ТЕСТ. ПРАВИЛЬНО ЛИ ВЫВЫБРАЛИ ПРОФЕССИЮ?
Проверьте себя: Узнайте ваш личный код по своей дате рождения
С каждым числом связана определенная группа профессий.
Например:
Дата рождения: 25.12.1983
Число: 25=2+5=7
Месяц: 12=1+2=3
Год рождения: 1983=1+9+8+3=21=2+1=3
25.12.1983=(2+5)+(1+2)+(1+9+8+3)=7+3+3=13=1+3=4 ЧИСЛО 4- это личный код
В своей работе, в рамках данного курса, я использую такие формы и методы деятельности, которые обеспечивают наибольшую активность и самостоятельность учащихся в овладении знаниями и особенно трудовыми умениями.
На уроках мною используются различные активные методы обучения:
• деловая игра;
• тренинг;
• дискуссия;
• проектная деятельность;
• исследование.
Использование на этих уроках методов формирования практических умений выбора профессии, создание ситуаций, эмоционально окрашенных, опирающихся на жизненный опыт школьников, в их глазах делает занятия практически более значимыми и интересными.
Так, например, помогает в проведении профориентационной работы и упражнение «Самореклама». Учащиеся должны научиться правильно себя подать, прорекламировать, ведь от этого может зависеть их будущее. Часто люди стесняются говорить о своих достоинствах. Однако научиться себя рекламировать очень важно. Для подготовки к собеседованию я предлагаю такие вопросы: «Чем вы больше всего любите заниматься? Что вы умеете? Что вам в себе нравится? Что другим людям в вас нравится? Чем вы занимаетесь в свободное время? Что вы можете предложить работодателю?»
Учащиеся, отвечая на эти вопросы, учатся рекламировать себя на рынке труда.
Вызывает интерес и упражнение «Немое кино». Школьники без слов - жестами и мимикой передают какую-либо информацию о себе, о профессии, о своих умениях, навыках и характере.
При приеме на работу важно уметь составить резюме. Мы учимся этому на уроках. После написания своего резюме ученики обмениваются друг с другом написанным. Представив себя в роли работодателя, анализируют резюме друг друга, деликатно и тактично указывают на ошибки.
На заключительном занятии учащиеся проектируют свой профессиональный план, в основу которого положена главная цель: чем заниматься, кем быть, какой вклад внести в общенародное дело, на кого равняться. Они должны реально оценить свои возможности для достижения этой цели: интересы, склонности и способности, состояние здоровья, волевые качества. Ставят перед собой цель: развивать в себе те качества, которые необходимы для выполнения избранной профессии.
Подводим к выводу, что чем больше нам известно о профессии, тем легче нам сделать свой профессиональный выбор «за» или «против» неё. Раздел «Профессиональное самоопределение» является важным в технологическом образовании обучающихся. Качественное преподавание данного раздела поможет ребёнку правильно сделать свой профессиональный выбор.
Как итог, можно подчеркнуть, что профессиональная ориентация на уроках технологии может и должна проводиться в общеобразовательных учебных заведениях. И она проводится. Поэтапно и целенаправленно. И многое здесь зависит от неравнодушного отношения учителя к своему предмету и ответственности за будущее поколение.
Список литературы.
1. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В. Петровского. М.: Просвещение, 1973
2. Драгунова Т.В. Подросток. М.: Знание, 1988
3. Климов Е.А. Как выбирать профессию. М.: Просвещение, 1991
4. Профессиональное самоопределение и трудовой путь молодежи. / Под ред. В.Л. Ословского, Киев: Наукова Думка, 1978
5. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. Ростов-на-Дону: Феникс, 2000
6. Шавир П.А. Психология профессионального самоопределения в юности. М.: Педагогика, 1981
Приложение