Развитие колористического видения младших школьников в процессе выполнения натюрморта на уроках ИЗО




 

Научный руководитель:

Профессор,

доктор педагогических наук

Козлов В.И.

Выполнила:

Студентка 4 курса 402 группы

Мирова Е.М.

 

 

Москва 2018

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1……………………………………………………………………………..6

1.1. Особенности натюрморта как жанра изобразительного искусства………6
1.2. Колористическое видение и колорит в натюрморте……………………...10
1.3. Восприятия цвета и его роль в изобразительной деятельности младших школьников………………………………………………………………………15

Выводы к первой главе………………………………………………………….18
Глава 2……………………………………………………………………………19
2.1. Организация и проведение уроков по теме натюрморта в начальной школе……………………………………………………………………….
2.2. Значение изображения натюрморта в развитии колористического видения в 1-4 классах……………………………………………………….

Выводы ко второй главе……………………………………………………….

Заключение…………………………………………………………………….

Список литературы…………………………………………………………….

 

 

Введение

Натюрморт – жанр изобразительного искусства, освоение которого служит основой для формирования и гармоничного развития творческого мышления, изобразительных умений и навыков младших школьников. При помощи выполнения натюрморта, учащиеся решают различные художественные задачи, тем самым повышая уровень эстетической культуры и восприятия. Как следствие, чем глубже будут знания ребенка, чем сильнее будет уровень его восприимчивость и понимания, тем выразительнее и точнее будет изображенный им натюрморт.

Одним из важнейших навыков, который можно развить в процессе выполнения натюрморта, является колористическое видение.

Основа колористического видения – это восприятие цвета.

Колористическое видение формируется и развивается только в процессе обучения, в практической изобразительной деятельности. Неподвижная, легко обозримая с небольшого расстояния, имеющая постоянное освещение, композиция натюрморта является прекрасным средством изучения цветовой грамоты, колорита в начальной школе.

Развитие колористических способностей, обучающихся посредством натюрморта способствует формированию у детей эмоционально-эстетического отношения к цветовым явлениям и предметам действительности, позволяет учащимся живописно изображать объекты внешнего мира и выражать колористическими средствами мысли, чувства, эмоции, переживания.

Методические аспекты по восприятию цвета и развитию колористических навыков в общеобразовательной школе рассмотрены в научных трудах В.Г. Беды, Н. Волкова, В.С. Кузина, А.А. Унковского, С.П. Ломова, С.Е. Игнатьева, Н.М. Сокольниковой и др. В работах данных авторов отражалась проблема цвета в живописи с точки зрения теории и методики изображения, поставлены вопросы, касающиеся восприятия цвета и его роли в создании единства в живописном изображении.

Педагогическую ценность представляют труды отечественных педагогов: П.П. Чистякова, H.H. Ростовцева, Г.В. Беды, B.C. Кузина, С.Е. Игнатьева, С.П. Ломова и других, в которых раскрываются механизмы развития художественного восприятия, основанные на принципах целенаправленного и систематичного подхода в обучении.

Большой вклад в разработку теории колорита внесли А. Зайцев, С.С. Алексеев, Н.Н. Волков, Г.В. Беда.

Цель работы – рассмотреть значение натюрморта в развитии колористического видения и чувства цвета младших школьников.

Объектом исследования выступает процесс обучения выполнению натюрморта в начальной школе.

Предмет исследования данной курсовой работы – особенности формирования колористического видения в процессе выполнения натюрморта в младшем школьном возрасте.

Задачи:

1. изучить и проанализировать литературу по теме натюрморта в общеобразовательной школе;

2. изучить научные труды по теме восприятия цвета и развития колористических навыков в начальной школе;

3. рассмотреть натюрморт как жанр изобразительного искусства;

4. выявить особенности преподавания натюрморта в 1-4 классах;

5. определить значение натюрморта в развитии колористического видения.

