ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВОГО ЗАНИМАТЕЛЬНОГО МАТЕРИАЛА НА ЗАНЯТИЯХ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ




Одна из основных задач дошкольного образования – математическое развитие ребенка. Для успешной подготовки детей к обучению в школе необходимы не только определенные знания, но и умения последовательно и логически мыслить, догадываться, умственно напрягаться, умения видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения, зависимости, конструировать их, заменяя предметами, знаками и словами.

Ерофеева Т.И. в своей работе [1] отмечает, что успешность обучения дошкольников зависит как от содержания предлагаемого материала, так и от формы подачи, которая способна вызвать заинтересованность детей и познавательную активность. Для этого необходимо использовать такие методы, которые позволяют дать детям знания не в готовым виде, а постигаются ими путем самостоятельного анализа, сопоставления существенных признаков предметов и явлений, установления взаимозависимостей. Обучение должно идти в контексте практической и игровой деятельности.

Большую роль в этом играют игровые занимательные задания, содержащие математический материал. «Смекалки, головоломки, занимательные игры вызывают у ребят большой интерес. Дети могут, не отвлекаясь, подолгу упражняться в преобразовании фигур, перекладывая палочки или другие предметы по заданному образцу, по собственному замыслу» [2]. Они позволяют повысить мотивацию к изучаемому предмету, а также активизировать мыслительную деятельность. «Любая математическая задача на смекалку, для какого бы возраста она ни предназначалась, несет в себе определенную умственную нагрузку, которая чаще всего замаскирована занимательным сюжетом, внешними данными, условием задачи и т.д. Умственная задача: составить фигуру, видоизменить, найти путь решения, отгадать число – реализуется средствами игры, в игровых действиях» [2].

Рассмотрим классификацию занимательного материала, предложенную З.А. Михайловой. За основание данной классификации берется характер и назначение материала того или иного вида. Приведем примеры заданий и игр для формирования геометрических представлений:

· Математические развлечения: загадки, задачи – шутки, ребусы, кроссворды, головоломки, математические квадраты и т.д. Они интересны по содержанию, занимательны по форме, отличаются необычностью решения, парадоксальностью результата. Например, головоломка на разрезание геометрической фигуры.

· Математические (логические) игры, задачи, упражнения (с блоками, кубиками, словесные, шашки и т.д.) – это игры, в которых смоделированы математические построения, отношения, закономерности. По ходу решения требуется применение математических методов и умозаключений. Они направлены на тренировку мышления при выполнении логических операций и действий. Например, игры «Найди недостающую фигуру», «Чем отличается?», «Мельница», «Чудо-мешочек», «Только одно свойство». Рассмотрим игру «Только одно свойство». Цель игры закрепить знание свойств геометрических фигур, развить умение быстро выбирать нужную фигуру, описывать её. У двоих играющих детей по полному набору фигур. Один кладет на стол любую фигуру. Второй играющий должен положить рядом фигуру, отличающуюся от неё только по одному признаку. Так, если первый положил на стол желтый большой треугольник. Неправильным считается ход, если второй играющий положил фигуру, не отличающуюся от первой или отличающуюся от первой или отличающую от неё более чем на один признак. В этом случае фигуру у игрока забирают. Проигрывает тот, кто первый остается без фигур.

· Дидактические игры и упражнения (с наглядным материалом, словесные). Их роль заключается в формировании математических навыков, новых знаний и способов действий. Например, на закрепление основных свойств (наличие углов, сторон) геометрических фигур может быть использована игра «Найди и назови». Суть игры заключается в следующем: на фланелеграфе раскладывают в беспорядке 10-12 геометрических фигур (круги, квадраты, треугольники, прямоугольники) разного цвета и размера. Ведущий говорит: «Кто нашел большой круг?», «Кто нашел маленький синий квадрат?» и т.д. Ребенок, правильно и быстро показавший и назвавший фигуру, берет её себе. В конце подсчитывают, сколько у кого фигур, объявляют победителей.

Таким образом, в работе с дошкольниками при формировании геометрических представлений могут использоваться следующие виды занимательного материала:

- геометрические конструкторы: «Танграм», «Пифагор», «Колумбово яйцо» и другие, в которых из набора плоских геометрических фигур требуется создать сюжетное изображение на основе силуэтного, контурного образца или по замыслу. Игра «Танграм»: картонный квадрат определенным образом разрезан на семь частей. Смысл игры состоит в том, чтобы из 7 частей сложить разные фигурки. Данная игра позволяет и самим детям придумать новые задания, складывая несколько фигурок и обводя их общей линией, отгадывать и решать задачи вдвоем;

- «Змейка» Рубика, «Волшебные шарики», «Пирамидка» «Сложи узор», «Уникуб» и другие игрушки – головоломки, состоящие из геометрических тел, вращающихся или складывающихся определенным образом;

- логические упражнения, требующие умозаключений, построенных на основе логических схем и правил. Например, на заданном чертеже найди и покажи 5 треугольников и 1 четырехугольник или продолжи ряд фигур: треугольник, овал, четырехугольник;

- задачи на нахождение признака (признаков) отличия или сходства фигур. Например, «Найди 2 одинаковые фигуры», «Какая фигура здесь лишняя?»;

- задачи – смекалки геометрического характера с палочками на воспроизведение по образцу узора до составления предметных картинок, а также на трансформацию – изменение фигур путем перекладывания указанного количества палочек.

Все эти задачи и игры позволяют развить сенсорные и речевые способности детей, наглядно-образное и логическое мышление. Складывая из геометрических элементов фигуры, формы животных, людей, предметов дети усваивают эталоны форм (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник и т.д.). Задания, позволяющие анализировать геометрический узор, фигуры предметов формируют умения определять пространственное положение различных объектов. Не стоит забывать о роли конструирования строительного материала по картинкам и схемам в учебной и самостоятельной деятельности детей. Такая работа учит детей соотносить плоскостное изображение с объемными формами, читать рисунки, чертежи, ориентироваться в пространстве.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ерофеева Т.И., Павлова Л.Н., Новикова В.П. математика для дошкольников. М.: Просвещение, 1992.

2. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. М.: Просвещение, 1985.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: