Воспитание координационных способностей у учащихся среднего школьного возраста при выполнении метания на уроках физической культуры




 

КУРСОВАЯРАБОТА

по специальности 49.02.01 Физическая культура

 

Междисциплинарный курс

МДК. 01.01 Методика обучения предмету «Физическая культура»

 

 

Работа рекомендована к защите   Руководитель Стрельникова Любовь Александровна преподаватель ОГА ПОУ «Боровичский педагогический колледж» «» 2019г. /___________/     Допустить к защите   Нормоконтролёр ……………………… «» 2019г. /___________/     Заместитель директора (учебная работа) /__________/ С.Г. Поликарпова Приказ от «» _2019г. Выполнил Виноградов Михаил Павлович студентка 3 курса, очная форма обучения, группа Ф1631 Работа завершена «» 2019г. /___________/     Руководитель Стрельникова Любовь Александровна преподаватель ОГА ПОУ «Боровичский педагогический колледж» Работа проверена «» 2019г. /___________/   Курсовая работа защищена «» 2019г.     Оценка Секретарь аттестационной комиссии    

 

 

2019 г.

 

 
Содержание

 

Введение  
1 Теоретические и методические основы воспитания координационных способностей у учащихся среднего школьного возраста при выполнении метания на уроках физической культуры     ….
1.1 Возрастные особенности учащихся среднего школьного ….
1.2 Характеристика, средства и методы воспитания координационных способностей   ….
1.3 Определение уровня развития координационных способностей 1.4 Основы техники метания .… ….
2 Воспитание координационных способностей у учащихся 7 класса при выполнении метания на уроках физической культуры...  
Заключение ….
Список литературы ….
Приложение А ….
Приложение Б ….
Приложение В ….
   

 

 

 
Введение

В программе физического воспитания для общеобразовательных школ много внимания уделено воспитанию у учащихся двигательных качеств, координационных способностей. И это закономер­но, поскольку в условиях ускорения науч­но-технического прогресса значение спо­собности человека управлять сложными в координационном отношении движениями постоянно возрастает.

Способности оптимально управлять двига­тельными действиями, которые называют ко­ординационными способностями, необ­ходимо воспитывать во все школьные перио­ды. Целенаправленное развитие КС у учащихся среднего школьного возраста при­водит к тому, что они значительно быстрее и рациональнее овладе­вают различными двигательными действиями на уроках физической культуры, на более высоком качественном уровне усваивают но­вые учебные темы, продвигаются к высотам спортивного мастерства и на более длительные сроки удер­живаются в большом спорте. У учащихся постоянно улучшаются сенсорные, сенсомо- торные и интеллектуальные компоненты пси­хофизиологических функций (анализаторов движений), повышается умение рациональ­но расходовать свои энергетические силы, пополнять и расширять двигательный опыт. Целенаправленное воспитанию координационных способностей позволяет оп­тимизировать двигательную подготовленность подростков к труду и защите Родины, что приобретает особую актуальность и социальную значимость в свете реформы общеобразовательной и профессио­нальной школы.

В клас­сических работах конца XIX и начала XX в. (П.Ф. Лесгафт, Ж. Демени, П.П. Блонский и другие) указывалось, что для жизнедеятельности человека важна не столько сама по себе сила, сколько умение разумно управлять ею.

Данный вопрос рассматривали такие ученые, как Лев Павлович Матвеев, Владимир Иосифович Лях, Жорж Константинович Холодов, Макаров Александр Николаевич. Эти ученые имеют в основном сходные подходы к воспитание координационных способностей и предлагают разнообразные средства её развития. Однако не всегда эти средства дифференцируются с учетом возрастных особенностей учащихся среднего школьного возраста. Несмотря на актуальность данной проблемы, вопросы развития различных КС остаются пока недостаточно разработанными.

Методические подходы, специально направленные на воспитание координационных способностей в метании основаны на использовании упражнений, выполняемых в различных условиях и исходных положениях с различной интенсивностью. Отдых между упражнениями на координацию должен быть до полного восстановления. Основными методами воспитания координационных способностей у учащихся среднего школьного возраста являются: повторный, игровой, соревновательный и круговой. Упражнения на воспитание координационных способностей должны быть сходны по своей форме и характеру с техникой метания меча. От координации движений рук и ног при метании во многом зависит результат, т.е. дальность броска.

Поэтому проблемой научного поиска является поиск наиболее эффектив-ных средств воспитания координационных способностей у учащихся среднего школьного возраста при выполнении метания на уроках физической культуры.

Объект исследования: воспитания координационных способностей у учащихся среднего школьного возраста при выполнении метания на уроках физической культуры.

Предмет исследования: упражнения для воспитания координационных способностей у учащихся среднего школьного возраста при выполнении метания на уроках физической культуры.

Гипотеза: если на основе теоретических исследований и результатов диа­гностики разработать и включать в содержание уроков физической культуры с учащихся среднего школьного возраста упражнения для воспитания координационных способностей у учащихся среднего школьного возраста при выполнении метания, то это будет способствовать повышению уровня развития данного вида способностей у обучаемых.

Цель: теоретически обосновать и практически доказать влияние подобранных упражнений на воспитание координационных способностей у учащихся среднего школьного возраста при выполнении метания на уроках физической культуры.

Задачи исследования:

- проанализировать и обобщить воспитание координационных способностей у учащихся среднего школьного возраста при выполнении метания на уроках физической культуры;

- изучить возрастные особенности учащихся среднего школьного возраста;

- подобрать упражнения для воспитания координационных способностей у учащихся среднего школьного возраста при выполнении метания на уроках физической культуры;

- проверить результативность использованных упражнений для воспитания координационных способностей у учащихся среднего школьного возраста при выполнении метания на уроках физической культуры;

- провести сравнительный анализ результатов начального и контрольного тестирования;

- обобщить итоги исследования, сформулировать вывод.

В курсовой работе были использованы следующие теоретические методы исследования: анализ и обобщение. Эти методы применялись при изучении теоретико-методических основ воспитания координационных способностей у учащихся среднего школьного возраста при выполнении метания на уроках физической культуры, с учетом их возрастных особенностей; при формулировке выводов.

В работе будут использованы следующие эмпирические методы исследо-вания: моделирование и тестирование. Метод моделирования позволил осуществить отбор упражнений для воспитания координационных способностей у учащихся среднего школьного возраста при выполнении метания на уроках физической культуры. С помощью метода тестирования проводилась диагностика уровня развития координационных способностей у учащихся среднего школьного возраста при выполнении метания на уроках физической культуры.

Этапы работы:

- изучение и анализ научно-методической литературы по теме иссле-дования;

- составление плана практического исследования;

- реализация содержания практического исследования;

- формулирование выводов и заключения.

Структура выпускной квалификационной работы представлена введением, двумя главами, заключения, списка литературы, приложениями.

Изучено 37 источников специальной и методической литературы по теме исследования.

В первой главе раскрыты теоретические и методические основы воспитания координационных способностей у учащихся среднего школьного возраста при выполнении метания на уроках физической культуры. Вторая глава посвящена практическому исследованию по применению подобранных упражнений для воспитания координационных способностей у учащихся среднего школьного возраста при выполнении метания на уроках физической культуры.

Новизна исследования данной курсовой работы заключается в том, что в ней сделана попытка обобщить научные подходы к воспитанию координационных способностей у учащихся среднего школьного возраста при выполнении метания на уроках физической культуры.

Практическая значимость курсовой работы заключается в том, что подобранные упражнения для воспитания координационных способностей у учащихся среднего школьного возраста при выполнении метания на уроках физической культуры могут быть использованы студентами на педагогической практике и учителями физической культуры.

 

 

1 Теоретические и методические основы воспитания координационных способностей у учащихся среднего школьного возраста при выполнении метания на уроках физической культуры

 

1.1 Возрастные особенности учащихся среднего школьного возраста

 

При проведении уроков физической культуры с учащимися среднего школьного возраста учитель физической культуры должен знать возрастные осо­бенности занимающихся.