Актуальность данной работы обусловлена тем, что отсутствие должных навыков работы с цветом у детей младшего школьного возраста ведет к ограничению познавательной способности учащихся и не дает полноценного развития способности к изобразительной деятельности, формированию художественно-образованной личности. Развитие колористического видения уже на этапе начальной школы является важной проблемой в обучении. Младший школьный возраст - ответственный возрастной период. Это время активного становления представлений об окружающем мире, в котором цвет - значимый признак предметов и явлений. В связи с этим, существенной становятся задача педагогического руководства процессом изобразительной деятельности младших школьников и, прежде всего, проблема формирования способностей к восприятию цвета и колористических навыков.

Главная проблема в развитии колористического видении - это объяснить учащимся, как видеть окружающий мир колористически и как изображать этот мир при таком способе видения.

Методы исследования

1. анализ научной и методической литературы по теме натюрморта в структуре общеобразовательной школы;

2. анализ научной и методической литературы по теме натюрморта в начальных классах;

3. изучение психологических особенностей восприятия и, в частности, цветового восприятия детей младшего школьного возраста;

4. изучение литературы по цветоведению.

Структура работы

Работа состоит из введения, двух глав и заключения. По каждой из глав сделаны выводы.

В первой главе рассмотрен натюрморт как жанр изобразительного искусства, вопрос колористического видения и колорит в натюрморте, также выделен пункт, касающийся восприятия цвета и его роль в младшем школьном возрасте.

Вторая глава работы состоит из двух частей. Первая часть содержит информацию об организации и проведении уроков в начальной школе. Вторая часть – подводит итоги о том, какое значение выполнение натюрморта оказывает в развитии колористического видения в младшем школьном возрасте.

 

Глава 1

1.1. Особенности натюрморта как жанра изобразительного искусства

Натюрморт (фр. nature morte с итальян. natura morta — «мёртвая природа») — жанр изобразительного искусства, в котором отображаются различные вещи, окружающие человека — бытовые предметы, цветы, плоды и т.п. Они размещены в реальной бытовой среде и организованы в целостную композиционную систему.

Перед художником, изображающим натюрморт, стоит рад задач, — отобразить колорит, объемную и материальную сущность предметов, их взаимодействие и взаимовлияние, а также выразить личностное отношение к изображаемым объектам.

При освоении живописной грамоты натюрморт особенно полезен учащемуся. В процессе рисования натюрморта художник осваивает законы цветовой гармонии, получает технические навыки моделировке формы в цвете [3, с. 71].

Становление натюрморта как отдельного жанра искусства произошло на рубеже XVI — XVII вв. в Голландии и Фландрии. С тех пор художники используют натюрморт для того, чтобы передать связь искусства с бытовой жизнью людей. В то время, такие художники как П. Класа, В. Хеды, А. Бейерена и В. Кальфа, Снейдерса и др. прославили себя в жанре натюрморта и способствовали утверждению жанра натюрморта в изобразительном искусстве. До этого он являлся лишь частью или элементом картины.

Голландские живописцы были составителями основных художественных положений натюрморта, среди которых можно назвать реализм, тщательное наблюдение за жизнью, способность увидеть эстетическую значимость в предметах, привычных глазу.

Видение импрессионистов жанра натюрморта отличалось. Главным в натюрморте они выделяли игру света, цвета, насыщенность колорита. Отражение реальных свойств предметов, их материальность для них были не столь существенными сторонами.

В начале ХХ в. в жанре натюрморта пишут художники разных стилистических направлений. Они проводят эксперименты с цветом, отображением формы и пространства, занимаются поиском различной фактуры. Манера выполнения натюрмортов применялась как реалистическая, так и декоративная, а также манера кубизма.

В русском искусстве в жанре натюрморта работали многие художники, такие как П. Кончаловский, И. Машков, Р. Фальк, К. Петров-Водкин, М. Сарьян, Ю. Пименов и другие. На своих полотнах они отображали не только эстетическое содержание постановки, но и внутренний мир человека, его мысли и чувства. При этом каждый художник отличался тем, что для реализации этого не простого замысла использовал свои уникальные изобразительные методы.

В творчестве современных художников натюрморт также занимает значительное место. Натюрморты пишут на пленэре, в интерьере, выполняют как простые, так и сложные постановки.

При составлении натюрморта необходим навык изображения формы различных предметов, передачи светотени, перспективы, цветовых законов.

Главным условием составления натюрморта можно назвать такой подбор предметов, при котором содержание постановки и его тематика выражены особенно гармонично и точно.

Выделяют следующие виды натюрмортов:

— сюжетно-тематический;

— учебный;

— учебно-творческий;

— творческий.

Натюрморты различают:

— по колориту (теплый, холодный);

— по цвету (сближенные, контрастные);

— по освещенности (прямое освещение, боковое освещение, против света);

— по месту расположения (натюрморт в интерьере, на пленэре);

— по времени исполнения (краткосрочный (этюд) и долговременный — многочасовые постановки);

— по постановке учебной задачи (реалистичный, декоративный и т.д.).

Натюрморт в пейзаже (на пленэре) выделяют два типа натюрморта: первый — составленный на основе выбранной темы, второй — естественный, «случайный». Он может являться компонентом композиции жанровой картины или пейзажа, или быть самостоятельным. Случается, что пейзаж или жанровая сцена дополняют натюрморт.

Когда натюрморт изображается в интерьере, его объекты заключаются в сюжетное соподчинение с окружающей средой, пространством.

Сюжетно-тематический натюрморт предполагает наличие темы или сюжета, в которые объединены предметы.

В учебном натюрморте необходимо согласовать предметы по размеру, тону, цвету и фактуре, раскрыть конструктивные особенности предметов, изучить пропорции и выявить закономерности пластики различных форм [23, с. 57]. Учебный натюрморт называют также академическим. Он отличается от творческого точной постановкой цели. Она заключается в том, чтобы обучить основам изобразительной грамоты, способствовать активизации их познавательных способностей и приобщить к самостоятельной творческой работе. В учебных натюрмортах следует подбирать предметы различные по тональности, не соединять в одной постановке только светлые или темные предметы и при этом учитывать форму падающих теней.

В декоративном натюрморте основная задача — выявление декоративных качеств натуры, создание общего впечатления нарядности. «Декоративный натюрморт не есть точное изображение натуры, а размышление по поводу данной натуры: это отбор и запечатление самого характерного, отказ от всего случайного, подчинение строя натюрморта конкретной задаче художника» [22, с. 30]. Декоративный натюрморт помогает развивать чувство цветовой гармонии, ритма, количественной и качественной соразмерности цветовых плоскостей в зависимости от их интенсивности, светлоты и фактурности.

Реалистическая изобразительная грамота заключается в умении правдиво изображать с натуры формы и краски предметов, объектов или явлений окружающей действительности. Правдиво изображать натуру - это уметь конструктивно и перспективно строить предметы, передавать их пропорции, объем, материальность, пространственное расположение, приводить рисунок или этюд к цветовой целостности и единству, выявлять характерные особенности изображаемых предметов и объектов, их эстетические свойства и красоту. Все эти качества грамотного реалистического изображения на начальной стадии обучения можно приобрести при выполнении учебных натюрмортов.

Натюрморт является особенно ценным объектом изображения для того, чтобы познать основы изобразительной грамоты. С помощью рисунка и живописи натюрморта начинающий художник может постичь законы цветовой гармонии. Натюрморт называют камерной музыкой живописи. В нем можно проследить мастерство наложения мазков, оценить гармонию колорита и пластику форм. В процессе выполнения натюрморта можно легче и быстрее усвоить основные закономерности живописной грамоты, в частности, перспективное и конструктивное построение, светотеневую и цветовую передачу формы, материальность и пространственное удаление предметов изображения, тоновую и цветовую целостность, единство и гармонию, которые являются общими для выполнения пейзажа, интерьера, головы и фигуры человека. [4 с.63-65].

 

 

1.2. Колористическое видение и колорит в натюрморте

«Термин «колорит» происходит от латинского слова «color», означающего в переводе «цвет», «краска». Вместе с этим колорит характеризуется также как некое оптическое целое, как совокупность всех цветов, наблюдаемых с некоторого расстояния» [15]. Данное определение колорита предлагает нам А. Зайцев. Согласно его мнению, именно в этих рамках следует говорить о холодном, теплом или каком-либо другом колорите [15].

Развитие науки о цвете позволяет глубже и всестороннее проанализировать понятие «колорит». Не вызывает сомнений факт того, что колористом нельзя назвать каждого, работающего красками, пусть даже аккуратно и красиво. «Колорит» представляется в качестве особой способности художника распоряжаться цветом, настолько загадочной и непонятной, что появились высказывания о «тайне» колорита.

Одно из наиболее полных определений сущности колорита дал Гегель. По его словам, магия колорита заключается в использовании всех красок так, чтобы обнаружилась независимая от объекта игра отражений, которые составляют вершину колорита; взаимопроникновение цветов, отражение рефлексов, носящих столь тонкий духовный характер. Чувство цвета должно быть художественным атрибутом, своеобразным способом видения и овладения существующими цветовыми тонами [12].

Для уточнения формулировки колорита необходимо добавить, что рассматриваемая система изменяется при различных соотношениях между светом и цветом, так как свет и цвет у настоящего колориста связаны в нераздельном единстве [15].

Само понятие колорита трудно для восприятия и понимания младшим школьникам, и это, прежде всего, объясняется особенностями данного возрастного периода. Тем не менее развитие цветового и колористического видения необходимо уже с первых шагов обучения изобразительному искусству. Это способствует развитию зрительной памяти, воображения, чувства цвета, помогает решить не только учебные, но вместе с тем и творческие задачи.

Наука о цвете называется колористикой. Она включает в себя знания о природе цвета, об основных, составных и дополнительных цветах, основных характеристиках цвета, цветовых контрастах, смешении цветов, цветовой гармонии, цветовом языке и цветовой культуре [32].

Средством изображения согласно колористике является цвет. Цвет выполняет значимую роль в построении картины, в ее композиции. Каждое цветовое пятно в картине может иметь различную светлоту, насыщенность и цветовой тон. «… понятие о цветовом тоне, т.е. о принадлежности хроматического цвета к тому или иному участку цветового круга, вполне доступно младшим школьникам…» [17]. Эти понятия являются основными «собственным» характеристиками цвета. Но есть еще и «несобственные» - как следствие эмоциональных реакций, возникающих при восприятии: «теплые», «холодные», «легкие», «тяжелые», «звонкие», «глухие» и т.д. «Дети достаточно быстро усваивают такие особенности цвета, как «теплые» и «холодные». Это самые элементарные сведения, но уже в младшем школьном возрасте дети по палитре своих красок дифференцируют отдельные тона по этим признакам. В процессе обучения дети начинают понимать, что возможно получить теплые и холодные оттенки для любого цветового тона. Построение изображений в определенной цветовой гамме - теплой или холодной - наиболее яркий показатель проявления способностей в изобразительной деятельности» [17]. Знания свойств цвета и то, как ими правильно пользоваться, является важнейшими в освоении живописной грамоты и помогают школьнику разобраться в колористических явлениях природы[20].

Однако, как говорилось выше, цвет приобретает определенную живописную выразительность лишь тогда, когда находится в взаимосвязи с другими цветами, то есть находится в системе цветов, гармоничных сочетаний, цветовых отношений. Подобная система цветов - это и есть колорит [1].

Цветовые сочетания связаны также с композицией цвета. Колорит зависит непосредственно не только от цветовых сочетаний, но и от цветовой композиции, то есть от расположения цветовых пятен. Колорит, несомненно, зависит и от того, как выглядит каждый цвет, изображен ли он локальным пятном или содержит множество оттенков, градаций, воспринимающихся изменениями цвета [1].

Совокупность процессов цветоощущения, цветовосприятия, подчинения и взаимосвязи цветов и возникающим в мышлении зрительным образом предмета или явления называют колористическим видением. Колористическое видение содержит в себе образное начало, которое заключается в восприятии натуры и её изображения в определённом цветовом ключе, который органически связан с содержанием мотива. Подобное видение цвета является результатом тонких наблюдений и размышлений над цветовыми соотношениями, осмыслением предмета в соотношении его свойств, формы, фактуры, значения в жизни [11].

Колористическое видение, чувствительность глаза связаны с восприятием. Основа колористического видения – это восприятие цвета [6].

Колористическое видение – это сложный процесс визуального восприятия, который включает предметность, целостность, константность и категориальностъ (осмысленность) – это основные свойства образа, складывающиеся в процессе и результате восприятия. Колористическое видение предполагает развитое цветовое и эмоциональное восприятие окружающего мира, эстетический вкус, который базируется на знаниях цветоведения и колористики [10].

Чувствительность глаза, а, следовательно, и колористическое видение можно развить с помощью специальных упражнений. Большое внимание данной проблеме было уделено художниками-педагогами. П. П. Чистяков, оставивший ценные заметки о руководстве живописью, в частности о колорите, в особенности в начале обучения, советовал обращаться не к «уму» и «системе законов», а к непосредственности чувства: «Не рассуждением, умом искать цвета, - а красками» [5, с. 27].

В. Г. Волковым были разработаны приемы для развития наблюдательности. В методике К. Коровин предлагается решать задачи на цветовые отношения. Например, предлагается найти в постановке взаимодействие одного цвета с другим, сближенные по цвету отношения. Для развития точности восприятия цвета в качестве точки отсчета по тону (черный предмет, фон и т. д.) он вводил часто в постановку камертон и ставил задачей «собрать» разрозненные части постановки, увидеть взаимосвязь предметов [7].

Основные понятия о закономерностях цветовой гармонии, построении колорита учащиеся начальной школы могут получить непосредственно в процессе работы над решением натюрморта. Ценность натюрморта состоит в том, что он представляет ученикам предметный мир, помогающий выявить духовную материальность изобразительной культуры, свое, художественное восприятие мира. Это субъективное и индивидуальное находит отражение в каждом образе натюрморта [9].

При работе над натюрмортом в начальной школе можно рассматривать сам феномен цвета, основные свойства, возможности, влияние и воздействие цвета на раскрытие общего колористического состояния натуры, целостность и эмоциональная выразительность цветового решения. Должное внимание нужно уделять и выработке умений применять полученные знания в решении практических задач.

У ребенка складывается представление о сложной специфике изображения натюрморта, живое эмоционально-эстетического чувство на художественную природу цвета, раскрывающего образную сущность постановки и возможности ее цветовой интерпретации [9].

Натюрморт можно назвать лучшим средством познания закономерностей формы, освещенности и цвета.

Задания по живописи по теме натюрморта на начальном этапе обучения базируются на системе последовательно усложняющихся практических упражнений, которые позволяют обнаружить и глубже раскрыть необходимые цветовые и композиционные закономерности с помощью различных живописных изобразительных средств. Задачи и цели учебного и творческого натюрморта различаются, однако их содержание совпадает.

Цвет и свет в живописи отвечают за эмоциональную сторону натюрморта. Понятие цвета неразделимо связавается с определением света. Цвет — это часть светового излучения, воспринятого нашим глазом непосредственно от источника или при его отражении от поверхности. Цвет поверхности зависит от того каким светом она освещена, и от того, какая часть световой энергии от этой поверхности отразится. Условия и характер освещения (дневное, пасмурное, лунное, рассеянное, точечное) придают работе то или иное эмоциональное настроение.

Колорит натюрморта может быть написан в различных цветовых гаммах, имеется в виду общий преобладающий цвет или сходные оттенки в работе. Он может быть холодным, так и теплым, контрастным или спокойным. Каждый художник может создать любой колорит в работе, основанный на субъективном переживании того или иного события, увиденного. Единство и выразительность колористического строя картины определяется и единством применяемых изобразительных средств. В поиске цветового решения в работе, во-первых, необходимо определить по какому принципу построен натюрморт (по принципу контрастов или нюансов); во-вторых, определиться с колоритом, каких отношений больше теплых или холодных, какое освещение в натюрморте (дневное, вечернее, искусственное, точечное или рассеянное); и, в-третьих, определить из каких основных цветов складывается колорит данного натюрморта, точнее, суметь найти ведущие цвета в натюрморте. Это могут быть два, три цвета, но не более. Чем меньше ограничивается основная палитра цветов, тем проще будет не запутаться в работе над натюрмортом. Все остальные цвета в натюрморте относятся к производным от основных цветов и лишь делают палитру разнообразнее и богаче. Нахождение и ограничение ведущих цветов помогает достигнуть целостности в работе, устранить дробность и пестроту. Пестрота в работе, как одна из наиболее частых ошибок на начальном этапе, не дает целостно воспринимать натюрморт.

При поиске гармоничных сочетаний локальных цветов, нужно учитывать некоторые закономерности. Влияние света на цвет и наоборот, цвет и форма, цвет и материал, цвет и его назначение. Цветовые закономерности при сочетаниях нескольких цветов. Цветовой и светлотный контраст, единовременный и последовательный контраст цвета. Например, теплые цвета рядом с холодными кажутся более теплыми. Малонасыщенный или ахроматический цвет рядом с насыщенным хроматическим цветом приобретает оттенок дополнительного цвета к хроматическому (серый на фоне красного приобретает зеленый оттенок). Холодные цвета в сопоставлении с более холодными выглядят более теплыми, а с менее холодными становятся еще холодней. Эти закономерности достаточно широко рассматриваются в трудах по цветоведению и на соответствующем начальном уровне могут рассматриваться в младшем школьном возрасте [13 с.182].

 

1.3. Восприятия цвета и его роль в изобразительной деятельности младших школьников

Восприятие в младшем школьном определяется, главным образом, особенностями самого предмета, поэтому дети воспринимают не самое основное, существенное, а то, что значительно выделяется на фоне других предметов (цвет, размер, форма и т.д.).

Цветовое восприятие у младших школьников имеет глобальный, слитный характер. Учащиеся данной возрастной группы имеют практические знания о том, что у каждого предмета есть определённый, присущий ему, цвет. К тому времени в значительной мере выработаны взаимосвязи наименования цвета и предмета, к которому обычно относится это наименование. Следовательно, здесь мы можем рассматривать установленные ассоциативные связи между наименованием цвета и соответствующим предметом [17].

Цветоразличительные способности младший школьников проявляются в умении обозначить цвет с помощью слов. Они в большинстве своем формируются к 6-7-летнему возрасту.

С дошкольного возраста ребенок все более определенно учится оценивать цвет и форму объектов, которые его окружают, их вес, величину, температуру, свойства поверхности и др.

Во младшем школьном возрасте ребенок уже с легкостью разбирается в гамме основных спектральных цветов, отличает базовые геометрические фигуры. Далее, по мере взросления, происходит развитие и усложнение представлений о цвете и форме. Ученик узнает об изменении цветов по степени насыщенности (светлый-светлее, темный-темнее), о том, что цвета разделяются на теплые и холодные. Ребенок знакомится с мягкими (пастельными) и резкими (контрастными) сочетаниями цветов, расширяет представление о многообразии оттенков.

Младшие школьники становятся способными определить сложный цвет предмета, что является большим шагом в освоении и познании разнообразия окружающего мира. Воспроизведение цвета, в соответствии с освещением и взаимовлиянием других цветовых поверхностей, - задача, которая решается учеником под руководством художника-педагога [34].

В изобразительной деятельности ребёнка цвет самая яркая страница его творческих проявлений» [17].
Цветовое видение – основа живописного и колористического видения. Так же как слух, обоняние и осязание оно заложено природой.

Ведение цвета может быть обостренным, но также и неразвитым совсем. В том случае, когда цветовое видение сильно развито, является доминирующим по сравнению с другими формами видения, оно является основой для формирования и развития колористического и живописного видения [6].

Цветовая выразительность и красота рисунка считаются одними из признаков, которые определяют художественную деятельность ученика. Цвет-важнейшее средство эмоционально-эстетической, художественно-образной выразительности. Разнообразие чувств, испытываемых ребенком во время занятия изобразительным искусством, новые знания, приобретаемые в процессе деятельности, чрезвычайно значимы в его творческом процессе. Можно заключить, что цвет, используемый учеником в работе, выступает своего рода отражением общего состояния ребенка, его духовного, нравственного уровня развития, степени развития изобразительных навыков [9].

Для младших школьников характерна восприимчивость к цвету, эмоциональная отзывчивость на цвет, способность придавать цвету черты живого существа наряду с пониманием роли цвета в окружающей среде, умением выражать свое отношение к цвету и использовать его в различных видах деятельности, в том числе и изобразительной. Это способствует развитию у ребенка чувства цвета.

Обычно под чувством цвета понимается умение различать цвета, их сочетания цветов, способность подбирать и составлять оттенки цвета. Ю. М. Кирцер высказывает мнение, что «под чувством цвета в отличие от простого ощущения понимается сложное, обогащающее восприятие цвета, когда возникают представления, образы, ассоциации, связанные с цветом» [19, с. 165]. Для развития чувства цвета большую роль играет «способность эмоционально оценивать эстетическое в действительности и в искусстве» [13, с. 183]. По мнению А. С. Молчановой, первая ступень - «органический эмоциональный тон ощущений, правильная органическая эмоциональная реакция на раздражитель», на которой ребенок может оценить, приятное или неприятное сочетание цветов он воспринимает. Следующим этапом является обогащение чувственного опыта ребенка, развитие «чувственные мерки прекрасного и безобразного», закрепление их в эстетической деятельности, направленной на гармонизацию взаимоотношений человека и окружающей среды [25, с. 183-185].

Цвету присущи эмоциональные характеристики. Когда младшие школьники знакомятся с цветами, их эмоциональными характеристиками, они представляют себе характер цвета, его настроение и то, как он звучит. Красному цвету придают такие свойства, как яркий, агрессивный, торжественный. Оранжевый цвет считается веселым, сочным и теплым, желтый - солнечным, радостным, ярким. Зеленый цвет в представлении детей успокаивающий, радостный и живой, голубой - небесный, нежный, легкий. Синий цвет учащиеся характеризуют как холодный, глубокий, бесконечный, а фиолетовый видится им грустным, темным и непонятным.

Знакомясь радужными цветами, школьник учится гармонизировать оттенки и цветовые сочетания, передавать свое отношение к явлениям окружающего мира и свое настроение при помощи цвета, учится понимать и анализировать взаимосвязи цвета и звука, цвета и движения [17].

С помощью цвета учебной постановке придается определенное эмоционально-образное, ассоциативное и символическое значение. Цвет помогает учащимся осознать разницу в цветовых отношениях между предметами, построить логические умозаключения, основанные на теоретических знаниях в области цветового восприятия, а иногда и создать свои цветовые гармонии. Непосредственно процесс изображения, сопровождающийся живописной игрой цвета, помогает ребенку реализовать свои потребности в самовыражении как самостоятельной и творческой личности. Таким представляется воздействие цвета на ученика.

Необходимо помнить, что благодаря воздействию цвета, мы не только развиваем, но и воспитываем ребенка [8].

При освоении детьми содержания произведений изобразительного искусства, в особенности цвета, как одного из основных выразительных средств, происходит формированию эстетического сознания, развитие сферы эмоций и чувств, что предоставляет возможность самосовершенствования и более полной самореализации [35].
Художественное образование и эстетическое воспитание подрастающего поколения - одна из главных задач, которая стоит перед современной школой. Освоение цвета как средства выразительности в изобразительном искусстве играет значимую роль в развитии ребенка. Эмоциональные реакции на цвет, их повторяемость и положительная направленность становятся основой развития чувства цвета. Разнообразные методы, используемые на уроках изобразительного искусства (мысленное путешествие, выбор словесных аналогов, составление цветовых комбинаций, анализ и интерпретации произведений искусства) и приемы («вхождение в картину», «оживление картины», «оживление предметов») способствуют осознанию, переживанию цвета и умению выражать свое отношение к цвету графически, словесно, пластически. Ребенок, обладающий чувством цвета, эмоционально реагирует на цвет, выделяет и создает благоприятные цветовые сочетания и сознательно использует их в эстетической деятельности.

 

 

Выводы к 1 главе

В начале первой главы были рассмотрены особенности натюрморта как жанра изобразительного искусства: история его возникновения, основные виды и их различия, место натюрморта в структуре изобразительного искусства. Это позволяет сделать вывод о значимости натюрморта в развитии изобразительных навыков детей. Эстетическое развитие младших школьников, развитие восприимчивости к цвету в процессе выполнения натюрморта вырабатывает способность у детей чувствовать красоту как окружающей среды, так и произведений искусства, понимать, как цвет отражает настроение, формируется умение эмоционально выражать свое отношение к цвету.

В последующей части освещался сложный вопрос колористического видения и колорита в натюрморте. Рассмотрены определения колорита и колористического видения, понимание колорита в младшем школьном возрасте. Было выявлено, что основные понятия о закономерностях цветовой гармонии и о построении колорита учащиеся начальной школы могут получить непосредственно в процессе работы над решением натюрморта.

Последний пункт первой главы, касающийся восприятия цвета и его роль в младшем школьном возрасте, дал ответы на вопросы о том, какой характер носит восприятие в данном возрасте и как это отражается в творческой деятельности. Под руководством художника-педагога учащийся начальных классов может определить сложный цвет, взаимосвязь цветов в пространстве, их эмоциональную составляющую. Активная познавательная активность в этом возрасте, чувствительность к цвету, способствует развитию колористических навыков младших школьников.

Для грамотного проведения уроков по теме натюрморта в начальной школе, направленных на развитие колористического видения, перейдем ко второй главе.

 

 

2.1. Организация и проведение уроков по теме натюрморта в начальной школе

Натюрморт, как показывают исследования педагогов и психологов, - это первый жанр живописи, с которым следует знакомить младших школьников. Помимо того, что он вызывает наибольшую эмоциональную реакцию еще с 3-4-летнего возраста, а также различные ассоциации, связанные с жизненным опытом, натюрморт вызывает интерес детей к живописным средствам выразительности, способствует тому, что дети могут глубже проникнутся красотой изображенных предметов и учатся любоваться ими. Жанр натюрморта созвучен детскому жизненному опыту, так как со многими предметами ежедневно встречаются в быту.

Н.М. Зубарева [16, с. 55] экспериментальным путем установила уровни эстетического восприятия детьми живописного натюрморта. Первый уровень - ребенок радуется изображению предметов на картине, которые ему знакомы. На этом уровне находятся дети трехлетнего возраста, но при условии, что с ними не ведется педагогическая работа, то на этом же уровне они останутся и в 6, и в 7, и более лет. Второй уровень - ребенок пытается осознавать элементарно-эстетические качества произведения – оценивает в картине как красивое и цвет, и цветовые сочетания изображенных предметов и явлений, реже – форму и композицию. Третий уровень - ребенок улавливает внутреннюю характеристику художественного образа. Это еще частичное освоение понимания художественного образа, которая в некоторой степени позволяет ребенку эстетически переживать хотя бы часть художественного замысла.

Рассматривая натюрморты разных художников, мы можем отметить, насколько они разнообразны по содержанию, по выразительным средствам и по индивидуальной творческой манере каждого художника. В искусствоведении нет подразделения натюрмортов по видам, но для проведения педагогической работы со школьниками это представляется важным. Выделяют одновидовый натюрморт, который изображает объекты одного определенного вида: только фрукты или овощи, только ягоды, грибы, цветы; возможны также бытовые предметы или продукты питания, например: И. Репин «Яблоки и листья»; П. Кончаловский «Персики»; И. Левитан «Сирень»; В. Стожаров «Хлеб. Квас»; П. Кончаловский «Сухие краски» и другие. Когда на картине изображены разнородные предметы (цветы и плоды, овощи и фрукты, посуда и овощи и другие), условно такой натюрморт называют смешанным по содержанию, например: И. Михайлов «Овощи и фрукты»; И. Хруцкий «Цветы и фрукты»; К. Петров-Водкин «Бокал и лимон». Сюжетный натюрморт предполагает изображение живых существ: животных, птиц, чело<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: