По ГОСТ 3189 устанавливается построение условных обозначений (маркировка) подшипников.
Система условных обозначений необходима для указаний подшипников на чертежах и в спецификациях, для применения в технической литературе и для маркировки подшипников при изготовлении.
Полное условное обозначение подшипника состоит из основного условного обозначения и дополнительных, расположенных справа (начинается с прописной буквы) и слева, отделенных от основного знаком тире (рис.4.2).

Дополнительные знаки справа
Основные знаки условного обозначения
Дополнительные знаки слева
Рис. 4.2. Знаки в условном обозначении подшипника
Основное условное обозначение состоит из семи знаков, расположенных в определенном порядке. Расшифровка знаков основного условного обозначения приводится на рис. 4.3.
Диаметры отверстий, кратные пяти, обозначают частным от деления значения номинального диаметра d на 5. Диаметры отверстий от 10 до 17 мм обозначают по табл. 4.2.
| Х ХХ Х Х ХХ | ||||||
| Код диаметра отверстия | ||||||
| Серия по диаметру | ||||||
| Тип подшипника | ||||||
| Конструктивное исполнение | ||||||
| Серия по ширине |
Рис. 4.3. Порядок расположения знаков основного условного обозначения
Диаметры отверстия, равные 22; 28; 32; 500 мм и более, обозначают через дробь после серии диаметров.
Например, 602/32 означает радиальный шариковый однорядный подшипник с защитной шайбой (конструктивное исполнение – 6, тип – 0, серия диаметров – 2, диаметр отверстия – 32 мм).
Таблица 4.2
Специальные обозначения диаметров отверстия подшипников
| Диаметр отверстия, мм | ||||
| Условное обозначение |
Диаметры отверстия, выраженные дробным числом или не кратным пяти, обозначают знаками, равными приближенному целому числу, полученному от деления значения номинального диаметра на 5. Серия диаметров таких подшипников – 9 указывается на третьем месте.
Размерная серия подшипника – сочетание серий по диаметру и ширине (высоте) – определяет габаритные размеры подшипника по наружному диаметру и ширине при постоянном внутреннем диаметре.
В ГОСТ 3478 установлено девять серий диаметров, обозначаемых цифрами: 0; 8; 9;1; 7; 2; 3; 4; 5 в порядке увеличения наружного диаметра и 10 серий по ширине, обозначаемых цифрами: 7; 8; 9; 0; 1; 2; 3; 4; 5; 6 в порядке увеличения ширины кольца В. Серия по ширине – 0 в условном обозначении не указывается. Конструктивное исполнение (наличие защитных шайб, уплотнений, буртиков и т.д.) обозначается цифрами от 00 до 99 (см. табл. 4.1) по ГОСТ 3395.
При наличии нулей в знаках основное условное обозначение будет состоять из трёх цифр, то есть последней значащей цифрой в условном обозначении подшипника может быть цифра, стоящая на третьем месте. Например, 205 обозначает радиальный шарикоподшипник с внутренним диаметром d = 25мм, серия по диаметру – 2, тип подшипника - 0, конструктивное исполнение - 00, серия по ширине – 0. Слева от основного условного обозначения проставляют знаки, определяющие класс точности (см. п. 4.1) и категорию подшипника. Класс точности 0 (ноль) и категория С в обозначении не указываются.
Справа от основного условного обозначения записываются дополнительные требования, утвержденные в технологической документации завода изготовителя подшипников (материал деталей подшипника, смазка, конструктивные изменения, требования по уровню вибрации, грузоподъемность и другие специальные требования). Эти требования указываются в зависимости от назначения подшипников, когда их нормирование необходимо учитывать по условиям эксплуатации. Если требования не оговариваются, то знаки справа опускаются. Частным случаем полного обозначения подшипника является основное условное обозначение [12; 13]. Маркирование подшипников производят любым способом, не вызывающим коррозии металла.
Габаритные размеры подшипников, используемых в заданиях по курсовой работе, даны в табл. 4.3,...,4.8, а отклонения по ширине подшипников даны для классов точности 0 и 6 по ГОСТ 520.

![]() |
Рис. 4.4. Основные размеры подшипника шарикового однорядного
Таблица 4.3
Подшипники шариковые радиальные однорядные
по ГОСТ 8338, размеры, мм (см. рис. 4. 4)
| Обозначение | d | D | B | r | Обозначение | d | D | B | r | ||
| Серия диаметров - 2 | Серия диаметров - 3 | ||||||||||
| 10– 0,12 | 1,0 | 15– 0,12 | 2,0 | ||||||||
| 11– 0,12 | 1,0 | 17– 0,12 | 2,0 | ||||||||
| 12– 0,12 | 1,0 | 19– 0,12 | 2,0 | ||||||||
| 14– 0,12 | 1,5 | 21– 0,12 | 2,5 | ||||||||
| 15– 0,12 | 1,5 | 23– 0,12 | 2,5 | ||||||||
| 16– 0,12 | 1,5 | 25– 0,12 | 2,5 | ||||||||
| 17– 0,12 | 2,0 | 27– 0,12 | 3,0 | ||||||||
| 18– 0,12 | 2,0 | 29– 0,15 | 3,0 | ||||||||
| 19– 0,12 | 2,0 | 31– 0,15 | 3,5 | ||||||||
| 20– 0,12 | 35– 0,15 | 3,5 | |||||||||
| 21– 0,15 | 2,5 | 37– 0,15 | 3,5 | ||||||||
| 22– 0,15 | 2,5 | 39– 0,15 | 3,5 | ||||||||
| 23– 0,15 | 2,5 | 41– 0,2 | 4,0 | ||||||||
| 24– 0,15 | 2,5 | 43– 0,2 | 4,0 | ||||||||
| 25– 0,15 | 2,5 | 45– 0,2 | 4,0 | ||||||||
| 26– 0,15 | 3,0 | 47– 0,2 | 4,0 | ||||||||
| 28– 0,2 | 3,0 | 49– 0,2 | 4,0 | ||||||||
| 30– 0,2 | 3,0 | 50– 0,2 | 4,0 | ||||||||
| 34– 0,2 | 3,5 | 55– 0,2 | 4,0 | ||||||||
| 40– 0,25 | 4,0 | 58– 0,25 | 5,0 | ||||||||
| 45– 0,25 | 4,0 | 65– 0,25 | 5,0 | ||||||||

а) б)
Рис. 4.5. Основные размеры подшипников радиальных однорядных с уплотнениями:
a - с односторонним; б - с двухсторонним
Таблица 4.4
Подшипники шариковые радиальные однорядные с уплотнениями
по ГОСТ 8882, размеры, мм (см. рис. 4.5)
| Обозначение | d | D | B | r | r 1 |
| Серия диаметров – 5 | |||||
| 160504, 180504 | 18– 0,12 | 1,5 | 1,5 | ||
| 160505, 180505 | 18– 0,12 | 1,5 | 1,5 | ||
| 160506, 180506 | 20– 0,12 | 1,5 | 1,5 | ||
| 160507, 180507 | 23– 0,12 | 2,0 | 2,0 | ||
| 160508, 180508 | 23– 0,12 | 2,0 | 2,0 | ||
| 160509, 180509 | 23– 0,12 | 2,0 | 2,0 | ||
| 160510, 180510 | 23– 0,12 | 2,0 | 2,0 | ||
| 160511, 180511 | 25– 0,15 | 2,5 | 2,5 | ||
| 160512, 180512 | 28– 0,15 | 2,5 | 2,5 | ||
| 160513, 180513 | 31– 0,15 | 2,5 | 2,5 | ||
| 160514, 180514 | 31– 0,15 | 2,5 | 2,5 | ||
| Серия диаметров – 6 | |||||
| 160606, 180606 | 27– 0,12 | 2,0 | 2,0 | ||
| 160607, 180607 | 31– 0,12 | 2,5 | 2,5 | ||
| 160608, 180608 | 33– 0,12 | 2,5 | 2,5 | ||
| 160609, 180609 | 36– 0,12 | 2,5 | 2,5 | ||
| 160610, 180610 | 40– 0,12 | 3,0 | 3,0 | ||
| 160611, 180611 | 43– 0,15 | 3,0 | 3,0 | ||
| 160612, 180612 | 46– 0,15 | 3,5 | 3,5 | ||
| 160613, 180613 | 48– 0,15 | 3,5 | 3,5 | ||
| 160614, 180614 | 51– 0,15 | 3,5 | 3,5 |

а) б)
Рис. 4.6. Основные размеры подшипников радиальных однорядных с защитными шайбами:
а - с одной; б - с двумя
Таблица 4.5
Подшипники шариковые радиальные однорядные с защитными
шайбами по ГОСТ 7242, размеры, мм (см. рис. 4.6)
| Обозначение | d | D | B | r 1 | |
| C одной защитной шайбой | C двумя защитными шайбами | Cерия диаметров - 1 | |||
| 12– 0,12 | 1,0 | ||||
| 12– 0,12 | 1,0 | ||||
| 13– 0,12 | 1,5 | ||||
| 14– 0,12 | 1,5 | ||||
| 15– 0,12 | 1,5 | ||||
| Cерия диаметров - 2 | |||||
| 15-0,12 | 1,5 | ||||
| 16– 0,12 | 1,5 | ||||
| 17– 0,12 | 2,0 | ||||
| 18– 0,12 | 2,0 | ||||
| 19– 0,12 | 2,0 | ||||
| 20– 0,12 | 2,0 | ||||
| Cерия диаметров - 3 | |||||
| 17– 0,12 | 2,0 | ||||
| 19– 0,12 | 2,0 | ||||
| 21– 0,12 | 2,5 | ||||
| 23– 0,12 | 2,5 | ||||
| 25– 0,12 | 2,5 | ||||
| 27– 0,12 | 3,0 |

Рис. 4.7. Основные размеры подшипников радиальных роликовых
Таблица 4.6
Подшипники радиальные с короткими цилиндрическими роликами
по ГОСТ 8328, размеры, мм (см. рис. 4.7)
| Обозначение | d | D | B | r | r 1 |
| Серия диаметров 4 | |||||
| 27– 0,12 | 3,0 | 3,0 | |||
| 29– 0,12 | 3,0 | 3,0 | |||
| 31– 0,12 | 3,5 | 3,5 | |||
| 33– 0,15 | 3,5 | 3,5 | |||
| 35– 0,15 | 3,5 | 3,5 | |||
| 37– 0,15 | 3,5 | 3,5 | |||
| 42– 0,15 | 4,0 | 4,0 | |||
| 45– 0,15 | 4,0 | 4,0 | |||
| Серия диаметров 6,0 | |||||
| 27– 0,12 | 2,0 | 2,0 | |||
| 31– 0,12 | 2,5 | 2,0 | |||
| 33– 0,12 | 2,5 | 2,5 | |||
| 36– 0,12 | 2,5 | 2,5 | |||
| 40– 0,12 | 3,0 | 3,0 | |||
| 43– 0,15 | 3,0 | 3,0 | |||
| 46– 0,15 | 3,5 | 3,5 | |||
| 51– 0,15 | 3,5 | 3,5 | |||
| 58– 0,2 | 3,5 | 3,5 | |||
| 64– 0,2 | 4,0 | 4,0 | |||
| 73– 0,2 | 4,0 | 4,0 | |||
| 80– 0,2 | 4,0 | 4,0 | |||
| 86– 0,25 | 4,0 | 4,0 | |||
| 93– 0,25 | 5,0 | 5,0 | |||
| 102– 0,25 | 5,0 | 5,0 | |||
| 108– 0,25 | 5,0 | 5,0 |

Рис. 4.8. Основные размеры подшипников радиально-упорных шариковых и их конструктивное исполнение: 36000, a = 12°; 46000, a = 26°; 66000, a = 36°; Т – монтажная высота подшипника; a – угол контакта между линией действия нагрузки на тело качения и
плоскостью, перпендикулярной оси подшипника
Таблица 4.7
Подшипники радиально-упорные шариковые по ГОСТ 831,
размеры, мм (см. рис. 4.8)
| Обозначение | d | D | B=T | r | r 1 |
| Серия диаметров – 2 | |||||
| 36205, 46205 | 15– 0,25 | 1,5 | 0,5 | ||
| 36206, 46206 | 16– 0,25 | 1,5 | 0,5 | ||
| 36207, 46207 | 17– 0,25 | 2,0 | 1,0 | ||
| 36208, 46208 | 18– 0,25 | 2,0 | 1,0 | ||
| 36209, 46209 | 19– 0,25 | 2,0 | 1,0 | ||
| 36210, 46210 | 20– 0,25 | 2,0 | 1,0 | ||
| 36212, 46212 | 22– 0,3 | 2,5 | 1,2 | ||
| 36214, 46214 | 24– 0,3 | 2,5 | 1,2 | ||
| 36215, 46215 | 25– 0,3 | 2,5 | 1,2 | ||
| 36216, 46216 | 26– 0,3 | 3,0 | 1,5 | ||
| Серия диаметров – 3 | |||||
| 46305, 66305 | 17– 0,35 | 2,0 | 1,0 | ||
| 46306, 66306 | 19– 0,35 | 2,0 | 1,0 | ||
| 46308, 66308 | 23– 0,35 | 2,5 | 1,2 | ||
| 46310, 66310 | 27– 0,35 | 3,0 | 1,5 | ||
| 46311, 66311 | 29– 0,45 | 3,0 | 1,5 | ||
| 46312, 66312 | 31– 0,45 | 3,5 | 2,0 | ||
| 46314, 66314 | 35– 0,45 | 3,5 | 2,0 | ||
| 46315, 66315 | 37– 0,45 | 3,5 | 2,0 | ||
| 46316, 66316 | 39– 0,45 | 3,5 | 2,0 | ||
| Серия диаметров – 4 | |||||
| 27– 0,35 | 3,0 | 1,5 | |||
| 29– 0,35 | 3,0 | 1,5 | |||
| 31– 0,35 | 3,5 | ||||
| 33– 0,5 | 3,5 | 2,0 | |||
| 35– 0,5 | 3,5 | 2,0 | |||
| 37– 0,5 | 3,5 | 2,0 | |||
| 42– 0,5 | 4,0 | 2,0 |

Рис. 4.9. Основные размеры подшипников роликовых конических однорядных:
b — угол конуса, класс точности 0 и 6
Таблица 4.8
Подшипники роликовые конические однорядные повышенной
грузоподъемности по ГОСТ 27365, размеры, мм (см. рис. 4.9)
| Обозначение | d | D | B | T | Δ Ts | C | r | r 1 | |
| Серия диаметров –2 | |||||||||
| 7206А | 16-0,2 | 17,25 | ±0,25 | 1,0 | 1,0 | ||||
| 7207А | 17– 0,24 | 18,25 | 1,5 | 1,5 | |||||
| 7208А | 18– 0,24 | 19,75 | 1,5 | 1,5 | |||||
| 7209А | 19– 0,242 | 20,75 | 1,5 | 1,5 | |||||
| 7210А | 20– 0,24 | 21,75 | 1,5 | 1,5 | |||||
| 7211А | 21– 0,3 | 22,75 | 1,5 | 1,5 | |||||
| 7212А | 22– 0,3 | 23,75 | 2,0 | 1,5 | |||||
| 7213А | 23– 0,3 | 24,75 | 2,0 | 1,5 | |||||
| 7214А | 24– 0,3 | 26,25 | 2,0 | 1,5 | |||||
| 7215А | 25– 0,3 | 27,25 | 2,0 | 1,5 | |||||
| 7216А | 26– 0,3 | 28,25 | 2,5 | 2,0 | |||||
| 7217А | 28-0,4 | 30,5 | ±0,5 | 2,5 | 2,0 | ||||
| 7218А | 30– 0,4 | 32,5 | 2,5 | 2,0 | |||||
| 7219А | 32– 0,4 | 34,5 | 3,0 | 2,5 | |||||
| 7220А | 34– 0,4 | 37,0 | 3,0 | 2,5 | |||||
| 7221А | 36– 0,4 | 39,5 | 3,0 | 2,5 | |||||
| 7222А | 38– 0,4 | 41,0 | 3,0 | 2,5 | |||||
Окончание табл. 4.8
| Обозначение | d | D | B | T | Δ Ts | C | r | r 1 | |
| Серия диаметров –3 | |||||||||
| 7304А | 15– 0,2 | 16,25 | ±0,25 | 1,5 | 1,5 | ||||
| 7305А | 17– 0, 24 | 18,25 | 1,5 | 1,5 | |||||
| 7306А | 19– 0, 24 | 20,75 | 1,5 | 1,5 | |||||
| 7307А | 21– 0, 24 | 22,75 | 2,0 | 1,5 | |||||
| 7308А | 23– 0, 24 | 25,25 | 2,0 | 1,5 | |||||
| 7309А | 25– 0, 24 | 27,25 | 2,0 | 1,5 | |||||
| 7310А | 27- 0,2 | 29,25 | 2,5 | 2,0 | |||||
| 7311А | 29– 0,3 | 31,5 | 2,5 | 2,0 | |||||
| 7312А | 31– 0,3 | 33,5 | 3,5 | 1,2 | |||||
| 7314А | 35– 0,3 | 38,0 | 3,5 | 1,2 | |||||
| 7315А | 37– 0,3 | 40,0 | 3,5 | 1,2 | |||||
| 7316А | 39– 0,3 | 42,5 | 4,0 | 1,5 | |||||
| 7318А | 43– 0,4 | 46,5 | ±0,5 | 4,0 | 1,5 | ||||
| 7320А | 47– 0,4 | 51,5 | 4,0 | 1,5 | |||||
| 7322А | 50– 0,4 | 54,5 | 4,0 | 1,5 | |||||
| 7324А | 55– 0,4 | 59,5 | 4,0 | 1,5 | |||||
| Серия диаметров –5 | |||||||||
| 7506А | 20,– 0,,2 | 21,25 | ±0,25 | 1,0 | 1,0 | ||||
| 7507А | 23– 024 | 24,25 | 2,0 | 1,5 | |||||
| 7508А | 23– 0, 24 | 24,75 | 2,0 | 1,5 | |||||
| 7509А | 23– 0, 24 | 24,75 | 2,0 | 1,5 | |||||
| 7510А | 23- 0,24 | 24,75 | 2,0 | 1,5 | |||||
| 7511А | 25– 0,3 | 26,75 | 2,0 | 1,5 | |||||
| 7512А | 28– 0,3 | 29,75 | 2,0 | 1,5 | |||||
| 7514А | 31– 0,3 | 33,5 | 2,0 | 1,5 | |||||
| 7516А | 33– 0,3 | 35,25 | 2,5 | 2,0 | |||||
| 7518А | 40– 0,4 | 42,5 | ±0,5 | 2,5 | 2,0 | ||||
| 7520А | 46– 0,4 | 49,0 | 3,0 | 2,5 | |||||
| 7522А | 53– 0,4 | 56,0 | 3,0 | 2,5 | |||||
| 7524А | 58– 0,4 | 61,5 | 3,0 | 2,5 | |||||
| 7526А | 65– 0,4 | 67,75 | ±0,75 | 3,0 | 2,5 | ||||
| 7528А | 68– 0,4 | 71,75 | 3,0 | 2,5 | |||||
| 7530А | 74– 0,4 | 77,0 | 3,0 | 2,5 | |||||
4.3. ПРЕДЕЛЬНЫЕ ОТКЛОНЕНИЯ
ДИАМЕТРОВ КОЛЕЦ ПОДШИПНИКОВ
Кольца подшипников имеют малую жесткость, при сборке происходит их деформация. Размеры колец до сборки и после нее отличаются. Поэтому допуски присоединительных диаметров имеют отличие по сравнению с системой допусков и посадок общего назначения.
Предельные отклонения (D dmp и D Dmp) для внутреннего и наружного колец определяются по ГОСТ 520 для средних диаметров – dmp и Dmр соответственно, как разность между средним диаметром и номинальным его значением:
D dmp = dmp - d D Dmp = Dmp - D.
Средний диаметр (dmp; Dmp) равен полусумме наибольшего (ds max; Ds max) и наименьшего (ds min; Ds min) действительных значений диаметров определенных двухточечным контактом (измерением) в одной радиальной плоскости (перпендикулярной оси):
dmp = (ds max + ds min)/2;
Dmp = (Ds max + Ds min)/2.
Для всех типов и классов точности подшипников верхнее отклонение для наружного и внутреннего колец равно нулю.
Нижние предельные отклонения задаются со знаком минус для обоих колец (см. табл. 4.9.), что позволяет для присоединительных деталей (вал и корпус) использовать стандартные поля допусков по ГОСТ 25346.
Поля допусков подшипников имеют специальные обозначения: l – для диаметра наружного кольца; L – для диаметра внутреннего кольца с указанием класса точности. Например, L 6; l 6 – допуски внутреннего и наружного колец 6-го класса точности соответственно.
Значения допусков на посадочные размеры подшипника класса точности 0 соответствуют примерно 5 или 6 квалитетам, а для подшипников 2 класса – 2 или 3 квалитетам.
Допуск цилиндричности для колец подшипника допускается в пределах 0,5 от допуска на диаметр посадочной поверхности 0 и 6 классов точности, или 0,25 от допуска на диаметр посадочной поверхности для классов 5; 4; 2; Т.
Особое значение на работоспособность подшипников оказывает шероховатость посадочных поверхностей (Ra = 0,2…0,4), а также дорожек и тел качения (Ra = 0,1…0,025).
Надежность работы подшипниковых узлов зависит от правильного выбора посадок колец подшипников на вал и в корпус.