 

……………найти и дополнить информацию на 5-6 страниц……………

 

В эти годы у учащихся значительно активизируется процесс расширения координационного базиса. На этой основе проходит дальнейшее разносто­роннее развитие КС, особенно относящихся к спортивно-игровым двигательным действиям. Динамично развиваются также специфиче­ские КС, прежде всего способности к ритму, ориентированию в пространстве, равновесию и произвольному расслаблению мышц.

За­ботой учителя является и воспитание специа­лизированных психофизиологических функ­ций, свойственных конкретным видам спорта, в частности специализированных восприятий или чувств (мяча, дистанции, снаряда), сенсо­моторных реакций (быстрота и правильность реагирования), интеллектуаль­ных процессов (оперативная двигательная па­мять, быстрота и рациональность мышления.

 

 

1.2 Характеристика, средства и методы воспитания координационных способностей   ……………найти и дополнить информацию на 5-6 страниц……………   На уроках физической культуры, используя специально подводящие и развивающие ко­ординационные упражнения, учителю следует регулярно и последовательно приучать за­нимающихся к тому, чтобы они выполняли технико-тактические задания вначале пра­вильно, затем быстро (своевременно), раци­онально (целесообразно и экономично) и, на­конец, находчиво (инициативно и стабильно). Такая методическая направленность в обуче­нии технико-тактическим умениям положи­тельным образом сказывается на повышении уровня КС. В процессе прохождения материала учеб­ной программы важным методическим тре­бованием является умелое использование учителем специальных координационных уп­ражнений, направленных на развитие специ­фических КС или на воспитание отдельных психофизиологических функций анализато­ров движений. В частности, при прохождении на уроках физической культуры учебного ма­териала из раздела «Лёгкая атлетика» педа­гогу необходимо использовать на занятиях упражнения по выработке чувства пространс­тва (метания с различных расстояний в цель). Преимущественное воздействие коор­динационных упражнений на определённую КС или на отдельный компонент (сенсорный, сенсомоторный или интеллектуальный) этой способности определяется как самими упраж­нениями, так и их методической направлен­ностью. В данной связи учитель физической культуры должен чётко себе представлять: для какой цели он использует то или другое коор­динационное упражнение, какие конкретно (одна или несколько) КС развиваются при его применении.
1.3 Определение уровня развития координационных способностей   ………найти информацию (контрольные тесты) на 3-4 страниц……………  
 

 

1.4 Основы техники метания

 

В легкой атлетике четыре вида метаний, техника исполнения которых зависит от формы и массы снаряда. Метания можно разделить на две группы: метание и толкание снарядов, не обладающих аэродинамическими свойствами; метание снарядов, обладающих аэродинамическими свойствами. Разные виды метаний имеют общие основы техники, которые характерны для всех видов.В основах техники различают начальную скорость вылета снаряда, то есть скорость, которой обладает снаряд в момент отрыва от руки метателя. Угол вылета – (а) угол, образованный вектором начальной скорости снаряда и линией горизонта. Высота выпуска снаряда – расстояние по вертикали от точки отрыва снаряда от руки до поверхности сектора. Угол местности – ф) угол, образо-ванный линией, соединяющей точку выпуска снаряда с местом приземления снаряда и горизонтом.

Эти факторы присущи всем метаниям. Для снарядов, обладающих аэродинамическими свойствами, дополнительно рассматриваются следующие факторы: угол атаки, лобовое сопротивление, вращательный момент. Подробнее эти факторы рассмотрим в фазе полета.

Условно целостное действие метания можно разделить на три части:

– разбег;

– финальное усилие;

– торможение после выпуска снаряда.

Четвертая часть – полет снаряда происходит без воздействия метателя и подчиняется определенным законам механики. Когда составляют схему обуче­ния техники метания, выделяют еще вспомогательные части: держание снаряда, подготовка к разбегу, подготовка к финальному усилию, выпуск снаряда. Главной фазой в метаниях является фаза финального усилия.

Угол вылета снаряда является одним из базовых факторов, определяющих результативность в метаниях. С точки зрения механики оптимальный угол вылета снаряда – 45° (в безвоздушном пространстве и без воздействия каких-либо других сил).

Легкоатлетические метания по структуре являются одноактными или ациклическими упражнениями. Метания различны только по внешней картине движений метателя, по сути у них одна цель – придание снаряду наибольшей скорости вылета, которая является одним из основных факторов дальности полета снаряда. Другими факторами дальности полета снаряда являются угол вылета, высота выпуска снаряда и сопротивление воздушной среды.

Во время разбега системе «метатель-снаряд» придается предварительная скорость, которая в разных видах метаний будет различна (2-3 м/с – в толкании ядра, 7-8 м/с – в метании копья и диска, 23 м/с – в метании молота). Следует помнить, что в толкании ядра и метании копья определяется линейная скорость, а в метании диска и молота – угловая скорость.

Во время финального усилия предварительная скорость увеличивается и в этой фазе осуществляется передача количества движений системы «метатель-наряд» непосредственно снаряду.

Предварительная скорость в разбеге сообщается системе за счет работы мышц ног и туловища, в фазе финального усилия система передает скорость снаряду за счет мышц плечевого пояса и рук.

Одним из правил в метаниях является то, что для придания (скорости си­стеме «метатель-снаряд» необходимо данный снаряд «вести» за собой, а не «идти» за снарядом. Иными словами, движению снаряда должна предшествовать последовательная цепочка мышечных усилий, создающих данное движение.

Предварительная скорость системы «метатель-снаряд» всегда сбудет опти-мальной и будет зависеть от следующих факторов: вида метания, технической и физической подготовленности метателя. Предварительная скорость набирается на более длинном пути движения, плавно, до оптимального значения. В фазе финального усилия эта скорость достигает таких максимальных величин, на какие только способен спортсмен, и в последней части фазы передается снаряду.

Скорость, которая придается системе или снаряду, зависит от величины мышечных усилий или от величины проявления силы. Сначала на более длинном пути разбега за счет меньших мышечных усилий придается скорость системе, а затем на коротком отрезке пути прилагается максимальная мощность для увеличения скорости снаряда.

Скорость движения системы метатель тире снаряд достигает при метании мяча за счёт прямолинейного ускоряющего разбега. При подготовке к финаль-ному усилию мышцы, выполняющие основную работу в метании, растяги-ваются. Это осуществляется за счёт обгона снаряды, когда таз и ноги как бы обгоняет верхнюю часть туловища и руки со снарядом. Однако скорость движения снаряда во время обгона не уменьшается. Перед финальным усилиям положение метателя характеризуется наклоном, поворотом или скручиванием тела в сторону, обратную направлению метания. Финальное усилие во многом зависит от устойчивости положения метателя, длинные пути воздействия на снаряд при меньшем времени этого воздействия. Спортсмен должен по возмож-ности ускорить проход двух опорное положение. Важно максимально исполь-зовать в заключительном усилие эластичность мышц. Чем больше их предвари-тельное растягивание, тем более мощным будет последующее сокращение. Вылет мяча происходит близко к высшей точке подъема выпрямленного тело и руки. При определении угла вылета известную роль иг­рает направление ветра при встречном ветре угол вылета уменьшается при попутном увеличивается. После выпуска снаряда спортсмен должен сохранить устойчивое положение и погасить скорость движения, что позволит ему не нарушить правила соревно-ваний, то есть не переступить планку или не выйти из круга для метания для этого после броска происходит активное смена ног. При метании мяча выполняется несколько подскоков на правой (левой) ноге.

В финальные усилия включаются в работу последовательность крупные, мощные группы мышц таза и туловища, движение заканчивают мелкие мышцы стопы и кисти. Чрезвычайно важным является растягивание мышц перед финальным усилием, которое осуществляется путем обгона снаряда. При метании мяча учащийся начинает разбег из исходного положения, стоя лицом в направлении метания, держа снаряд над плечом. Скорость разбега в метании мяча должна быть оптимальной, позволяет спортсменам проложить максимальные усилия к снаряду и увеличивать концу разбега.

Таким образом, результат в метании на точность броска будет зависеть от уровня развития координационных способностей. В метании на точность звенья тела и различные группы мышц, которые работают в определенной последовательности.

Из всего сказанного в первой главе можно сделать вывод.

Одной из задач, решаемых на уроке физической культуры, является воспитание координационных способностей. В арсенале средств воспитания координационных способностей у учащихся среднего школьного возраста на уроках физической культуры особое место занимают упражнения в метании.

В метании на точность броска принимает участие мышцы не только рук верхнего плечевого пояса, но и туловища и ног.

В методике воспитания КС у школьников ос­новным положением являются систематиче­ское и последовательное обучение их новым разнообразным двигательным действиям и образование на этой основе новых, всё бо­лее сложных форм координации движений. Осуществление этого ведущего направления в развитии КС предусматривается содержа­нием комплексной программы физического воспитания, в которой для учащихся среднего школьного возраста предусмотрен новый материал для освоения и совершенствования. Таким материалом слу­жат новые, все более сложные в координаци­онном отношении двигательные действия, но­вые или необычные их варианты из основной и спортивной гимнастики, акробатики, лёгкой атлетики, лыжной и конькобежной подготовки и плавания. Это так называемые аналити­ческие общеподготовительные и специально подготовительные координационные упраж­нения, из которых каждое в отдельности воз­действует преимущественно на одну КС. Боль­шое значение для развития КС у школьников имеют элементы единоборства, комбиниро­ванные упражнения и эстафеты, подвижные и спортивные игры. Эти упражнения в своём большинстве следует рассматривать как син­тетические координационные упражнения с преимущественным воздействием на две и более КС.

Использование данных координационных упражнений (в особенности подводящих) тре­бует от учителя физической культуры соблю­дения таких дидактических принципов, как последовательность, систематичность и инди­видуализация. Умело осуществлённый под­бор упражнений (от простых к более сложным) ведёт к быстрейшему фор­мированию двигательных навыков и умений и одновременно содействует развитию КС. По мере овладения дви­гательными действиями следует постепенно повышать требования не только к точности и быстроте выполнения этих действий, но и к рациональности их при­менения, а также к стабильности их осущест­вления вначале в относительно постоянной, а затем и в изменяющейся обстановке.

Следо­вательно, упражнения в метании не должны выполняться только в стандартных условиях. Стандартные учебные ситуации, конечно же, необходимы, однако лишь до того момента, пока занимающиеся не начинают легко и сво­бодно выполнять осваиваемые двигательные навыки. Чтобы не возникла стойкая стерео­типия движений (так называемый координа­ционный барьер), следует варьировать либо подводящие упражнения, либо условия, в которых они осуществляются.

 

2 Воспитание координационных способностей у учащихся 7 класса при выполнении метания на уроках физической культуры

 

……………пишем во втором полугодии!......................

 

 

 
Заключение

 

……………пишем во втором полугодии!......................

 

в процессе развития различных КС следует постоянно осуществлять индивидуаль­ный подход.

 

 

 
Список литературы

 

1 Байбародова Л.В., Бутин И. М., методика обучения физической культуре: 1-11 кл.: Метод. пособие. М.: Владос, 2014. 248 с.

2 Голомазов С.В. Кинезиологияточностных действий человека. М.: Спортакадем-пресс, 2013. 228 с.

3 Горелов А.А., Коблев Я.К., Козлов И.М., Правдов М.А. Проблемы физического воспитания детей дошкольного возраста и подходы к их решению // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2012. № 4. С.50-54.

4 Дубровина И.В., Данилова Е.Е., Прихожан А.М. Психология. М.: Академия, 2013. 464 с.

5 Каюрова В.С. Книга учителя физической культуры. М.: Физкультура и спорт, 2014. 333 с.

6 Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов общеобразовательной школы / Сост. В.И. Лях, Г.Б. Мейксон. М.: Академия, 2013. 128 с.

7 Крутецкий В.А. Психология. М.: Просвещение, 2011. 336 с.

8 Лях В.И. Двигательные способности школьников: основы теории и методики развития. М.: Терра-Спорт, 2010. 192 с.

9 Лях В.И. Развитие координационных способностей в школьном возрасте // Физическая культура в школе. 2018., № 3. С. 20-25.

10 Лях В.И. Средства и методы развития координационных способностей// Физическая культура в школе. 2018., № 4. С. 8 - 12.

11 Лях В.И. Теория тестов и тестирование физической подготовленности учащихся // Физическая культура в школе. 2017. № 6. С. 3-10.

12 Матвеев А.П. Физическая культура. М.: Просвещение, 2008. 160 с.

13 Матвеев А.П. Физическая культура. Рабочие программы. Предметная линия учебников А.П. Матвеева. 5-9 классы. М.: Просвещение, 2013. 63 с.

14 Матвеев А.П., Мельников С.Б. Методика физического воспитания с основами теории. М.: Просвещение, 2011. 191 с.

15 Мир детства: Подросток / Под ред. А.Г. Хрипковой. М.: Педагогика, 2013. 432 с.

16 Мухина В.С. Возрастная психология. М.: Академия, 2014. 456 с.

17 Немов Р.С. Психология. Т.2 Психология образования. М.: Просвещение, 2011. 301 с.

18 Немцев О.Б. Особенности управления максимально быстрыми точност-ными движениями с различной амплитудой // Вестник АГУ. 2016. № 1. С. 286-289.

19 Президентские состязания. Положение о Всероссийских спортивных соревнованиях школьников // Спорт в школе. 2011. № 3. С. 5-13.

20 Программа «Физическое воспитание учащихся 1-11 классов с направленным развитием двигательных способностей / Авт.-сост. В.И. Лях, Г.Б. Мейксон. М.: Школа-Пресс, 2000. 120 с.

21 Психология физического воспитания и спорта / Под ред. Е.Н. Гогунова. М.: Академия, 2013. 288 с.

22 Система повышения уровня физической подготовленности учащихся / Авт.-сост. А.Б. Кофман. М.: ФиС, 2015. 220 с.

23 Смирнова Л.А. Общеразвивающие упражнения с предметами для младших школьников. М.: Владос, 2011. 320 с.

24 Смирнова Л.А. Общеразвивающие упражнения для младших школь-ников. М.: Владос, 2013. 160 с.

25 Соловейчиков С. Сайт печатных изданий газета «Первое сентября»: [Электронный ресурс]. URL: https://1september.ru/, журнал Начальная школа – https://www.n–shkola.ru/ (дата обращения: 25.03.2018).

26 Теория и методика физического воспитания / Под ред. Б.А. Ашмарина. М.: Просвещение, 2011. 287 с.

27 Теория и методика физического воспитания / Под ред. Б.М. Шияна. М.: Просвещение, 2013. 224 с.

28 Теория и методика физической культуры / Под ред. Ю.Ф. Курашина. М.: Советский спорт, 2014. 464 с.

29 Физическая культура: общеобразовательная программа для учащихся средней общеобразовательной школы / Под ред. А.Б. Матвеева. М.: НГЛ, 2015. 220 с.

30 Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта. М.: Академия, 2013. 480 с.

31 Юсупов О.А. Для развития координационных способностей // Физи-ческая культура в школе. 2011. № 2. С. 46-51.

32 Юшкевич Д.Б. Развитие точности движений у детей школьного возраста на основе использования упражнений в метаниях. М.: Просвещение, 2012. 240 с.

33 Яковлев М.И. О развитии физических качеств // Физическая культура в школе. 2012. № 6. С. 18-20.

34 Яковлева Н.И. Сила и ловкость. Упражнения и игры с мячами // Спорт в школе. 2013. № 4. С. 22-23.

35 Якушева М.Н. Преобразование скорости. Обучение метанию мяча с раз-бега // Спорт в школе. 2013. № 2. С. 18-21.

36 Янкин Б.Д. Метание мяча: [Электронный ресурс]. URL: https://infourok. ru/metanie-nabivnogo-myacha-tehnika-i-normativi-1192465.html. (датаобращения 10.10.2017).

37 Яншин Л.Д. Как развивать меткость // Физическая культура в школе. 2010. № 7. С. 32-35.

 

 

 
Приложение А

(обязательное)

 

Результаты контрольного теста у учащихся …. класса

 

Таблица А1– Результаты тестирования

 

     
           
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             

 

 
Приложение Б

(обязательное)

 

 
Приложение Г

(обязательное)

Конспект урока по физической культуре, проведенного в …. классе

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: