Механизм позиционирования.




Авторитет вожатогов ДОЛ

Вожатый и ребенок – две основные фигуры в лагере. Личности, чьи взаимоотношения в процессе отрядной работы и в свободное время оказывают непосредственное и решающее влияние на весь воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в лагере атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества. Опыт убеждает, что влияние вожатого на ребенка, его успешная педагогическая деятельность зависит от авторитета вожатого.

Авторитет вожатого – это, прежде всего, средство воспитательного воздействия на ребенка. Авторитет вожатого – это сложный феномен, который качественно характеризует систему отношений ребенка к педагогу.

Личностный компонент вожатского авторитета включает в себя следующие качества вожатого.

Во-первых, это любовь к детям и к вожатской профессии. Вожатый же не только должен любить свою профессию, но и любить детей, иначе зачем мучить себя, а тем более детей и напарника. Любовь к детям является важным условием формирования вожатского авторитета. Уважение и доверие к ребенку – важнейшее слагаемое личностного компонента авторитета вожатого.

Авторитетный вожатый не обманывает и не лжет даже по мелочам. Никогда не проявляет невежливость. Не ссорится при ребятах с коллегами. Не вовлекает детей в группировки, направленные против других ребят. Не подрывает авторитет товарищей – вожатых, не отзывается пренебрежительно об их работе.

Вожатый должен знать, чем живут и интересуются его дети. Для всего этого не требуется много времени, для этого нужно только внимание к детям и к их жизни. В жизни ребенка бывает много случаев, когда он не знает, как нужно поступить, когда он нуждается в помощи, в совете. И если он обратится за помощью к вожатому, то это говорит, что он ему доверяет, а значит, вожатый является для него авторитетным.

Внешность вожатого и его культура поведения в значительной мере влияют на завоевание вожатым авторитета у детей. Как правило, авторитетный вожатый всегда подтянут, опрятен, требователен к своему поведению и поведению других. Вместе с тем, у любимых вожатых дети не замечают и не желают замечать некоторых внешних недостатков. И, наоборот, у плохого вожатого, не пользующегося у них авторитетом, они подмечают все мелочи. Завоевать у детей авторитет может только правдивый, трудолюбивый, преданный своему делу вожатый.

Немаловажное значение для вожатого имеет его умение держать себя в отряде. Не только спокойствие, выдержка, тактичность, но и известная дисциплинированность вожатого являются положительными его качествами.

Одним из положительных качеств авторитетных вожатых является обладание правильной и выразительной речью. Если учесть, что дети подражают речи вожатого, становится понятным, почему работа вожатого над своей речью приобретает такое большое значение.

Сила голоса вожатого тоже имеет большое значение. О значении выразительности речи в педагогической работе А.С. Макаренко сказал, что педагогом-мастером он сделается только тогда, когда научится говорить «иди сюда» с пятнадцатью – двадцатью оттенками.

Педагогический оптимизм – необходимое качество хорошего вожатого. За теплое, чуткое отношение к ним дети платят такой же теплотой и привязанностью.

Вожатый должен быть настойчивым и до конца требовательным. Насорил – убери, оскорбил – извинись. Не уговаривать, а категорически требовать. Требовательность вожатого проявляется во всем – особенно в ЕПТ(единые педагогические тредования) принятых на территории лагеря!

Нельзя не остановиться на вопросе о «любимых» и «нелюбимых» детях. Существует точка зрения, что наличие у вожатого «любимчиков» в отряде снижает его авторитет, якобы к любимому ребенку вожатый относится снисходительно, не предъявляет строгих требований. Вожатому нельзя отказать в праве иметь любимых детей. «А раз любишь – ничего не прощай, требуй больше» – подчёркивает Макаренко.

Помните, что это ИДЕАЛЬНЫЙ портрет вожатого, к которому необходимо стремиться, каждый из вожатых, как и ребенок индивидуален и не идеален, но работа над собой необходима;)

Каким он НЕ должен быть авторитет. – Дешёвый авторитет

Добиться его очень просто. Надо детям всё разрешать.

ü Можно мы сегодня на зарядку не пойдём?

ü Да пожалуйста! Она и самому мне надоела

Вожатый с дешёвым авторитетом становится на один уровень с детьми, братается с ними по-пацански, допускает панибратство. Он принимает во всём сторону детей, в том числе и в вопросах дисциплины.

Такого вожатого дети, конечно, будут любить. Вроде бы… Но очень скоро станет понятно, что любовь эта не настоящая. Потому что в ней нет главного: нет уважения. Мнение вожатого уже не берётся детьми в расчёт. Они ведь заранее знают, что он им всё позволит. Ну и за что уважать такого вожатого? Да и любить-то его не за что. Дешёвый авторитет — это ещё и большая подстава напарника. Ведь напарник (напарница) вынужден держать дисциплину один, вынужден быть «злым вожатым».

Плюс ко всему, у такого вожатого нет никаких рычагов воздействия на детей.
Злой авторитет

Злой авторитет основан на страхе. Вожатый по любому поводу кричит, угрожает, непрерывно наказывает. Рычаг воздействия один — угроза, и он работает. До поры. А ведь бывают такие моменты, когда нечем пригрозить. И что тогда? Тогда получите «Королевскую ночь» (всеобщий беспредел в последнюю ночь смены).

Дети воспринимают злого вожатого однозначно: как своего врага. И они используют первую же возможность, чтоб отомстить. И даже раньше «королевской ночи».
Стоит ли говорить о том, что к злому вожатому нет никакого уважения? Есть ещё один важный момент. Если вы все время общаетесь с детьми жёстко, то у вас нет «зазора» для применения жёсткости в тех случаях, когда это действительно нужно. Ведь если обычно спокойный и добрый вожатый вдруг начинает говорить «с металлом в голосе» (даже не повышая голоса, а лишь изменив интонацию), всем сразу понятно: что-то не так. И это очень хорошо действует. А злой вожатый и так всё время на взводе. Ему добавлять металл уже некуда.

В общении с детьми вожатые часто впадают в крайности, т.к. не знают, как себя вести, какую позицию по отношению к детям занять. Лучше всего встать в позицию старшего товарища. Который всегда знает, как правильно поступить.

Механизм позиционирования.

Самый важный момент в постановке авторитета - это оргпериод. Именно в эти три дня закладываются отношения на весь сезон.

День заезда.

Первая встречая эффективна (не суечусь, уверена в себе, в общение лояльна, доброжелательна, каждый имеет право на мое внимание, любые обострения снимаются шуткой).

Цели- создание позитивного первого впечатления, закладываются основы личных отношений и авторитета.

Первая беседа (инструктаж, первое собрание) – я человек лагеря (я здесь главная, правила лагеря- мои правила, я выполняю правила и законы, я готова бороться за их соблюдение, мы одна команда, я отвечаю за отряд и каждого ребенка, я решаю проблемы.) Цели - заявка на лидерство в отряде, формулирование законов совместного существования, приглашение к выстраиванию отношений, закладка этических норм отношений в отряде.

Первое мероприятие – я организатор (то, что я делаю, я делаю хорошо, я яркая и умелая, со мной хорошо). Цели - заявка на успешность, решение первого дисциплинарного момента, подтверждение заявки на лидерство, выстраивание личных отношений, через совместное действие.

Вечерний разговор – я интересна вам (я взрослый человек, общение со мной интересно, я честна с ними, готова честно отвечать на заданные вопросы, называю вещи своими именами). Цели – налаживание личных отношений, завоевание доверия, заявка себя, как личности (формирование легенды о себе), формулирование этических норм жизни в нашем отряде.
Здесь необходимо оговорить, что, решая задачи по собственному позиционированию, одновременно оказывается помощь и поддержка в позиционировании своих напарников и всего лагеря.

 

 

Следующие два-три дня.

Представление отрядов – я творческая личность (я предлагаю и реализую интересные идеи, работать со мной кайф, я верю в значимость того, чем мы занимаемся).

Цель- подтверждение собственной успешности, введение отряда состояние успеха.
Решение дисциплинарных и организационных вопросов – я сказала - я сделала (правила поведения в лагере не пустой звук, я отвечаю за свой слова, мои слова не расходятся с делом). Цели - закрепление доверия, фиксирование лидерской позиции в отряде, подкрепление своей «взрослости».

Личное общение – я твой старший друг (мне можно доверять, я готова помочь решить твои проблемы, я честна с тобой, мой жизненный опыт может быть тебе полезен, ты мне интересен). Цели - выстраивание отношений, завоевание доверия, обозначение перспектив личностного роста (ребенок должен ощущать, что я воспринимаю его более интересным, чем он сам воспринимает себя, т.е. видеть во мне перспективу собственного роста).

Нужно понимать, что твой образ формируется и обсуждается всем отрядом, поэтому постоянно добавляется дозированная информация о себе (семейное и социальное положение, истории из жизни, опыт работы в лагере).

Завершение позиционирования совпадает с окончанием орг. периода. Отряд завершает распределение ролей, и мы имеем тот коллектив и те взаимоотношения, с которыми проживем всю смену. Как правило этот момент характеризуется кризисом, в ходе которого сложившийся коллектив проверяет вожатого «на прочность», оспаривая его право на лидерство.

Срыв отряда – я вожатый (я тот, кого вы знаете). Цель- подтверждение лидерства, подтверждение того образа, который сформировался у детей.

Если мне удалось, за предыдущие дни сформировать у детей образ интересного, симпатичного, взрослого человека, поступкам и оценкам которого можно доверять, если они убедились, что-то что мы делаем – здорово и т.д., то задачи позиционирования выполнены.

 

Список использованной литературы:

1. Авторитет учительства. Первое сентября. – М., 1995.

2. Макаренко А.С. О воспитании. – М.: Школьная Пресса, 2003.

3. Самуйленков Д.Ф. Мастерство, педагогический такт и авторитет учителя. – Смоленск: Смоленское книжное издательство, 1961.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: