«Пациент — это личность, а не объект деятельности».
Э. Доллитл, консультант по сестринскому уходу,
г. Мичиган
I. АКТУАЛЬНОСТЬ:
Соблюдение правил личной гигиены, содержание в чистоте палаты, постели больного создают условия для скорейшего выздоровления больных и предупреждают развитие многих осложнений. Правильный уход является залогом успеха лечения даже в самых сложных случаях. Чем тяжелее больной, тем сложнее за ним ухаживать. Уход за больными является прямой обязанностью медицинской сестры.
II. ЦЕЛЬ САМОПОДГОТОВКИ
Научиться осуществлять уход за пациентом.
III. УЧЕБНО-ЦЕЛЕВЫЕ ЗАДАЧИ:
После самостоятельного изучения темы студент должен знать:
- Правила сборки и транспортировки белья;
- Возможные проблемы пациента;
- Сестринские вмешательства;
Студент должен уметь:
- Организовать и оказать помощь пациенту при утреннем туалете;
- Подать судно и мочеприемник (мужчине и женщине);
- Осуществить уход за наружными половыми органами и промежностью;
- Сменить постельное и нательное белье;
- Пользоваться функциональной кроватью;
IV. ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ
- Правила сборки и транспортировки белья;
- Возможные проблемы пациента;
- Сестринские вмешательства;
Уход за больным — это мероприятия, проводимые с целью удовлетворения основных жизненных потребностей, облегчения состояния пациента и достижения благоприятного исхода заболевания.
Общий уход позволяет обслуживать пациентов независимо от вида и характера заболевания. Общий уход включает проведение независимых и зависимых сестринских вмешательств.
К независимым сестринским вмешательствам относятся:
ü процедуры личной гигиены (смена постельного и нательного белья, гигиена кожи, утренний туалет, удовлетворение физиологических отправлений (подача судна, мочеприемника);
|
ü удовлетворение физиологических потребностей (кормление пациента, прием адекватного количества жидкости);
ü общение с пациентом, его родственниками по вопросам здорового образа жизни, личной гигиены, досуга.
К зависимым сестринским вмешательствам относятся выполнения врачебных назначений:
ü медикаментозное лечение (проведение инъекций, перевязок, раздача лекарств);
ü физиотерапевтические процедуры (оксигенотерапия, постановка горчичников, водолечение);
ü постановка клизм, введение мочевого катетера;
ü подготовка и оказание помощи в проведении лабораторных и инструментальных методов исследованиях.
Объем сестринских вмешательств по удовлетворению нарушенных потребностей пациента зависит от его физического и психического статуса. При тяжелом состоянии сестра выполняет мероприятия личной гигиены пациента в полной мере.
Специальный уход позволяет обслуживать пациентов определенного типа патологии (больные неврологического, гинекологического, кардиологического профилей).
Профессиональный уход за тяжелобольным пациентом, прежде всего, должен быть
максимально качественным, сочетающим высокий профессионализм и человечность медицинской сестры. Свои знания, умения и опыт она должна соединять с заботой о человеке, обладающем индивидуальными особенностями: характером, привычками, желаниями. Создание благоприятных условий для пациента, деликатное и тактичное отношение, готовность оказать помощь в любую минуту являются обязательными элементами качественного сестринского ухода.
|
Установлено, что люди чувствуют себя лучше и восстанавливают свои силы гораздо быстрее, когда поддерживается их стремление к самоуходу.
СОВРЕМЕННЫЕ ПРИНЦИПЫУХОДА
Больной человек часто нуждается в помощи при осуществлении личной гигиены и при выделении продуктов жизнедеятельности. В этом случае руки сестры становятся руками пациента. Следует помнить, что пациенты часто стесняются, стараются не прибегать к посторонней помощи, особенно если манипуляции носят интимный характер. Поэтому сестра должна знать все факторы жизни пациента для того, чтобы обеспечить индивидуальный уход и поощрять его к максимальной независимости и самостоятельности, выздоровлению.
Принимая решение, касающееся человека, за которым вы ухаживаете, задайте себе следую щи е вопросы:
v В безопасности ли он?
v Соблюдаю ли я его право на конфиденциальность?
v С уважением ли я отношусь к нему?
v Есть ли у него желание поговорить?
v Должна ли я что-нибудь сказать ему?
v Каким образом можно поощрить его независимость?
v Что я могу предпринять, чтобы предупредить инфекцию?