Общие положения
1.1. Центр является структурным подразделением образовательной организации, которое объединяет участников образовательных отношений и других лиц, заинтересованных: в разрешении конфликтов, развитии практики восстановительной медиации, преодолении проблемных ситуаций, развитии коммуникативных и эмоционально-волевых навыков, формировании позитивного мышления.
1.2. Центр является альтернативой другим способам реагирования на споры, конфликты, противоправное поведение или правонарушения несовершеннолетних. Результаты работы Центра и достигнутое соглашение конфликтующих сторон должны учитываться в случае вынесения административного решения по конфликту или правонарушению.
1.3. Центр является приоритетным способом реагирования, то есть сторонам конфликта предлагается в первую очередь обратиться в Центр, а при их отказе или невозможности решить конфликт путем переговоров и медиации образовательная организация может применить другие способы решения конфликта и/или меры воздействия.
1.4. Центр осуществляет свою деятельность на основании Федерального закона № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации», а также в соответствии с «Национальной стратегией действий в интересах детей 2012-2017 годы», ФГОС основного (полного) образования и «Стандартами восстановительной медиации» от 2009 года.
2. Цели и задачи Центра:
2.1. Целями Центра являются:
2.1.1. распространение среди участников образовательных отношений цивилизованных форм разрешения споров и конфликтов (восстановительная медиация, переговоры и другие способы);
2.1.2. помощь участникам образовательных отношений в разрешении споров и конфликтных ситуаций на основе принципов и технологии восстановительной медиации;
|
2.1.3. организация в образовательной организации не карательного реагирования на конфликты, проступки, противоправное поведение и правонарушения несовершеннолетних на основе принципов и технологии восстановительной медиации;
2.1.4. проведение мероприятий по формированию необходимых личностных качеств для профилактики споров и конфликтов.
2.2. Задачами Центра являются:
2.2.1. проведение программ восстановительного разрешения конфликтов и криминальных ситуаций для участников споров, конфликтов и противоправных ситуаций;
2.2.2. обучение участников образовательных отношений и других заинтересованных лиц цивилизованным методам профилактики и урегулирования конфликтов, способов преодоления проблемных ситуаций, развитии коммуникативных и эмоционально-волевых навыков, формировании позитивного мышления и осознания ответственности;
2.2.3. организация просветительных мероприятий и информирование участников образовательных отношений о миссии, принципах и технологии восстановительной медиации.
3. Принципы деятельности Центра:
3.1. Принцип добровольности, предполагающий как добровольное участие учащихся в организации работы, так и обязательное согласие сторон, вовлеченных в конфликт, на участие в примирительной программе. Допускается направление сторон конфликта и их законных представителей на предварительную встречу с медиатором, после которой стороны могут участвовать или не участвовать в программе восстановительного разрешения конфликта и криминальной ситуации.
|
3.2. Принцип конфиденциальности, предполагающий обязательство Центра не разглашать полученные в процессе медиации сведения за исключением примирительного договора (по согласованию с участниками встречи), подписанного ими. Также исключение составляет ставшая известная медиатору информация о готовящемся преступлении.
3.3. Принцип нейтральности, запрещающий Центру принимать сторону какого-либо участника конфликта (в том числе администрации). Нейтральность предполагает, что Центр не выясняет вопрос о виновности или невиновности той или иной стороны, а является независимым посредником, помогающим сторонам самостоятельно найти решение. Если медиатор понимает, что не может сохранять нейтральность из-за личностных взаимоотношений с кем-либо из участников, он должен отказаться от медиации или передать ее другому медиатору.
Порядок формирования Центра медиации
4.1. В состав Центра могут входить учащиеся 7-11 классов, прошедшие обучение проведению восстановительной медиации. Учащиеся младших классов могут участвовать в работе в качестве со-медиаторов (вторых медиаторов).
4.2. Руководителем Центра может быть социальный педагог, психолог или иной работник образовательной организации, прошедший обучение проведению восстановительной медиации, на которого возлагаются обязанности по руководству Центром приказом директора образовательной организации.
4.3. Родители дают согласие на работу своего ребенка в качестве ведущих примирительных встреч (медиаторов).
|
4.4. Вопросы членства в Центре, требований к учащимся, входящим в состав Центра медиации, и иные вопросы, не регламентированные настоящим Положением, могут определяться уставом Центра, принимаемым Центром самостоятельно.
Порядок работы Центра
5.1. Центр может получать информацию о случаях конфликтного или криминального характера от педагогов, учащихся, администрации образовательной организации, членов Центра, родителей.
5.2. Центр принимает решение о возможности или невозможности примирительной программы в каждом конкретном случае самостоятельно, в том числе на основании предварительных встреч со сторонами конфликта. При необходимости о принятом решении информируются должностные лица образовательной организации.
5.3. Программы восстановительного разрешения конфликтов и криминальных ситуаций проводится только в случае согласия конфликтующих сторон на участие. При несогласии сторон, им могут быть предложены психологическая помощь или другие существующие в образовательной организации формы работы. Если действия одной или обеих сторон могут быть квалифицированы как правонарушение или преступление, для проведения программы также необходимо согласие родителей или их участие во встрече.
5.4. Медиация может проводиться взрослым медиатором по делам, рассматриваемым в ОПДН, КДНиЗП или суде. Медиация не отменяет рассмотрения дела в КДНиЗП или суде, но ее результаты и достигнутая договоренность может учитываться при вынесении решения по делу.
5.5. В случае если примирительная программа планируется, когда дело находится на этапе дознания, следствия или в суде, то о ее проведении ставится в известность администрация образовательной организации и родители.
5.6. Переговоры с родителями и должностными лицами проводит руководитель Центра.
5.7. Медиатор вправе отказаться от проведения медиации или любой другой восстановительной программы на основании своих профессиональных стандартов, либо в случае недостаточной квалификации, или невозможности обеспечить безопасность процесса. В этом случае образовательная организация может использовать иные педагогические технологии.
5.8. В сложных ситуациях (как правило, если в ситуации есть материальный ущерб, среди участников есть взрослые или родители, а также в случае криминальной ситуации) руководитель Центра принимает участие в проводимой программе.
5.9. Возможность проведения примирительных встреч рекомендуется включить в договор об образовании между образовательной организацией и родителями учащихся.
5.10. Центр самостоятельно определяет сроки и этапы проведения программы в каждом отдельном случае.
5.11. В случае, если в ходе примирительной программы конфликтующие стороны пришли к соглашению, достигнутые результаты могут фиксироваться в письменном примирительном договоре или устном соглашении.
5.12. При необходимости Центр передает копию примирительного договора администрации образовательной организации.
5.13. Центр помогает определить способ выполнения обязательств, взятых на себя сторонами в примирительном договоре, но не несет ответственность за их выполнение. При возникновении проблем в выполнении обязательств, Центр может проводить дополнительные встречи сторон и помочь сторонам осознать причины трудностей и пути их преодоления.
5.14. При необходимости Центр информирует участников примирительной программы о возможностях других специалистов (социального педагога, психолога, специалистов учреждений социальной сферы, психолого-педагогических центров).
5.15. Деятельность Центра фиксируется в журналах и отчетах, которые являются его внутренними документами.
5.16. Руководитель Центра обеспечивает мониторинг проведенных программ, проведение супервизий с учащимися-медиаторами на соответствие их деятельности принципам восстановительной медиации.
5.17. Медиация и другие восстановительные практики не являются психологической процедурой и потому не требуют обязательного согласия со стороны родителей. Однако руководитель старается по возможности информировать и привлекать родителей в медиацию.
5.18. Центр рекомендует участникам конфликта на время проведения процедуры медиации воздержаться от обращений в вышестоящие инстанции, средства массовой информации или судебные органы.
5.19. По согласованию с администрацией образовательной организации и руководителем Центра, медиаторы могут проводить медиацию по конфликтам между педагогами и администрацией, конфликтам родителей и их детей, а также по семейным конфликтам и спорам. Если споры возникли из гражданских правоотношений, в том числе в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, а также из трудовых правоотношений и семейных правоотношений, деятельность медиатора и его квалификация регулируется Федеральным законом № 193-ФЗ РФ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)».
5.20. При необходимости Центр получает у сторон разрешение на обработку их персональных данных в соответствии с законом «О персональных данных» 152-ФЗ.
6. Организация деятельности Центра:
6.1. Центру администрация образовательной организации предоставляет помещение для сборов и проведения примирительных программ, а также возможность использовать необходимые для этого ресурсы образовательной организации.
6.2. Оплата работы руководителя Центра может осуществляться из средств фонда оплаты труда образовательной организации или из иных источников.
6.3. Поддержка и сопровождение Центра медиации может осуществляться социально-психологическими центрами или общественными организациями, имеющими обученных и практикующих медиаторов, по договору на возмездной или безвозмездной основе.
6.4. Должностные лица образовательной организации оказывают Центру содействие в распространении информации о его деятельности среди педагогов, учащихся и родителей.
6.5. Центр в рамках своей компетенции взаимодействует с психологом, социальным педагогом и другими специалистами образовательной организации.
6.6. Администрация содействует Центру в организации взаимодействия с педагогами образовательной организации, а также социальными службами и другими организациями. Администрация поддерживает обращения педагогов, учащихся и родителей в Центр, а также содействует освоению ими навыков восстановительного разрешения конфликтов и криминальных ситуаций.
6.7. В случае, если стороны согласились на примирительную встречу, то применение административных санкций в отношении данных участников конфликта приостанавливаются. Решение о необходимости возобновления административных действий принимается после получения информации о результатах работы Центра медиации и достигнутых договоренностях сторон.
6.8. Администрация образовательной организации поддерживает участие руководителя и медиаторов Центра в собраниях ассоциации (сообщества) медиаторов, супервизиях и в повышении их квалификации.
6.9. Не реже, чем один раз в четверть проводятся совещания между администрацией и Центром по улучшению работы и его взаимодействия с педагогами с целью предоставления возможности участия в примирительных встречах большему числу желающих.
6.10. В случае, если примирительная программа проводилась по факту,
по которому возбуждено уголовное дело, администрация образовательной организации может ходатайствовать о приобщении к материалам дела примирительного договора, а также иных документов в качестве материалов, характеризующих личность обвиняемого, подтверждающих добровольное возмещение имущественного ущерба и иные действия, направленные на заглаживание вреда, причиненного потерпевшему.
6.11. Центр может вносить на рассмотрение администрации предложения по снижению конфликтности в образовательной организации и способствовать решению проблемных отношений и ситуаций заинтересованным в этом лицам.