Диспетчерское руководство движением автобусов и легковых автомобилей




ОПУТ 18 МДК.02.02 р1 Организация пассажирских перевозок и обслуживание пассажиров на А/Т

Тема: внутрипарковое диспетчерское руководство пассажирского автотранспорта.

Домашнее задание:

Изучить тему.

Составить краткий конспект.

3.Ответить на контрольные вопросы:

Что такое коэффициент регулярности.

Как осуществляется линейное и диспетчерское руководство..

Диспетчерское руководство движением автобусов и легковых автомобилей

Решение вопросов, связанных с организацией и управле­нием перевозок, осуществляется службой эксплуатации транспорт­ных предприятий и региональных центров управления (логистиче­ских центров).

Производственные пассажирские предприятия представляют собой основу эксплуатационной деятельности пассажирского транспорта, которая обеспечивает удовлетворение населения в пе­ревозках как конечную цель транспортной системы.

Каждое транспортное предприятие имеет в своем составе пять основных служб: организации перевозок; техническую; экономиче­скую; безопасности движения и кадровую. Основной задачей тех­нической службы является содержание подвижного состава в тех­нически исправном состоянии за счет его надлежащего хранения, проведения качественного технического обслуживания и ремонта. Экономическая служба занимается планированием производствен­ной деятельности предприятий и ее анализом. Основной задачей слуэ/сбы безопасности движения является предупреждение дорож- но-транспортных происшествий. Кадровая служба отвечает за укомплектование квалифицированными кадрами всех подразделе­ний предприятия, их учебу и переподготовку.

Рациональная организация перевозок, уровень и качество об­служивания пассажиров, эффективное использование подвижного состава обеспечивается в большей степени службой организации перевозок. Служба организации перевозок реализует работу всех других служб, а результаты ее деятельности определяют основные технико-эксплуатационные и экономические показатели.

Пассажирская служба организации перевозок выполняет сле­дующие задачи:

разрабатывает рациональную систему планирования перевозок и организации движения подвижного состава применительно к ме­стным условиям;

обеспечивает внедрение и функционирование передовых сис­тем диспетчерского управления движением автомобилей;

осуществляет полную, своевременную, комфортабельную и безо­пасную перевозку пассажиров с минимальными затратами времени на поездку;

организует эффективное использование подвижного состава и его рентабельную эксплуатацию;

осуществляет полный сбор проездной платы; создает условия для высокопроизводительного труда работни­ков службы;

обобщает и широко распространяет передовые методы вожде­ния и передовой опыт работы;

систематически проводит работу среди вспомогательного и дис­петчерского состава по безопасности движения.

Учитывая, что в городах с населением более 250 тыс. чел. под­вижной состав городского пассажирского общественного транс­порта состоит не только из различных видов транспорта (автобус, трамвай, троллейбус, маршрутные такси), но и принадлежит раз­личным субъектам, необходимо наличие единого управления их совместной работой.

Основными условиями, которые обеспечивают возможность совместной эксплуатации различных видов транспорта являются:

единое управление всеми видами транспорта, работающего по согласованному расписанию, составленному для комплексной маршрутной системы;

единый центральный диспетчерский пункт, координирующий движение через диспетчерские пункты отдельных видов городско­го транспорта;

систематическое одновременное обследование пассажиропото­ков на всех видах пассажирского общественного транспорта, рабо­тающего в городе.

Для централизованного управления работой подвижного состава на линии при территориальных транспортных объединениях, либо при крупных транспортных предприятиях, создаются, как правило, центральные диспетчерские службы (ЦДС) или логистические цен­тры. Руководство движением из одного центра, снабженного ком­плексной системой информации, обеспечивает принятие более ра­циональных оперативных решений, целесообразных и техниче­ски обоснованных, так как они исходят из общих задач наилучшего обслуживания пассажиров на территории населенного пункта. Основными задачами диспетчерского управления являются: повышение эффективности использования подвижного состава; улучшение качества транспортного обслуживания; контроль за своевременным выпуском подвижного состава на линию;

контроль за регулярностью движения подвижного состава и за состоянием обслуживания пассажиров;

регулирование движения при отклонениях от расписания и вос­становление нарушенного движения;

организация заказных перевозок пассажиров; координация работы различных видов пассажирского транспорта. Одной из важных задач системы диспетчерского управления является обеспечение регулярности движения подвижного состава на маршрутах. Движение считается регулярным, если подвижной состав своевременно отправляется в рейс, интервалы на всех оста­новочных пунктах соблюдаются равными и соответствуют распи­санию и подвижной состав прибывает в конечный пункт точно в ус­тановленное расписанием время.

Регулярность движения обеспечивается выполнением двух ус­ловий: при полном (100 %) выполнении предусмотренных распи­санием рейсов (необходимое условие) и при точном соблюдении водителями расписаний движения с обеспечением регулярности каждого рейса (достаточное условие).

Рейс считается регулярным, если водитель подвижного состава точно отправляется с начального пункта, своевременно (с опозданием не более чем на 1 мин) проследует промежуточные контрольные пункты и прибудет на конечный пункт точно по расписанию. Рей­сы, выполненные с превышением допустимых отклонений от рас­писания, независимо от причин, их вызывающих, считаются нере­гулярными.

Следует различать регулярность рейса и регулярность движе­ния подвижного состава на маршруте. Отдельные рейсы могут быть регулярными, а должная регулярность движения на маршруте в целом не достигнута.

Качество обслуживания и регулярность движения - взаимосвя­занные и не отделимые друг от друга понятия. С повышением ре­гулярности движения объем перевозок увеличивается, равномернее распределяются пассажиры по транспортным средствам, обеспечи­вается возможность своевременной оплаты проезда. При наруше­ниях регулярности движения происходит переполнение салона транспортных средств, снижение доходов и рентабельности мар­шрута. Неравномерная загрузка вызывает серьезные колебания за­трат времени на посадку и высадку пассажиров, что в свою очередь создает задержки подвижного состава на остановках, нарушается установленный режим работы, повышается расход топлива (элек­троэнергии), снижается скорость сообщения и безопасность дви­жения. Поэтому достижение высокой регулярности движения явля­ется одной из наиболее существенных задач службы организации перевозок транспортных объединений и предприятий.

Регулярность движения транспортных средств на маршруте оп­ределяется коэффициентом регулярности

Л.-*^. (9-2)

Япл

где /?ф - количество фактически выполненных рейсов;

/?фбр- число рейсов, выполненных с нарушением расписания;

/?пл- плановое количество рейсов, заложенное в расписании.

Регулярность же движения определяется в процентном выра­жении:

р = - Ф. 100%. (9.3)

д Е>

Япл

Допуски возможных отклонений от расписания устанавливают­ся дифференцировано в зависимости от интервала движения, сложности и протяженности маршрута и т. д. Некоторые транс­портные объединения вводят дифференцированную систему опла­ты в зависимости от достижения плановой регулярности движения.

Диспетчерское руководство на городском пассажирском транспорте включает в себя весь комплекс работ по подготовке и организации выпуска подвижного состава на линию, непосредст­венному управлению их движением на маршрутах и своевремен­ному возвращению в транспортные предприятия.

Диспетчерское руководство подразделяется на внутрипарковое и линейное.

Внутрипарковое предусматривает: контроль за подготовкой к выпуску; подготовку документации на выпуск; организацию своевременного выпуска и контроль времени выезда на линию; контроль и учет времени возвращения.

Линейное руководство включает в себя: оперативный постоян­ный контроль за соблюдением каждым транспортным средством маршрутного расписания; регулирование движения; восстановле­ние нарушенного движения; рациональное использование резерв­ного подвижного состава; координацию движения различных ви­дов транспорта; осуществление мер по оперативному регулирова­нию движения; принятие мер по оказанию технической помощи; подготовку суточной отчетности.

Как было отмечено ранее, для централизованного управления работой подвижного состава при территориальных органах управ­ления (логистических центрах) и крупных транспортных предпри­ятиях создаются объединенные диспетчерские службы. Организа­ционная структура и штатная численность аппарата пассажирской диспетчерской службы (логистических центров) устанавливается для каждого населенного пункта по суточному объему перевозок в целом по городу в зависимости от протяженности и конфигура­ции маршрутной сети, числа транспортных предприятий, количе­ства подвижного состава на линии, а также методов обработки и анализа информации о работе подвижного состава.

Работа диспетчерских служб строится по трем основным на­правлениям: сбор информации, организация контроля за движени­ем подвижного состава и управление перевозочным процессом. Информация, поступающая с линии, является исходным материа­лом для организации управления и регулирования перевозок пас­сажиров. С целью отыскания рациональных и обоснованных реше­ний, направленных на совершенствование перевозочного процесса, технологический процесс должен предусматривать различные ме­тоды контроля за работой подвижного состава, позволяющие иметь достоверную информацию. Контролю подвергается выпуск под­вижного состава на линию и время его работы, выполненное число рейсов, регулярность движения, простой на линии, качество пере­возки пассажиров и безопасность движения. Поступающая инфор­мация направляется в соответствующие подразделения для анали­за и принятия необходимых решений по управлению процессом перевозок.

Организация работы автобусного отделения диспетчерской службы предусматривает различные методы управления по обес­печению регулярной работы автобусов в целом по обслуживаемо­му району, которыми пользуются в зависимости от оперативной обстановки и особенностей работы автобусов на каждом маршруте. Всего насчитывается десять таких методов.

1. Ввод автобуса в расписание за счет повышения скорости со­общения. Этот метод (в целях безопасности) допускается только в том случае, если опоздание автобуса составляет не более 5 % времени рейса.

2. Задержка автобуса на конечных остановках.

3. Ввод автобуса в расписание за счет снижения скорости со­общения.

4. Увеличение интервала отправления двух смежных автобусов с конечных остановок при выбытии одного автобуса с маршрута.

5. Отправление автобуса по оперативному интервалу при вы­бытии двух и более автобусов маршрута. В этом случае диспетчер устанавливает для всех автобусов данного маршрута новый интер­вал, определяемый отношением времени оборота к фактическому числу автобусов, оставшихся на маршруте.

6. Отправление автобусов в укороченный рейс. Этим методом пользуются в случаях превышения времени возможного нагона в оче­редном рейсе.

7. Сокращение отстоя на конечных остановках, но не более времени, необходимого водителю для обеспечения безопасной ра­боты на маршруте.

8. Использование резервных автобусов с целью замены выбыв­ших или в случаях резкого увеличения пассажиропотока.

9. Отправление автобусов по измененному направлению.

10. Переключение автобусов с одного маршрута на другой.

При организации движения автобусов на пригородных и меж­дугородных маршрутах управление работой затруднено. Диспетче­ризация на таких маршрутах осуществляется по принципу террито­риального обеспечения, т. е. только на участках маршрутов, прохо­дящих в зоне действия регионального центра. Диспетчерское управление движением организуется и выполняется, как правило, аппаратом диспетчеров объединений автовокзалов и автостанций. Поскольку маршруты и перегоны имеют значительную протяжен­ность и автобусы продолжительное время находятся в рейсе, дис­петчерский контроль и управление движением их осуществляется как по маршрутам в целом, так и по перегонам. Основными зада­чами диспетчерского управления движением автобусов в этом слу­чае являются:

контроль за своевременным прибытием и отправлением авто­бусов по каждому предусмотренному расписанием остановочному пункту, регулярностью движения;

оформление документации;

прием и отправление автобусов в рейс;

управление движением автобусов на маршруте с целью ликви­дации отклонений от расписания и восстановления нарушенного движения;

перераспределение автобусов и использование резерва; слежение за колебаниями спроса на перевозки и своевременная передача информации о серьезных изменениях пассажиропотоков; оказание технической помощи;

передача сведений о наличии свободных мест и времени от­правления автобусов.

Отправление автобуса в рейс производит дежурный диспетчер по посадке, который проверяет соответствие наличия пассажиров в автобусе ведомости продажи билетов. После отправления автобу­са диспетчер сообщает на ближайший остановочный пункт факти­ческое время его отправления и наличие свободных мест. В случае задержки автобуса более чем на 20 мин диспетчер обязан сообщить об этом на следующий остановочный пункт, а при опоздании более часа - по всему маршруту.

Эффективное управление движением легковых автомобилей- такси в городах возможно при его централизации в виде таксомо­торного отделения логистического центра или центральной дис­петчерской станции.

Диспетчерское управление работой автомобилей-такси должно обеспечивать: своевременный выпуск на линию автомобилей-такси согласно разработанным и утвержденным графикам выпуска; цен­трализованный прием и своевременное исполнение предваритель­ных заказов на автомобили-такси; централизованное регулирова­ние рассредоточением свободных автомобилей-такси по районам города и стоянкам в зависимости от фактического спроса на таксо­моторные перевозки.

Технологический процесс централизованного управления дви­жением автомобилей-такси состоит из трех подсистем: информа­ции, контроля и регулирования. Таксомоторное отделение, исполь­зуя в работе информацию, поступающую от линейных диспетчеров таксомоторных стоянок, разъездных диспетчеров, водителей ра­диофицированных такси, пассажиров, а также АТП и объединений, как правило, обеспечивает достаточно полное удовлетворение спроса на таксомоторные перевозки и контроль за работой такси на линии. Во многом качественное и своевременное обслуживание ав­томобилями-такси зависит от уровня и организации контроля за их работой. На основании данных контроля и поступающей информа­ции диспетчерский аппарат таксомоторного отделения логистиче­ского центра ЦДС осуществляет оперативное управление работой такси на линии. Основным принципом диспетчерского управления является обеспечение максимально полного соответствия распре­деления свободных автомобилей-такси по времени и территории города фактическому спросу на таксомоторные перевозки.

Руководство таксомоторными перевозками существенно облег­чается при оборудовании автомобилей-такси радиопереговорными устройствами. Водитель радиофицированного такси и диспетчер логистического центра ЦДС поддерживают между собой прямую радиотелефонную связь. Диспетчер передает водителю заказ на выполнение перевозки пассажиров, одновременно сообщая по те­лефону клиенту государственный номер автомобиля-такси и район его вызова. О выполнении перевозки по заказу водитель информи­рует диспетчера. При отсутствии заказов такси работает в обычном режиме. Водители нерадиофицированных такси получают указания от диспетчеров логистического центра ЦДС через линейных и разъ­ездных диспетчеров, а также на телефонизированных таксомотор­ных стоянках.

Непрерывный рост численности городского населения и в связи с этим расширение городской транспортной сети, повышение ин­тенсивности движения городского транспорта и рост объемов пе­ревозок приводят к значительному усложнению процессов управ­ления пассажирскими перевозками. Успешное решение этой задачи невозможно без широкого применения технических средств кон­троля и управления движением, включая ЭВМ и внедрения интел­лектуальных транспортных систем: системы приоритетного дви­жения на светофорах; системы определения местонахождения транспортного средства; системы автоматического учета пассажи­ров; системы автоматического сбора платы за проезд и др.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: