступок.

· Порядочность – одно из важнейших моральных качеств человека. Быть порядочным – значит не только самому не совершать низкие, аморальные поступки, но и быть честным, великодушным по отношению к другим. Понятие порядочности, благородства по-разному трактовалось в истории человечества. К примеру, в августе 1945 года на главной площади Токио перед императорским дворцом несколько тысяч офицеров, не желая смириться с капитуляцией, покончили жизнь самоубийством. Таково было их представление о чести. «Каков век, таков и человек», - гласит народная пословица. Мы живем в трудное время: экономический кризис, всеобщее очерствение. Люди пытаются обустроить жизнь своей семьи, обеспечить себе и близким достойные условия существования. Каждый ли готов поступиться своими интересами?

В прошлом году на авторалли российские спортсмены, бывшие фаворитами гонок, отказались от дальнейшего участия в соревнованиях, так как под колесами их автомобиля погиб французский гонщик. После случившейся трагедии они сочли невозможным добиваться победы ценой бесчестия. Так могли поступить только порядочные люди!

Я убежден, что порядочность – это то, без чего не может развиваться общество, это следование законам совести и чести, это то, что делает человека Человеком. Проявление нравственности не зависит от времени и условий жизни. Честь и достоинство – понятия вне времени.

ПОСТУПОК (см. ответственность, стыд)

· Каждый из нас совершает поступки, за которые впоследствии бывает стыдно. Возьмем, к примеру, 1)эссе Юрия Бондарева «Отец». Автор вспоминает, как однажды, будучи подростком, испытал жгучее чувство стыда, когда в компании друзей встретил на улице своего отца – маленького, немодно одетого, даже смешного. Прошло много лет, а чувство стыда не проходит – стыда за то, что не защитил отца от насмешек. 2) рассказ Юрия Нагибина «Эхо». Сергей в критической ситуации повел себя недостойно: он не только не помог девочке, которая ему доверяла, но и выдал мальчишкам ее секрет. Мне кажется, рассказ назван так не случайно: эхо - это и тайна гор, которая открывается людям с чистым сердцем, и напоминание о том, что мы несем ответственность за все наши поступки.

· Жизнь очень сложна, и один и тот же человек может оказаться способным и на героический поступок, и на предательство. 1) Вспомним, к примеру, повесть Владимира Железникова «Чучело». Димка Сомов – легендарная



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: