Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад комбинированного вида №20 «Дельфин» г. Саяногорск
Творческая лаборатория
«Совершенствование педагогического корпуса»
Консультация
«Типичные ошибки воспитателя»
Провела: Яковлева Т.Н.
Сколько бы ни говорили о том. Что воспитывать детей надо чутко, бережно, умело, - ошибок в воспитании, как правило, не избежать. К сожалению, воспитатели часто совершают их: часто из-за своей неопытности, а частью (хотя этого, конечно, нельзя допускать) по нежеланию вникнуть в суть воспитания детей.
Почему важно стараться избегать ошибок в воспитании детей? Хотя бы потому, что задача воспитателя – сформировать из ребенка личность с собственным характером, интересами, моральными нормами.
О каком правильном развитии можно говорить в случае, если воспитатель допускает одну за другой педагогические ошибки и не спешит их исправлять?
Предлагаем совместно рассмотреть те ошибки в воспитании, которые на сегодняшний день считаются типичными. Задача воспитателя – постараться не просто вовремя исправлять их, но и избегать. Конечно, порой очень сложно сделать.
Никто не станет оспаривать тот факт, что воспитывать одного ребенка – дело очень сложное. Что же в таком случае говорить о воспитателе, которому поручено воспитание одновременно большого количества детей!
Итак, чем же обычно «грешат» воспитатели?
Какие ошибки в воспитании чаще всего допускают?
Первая, самая серьезная.
Отсутствие индивидуального подхода к детям.
Уж сколько ни твердили миру, что каждый ребенок уникален, что у него есть масса особенностей, отличающих его от других детей, множество интересов, которые надо развивать, воспитатели далеко не всегда хотят помнить об этом.
|
Конечно, эта профессия предполагает получение специального образования. Воспитатели осведомлены об индивидуальном подходе к детям, всестороннем развитии гармоничной личности и многом другом. Однако на деле, когда одному –двум воспитателям приходится уследить сразу за всеми детьми, этот самый индивидуальный подход к каждому ребенку оказывается край затруднительным.
В конце концов, что легче: стараться подбирать к каждому ребенку особый «ключик» или «причесывать всех под одну гребенку», следя только за тем, чтобы дети были накормлены, тепло одеты и находили для себя определенное занятие? Не правда ли, второй вариант куда проще первого? Однако проще – не означает правильнее.
На самом деле именно сложный путь является единственно правильным. Воспитатель должен со всей ответственностью отнестись к тому, что у него в руках находятся все возможности формирования, привычек. Именно воспитателю следует обращать внимание на то, к каким занятиям склонен ребенок, и сообщать об этом родителям.
Впрочем, мы говорим не столько о воспитании, сколько о развитии. Но даже если отвлечься от выявления способностей ребенка (что возможно опять только в том случае, если воспитатель найдет индивидуальный подход к каждому ребенку), следует помнить о том, что и в воспитании детей есть немало моментов, в которых без индивидуального подхода просто не обойтись.
Воспитатели чаще всего руководствуются какими-то общими чертами, которые присутствуют у детей в целом, на основании чего необоснованно считают индивидуальный подход к каждому ребенку излишним. Между тем. воспитательные меры воздействия на каждого ребенка должны быть разными.
|
Что обычно в первую очередь делает воспитатель, когда обнаруживает, что ребенок совершил какой то проступок? Сгоряча наказывает его: делает замечание перед всеми, а то и ставит в угол. А между тем, если учитывать характерные особенности каждого ребенка, такой ошибки можно было бы избежать
Если присмотреться более внимательно к каждому ребенку, очень скоро станет ясно, что одному достаточно объяснить его неправоту, другому поставить в пример товарища, третьему постараться все разъяснить все на эмоциональном уровне (имеются в виду вовсе не окрики воспитателя, а стремление воздействовать на чувства ребенка).
Это, безусловно, сложнее, но зато только это и правильно!
Для того чтобы исправить эту. Ошибку, надо изменить свои взгляды на детей. Воспитателю придется приглядываться к каждому ребенку, руководствуясь основной задачей – выявить отличия конкретного ребенка от других детей в группе.
Если научиться идти по этому пути, очень скоро воспитатель сможет разглядеть в каждом из доверенных ему детей незаурядную личность с яркой индивидуальностью и непременно найдет правильный подход к каждому из них. Это поможет избежать типичных ошибок.