История России. 10 класс.
Урок 1-2
Тема урока. Появление человека на территории Восточной Европы
Развитие человека в эпоху первобытности
Период | Отличительные признаки | Причины изменений |
Палеолит (2, 6 мл. лет назад – 10 тыс. лет до н.э.) | Раннеродовая община.( присваивающей деятельности ) Матриархат. Жилища: пещеры, шалаши,землянки. Занятия: загонная охота. Орудия труда: рубила, скребки, остроконечники, костяные проколки. Зарождение религии, искусства Движение на территорию современной России шло из Центральной Европы и из Южной Азии. Стоянки: на Дону, Оке, Каме, Десне, Урале, Енисее, Ангаре, Лене | Период оледенения (100-30 тыс. лет назад) Граница ледника: Среднее течение Днепра и Дона |
Мезолит (15 – 6 тыс. до н.э.) | Родовая община ( развитое охотничье-собирательское хозяйство ) (выделение старейшин и военных вождей), формирование племен.Период матриархата. Занятия: охота,собирательство, рыболовство, приручение собаки,, начало межобщинного обмена. Орудия труда: лук и стрелы, наконечники копий, тонкие ножи (копьеметалка, развитие микролитической каменной техники). Полуосёдлый образ жизни. Искусство: Скульптуры(богини- прародительницы рода, звери), рисунки на стенах пещер-святилищ, украшения. Освоение Северной Европы, Северной Сибири, Америки | Изменение климата (таяние ледника - рубеж 13-12 тысячелетия), изобретение лука |
Неолит (8 – 3 тыс. до н.э.) Энеолит (4 – 3 тыс. лет до н.э.) | Позднеродовая община (родовая знать,коллективный труд, родовая (коллективная) собственность). Переход к патриархату Производящее хозяйство. Орудия труда: каменные топоры, тесла, долота, мотыги, серпы, зернотерки и др., колесо Оформление религиозных представлений, развитие знаний о природе, развитие искусства Стоянки: от берегов Белого и Балтийского морей до Приазовья и Северного Кавказа. | Неолитическая революция (переход от присваивающего хозяйства к производящему) |
Основные черты первобытности:
1.примитивные орудия труда,
2. зависимость человека от природы,
3. коллективный труд,
4.совместное ведение хозяйства,
5.общественная форма собственности,
6.относительно уравнительное распределение продуктов труда между членами общины, 7.отсутствие государств
Сравнительная характеристика матриархата и патриархата
Вопросы для сравнения | Матриархат | Патриархат |
Положение женщины | Доминирующее: глава рода, хранительница традиций, обычаев, религиозных культов, участвует в общественной жизни и принятии решений | Подчиненное: преимущественно занимается домашней работой |
Положение мужчины | Равно-подчиненное | Доминирующее: глава рода, основная сфера деятельности — производство |
Принцип наследования | По женской линии | По мужской линии |
Время возникновения | Раннеродовая община | Этап разложения родоплеменных отношений |
Тип брака | Парный — семья не составляет экономической ячейки, легкорасторжимый | Моногамия — единобрачие |
Формирование народов
В период неолита зародились первые государства:
- Междуречье (Тигр и Евфрат)
- Египет (Нил)
- Индия (Инд)
- + в бронзовом веке Китай (Хуанхэ)
Медленнее шло развитие на Юге Европы и совсем медленно на севере и востоке этого континента. Жители этих мест отставали от обитателей Юга во всем.
Различия в развитии человечества повлияли на формирование отдельных больших групп людей.
Угро-финский народ- северо-восток Европы, в Зауралье, Западной Сибири
На Кавказе – Кавказские народы.
Дополнительный материал
В эпоху раннего палеолита идет процесс антропогенеза – возникновения и развития «человека разумного». Человек выделился из животного царства благодаря труду, систематическому изготовлению орудий труда. В процессе трудовой деятельности совершенствовалась человеческая рука, появилась и стала развиваться речь. Первыми предками человека, которые вступили на долгий путь развития, были обезьяны – австралопитеки
В конце раннего палеолита, около 100 тыс. лет тому назад, появился неандертальский человек. Неандертальцы научились добывать огонь, что было огромным завоеванием формирующегося человечества. У них, по всей видимости, появились уже первые зачатки идеологических представлений. Встречаются захоронения, в которых тела умерших ориентированы по линии восток‑запад.
Влияние оледенения на развитие человека 100-30 тыс. до н.э. – ледниковый период Вызов окружающей среды: как выжить в подобных условиях?
1. Использование огня
2. Пещеры, землянки стали жилищем
3. Использование шкур животных
4. Появление раннеродовой общины (организации людей, связанных кровным родством)
5. Зарождение религиозных верований
В позднем палеолите (40‑35 тыс. лет тому назад) формируется человек современного типа (кроманьонский человек). Эти люди уже значительно усовершенствовали технику изготовления каменных орудий: они становятся гораздо более разнообразными, иногда миниатюрными Появляется метательное копье, что значительно повысило эффективность охоты. Зарождается искусство. Магическим целям служила наскальная живопись.
Женщина в палеолите – глава рода, хранительница традиций, обычаев, религиозных культов, она участвует в общественной жизни и принятии решений Матриархат.
Рубеж 13-12 тыс. до н.э. – ледник стал отступать
Неолит – новый каменный век. Неолитическая революция - переход человеческих общин от присваивающей экономики охотников и собирателей к производящей - сельскому хозяйству, основанному на земледелии и/или животноводстве (10 тыс. л.н.) В неолите было освоено изготовление керамики, еще лепной, без гончарного круга. Освоено было и ткачество. Изобретена лодка и было положено начало судоходству. Переход к патриархату.
Вывод: На основе полученных данных школьники могут сделать вывод о том, что неолитическая революция позволила племенам стать более мобильными и приспосабливаться к неблагоприятным условиям окружающей среды.
Неолитическая революция.
Предпосылки неолитической революции:
1.изменение климата в конце ледникового периода;
2. совершенствование техники изготовления орудий труда;
3.окультуривание диких растений и приручение животных.
В период неолитической революции были заложены материальные и духовные основы человеческого общества. Завершается она победой железных орудий над каменными, земледелия над собирательством, оседлого образа жизни над кочевым, патриархата над матриархатом, а также разделением культуры на духовную и материальную, возникновением государства, городской цивилизации и архитектуры, письменности, разложением общинного строя и социальной дифференциацией общества. Неолитическая революция создала предпосылки зарождения цивилизации: заканчивается предыстория, начинается история.